- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по чтению на тему Буква Ь
Конспект урока по чтению на тему Буква Ь
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шатовкина О.Г. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Буква Ь
Цель урока: познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме/
Задачи урока: актуализировать знания детей об изученных звуках и буквах; способе обозначения мягкости согласных; содействовать развитию умений выделять главное, развитию навыков чтения, устной связной речи; воспитывать культуру делового общения, дружбу, интерес к учению. Метапредметные: Личностные УУД:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Формы организации деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Ход урока:
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Настрой на сотрудничество.
Слайд 1
2. Актуализация знаний
Сравнение слов
ЛЮК - ЛУК
МЯЛ - МАЛ
МИЛ - МЫЛ
Способ обозначения мягкости согласных гласными Я Ю Е Ё И
Составление схем
Слайд 2
Слайд 3
3. Введение новых знаний
Сравнение схем слов РИС - РЫСЬ
Чем похожи, чем отличаются?
- Как обозначена мягкость [р]? И
- Как обозначена твёрдость [р]? Ы
- Как обозначить мягкость [с]? ?
Определение «чего не знаю?»
Вывод: Необходимо ввести новый знак для обозначения мягкости согласных.
«Ь»
Мягкий голос,
Мягкий шаг.
Это буква…? (ь)
Сколько звуков в слове РЫСЬ?
- Сколько букв? Сколько звуков?
- Почему так получилось: букв больше, чем звуков? (Ь звука не обозначает)
Мягкий знак - хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Составление схем
Слайд 4
Слайд 5
4. Первичное закрепление
- Вы сейчас вместе с Ь поработаете фокусниками. Слова, которые лежат у вас на столах, превратите в другое слово с помощью Ь.
Мел - мель
Мол - моль
Был - быль
Пыл - пыль
Кон - конь
Галка - галька
Проверка в какое слово превратилось слово, обозначающее:
-
мягкий белый известняк (осадочная горная порода), употребляется в промышленности, для окраски, писания на школьной доске;
-
примыкающее одним концом к берегу оградительное сооружение для защиты порта от морских волн;
-
слово в русском языке, употребляется для обозначения действия в прошедшем времени;
-
сильный жар от огня. Пирожки с пылу, с жару;
-
место, куда в игре надо попасть при броске?
- С каким словом возникли затруднения?
Работа над лексическим значением слов ГАЛКА - ГАЛЬКА
- Сколько букв? Сколько звуков? Почему не одинаково? (Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков)
Вывод: мягкий знак может стоять в середине и в конце слова.
- Какую функцию выполняет мягкий знак?
- А в начале слова может стоять Ь? Почему?
Слайд 6
Слайд 7
Составление схем
Слайд 8
5. Физминутка
Если пишется Ь, то стоим, если не пишется, то присаживаемся.
Пень, соль, письмо, лимон, пальто, ключ, кольцо, тарелка, фея, печка (Вспомнить правописание сочетаний ЧК-ЧН).
Слайд 9
6. Работа по учебнику
Чтение по вариантам. Стихотворения Г. Сапгира
Сравнение слов лоси лось, кони-конь, олени-олень, тюлени-тюлень
Чтение слов в учебнике.
Подсчёт букв и звуков.- Почему так получилось: букв больше, чем звуков? (Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков)
- Где на ленте букв поселить Ь?
Работа по учебнику в парах
Слайд 10
Слайд 11
цор
7. Подведение итогов
- Какие открытия для себя вы сделали сегодня? Что нового узнали? (Ь может стоять в середине и в конце слова, а вначале нет, т. к. не обозначает звука, а только мягкость впередистоящего согласного).
8. Рефлексия
- Оцени себя сам на лестнице знаний и умений.
Слайд 12
Слайд 14