Внеурочная деятельность Путешествие по этикету

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение:

Дубенцовская средняя общеобразовательная школа







Рассмотрена Утверждена

Руководитель ШМО Директор школы

______________ _________

Протокол от 28.08.2014 Приказ от 29.08.2014

№ 1 № 205





Рабочая программа для 3 класса

внеурочной деятельности

по духовно -нравственному направлению

«Путешествие по стране этикета»









РЕКОМЕНДОВАНА Разработал :

к утверждению на заседании учитель начальных классов

педагогического совета Редичкина Г.В.

протокол от 29.08.2014 №1 I категории

Пояснительная записка

  1. Нормативно- правовой базой программы внеурочной деятельности являются :

  2. - Федеральный закон « Об образованииРФ»;

  3. -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  4. - Письмо Департамента общего образования Минобразования РФ от 12.05.2011 № 03-296 « Об организации внеурочной деятелтьности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  5. -Сан Пин 2.4.4.1251-03 Санитарно-эпидемиологического требования к учреждениям дополнительного образования детей»;

  6. -Сан-пин 2.4.22821-10 « Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организациям обучения в общеобразовательных учреждениях» ;

  7. -Приказ МО РО от 20.07.2012 № 668 « Об утверждениях Примерного регионального положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовской области»

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 3класс - 31час в год. В соответствии с учебным планом, расписанием и графиком календарем ОУ на 2014- 2015 учебный год программа составлена на 31 час в год.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.И.Шемшуриной. "Этические диалоги с детьми 2 - 4 классов" в помощь учителю. Москва 2006. Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.

Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.

Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.

Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.

Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.

Программа курса внеурочной деятельности «Путешествие в страну этики и этикета» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним.

Как же добиться того, чтобы знания, полученные в школе, помогали детям в жизни.

Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где дети комплексно используют свои знания.

Актуальность курса.

Включение в педагогическую систему образования предмета «Путешествие в страну этикета» как мощного педагогического инструмента нравственного влияния на развивающуюся личность школьника продиктовано сегодня самой жизнью.

Жизненный опыт показывает, что отказ от морали в конечном счете пагубно сказывается на самой жизни. Следствием бездействия моральных факторов в обществе сегодня становится его криминализация, разгул террористических акций, бесправие, коррупция, человеческое бессилие, страх.

Закономерно, что в нарушении морали - предпосылки дальнейшего размывания ценностных ориентиров в обществе, государстве, поскольку обязательна тесная взаимосвязь этических норм и практических деяний как отдельного человека, так и общества в целом.

Уроки этики в школе создают благоприятную обстановку для формирования личности как субъекта деятельности и отношений.

Целью образовательной программы «Путешествие в страну этикета» является привитие учащимся первых классов элементарных понятий добра и зла, понятий справедливости, нравственности и морали.

Для реализации данной цели перед педагогом стоит ряд задач, а именно:

1. Познакомить детей с правилами вежливости и хороших манер.

2. Рассмотреть различные категории этики.

3 Привить им умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами как в обществе, так и дома.

4. Сформировать потребность понимать другого и уважать его позицию.

5. Научить детей уважать себя.

6. Воспитать стремление быть порядочными людьми, что предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.

Учитель способен убедить детей, что истинное призвание человека - радость творческого труда, сострадание ближним, справедливое решение возникающих проблем, жизнь по совести, что добро и справедливость, честь и благородство во все времена почитались разными народами мира. А зло не перестает быть злом, даже если оно временно торжествует.

Основными методами реализации программы являются приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

Общая характеристика курса.

Курс «Путешествие в страну этикета» ориентирован на специфику возрастных категорий школьников и призван донести до разума учащихся не только содержательную сторону этических понятий, но и историю возникновения и развития этической мысли и общечеловеческих норм морали, а также правил этикета.

Предмет «Путешествие в страну этикета» выполняет функцию постепенного погружения детей в мир этических понятий и категорий, овладение основами этикета. Он рассчитан на регулярную (час в неделю) работу с детьми в процессе этических занятий по предлагаемой для 3 класса программе.


Планируемые результаты.

Личностными результатами изучения курса «Путешествие в страну этикета» является формирование следующих умений:

1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения

в школе, дома, на улице, в общественных местах.

6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

7. Адекватно воспринимать оценку учителя.


Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Регулятивные УУД:


1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

5. Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Ожидаемые предметные результаты:

  1. обогащение личного опыта общения детей;

  2. ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

  3. овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

Формы проведения занятий:

  • беседа;

  • сюжетно-ролевая игра;

  • игра-спор;

  • подвижная игра;

  • учебная игра;

  • конкурс;

  • праздник.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Должен знать правила этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой

Ученик должен усвоить сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, интерес, любовь к ближнему, вежливость, самолюбие, себялюбие, грубость, наушничество, подлость, обман, черствость души, щедрость души.

