• Преподавателю
  • Начальные классы
  • План-конспект урока окружающего мира во 2 классе, I четверть, УМК: Школа 2100 (авт. учебника А. А. Вахрушев) Тема урока: Земля имеет форму шара

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе, I четверть, УМК: Школа 2100 (авт. учебника А. А. Вахрушев) Тема урока: Земля имеет форму шара

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гарайшина Ирина Непесовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ№22» г. Октябрьский Республики Башкортостан,

электронный адрес [email protected]


Краткая аннотация урока. Данный урок ориентирован преимущественно на усвоение новых знаний, понятий. В нём дается ответ на вопрос какую форму имеет планета Земля. Познавательная программа по окружающему миру «Мир природы» наглядно демонстрирует изучаемую тему урока, способствует более полному освоению нового материала. В течение всего урока используется интерактивные формы обучения, направленные на то, чтобы ученик научился самостоятельно мыслить, искать нужную информацию. Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации делает его насыщенным, содержательным и красочным.

План-конспект урока окружающего мира

во 2 классе, I четверть,

УМК: Школа 2100 (авт. учебника А.А.Вахрушев) Тема урока: Земля имеет форму шара. Цели урока: обратить внимание на факты, свидетельствующие о том, что Земля - огромный шар

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием «горизонт», с уменьшенной моделью Земли - глобусом, краткой историей первого кругосветного путешествия Ф. Магеллана.

Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника; формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации; умения делать сравнение, обобщение, выводы; умения работать и взаимодействовать в парах.

Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивать желание познавать новое.

Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент:

В начале урока учитель с помощью выполнения простых упражнений

снимает у детей излишнее напряжение и создает доброжелательную,

рабочую обстановку в классе.


Ребята, добрый день! Очень рада снова видеть вас на уроке «Окружающего мира». Перед началом урока давайте сделаем наклон назад с глубоким вдохом, а потом выпрямимся, руки поднимем вверх, сделаем наклон вперед и глубокий выдох. Повторим это упражнение еще 2 раза. Ученики выполняют упражнение и занимают свои места. (Напряжение снято - можно приступать к учебной деятельности).

2. Проверка домашнего задания:


Слайд 2 Учитель организует фронтальную проверку д/з в разгадывании кроссворда. -Какое «ключевое» слово у нас получилось?


Отгадывают кроссворд



Земля

3. Актуализация знаний постановка проблемы


- Какую форму имеет Земля?

- Но Земля - очень большой предмет.

Разве вы видите его перед собой?

- А если выйти на улицу

и внимательно посмотреть,

можно увидеть подтверждение

этой версии? Что мы увидим?

- Какие факты об этом свидетельствуют? Слайд 3 - Какую тему мы сегодня будем обсуждать? Назови цели урока. А Всегда ли люди считали, что Земля - это шар? - Слайд 4 - Посмотрите фрагмент, как древние мудрецы высказывали предположения о форме Земли. Правы ли были древние мудрецы? Почему? - Слайд 5 Правильные сведения о Земле и ее форме появились не сразу, не в одно время и одном месте. Наша сегодняшняя цель: найти доказательства того, что Земля имеет форму шара.

Форму шара




Предположения детей











Просматривают фрагмент «Представление о форме Земли в древности.» Учащиеся обсуждают материал.

4. Изучение нового материала

Фронтальная и индивидуальная работа


Проверка гипотез. 1. Вид Земли из космоса. Слайд 6 - Вы совершенно правы. Одним из доказательств являются снимки Земли из космоса.
Слайд 7 - Давайте вспомним, что нам известно об этом. Кто совершил первый полет в космос?
- Первый космический полет длился всего 108 минут или 1час 48 минут. Во время этого полета Ю. Гагарин облетел вокруг Земли всего один раз. Сейчас космические корабли облетают Землю быстрее. А вот первые снимки нашей планеты из космоса, сделанные человеком. - Итак, первое доказательство.


Просматривают фрагмент «Демонстрация шарообразной формы Земли»:

- вид Земли из космоса. Движение

космического корабля вокруг Земли.

Участие детей в беседе.

Рассказ из личного опыта.

Работа по учебнику «Наша планета Земля»,

ч. 1, стр. 26




- Снимки с космоса. Слайд 8

Физминутка. Игра «Ракета»

2. Исчезновение удаляющихся предметов за линией горизонта.

- Но ведь доказательства о шарообразности Земли люди получили задолго до первых космических полетов, путешествуя по суше и воде. Отправляясь в дальние путешествия, они хотели дойти до «края» Земли. Как вы думаете, удалось это им или нет?

