- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кротова Е.С. |
Дата | 05.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Танайковская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании Заместитель директора Директор школы
ШМО учителей по ВР _____ Рыжанкина М.В. _________ Шилкин С.И.
начальных классов
Протокол №____
от 29 августа 2014 г.
Руководитель ШМО
_________________
Рабочая программа
на 2014-2015 учебный год
Предмет: окружающий мир
Класс: 1
Учитель: Кротова Елена Станиславовна,
квалификационная категория - первая
2014
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю -66 ч (33 учебные недели).
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств предоставления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нравственный долг каждого человека.
Тематическое планирование по окружающему миру
Тема
Кол - во часов Введение
2ч.
Раздел «Что и кто?»
20ч.
Раздел «Как, откуда и куда?»
12ч.
Раздел «Где и когда?»
11ч.
Раздел «Почему и зачем?»
21ч.
Всего
66ч.
№ урока | Дата | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Изучаемые понятия | Характеристика деятельности | Оборудо-вание | Примечание |
|
| Введение | 2ч |
|
|
|
|
1 | 2.09 | Вводный урок: «Задавайте вопросы». | 1 | Условные знаки учебника Правила поведения в школе, на уроке | Учащиеся осваивают первоначальные умения: - задавать вопросы; - вступать в учебный диалог; - пользоваться условными обозначениями учебника; - различать способы и средства познания окружающего мира; - оценивать результаты своей работы на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Рисунок Муравья Вопросика и Мудрой Черепахи
|
|
2 | 2.09 | Экскурсия «Что такое наша школа». | 1 |
| |||
|
| Что и кто? | 20ч |
| |
|
|
3 | 5.09 | Что такое Родина? | 1 | Родина, Россия, столица Москва, Малая родина, народы
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей; - рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства; -рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; -узнавать достопримечательности столицы; - работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей - своих сверстников; - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Карта Российской Федерации, Символы (герб, гимн, флаг), Электронное приложение к учебнику
|
|
4 | 9.09 | Что мы знаем о народах России? | 1 |
| |||
5 | 12.09 | Что мы знаем о Москве? | 1 |
| |||
6 | 16.09 | Проект «Моя малая родина» | 1 |
| |||
7 | 19.09 | Что у нас над головой? | 1 | Звезды, созвездия, Солнце, Части растений | - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; - практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть; - работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать части растения, осуществлять самопроверку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
8 | 23.09 | Что у нас под ногами? | 1 |
| |||
9 | 26.09 | Что общего у разных растений? | 1 |
| |||
10 | 30.09 | Что растет на подоконнике? | 1 |
| |||
11 | 3.10 | Что растет на клумбе? | 1 |
| |||
12 | 7.10 | Что это за листья? | 1 |
| |||
13 | 10.10 | Что такое хвоинки? | 1 |
| |||
14 | 14.10 | Кто такие насекомые? | 1 | Части тела насекомого, рыбы, птицы, зверя | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; - практическая работа: исследовать строение, насекомого, рыбы, птицы, зверя; - работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку; - описывать насекомого, рыбу, птицу, зверя по плану; - сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, Карточки с заданиями, Электронное приложение к учебнику
|
|
15 | 17.10 | Кто такие рыбы? | 1 |
| |||
16 | 21.10 | Кто такие птицы? | 1 |
| |||
17 | 24.10 | Кто такие звери? | 1 |
| |||
18 | 28.10 | Что окружает нас дома? | 1 | Предметы быта, устройство компьютера, опасные предметы, планета Земля | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать назначение бытовых предметов; - находить на рисунке предметы определённых групп; - работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку; - приводить примеры предметов разных групп; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
19 | 31.10 | Что умеет компьютер? | 1 |
| |||
20 | 11.11 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 |
| |||
21 | 14.11 | На что похожа наша планета? | 1 |
| |||
22 | 18.11 | Обобщение по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина». | 1 |
| - фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; - находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; - Выполнять тестовые задания учебника; иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - составлять устный рассказ; - выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Презентации учеников
|
|
|
| Как, откуда и куда? | 12ч |
|
|
|
|
23 | 21.11 | Как живет семья? Проект «Моя семья». | 1 | Семья, фамилия, имя, отчество | - Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить; - рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; - называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; - рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; - оценивать значение семьи для человека и общества. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: - отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; - интервьюировать членов семьи; - оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; - составлять экспозицию выставки; - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
24 | 25.11 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | Вода опыт очистка | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - прослеживать по рисунку-схеме путь воды; - обсуждать необходимость экономии воды; - выяснять опасность употребления загрязнённой воды; - практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;
| Рабочая тетрадь, цветные карандаши, колба, фильтр Электронное приложение к учебнику
|
|
25 | 28.11 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | Электричество экономия электроэнергии | - отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; - запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; - анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии; | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
26 | 2.12 | Как путешествует письмо? | 1 | Почта, письмо, открытка, бандероль, посылка
| - наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; - работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку; - различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку; | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
27 | 5.12 | Куда текут реки? | 1 | Река, море, части реки, морская вода | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; - сравнивать реку и море; - различать пресную и морскую воду; - практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды; - отвечать на итоговые вопросы | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
