- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа и КТП кружка «Я-гражданин России»
Рабочая программа и КТП кружка «Я-гражданин России»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Уралёва Т.М. |
Дата | 05.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка.
Программа курса «Я- гражданин России» духовно-нравственного направления разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов на основе авторской программы внеурочной деятельности Чутко Н.Я. сборник Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова Сост. Е.Н. Петрова. - Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.год.
Воспитательный компонент ФГОС НОО 2009 года ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.
Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я - моя страна - мой мир».
Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом. «Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы»1.
Предложенная программа предназначена для учащихся 3-4 классов и основана на содержании учебников-хрестоматий Н.Я. Чутко «Я - гражданин России». В программе широко представлены примеры нравственного поведения, как из прошлой, так и настоящей жизни нашей страны. Сказочно-мифологические, историко-литературные и документальные материалы, включенные в доступный детскому восприятию авторский текст, толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстрации - все это формирует у школьников начальные историко-обществоведческие знания (на уровне представлений), помогает детям почувствовать сопричастность к нашей истории и сегодняшнему дню России.
Цель курса: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.
Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в курсе «Я - гражданин России» конкретизируют постановка и решение следующих задач:
-
содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
-
оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
- обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;
- создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.
Кружок «В мире книг» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 68 ч для детей 9-11 лет.
Ценностные ориентиры содержания программы
Содержание учебных пособий «Я - гражданин России» построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на Земле, помогают осознать значимость ключевых событий и явлений отечественной и всемирной истории.
Учебное пособие для 3 класса углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее территории, природном богатстве, национальном и религиозном разнообразии народов России и особенностях народных традиций, обычаев, наших праздниках. Уже в начале курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности.
Внеурочные занятия в начальных классах школы - уникальная возможность для содержательного и неформального общения детей между собой. Этому способствует организация коллективных обсуждений прочитанного, увиденного, услышанного, диспуты; решение проблемных ситуаций; анализ выступлений и докладов; познавательные игры; выполнение различных групповых заданий. Таким образом, школьники приобретают коммуникативные навыки, учатся дискутировать, работать сообща. Они овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.
Сроки реализации программы.
3 класс 1 час в неделю - 34 часа, 4 класс 1 час в неделю - 34 часа. Всего68 часов.
Формы организации внеурочной деятельности.
Реализация программы предполагает разнообразие внеурочной деятельности детей. Необходим творческий подход учителя к организации содержательного общения детей с учетом их потребностей и сложившихся условий. Желательно сочетать проблемно-ценностное общение, которое затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, ее ценностей, смысла, и досуговое общение, отличающееся большей свободой выбора содержания взаимодействия. Это сочетание вносит разнообразие и в формы проведения занятий: этические беседы, дебаты, тематические диспуты, дискуссии, концерт, инсценировка, «огоньки», былинный пир, театральный капустник, ярмарка.
2. Тематический план программы:
№
Наименование разделов, тем
Всего часов
Количество часов
Хар-ка деят. учащихся
1кл
2кл
3кл
4кл
Аудиторные
Внеаудитор
ные
Аудиторные
Внеаудитор
ные
Аудиторные
Внеаудитор
ные
Аудиторные
Внеаудитор
ные
Без прошлого нет настоящего и будущего.
8
-
-
-
-
8
-
-
-
ориентироваться в историческом времени;
определять на карте границы и крупные города России;
рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта.
анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.
Как далёкая Россия становится близкой.
7
-
-
-
-
7
-
-
-
Россия и мир.
10
-
-
-
-
8
2
-
-
Заключение.
2
-
-
-
-
1
-
1
-
Введение.
1
-
-
-
-
-
--
-
1
Древняя Русь.
7
-
-
-
-
-
-
7
-
Московское государство.
Московское государство.
7
7
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
5
5
2
2
Российская империя.
5
-
-
-
-
-
-
4
1
Россия в 19 веке.
5
-
-
-
-
-
-
4
1
20-21 век. История и современность.
8
-
-
-
-
-
-
4
4
Итого
68 ч
-
-
-
-
31
3
25
9
-
Содержание программы.
3 класс Я - моя страна - мой мир (34 часа)
Раздел I. Я живу в России (8 часов)
Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство - люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина.
