Конспект урока по математике

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по математикеУрок математики в 3-м классе по программе «Перспектива» по теме "Вычитание суммы из числа"

Ивачева Светлана Владимировна,

учитель начальных классов

Цели урока:

  1. Познакомить с правилом вычитания суммы из числа.

  2. Учить использовать это правило для рационализации вычислений.

  3. Тренировать вычислительные навыки, развивать умение решать задачи.

  4. Развивать логическое и творческое мышление.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел уже школьный звонок,
Он позвал всех нас на урок.
Будьте все внимательны,
А ещё старательны.
Будем сегодня задачи решать,
Будем складывать и вычитать.

- Запишем в тетради дату, классная работа.

2. Актуализация знаний.

а) Игра «Звездопад».

- Ребята, вы видели, как падают с неба звёзды?

- Как называется такое явление? (Звездопад.)

- А что делают люди, увидевшие падающую звезду? (Загадывают желание.)

- Посмотрите, сколько звёзд сегодня упало в наш класс!

На доске звёзды, на которых записаны числа:

15, 27, 23, 4, 12, 85, 7, 96.

- Всем хватит, чтобы загадать желание. Но у нас урок математики, поэтому начнём со счёта.

- На какие группы можно разделить все числа?

- По какому признаку? (Однозначные, двузначные.)

- Назовите числа в порядке возрастания. (4, 12, 15, 23, 27, 85, 96.)

- Найдите разность самой старшей и самой младшей звезды. (92.)

- Дайте информацию о числе 92. (Это двузначное число, в нём 9 десятков, 2 единицы, его соседи 91 и 93, сумма цифр 11.)

- Пропишите число 92 красиво и правильно всю строку.

б) - А вот мерцают две большие звезды (на стене в классе).

- О чём они сигналят? Что на них написано? (Выражения.)

На звёздах записи: 1) а+в 2) в+а

7+23 11+89

- Какие бывают выражения? (Числовые и буквенные.)

- Прочитайте буквенные выражения (а + в, в + а.)

- О чём они рассказывают? (Показывают переместительное свойство сложения.)

- Прочитайте числовые выражения. (7 + 23, 11 + 89.)

- Вычислите их значения, применив переместительное свойство сложения. (1человек работает у доски)

- Для чего мы меняем местами слагаемые? (Для удобства вычислений.)

в) Космонавты отправились в полёт. К конечному пункту они летели 2 недели, а обратно 14 дней. Объясните такую разницу? (2 недели = 14 дней.)

г) - А сейчас решим задачу разными способами (на доске с обратной стороны):

Малышу и Карлсону надо нарисовать на ночном небе 86 звёздочек. Малыш нарисовал 36 звёзд, а Карлсон 45. Сколько звёздочек им осталось нарисовать на звёздном небе?

- О чём эта задача?

- Что известно? Что это? (Целое.)

- Что ещё известно? Что это? (Части.)

- Какая схема подойдёт к этой задаче? (Первая.)

Конспект урока по математике

- Почему? (Надо найти часть.)

- Заполните схему и решите задачу в тетради.( 1 человек у доски)

- Как же узнать, сколько осталось нарисовать звёзд? (86 - 36 - 45.)

- А как по-другому? (86 - (36 + 45).)

- Сравните выражения. Что в них общего? (Одинаковые числа.)

- Чем отличаются? (В первом сначала вычитаем 1 часть, затем другую; во втором из числа вычитаем сумму чисел 36 и 45.)

- Чему равно значение каждого выражения? (5.)

- Сколько звездочек осталось нарисовать Малышу и Карлсону? (5.)

3. Постановка цели урока.

- Загорелась ещё одна звезда. Что это?

На звезде написано: -

+

( )

- Что написано на звезде? (Знаки и скобки.)

- Для чего они нам нужны?

- Что знаете о знаке минус? (Используем при вычитании.)

- Для чего служат скобки? Как меняется программа, если меняются скобки? (Меняется порядок действий.)