Должен знать, как помочь товарищу в учебе и как принять эту помощь. Должен уметь для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, соблюдать правила дорожного движения. Следить за результатами. Производить мелкий ремонт. Знать состав своей семьи и уметь с ними общаться.

Должен уметь достойно вести себя в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке. Правильно выбирать книгу. Уметь закаливать свой организм.

  • применять "золотое правило нравственности" в повседневной жизни при общении с людьми;

  • овладеть основами вежливого обращения и знакомства с людьми;

  • согласно правилам этикета здороваться и прощаться с людьми;

  • овладеть культурой поведения в школе, семье, на улице, общественном транспорте, в театре;

  • овладеть культурой разговора, искусством спора;

  • использовать в речи вежливые интонации и не допускать использования грубых слов.

Содержание программы.

Содержание курса. Программа состоит из вводной части и четырех разделов, углубляющих и расширяющих знания, представления и опыт нравственного поведения по мере увеличения возраста учащихся.

Основные разделы программы:

  1. этика общения,

  2. этикет;

  3. этика отношений к окружающему;

  4. этика отношений в коллективе.

Воспитательные идеи программы:

  1. Старайся делать добро!

  2. Бойся обидеть человека!

  3. Люби и прощай людей!

  4. Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

  5. Познай мир и себя!

  6. Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям

Содержание программы «Путешествие по стране Этикета»



Раздел 1. Этика общения (7 часов) Тема 1. Если песни петь, с ними веселей. Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? От улыбки станет всем теплей. Тема 2. Добрым жить на белом свете радостно. Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину. Тема 3. Добро творить - себя веселить. Заочное путешествие в выставочный зал. Выставка рисунков о добре. Тема 4. Подумай о других. Беседа о добре, о добрых поступках. Чтение отрывка из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города». Раскрытие правила «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». Тема 5. Подарок коллективу. Урок-сюрприз, урок общения. Тема 6. Делу - время, потехе - час. Объяснение пословицы: «Делу - время, потехе - час». Изготовление значка - вежливость. Работа в группах Тема 7. Чего в другом не любишь, того и сам не делай. Выставка значков для школы вежливости. Разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

Раздел 2. Этикет (8 часов) Тема 8. По правилам этикета. Беседа: «Что такое этикет?» Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека - уважаешь себя». Тема 9. Приглашение к столу. Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие за столом. Разыгрывание сценок, где действующие лица сказочные герои. Игра «Концерт для именинников». Тема 10. Вот школа, дом, где мы живем. Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета. Тема 11. Вот магазин, куда идем. Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций. Тема 12. Дороги, транспорт, пеший путь. Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения. Знакомство с правилами этикета в транспорте. Тема 13 - 14. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть. Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке. Тема 15. В гостях у Вежи. Новогодний праздник.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов) Тема 16. Подари другому радость. Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Составление предложения «Подари другому радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость». Тема 17. От чего зависит настроение. Беседа «От чего зависит настроение». Знакомство с правилами создания хорошего настроения. Тема 18. Не стесняйтесь доброты своей. Подарок Старичку - лесовичку и гномику Пыху. Создание газеты Тема 19. Мой дом - моя семья. Дискуссия на тему: «Какой домик нужно построить гномику Пыху и Старичку - лесовичку». Тема 20. В труде человек хорошеет. Практическое занятие: «Наш общий дом» Тема 21. Все на белом свете солнышкины дети. Путешествие на полянку к Старичку - лесовичку и гномику Пыху. Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев». Тема 22. Поздравляем наших мам. Занятие в виде праздника. Концерт для мам. Выставка рисунков и поделок. Тема 23. Со взрослыми и сверстниками. Фотогаллерея «Мой самый лучший друг». Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом». Советы-пословицы о добре. Добрый совет другу. Тема 24. Цени доверие других. Итоговое занятие по теме «Этика отношений с окружающими». Письмо гномику Пыху и Старичку - лесовичку.

Этика отношений в коллективе (7 часов) Тема 25. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Беседа «Как провели каникулы». Общеколлективная цветопись настроения. Беседа о том, как можно улучшить настроение. Песня «Настоящий друг». Тема 26. Советуем друг другу. Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?» Тема 27. Общее и особенное для мальчиков и девочек. Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов. Тема 28. Поговорил бы кто со мной. Путешествие к дедушке Этикету. Практическая работа по составлению своего разговора. Тема 29. Путешествие по весеннему лесу. Экскурсия в парк, лес, в процессе которой вырабатываются правила поведения в лесу. Тема 30. Подарок коллективу. Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок должен проявить себя. Даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу. Тема 32. Доброта что солнце. Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.

