Лес - природное сообщество (информационная карта урока, рабочие материалы для ученика)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лес как природное сообщество.

Информационная карта урока


Модуль «Природа нашего края» Урок 5. «Лес как природное сообщество»


Целеполагание для ученика

Целеполагание для учителя


  1. Знать названия не менее 10 растений, 10 животных и 10 грибов подмосковных лесов.

  2. Понимать значение связей между членами лесного сообщества и уметь рассказать о них.

  3. Знать правила поведения в лесу и уметь их выполнять.


Воспитательные цели

  • Научить детей бережному отношению к лесу.

  • Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы.

Развивающие цели:

  • Развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы.

  • Развитие метапредметных УУД - анализа, синтеза, логического мышления.

Предметные цели:

  • Раскрыть и объяснить связи между членами лесного сообщества.

  • Организовать групповую работу по моделированию леса как лесного сообщества.

  • Помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу.


Опорные понятия

Новые понятия, термины


Животные (хищники, травоядные), растения, грибы.




Цепи питания и другие виды взаимосвязи между членами сообщества.

Природное сообщество.

Этапы урока, форма,

краткое содержание

Дидактическое оснащение

Деятельность учащихся, рефлексия

Организационный этап. Знакомство, План урока.

3 мин.

Слайд1, рабочие материалы

Анализ рабочих материалов, активное слушание.

  1. Актуализация знаний

Заполнение таблицы

5 мин.

Слайды 2-4, рабочие материалы

Зрительный диктант, заполнение таблицы, устные ответы при проверке.

Динамическая пауза (разминка для глаз) 3 мин (Слайд 5)

  1. Введение новых понятий: взаимосвязи между обитателями леса, цепи, природное сообщество.

8 минут

Слайды 5-6, рабочие материалы

Устные ответы детей, фронтальная работа.

  1. Проектная работа «Лесное сообщество» в группах

7 мин.

Листы бумаги А3, клей, лото, фломастеры.

Работа в группах

4. Составление правил поведения в лесу.

5 мин.

Слайд 7, рабочие материалы

Фронтальная работа

5. Подведение итогов.

3 мин

6. Релаксация - призовая игра

3 мин

Слайд 8, рабочие материалы

Хоровое пение

7. Домашнее задание

3 мин

Рабочие материалы

Рассматривание кроссвордов


Ход урока.

Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. Прослушайте вступление к уроку и определите его тему. (Звучит начало «Лесных сказок»

Дети формулируют тему урока. На доске открывается тема.

Сегодняшний урок окружающего мира мы проведем в виде игры (компьютерной, если используется презентация). В нашей игре 4 этапа. Их названия есть в ваших рабочих материалах. Рассмотрите их, пожалуйста. Итак, отправляемся в путь.

Актуализация знаний.

Как называется 1 этап?

Посмотрите на картинки и запишите в три столбика названия лесных обитателей. (Учитель демонстрирует около 20 картинок с изображением членов лесного сообщества - растения, грибы, животные.(В компьютерной презентации учитель дает на просмотр каждой картинки примерно5 секунд)

Проверка в устной форме или с экрана.

животные

Косуля

Комар

Сова

Муравей

Волк

Еж

Уж

Лягушка

Лось

растения

Мхи

Ландыш

Земляника

Папоротник

Сосна

Ежевика

Колокольчик

Грибы

Бледная поганка Белый гриб

Мухомор

Лисички

Физминутка для отдыха глаз. (При использовании презентации на слайде схема)

Давайте погуляем по лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны! Если я называю птицу - вы поднимаете глаза вверх, если деревья и кустарники - смотрите по сторонам. Если я называю грибы, вы смотрите под ноги. Но я расставила вам ловушки. Если услышите название животного или растения, которое в лесу не встретишь - закрывайте крепко глаза. Кукушка, липа, лисичка, дрозд, малина, клест, опенок, крокодил, сова, ежевика, верблюд. Молодцы, все справились с заданием! Садитесь на свои места.

Работа над новым материалом.

