Конспект урока русского языка для 2 класса Сложные слова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема. Сложные слова с соединительными гласными (2 класс) Цели для учащихся:
  • Понять, что такое «сложные слова», учиться распознавать их в тексте.
  • Уметь составлять сложные слова, используя основы разных слов и буквы соединительных гласных.
  • Уточнять и обогащать словарный запас.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
  • Развивать интерес к русскому языку.
  • Развивать коммуникативные навыки.
Цели для учителя:
  • Познакомить с понятием «сложные слова» и со способом их образования (с соединительной гласной).
  • Развивать орфографическую зоркость при анализе сложных слов.
  • Воспитывать сознание ценности работы в команде, способности к взаимодействию, чувства сплочённости при выполнении общего дела.

Этап урока

Содержание Организационный момент Я рада видеть вас и очень надеюсь, что сегодня у нас будет интересный, познавательный урок. А для этого всем нужно быть активными и внимательными. Повторение состава слов Актуализация знаний














-На предыдущих уроках вы работали над темой «Состав слова». Я предлагаю сегодня продолжить работу над этой темой. А для этого нам необходимо повторить некоторые теоретические сведения. - Поезд иногда называют составом. Железнодорожный состав - это ряд сцепленных вместе вагонов. Он из них состоит. С ним можно сравнить слово. Только оно состоит из ряда сцепленных вместе частичек. -Назовите, из каких частей может состоять слово. -Любое слово несёт на себе смысловую нагрузку, имеет лексическое значение. В какой части оно заключено? Верно, в основе. А что такое основа? -Часть слова без окончания. -Могут ли слова иметь одинаковые корни? -Как такие слова называются? -Приведите примеры. -Я вижу, что вы хорошо разбираетесь в этой теме, а потому не буду вам больше задавать лёгких вопросов. Следующая задачка будет «хитрой». Справитесь? - Запишите слова, распределяя по группам. Рыбалка, улов, рыбка, рыбак, ловля, рыболов, ловушка. Работа над новым материалом -Куда записали слово РЫБОЛОВ? Почему? -Действительно, слово необычное, сложное. Как же быть? А давайте наш сегодняшний урок посвятим таким словам. Наверняка с такими словами вы встретитесь ещё ни раз. Поэтому нужно разобраться, что это за слова, как они «устроены», как их правильно писать. Итак, тема нашего урока… А как же их назвать? Давайте пока оставим только слово ТЕМА, а как только выясним их название, сразу запишем. (На доске появляется слово ТЕМА) -А вот цель нашего урока ясна: понять, что это за слова и как они образованы. -Узнать об этих словах мы можем с помощью учебника - просто взять и прочитать. Могу и я вам всё объяснить. Но мне бы сегодня хотелось предложить вам самим разобраться в том, как устроены эти слова, обратиться к их истокам. Вы принимаете моё предложение? -У кого есть предположения, как такие слова образуются? /Высказывания детей/ /-Что означает слово РЫБОЛОВ? -Для его образования нам понадобилось 2 слова: РЫБА + ЛОВит). -Словам сначала пришлось лишиться своих окончаний: получились две основы. Они «сцепились» как вагончики в составе. Но чтобы «крепче держаться», им понадобилась буква соединительного гласного. В данном случае - О. Соединив, сложив две основы, мы получили новое слово. Как бы его назвали? -Давайте запишем тему урока. А как образовать форму множественного числа? -Верно, достаточно добавить окончание -Ы./ -А кто такие ОЛЕНЕВОДЫ? -Люди, которые разводят оленей. Вы можете объяснить образование этого слова? /-Для образования этого слова потребовалось 2 основы: ОЛЕНЬ и ВОД, окончание Ы и буква соединительного гласного Е/ -Так что же необходимо для образования сложных слов? -Основы разных слов и буквы соединительных гласных. -Это пока только наше предположение, гипотеза. Для того, чтобы она превратилась в истину, нужно подтверждение. Попробуем проверить нашу гипотезу и образовать ещё несколько слов. -Как из двух слов ЛЕС и ПАРК можно образовать новое слово? Верно, ЛЕСОПАРК - это участок леса, который используется как парк. -А как называется ПОСАДКА ЛЕСА? -ЛЕСОПОСАДКА. -Обратите внимание, что во второй части слова мы использовали не только корень, но и приставку с суффиксом, то есть основу целиком. -Как назовём человека, который рубит деревья в лесу? -ЛЕСОРУБ. - А что такое ЛЕСОВОЗ? -Машина для перевозки леса. -Посмотрите на эти слова. Наше предположение подтвердилось? -К сожалению, мы не можем проверить на уроке образование всех сложных слов: их очень много. В Толковом словаре Ефремовой, например, выделено 700 корней, которые могут стоять в начале сложных слов и более 200 корней, которые могут быть конечными частями этих слов. Только представьте, сколько сложных слов из них можно составить! Но я хочу вас уверить в том, что все они «устроены» так, как вы и предполагали. -Делаем вывод о том, какие слова называются сложными? -Слова, образованные из основ разных слов, называют сложными словами. Основы этих слов могут соединяться при помощи букв О или Е./Читаем правило/ -Запомните, соединительной может быть либо буква О, либо Е.
-Автор одного забавного стихотворения попытался составить свои сложные слова, те, что вы не найдёте ни в одном словаре (хотя значение этих слов, мне кажется, вам будет понятно). Вот, что у него получилось.

