Урок русского языка во втором классе «Однокоренные слова»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

Класс: 2 «Б»

Программа «Школа России»

Тема урока: Однокоренные слова

Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных), с помощью использования информационно-коммуникационных технологий.

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие умения работать с информацией;

  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности - умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

  • развитие умения использовать различные способы поиска информации;

  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

  • формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);

  • формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;

  • формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД);

  • развитие навыков работы со информационно-коммуникационными технологиями (нетбук, интерактивная доска);

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

  • овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)

  • Инструкционные карты, информационные листы, листы самооценки, заготовки для эмоциональной оценки («волшебные линеечки» Г. Цукермана);

  • Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»;

  • Проектор, интерактивная доска, компьютер;

  • Нетбуки для индивидуальной и парной работы;

  • Листки с тестами для КОД (контрольно-оценочной деятельности).



Содержание учебного материала


Этап урока

Время, мин

Цель

Методы и приёмы

работы

Содержание взаимодействия с учащимися


1



Организационный

этап

1

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Ф

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

2

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

Словарно-орфографическая работа.

7

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.


Наблюдение, проблемная ситуация.

Ф

На интерактивной доске изображены слова

круж…во

..рех

р… цепт

м… нета

н… деля

леб… дь
- Какое задание можно предложить к этим словам? (Вставить пропущенные буквы.)
- Какие буквы нужно вставить в эти слова?
- Как убедиться в том, что вы правы? (Проверить написание этих слов по словарю.)
- Записать слова, подчеркнуть орфограммы.
- Можно ли проверить написание этих слов? Почему? (Написание нужно запомнить.)

3

Минутка чистописания.

5

Наблюдение

Ф

1) - Составьте и запишите цепочки из букв, которые вставили в слова.
еоеоее оееоее …
2) - Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчеркнуты? Что заметили? (Если их соединить, то получится слово.)
- Какое это слово? Запишите его. (Корень.)
- Назовите грамматические признаки слова корень.
- Что такое корень?
- Какие значения имеет это слово? Что о нем можно сказать? (Это слово многозначное.)

4

Работа над темой.

11

Подведение детей к самостоятельному выводу.


Проверка понимания способа действия.

Наблюдение, работа с текстом (сравнение)


Доказательство

Ф,

П


Ф

Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?
- Что мы называем корнем слова?
-О чем будем говорить сегодня на уроке?
Запись на доске:
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Лось, лоскут, лосенок,
Горный, горка, городок,
Пес, песочный и песок.

Где слова родные (однокоренные)?

Коллективное выполнение упражнения.
- Назовите и выпишите однокоренные слова.

(Как-то много лет назад

Посадили дивный сад

Не был этот сад фруктовым

Был он только словом.

Это слово, слово - корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло -

Стало много новым слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод

Иль садовник к нам идёт.

Очень - очень интересно

Погулять в саду словесном !
- Почему вы так считаете?
- К какой части речи относится каждое слово?
- Выделите корень в словах.
- Что заметили?
- От какого корня образовались слова: рассада, посадки, садовод, садовник.

- Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково)

5

Первичное закрепление нового материала.

Выявление однокоренных слов.

7

Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова.

Самостоятельная работа, рефлексия, контроль, работа на нетбуке.

Г,

П,

И

Г,

П

На листах Игра «Выбери пару».

Соединить пары однокоренных слов.
- Какими частями речи являются эти слова? (работа на нетбуках с использованием локальной сети).

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и ежонком,

Чиж с чижихой и чижонком,

Стриж с стрижихой и

стрижонком.

Разбежались кто куда,

Приведи-ка их сюда!

Работа с учебником (№85, стр 53)

6

Психофизическая тренировка.

1

Релаксация.

П

Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше.

7

Гимнастика для глаз.

1

Снятие усталости с глаз.

Просмотр презентации

Ф

Мультимедийная презентация.

8

Самопроверка

3

Игра «Редактор», диктовка, самопроверка, самооценка.

Г,

И

Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.

У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________.

Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики.

9

Подведение итогов

2

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

Рефлексия, контроль, интерактивная игра «Суета».

Г,

Ф,

П

Игра «Суета».

Больной, больница, большой.

Путь, дорога, путник.

Вода, река, водяной.

Часовщик, час, часть.

Работа с использованием локальной сети.


10

Заключительный этап и рефлексия.

КОД (контрольно-оценочная деятельность)

1

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний.

Рефлексия, КОД

Ф

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Работа с листом самооценки, и «Волшебными линеечками» Г. Цукермана









ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Организационный

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Формирование умения слушать и слышать.

Проверяют свою готовность к уроку.

Нацеливание на успешную деятельность.

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

Словарно-орфографическая работа.

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока.

Дописывают на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием.

Постановка и решение проблемы

Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма.

Умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Формулируют тему и задачу урока

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Минутка чистописания.

Указывает объект наблюдения

Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания.

Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Производят самооценку своей деятельности.

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Работа над темой.

Организует подводящий диалог, уточняет правило

Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. выделяют корни.

Делают вывод.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Обсуждают в паре.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова.

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Проверка понимания способа действия.

Дает образец короткого доказательства

Объясняют написания слов

Выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства

Делают выводы.

Составление плана и последовательности действий.

Первичное закрепление нового материала.

Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями

По очереди соединяют слова, доказывая.

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств.

Один человек объясняет решение группы у доски.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Производят взаимопроверку, рефлексию.

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Выявление однокоренных слов.

Помещает слова
на доску.

Читают хором с учебника, находят однокоренные слова. Объясняют, как их узнали.

Построение логической цепи рассуждений.

Психофизическая тренировка.

Организация психофизической тренировки

Выполняют упражнение для релаксации

Умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Гимнастика для глаз.

Организует выполнение гимнастики для глаз.

Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации.

Самопроверка Диктует слова Записывают слова, сверяют с записями
на доске, - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


Производят предварительную оценку работы. ставят констатирующую оценку умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Подведение итогов

Задает вопросы
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется
на следующие уроки

Проговаривают по плану новые знания

Выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования.

Высказывают свои впечатления от урока

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников.

Делают предположения

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

Заключительный этап и рефлексия.

КОД (контрольно-оценочная деятельность)

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроки русского языка

Получают позитивный настрой от урока

оценка - осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль;

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач


© 2010-2022