Предположение: наверное, эти знаки помогут нам на уроке.

Постановка проблемы.

- Запишите следующее выражение: 87 - (7 + 15).

- Как удобнее вычесть из числа 87 сумму чисел 7 и 15?

- Из 87 сначала надо вычесть 7, а затем вычесть ещё 15. Получается 65.

- Мы изменили порядок действий. Правильно ли мы поступили?

- Давайте исследуем это выражение, заменив числа буквами:

а - (в + с) а - в - с.

- Сравним их.

- Проблема: равны ли они? (Ученики дают разные ответы.)

- Кто сформулирует цель нашего урока? (Выяснить, равны ли выражения а - (в + с) и а - в - с.

- Зачем нам это надо? (Чтобы научиться рационально: легко и быстро выполнять вычисления.)

4. Открытие нового знания.

На доске записи :

  • 87 - (7+15) = 87 - 22 = 65;

  • 87 - (7 + 15) = 87 - 7 - 15 = 65;

  • 87 - 15 - 7 = 65.

- Сравните выражения.

(Рассуждая, приходим к выводу, что значения данных выражений равны.)

- Чему равно значение 1 выражения?

- Чему равно значение второго выражения? 3 выражения?

- Какой вывод можно сделать?

- Как можно вычесть сумму из числа? ( 1.Сначала вычислить сумму; 2. Вычесть 1 слагаемое, а потом второе; 3. Вычесть 2 слагаемое, а потом первое).

Учебник на стр. 46. - Прочитайте вывод по учебнику, как можно вычесть сумму из числа.

5. Первичное закрепление.

№1, стр. 47.

- Выполнить задание у доски

№2, стр. 47.самостоятельно, проверка при помощи сигналов.

Учащиеся записывают в тетради выражения:



  • (94 - 38) - 42;

  • 94 - (38 + 42).

- Сравните выражения. Чем похожи? Чем отличаются?

- Как удобнее считать? (Удобнее из числа вычесть сумму.)

94 - (38 + 42) = 94 - 80 = 14.

6. Физкультурная минутка.

7. Повторение изученного.

Решение задачи №3, стр. 47.

Решите задачу удобным способом.

- А сейчас решим примеры удобным способом.

На партах некоторых учеников лежат примеры на карточках (перевёрнутые). Ученики по очереди выбирают пример, пишут его на доске и объясняют его решение удобным способом:

68 - (28 + 4)

54- (34 + 9)

89 - (5 + 49)

27 - (7 +16)

8. Творческая работа.

- Вспомните, что такое периметр. (Сумма длин всех сторон.)

- Угадайте, о какой фигуре я говорю и найдите её и покажите рукой (геометрические фигуры: треугольник, квадрат и прямоугольник расположены в углах класса под потолком).



  1. Для вычисления периметра этой фигуры достаточно одного измерения. (Квадрат.)

  2. Для вычисления периметра этой фигуры достаточно знать 2 измерения. (Прямоугольник.)

  3. Для вычисления периметра этой фигуры достаточно знать 3 измерения. (Треугольник.)

- А в каком случае достаточно знать одну сторону треугольника? (Когда отреуголник равносторонний.)

- 1 ряд находит периметр треугольника по одному измерению - 5 см.

- 2 ряд находит периметр квадрата с этим же измерением стороны - 5 см.

- 3 ряд находит периметр прямоугольника, имея 2 измерения - 5 см и 1 см.

Проверка.

- Молодцы, ребята!

9. Итог урока.

- Какое правило мы узнали сегодня на уроке?

- Как можно вычесть сумму из числа?

- А сейчас закройте глаза. Загадайте желание, положите на парту ладонь. Представьте, что смотрите на космическое небо.

Учитель включает космическую музыку.

- Если сейчас на ладонь вам упадёт звезда, то желание исполнится.

Каждый ученик получает звёздочку.

- Спасибо за урок.




© 2010-2022