Москва - столица России. История Москвы. Образ столицы в литературе и живописи.
Россия - многонациональное государство. Язык межнационального общения.
Народы России. История народов России. Татары. Якуты. Особенности национального характера в сказках. Общее и особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах).
Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах).
Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах).
Понятия: столица, Конституция, расовые признаки, язык, культура.
Раздел II. Без прошлого нет настоящего и будущего (8 часов)
Человек - самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Уроки прошлого. История и предыстория.
Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Представления древних славян, древних греков, библейские представления.
Понятия: социальное, существо, религия, Библия, антрополог, неандертальцы, кроманьонцы, летнее солнцестояние.
Раздел III. Как далекая Россия становится близкой (7 часов)
Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Обычаи и традиции. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Календарь.
Понятия: археология, общество, мавзолей, саркофаг, барельеф, этнография, Троица, масленица, Святки, фольклор, талисман, летопись, олимпиада, эра.
Раздел IV. Россия и мир (10 часов)
Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля - наш общий дом. «Семь чудес света»: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк. «Чудеса света» (искусство, наука, культура - на примере России и ряда других стран).
Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.
Понятия: чудеса света, папирус, пилоны, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка.
Заключение. Россия - моя Родина (1 час)
4 класс
Мое настоящее и далекое прошлое
(34 часа)
Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история? (1 час)
Раздел I. Древняя Русь (7 часов)
Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах, Ярослав Мудрый.
Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (на отдельных примерах).
Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-та-тар.
Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Понятия: славяне, варяги, князь, дружина, печенеги, половцы, кириллица, дань, кумир, усобица, иго, Золотая орда, вече, ярлык.
Раздел II. Московское государство (7 часов)
Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства. Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров.
Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.З. Минин и Д.М. Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина. Крепостное право. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII веке.
Понятия: царь, митрополит, помещики, казак, холоп, ополчение, сотник, дворяне.
Раздел III. Российская империя (5 часов)
Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета.
Послепетровская Россия. Российская империя при Екатерине II. Деятельность М.В. Ломоносова. А.В. Суворов: наука побеждать. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Культура России.
Понятия: реформа, регулярная армия, манифест, Эрмитаж.
Раздел IV. Россия в XIX веке (5 часов)
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года. Николай I и декабристы.
Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Жизнь, быт и культура России.
Понятия: Отечественная война, генеральное сражение, фельдмаршал, амнистия, тайное общество.
Раздел V. XX-XXI века. История и современность (8 часов)
Конец Российской империи. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР.
Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла.
Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. К.Э. Циолковский. Культура России.
Новая Россия - государственное устройство (Российская Федерация). Государственные символы (герб, флаг, гимн).
Понятия: конституция, президент, правительство, Федеральное собрание.
Заключение (1 час)
4.Предполагаемые результаты реализации программы.
Обучащийся научится:
- понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
-
ориентироваться в историческом времени;
-
определять на карте границы и крупные города России;
-
рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
-
различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
-
уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
- уважительно относиться к защитникам Родины;
-
читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
-
различать художественную и научно-популярную литературу;
- анализировать ответы товарищей;
- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучащийся получит возможность научиться:
-
понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
-
приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
-
различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
-
анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
-
на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
-
уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.
5.Формы контроля.
-
- викторины;
-
-праздники;
-
-конкурсы;
-
-выставки;
-
-проект;
-
-творческие работы;
-
дебаты,
-
тематические диспуты,
-
дискуссии,
-
концерт,
-
инсценировка,
6.Описание материально-технического обеспечения программы:
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.
Количество.
1.Библиотечный фонд.
1.
Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Я - моя страна - мой мир): учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.
Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Мое настоящее и мое далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.
Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я - гражданин России». 3 класс. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров»,
2004.
Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические рекомендации к курсу «Я - гражданин России». 4 класс. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2008.
Справочная литература, энциклопедии.
2.Экранно-звуковые пособия.
4.
Учебный диск.
1
3.Оборудование кабинетов.
5.
Компьютер.
1
6.
Принтер.
1
7.
Мультимедийное устройство.
1
8.
Интерактивная доска.
1