Тематическое планирование



№ п/п

Тема

Количество часов

1

Этика общения.

7 часов

2

Этикет.

8 часов

3

Этические нормы отношений с окружающими.

9 часов

4

Этика отношений в коллективе..

7 часов

Календарно-тематическое планирование

№ Дата Название темы Кол-во часов Форма деятельности

Этика общения. 7ч. (01.09-13.10)

1.1

01.09

Если песни петь, с ними веселей

1 Познавательная беседа. Игра « Поймай ямч»

2.2

09.09

Добрым жить на белом свете радостно

1 Путешествие в сказку. Конкурс рисунков Игра « Ловушка»

3.3

15.09

Добро творить - себя веселить

1 Посещение выставочного зала. Рисунки. Игра « третий лишний»

4.4

22.09

Подумай о других

1 Познавательная беседа. Чтение отрывка из сказки. Инсценирование.

5.5

29.09

Подарок коллективу

1 Урок-сюрприз. Игры- эстафеты

6.6

06.10

Делу - время, потехе - час

1 Работа с пословицами. Практическая работа. Работа в группах. Игра « Поймай меня2

7.7

13.10

Чего в другом не любишь, того и сам не делай

1 Познавательная беседа. Игра» Салки2


Этикет. 8ч. ( 20.10-22.12)

8.1

20.10

По правилам этикета

1 Беседа. Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач. Инсценирование.

9.2

10.11

Приглашение к столу.

1 Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций. Игра « Замри»

10.3

17.11

Вот школа, дом, где мы живем

1 Сценки-миниатюры Игра « Съедобноке, несъедобное»

11.4

24.11

Вот магазин, куда идем

1 Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Посещение магазина . Игра « Гуси- лебеди2

12.5

01.12

Дороги, транспорт, пеший путь

1 Познавательная беседа. Игра. Практическое занятие на улицах города. Игра « совушка»

13.6 14.7

09.12

15.12

Лес, речка, луг, где можно отдохнуть

2 Путешествие на лесную полянку. Игра « день, ночсь»

15.8

22.12

В гостях у Вежи

1 Праздник. Игры- эстафеты.


Этические нормы отношений с окружающими. 9ч.(12.01-16.03)

16.1

12.01

Подари другому радость

1 Познавательная беседа. « Вода, воздух»Игра

17.2

19.01

От чего зависит настроение

1 Познавательная беседа. Игра « Второй лишний»

18.3

26.01

Не стесняйтесь доброты своей

1 Познавательная беседа. Игра» Ловушка»

19.4

02.02

Мой дом - моя семья

1 Дискуссия. Игра « Догони меня»

20.5

09.02

В труде человек хорошеет

1 Познавательная беседа. Практическое занятие. Игра « Медведи во рву»

21.6

16.02

Все на белом свете солнышкины дети

1 Путешествие в сказку. Просмотр мультфильма. Игра « Совушка»

22.7

23.02

Поздравляем наших мам

1 Праздник. Рисунки. Игра « Салки»

23.8

02.03

Со взрослыми и сверстниками

1 Познавательная беседа. Игра. Работа с пословицами.

24.9

16.03

Цени доверие других

1

Познавательная беседа. Путешествие на детский остров.


Этика отношений в коллективе. 7ч.(06.04-25.05)

25.1

06.04

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

1 Познавательная беседа. Игра « Садовник»

26.2

13.04

Советуем друг другу

1 Познавательная беседа. Просмотр отрывка сказки. Игра « Передай мяч»

27.3

20.04

Общее и особенное для мальчиков и девочек

1 Познавательная беседа. Игра « Лови, лови»

28.4

27.04

Поговорил бы кто со мной

1 Путешествие в весенний парк. Практическая работа. Игра « Третий лишний»

29.5

04.05

Путешествие по весеннему лесу

1 Экскурсия. Игры- эстафеты

30.6

18.05

Подарок коллективу

1 Урок - сюрприз. Игры на свежем воздухе.

31.7

25.05

Доброта что солнце

1


Познавательная беседа. Игра» передай другому»




Описание материально- технического обеспечения

  1. Компьютер

  2. Принтер

  3. Музыкальный центр

  4. Экран

  5. Мультимедийный проектор

  6. Телевизор

  7. Мобильный компьютерный класс

  8. Беспроводной микроскоп


Используемая литература:
  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. :Просвещение, 2010.

  2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
  3. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
  4. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
  5. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
  6. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
  7. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
  8. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
  9. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.









17


© 2010-2022