28 | 9.12 | Откуда берутся снег и лед? | 1 | Снег, лед, снежинки | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов; - наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
29 | 12.12 | Как живут растения? | 1 | Части растения, правила ухода | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; - прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; - формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений; - практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
30 | 16.12 | Как живут животные? | 1 | Животные живого уголка | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; - работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; - практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка; - оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
31 | 19.12 | Как зимой помочь птицам? | 1 | Кормушка, подкормка | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; - обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; - практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм; - запомнить правила подкормки птиц; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
32 | 23.12 | Откуда берется и куда девается мусор? | 1 | Мусор, способы утилизации | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; - обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
33 | 26.12 | Откуда в снежках грязь? | 1 | Снеговая вода, грязь, окружающая среда | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; - обсуждать источники появления загрязнений в снеге; - формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
34 | 30.12 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «моя семья» | 1 |
| - Выполнять тестовые задания учебника; - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся
| Презентации проекта, рабочая тетрадь и учебник |
|
|
| Где и когда? | 11ч |
|
|
|
|
35 | 16.01 | Когда учиться интересно? | 1 | Школа, класс, | В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: - фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д. - коллективно составлять рассказ о школе и классе; - презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); - оформлять фотовыставку; - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
36 | 20.01 | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 |
| |||
37 | 23.01 | Когда придет суббота? | 1 | Дни недели: понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; - работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; - называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, карточки с заданиями, Электронное приложение к учебнику
|
|
38 | 27.01 | Когда наступит лето? | 1 | Времена года: лето осень зима весна месяцы | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года; - называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; - работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; - наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, цветные фишки, Электронное приложение к учебнику
|
|
39 | 30.01 | Где живут белые медведи? | 1 | Глобус Северный Ледовитый океан Антарктида | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; - рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; - приводить примеры животных холодных районов; - устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
40 | 3.02 | Где живут слоны? | 1 | Глобус, экватор
| - Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить; - практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку; - работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации; - приводить примеры животных жарких районов; - устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
41 | 6.02 | Где зимуют птицы? | 1 | Зимующие перелетные птицы зимовка | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек; - работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц; - объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, цветные фишки, Электронное приложение к учебнику
|
|
42 | 10.02 | Когда появилась одежда? | 1 | Одежда, мода, национальный костюм | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; - отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; - работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
43 | 13.02 | Когда изобрели велосипед? | 1 | Части велосипеда (руль, сиденье, педаль, колесо и т.д.) правила безопасности | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сравнивать старинные и современные велосипеды; - работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; - обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; - запомнить правила безопасной езды на велосипеде; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
44 | 24.02 | Когда ты станешь взрослым? | 1 | Возраст, взрослый, профессия, поступок | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; - определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; - работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием; - рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
45 | 27.02 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта Мой класс и моя школа». | 1 |
| - Выполнять тестовые задания учебника; - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Презентации, проекты детей |
|
|
| Почему и зачем? | 21ч |
|
|
|
|
46 | 3.03 | Почему Солнце светит днем, а звезды ночью? | 1 | Солнце, звезда, звездное небо, Луна | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; - работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд - работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, за изменениями внешнего вида Луны,находить на нём созвездие Льва; - анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; - моделировать из пластилина форму Луны; - рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, осуществлять самопроверку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
47 | 6.03 | Почему Луна бывает разной? | 1 |
| |||
48 | 10.03 | Почему идет дождь и дует ветер? | 1 | Явления природы: дождь, ветер | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - наблюдать за дождями и ветром; - работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра; осуществлять самопроверку; - сочинять и рассказывать сказку по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
49 | 13.03 | Почему звенит звонок? | 1 | Звук, звонок, правила безопасности | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира; - обсуждать, почему и как следует беречь уши; - высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку; - сочинять и рассказывать сказку по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