Мы переходим к следующему этапу игры. Он называется…. (Лесные цепочки)

Эпиграфом к этому этапу взят один из законов экологии, сформулированный американским ученым Барри Коммонером: «Все связано со всем»

Я предлагаю вам проверить этот закон на примере. Попробуйте связать землянику и лису в единую цепочку. Они явно не связаны напрямую. Это значит, что надо вставить промежуточные звенья. (В зависимости от уровня подготовки детей, учитель сам объясняет взаимосвязи в природе или их формулируют дети. В качестве наводящих вопросов на уроке были использованы рисунки-схемы)

Вместе с учителем дети выясняют, что землянику едят слизни, а их ежики, а ежей - лисы. (Лиса - главный враг ежа. Она закатывает его в воду, где еж разворачивается)

В рабочие материалы занесите цепочку, составленную коллективно.

Попробуйте самостоятельно найти связи между лесными жителями. (На экране слайд или на доску помещаются несколько картинок (например, дуб, волк, кабан, птица, гриб, бабочка)

В ходе фронтальной работы дети проводят линии-связи.

Закрепление материала. (С элементами проектной деятельности)

Работа в группах.

На 3 этапе игры мы будем работать в группах. Перед вами листы, а в конвертах - картинки с лесными обитателями. Наклейте их на листы и проведите линии-связи. Сделайте вывод. (Все связано со всем.. Все друг другу нужны. Нет лишних. Все живут сообща. Поэтому лес называют природным сообществом.) Вывод запишите в рабочие материалы.

Этап применения знаний.

На 4 этапе учитель дает детям утверждение: «Лес - прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. НИЧТО и НИКТО не может уничтожить ЛЕС ...» Так ли это? Кто может уничтожить лес? (Дети приходят к выводу, что человек.)

Как же должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе?

Какие вы знаете правила? (Составляются правила поведения в лесу на основании опорных картинок или наоборот - по сформулированным правилам в группах рисуются картинки и вывешиваются на доску.)

Подведение итогов( В виде фронтальной беседы):

Что запомнили?

Что узнали нового?

Что было самым интересным?

После подведения итогов учитель предлагает детям текст песни про природу. Если отсутствует музыкальное сопровождение, можно прочитать стихи.

Домашнее задание.


Домашнее задание.


Попробуй решить эти кроссворды. Если не знаешь каких-то названий, посоветуйся с друзьями и родителями, загляни в справочники, определители, энциклопедии.

л


к

б

к

о

с

и

в

д

е

р

е

в

ь

я

л

е

с

а











о



л


в

б

в

о

м

р

г

р

и

б

ы

в

л

е

с

у








Рабочие материалы к уроку

Первый уровень «Кто в лесочке живет?»

Животные

Растения

Грибы














Второй уровень «Лесные цепочки»

Земляника лиса

Третий уровень «Лес - природное сообщество»

Лес - это





Четвертый уровень «Царь природы»


  1. Не сбивай ногой даже несъедобные ______________. Они не только являются лекарством для некоторых животных, но и участвуют в разложении растительных остатков, срастаются с ________________ деревьев и помогают им в питании.

  2. Не лови и не уноси домой _________________________________________________.

  3. Не разоряй ______________________________________________________________.

  4. Самый страшный враг леса ________. После _____________ лес будет медленно вымирать. Не уходите из леса, не затушив ______________.

  5. Береги ____________________!

Человек! Ты царь природы!

О тебе веду я речь.

Можешь ты помочь живому,

Иль на гибель всех обречь.

Помоги траве родиться,

Белкам жить, а рекам - течь.

Ты на свете самый главный.

Значит должен всех беречь!

Мир не прост, совсем не прост.

Нельзя в нем скрыться от бурь и от гроз.

В нем есть деревья, и есть цветы,

Есть еще, есть еще ты!..

Есть в нем совы, есть соловей.

Есть в нем и бабочка, и муравей.

И есть медведи, есть кроты,

Есть еще, есть еще ты!..

Припев:

Все, что в этом мире живет,

Все, что дышит, любит, поет,

Все, что мы природой зовем

Пусть живет, пусть живет в сердце твоем (2 раза)

5


© 2010-2022