Конспект урока по чтению на тему Буква Ь

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Предмет: чтение (УМК «Гармония») Класс: 1 Учитель: Шатовкина О.Г.



Тема: Буква Ь

Цель урока: познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме/

Задачи урока: актуализировать знания детей об изученных звуках и буквах; способе обозначения мягкости согласных; содействовать развитию умений выделять главное, развитию навыков чтения, устной связной речи; воспитывать культуру делового общения, дружбу, интерес к учению. Метапредметные: Личностные УУД:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Формы организации деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Ход урока:



1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.
Настрой на сотрудничество.

Слайд 1

2. Актуализация знаний

Сравнение слов

ЛЮК - ЛУК
МЯЛ - МАЛ
МИЛ - МЫЛ

Способ обозначения мягкости согласных гласными Я Ю Е Ё И

Составление схем

Слайд 2

Слайд 3

3. Введение новых знаний

Сравнение схем слов РИС - РЫСЬ

Чем похожи, чем отличаются?

- Как обозначена мягкость [р]? И
- Как обозначена твёрдость [р]? Ы
- Как обозначить мягкость [с]? ?
Определение «чего не знаю?»

Вывод: Необходимо ввести новый знак для обозначения мягкости согласных.

«Ь»

Мягкий голос,
Мягкий шаг.
Это буква…? (ь)

Сколько звуков в слове РЫСЬ?
- Сколько букв? Сколько звуков?
- Почему так получилось: букв больше, чем звуков? (Ь звука не обозначает)

Мягкий знак - хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

Составление схем

Слайд 4

Слайд 5

4. Первичное закрепление

- Вы сейчас вместе с Ь поработаете фокусниками. Слова, которые лежат у вас на столах, превратите в другое слово с помощью Ь.

Мел - мель
Мол - моль
Был - быль
Пыл - пыль
Кон - конь
Галка - галька

Проверка в какое слово превратилось слово, обозначающее:

  • мягкий белый известняк (осадочная горная порода), употребляется в промышленности, для окраски, писания на школьной доске;

  • примыкающее одним концом к берегу оградительное сооружение для защиты порта от морских волн;

  • слово в русском языке, употребляется для обозначения действия в прошедшем времени;

  • сильный жар от огня. Пирожки с пылу, с жару;

  • место, куда в игре надо попасть при броске?

- С каким словом возникли затруднения?

Работа над лексическим значением слов ГАЛКА - ГАЛЬКА

- Сколько букв? Сколько звуков? Почему не одинаково? (Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков)

Вывод: мягкий знак может стоять в середине и в конце слова.

- Какую функцию выполняет мягкий знак?
- А в начале слова может стоять Ь? Почему?

Слайд 6

Слайд 7

Составление схем

Слайд 8

5. Физминутка

Если пишется Ь, то стоим, если не пишется, то присаживаемся.
Пень, соль, письмо, лимон, пальто, ключ, кольцо, тарелка, фея, печка (Вспомнить правописание сочетаний ЧК-ЧН).

Слайд 9

6. Работа по учебнику

Чтение по вариантам. Стихотворения Г. Сапгира
Сравнение слов лоси лось, кони-конь, олени-олень, тюлени-тюлень
Чтение слов в учебнике.
Подсчёт букв и звуков.- Почему так получилось: букв больше, чем звуков? (Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков)
- Где на ленте букв поселить Ь?

Работа по учебнику в парах

Слайд 10

Слайд 11

цор

7. Подведение итогов

- Какие открытия для себя вы сделали сегодня? Что нового узнали? (Ь может стоять в середине и в конце слова, а вначале нет, т. к. не обозначает звука, а только мягкость впередистоящего согласного).

8. Рефлексия

- Оцени себя сам на лестнице знаний и умений.

Слайд 12

Слайд 14



© 2010-2022