- Давайте познакомимся ещё с одним доказательством. Сейчас вам предстоит прочитать текст учебника. Слайд 9

- Что называют линией горизонта, или просто горизонтом?

- Можно ли дойти до горизонта? Слайд 10


Слайд 11

- Что видит наблюдатель в подзорную трубу, встречая корабль?

- Совершенно верно. Земля своей выпуклостью закрывает корабль. Это же подтверждают рассказы моряков о том, что когда корабль уходит в море, то берег как бы погружается в море - сначала береговая полоса, потом скрываются небольшие по высоте объекты, самыми последними исчезают самые высокие (дома, горы и т.д.) - Кто раньше увидит подплывающий корабль: тот, кто находится на берегу или тот, кто на маяке? - Как изменяется вид местности при подъеме в гору? - Итак, что же является вторым доказательством шарообразности Земли?

Предположения детей









- Не удалось

Учащиеся самостоятельно читают текст, делая пометки, затем коллективно их обсуждают.

Просматривают фрагмент

Го Горизонт

Участие детей в беседе.

- Сначала он видит только флаг корабля, затем, при приближении корабля становятся видны мачты и, сам корабль




- Исчезновение удаляющихся предметов за линией горизонта

3. Лунное затмение.

Проведем опыт.

Подумайте, как можно изобразить лунное затмение с помощью 3 учащихся.

- Лунное затмение случается, когда Солнце, Земля и Луна находятся на одной линии. Почему в этот момент Луна не видна жителям Земли?

- Прочитаем об этом в учебнике на с. 30.

Слайд 12

Вывод: Земля заслоняет Луну от солнечного света и бросает на нее свою тень. А тень от Земли - круглая! Значит Земля - тоже шар, но еще больший, чем Луна.


Работа в группе.

1 ученик - Луна (мяч)

2 ученик - Земля (глобус)

3 ученик - Солнце (фонарик)




- Изредка Луна на небе принимает необычную форму, а потом и вовсе пропадает из виду. Это - лунное затмение. Земля заслоняет Луну от солнечного света и бросает на неё свою тень. А тень от Земли - круглая! Значит Земля - тоже шар, но ещё больший, чем Луна.


4. Кругосветные путешествия мореплавателей. Слайд 13 - Одним из доказательств мы с вами назвали кругосветные путешествия моряков. Что вам об этом известно? - В морское путешествие из Испании отправилось 5 небольших кораблей. Вел эту эскадру мореплаватель адмирал Магеллан. Это длилось почти 3 года. Оно было очень тяжелым, и назад вернулся только один корабль. На его палубе было 18 человек. Экспедиция Магеллана, обойдя вокруг Земли, подтвердила, что Земля - шар. - Почему путешествие Магеллана назвали кругосветным? Таким образом, испанцы открыли западный путь к Азии и Островам Пряностей. Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.




Рассказ из личного опыта.










- Потому что Магеллан проплыл по всему Земному шару, а т. к. Земля имеет форму шара, то, отплыв с запада его экспедиция вернулась на Родину с восточного побережья. 5. Знакомство с глобусом. Слайд 14 - Еще до плавания Магеллана ученые, считавшие, что Земля - шар, придумали глобус. Как вы думаете, что такое «глобус»?

- Как вы думаете, почему первые глобусы отличались от того, который есть у нас в классе?




Предположения детей


5. Итог урока: Слайд 15 - Пользуясь итоговым слайдом составьте вопросы, которые вы могли бы задать при повторении сегодняшней темы на следующем уроке. - Помните, что мы можем задавать вопросы, на которые можно ответить «Да-нет», и есть вопросы, требующие рассуждений.

  • кто...
  • что...
  • когда...
  • мог ли...
  • как звали...
  • было ли...
  • согласны ли вы..
  • верно ли, что…
  • дайте объяснение, почему...
  • почему вы думаете...
  • почему вы считаете...
  • предположите, что будет, если...

Учащиеся выполняют задания в парах, затем коллективно обсуждают составленные вопросы.

5 обучающихся проходят тест «Проверь себя», созданный в программе MyTestX.


Работа с тестом- программой MyTestX.

Тест - программа предназначена для проверки знаний учащихся.

Проверяют правильность выполненного теста.

6. Рефлексия:

    повторил

    запомнил

    Я узнал

    удивился

    горжусь

    7. Домашнее задание Рабочая тетрадь, с. 9 задания №1-3.


    8. Выставление отметок.




    © 2010-2022