50 | 17.03 | Почему радуга разноцветная? | 1 | Радуга, цвет, последовательность | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; - запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; - работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
51 | 20.03 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | Домашние питомцы, правила ухода за животными | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); - обсуждать наше отношение к домашним питомцам; - рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: - наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; - фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; - составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; - презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); - оформлять фотовыставку; - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
52 | 1.04 | Проект «Мои домашние питомцы». | 1 |
| |||
53 | 7.04 | Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | Лесные обитатели, правила поведения на лугу и в лесу | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, - устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника; - сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; - определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса; - объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину; - работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку; - оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей - формулировать правила поведения в природе; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
54 | 10.04 | Почему в лесу нужно соблюдать тишину? | 1 |
| |||
55 | 14.04 | Зачем мы спим ночью? | 1 | Правила здорового сна, витамины, предметы личной гигиены | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сравнивать рисунки учебника, делать выводы; - работать в паре: рассказывать, осуществлять взаимопроверку; - определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе; - различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку; - работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; - запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов; - обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, - отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; - формулировать основные правила гигиены; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
56 | 17.04 | Почему нужно есть много фруктов и овощей? | 1 |
| |||
57 | 21.04 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? |
|
| |||
58 | 24.04 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | Телефон, телевизор, информация экстренная помощь | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - различать средства связи и средства массовой информации; - рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; - объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; - работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники); - обсуждать назначение Интернета; - моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
59 | 28.04 | Зачем нужны автомобили? | 1 | Устройство автомобиля, назначение | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - классифицировать автомобили и объяснять их назначение; - работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; - использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания; - сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
60 | 5.05 | Зачем нужны поезда? | 1 | Назначение поездов, железная дорога | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - классифицировать поезда в зависимости от их назначения; - работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; - использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
61 | 8.05 | Зачем строят корабли? | 1 | Назначение корабля, устройство | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - классифицировать корабли в зависимости от их назначения; - работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля, проводить самопроверку и взаимопроверку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику |
|
62 | 12.05 | Зачем строят самолеты? | 1 | Виды самолетов, устройство | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; - рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; - работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта, проводить самопроверку и взаимопроверку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения нa уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
63 | 19.05 15.05 | Почему в автомобиле, поезде, самолете, на корабле нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | Транспорт, правила безопаснос-ти | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках; - обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте; - работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; в автобусе, троллейбусе, трамвае; - участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
64 | 22.05 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | Космос, экипировка | - участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
|
65 | 26.05 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | Природа, экология | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; - работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять самопроверку; - моделировать экипировку космонавта; - участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»; - приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой; - оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
66 | 29.05 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы». | 1 |
| - Выполнять тестовые задания учебника; - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Рабочая тетрадь, цветные карандаши, Электронное приложение к учебнику
|
|
Материально - техническое обеспечение образовательного процесса:
Печатные издания:
1. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы Москва Просвещение 2011
2. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2ч. М: Просвещение 2012
3. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс.- М.: ВАКО, 2012.
4. А. А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2ч.
М.: Просвещение, 2012
Электронные учебные пособия:
Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,1 класс
(Диск CD-ROM)
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
1. Классная доска
2. Магнитная доска.
3.Персональный компьютер с принтером..
4. Мультимедийный проектор.
5. Интерактивная доска
Оборудование класса 1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев. 2. Стол учительский с тумбой. 3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.