ПАПОВОЗ

Мы играли в паповоз,

В самый лучший паповоз,

В самый лучший паповоз:

Ехал я, а папа вёз.

Даже вспомнить невозможно,

Сколько видели мы стран…

Вдруг навстречу - знак дорожный:

Осторожно, океан!

Папа, не сбавляя ходу,

Рассекает грудью воду

И - подняв волну, плывёт -

Настоящий папоход!

Из тумана перед нами

Айсберг вырос, как гора…

Папоход взмахнул руками,

Паполёт летит - ура! -О ком это стихотворение? Как мальчик называет папу во время игры? На какие известные вам слова они похожи? -Запишите их (паровоз, пароход, самолёт). Выделите корни и подчеркните букву соединительного гласного. Как называются такие слова? Как назвать одним словом паровоз, пароход, самолёт? Для чего нужны различные виды транспорта?

Физминутка - Я предлагаю вам тоже отправиться в небольшое путешествие, а заодно и отдохнуть. Паровоз кричит: «Ду-ду! Я иду, иду, иду!» А колёса говорят: «Так-так, Так-так!» Мимо горы и леса, А не подняться ль в небеса? Отважный лётчик нас зовёт Пересесть на самолёт! Мах крылом туда, сюда, Полетели! Раз, два. -Какая красота вокруг посмотрите направо, а теперь налево. Вверх, вниз. Как высоко поднялись. Хочется зажмуриться. Закрыли глазки. Считаем до 5. Открыли и быстро поморгали. Снова закрыли. Расслабились. Представили мягкое облако. На нём мы и спускаемся вниз. Открыли глазки. Садитесь.

Самостоятельная работа в группах.


-Итак, вы поняли как образуются сложные слова? Хорошо запомнили? А давайте проверим? Я предлагаю вам выполнить задания на карточках. Работать вы будете в них же. Если у кого-то в команде возникнут затруднения, вы можете обратиться ко мне за помощью. Времени у вас будет не очень много, всего 10 минут. Задание для группы №1. Перед вами толкования слов, взятые из словаря Ожегова. Вам нужно

  • определить, что это слова.
  • написать их (подчеркнуть буквы соединительных гласных).
  • разделить на группы.
1.Аппарат для ТУШЕНИЯ ОГНЯ, пожара. 2.Рабочий, который ЧИСТИТ ТРУБЫ. 3.ЛОВУШКА для МЫШЕЙ. 4.Человек, который РАЗВОДИТ САДЫ. 5.ОПАДАНИЕ ЛИСТЬЕВ у деревьев, кустарников. (дети могут разделить слова на группы разными способами:1 вариант деления на группы - слова с соединительной О или Е;

2 - одушевлённые и неодушевлённые имена существительные) Задание для группы № 2 Вставьте пропущенные буквы. Найдите и подчеркните сложные слова. 1.Целых сорок ножек У сорок . ножки - Вес . ло б . жали По л .сной дорожке. (А.Усачёв)
2.Прыгнул дождик с неб . свода, Очень мокрая п . года… Дети мокрые не плач . т, А по тра . ке мокрой скач . т! (Ю.Мориц)
3.Мой к . тёнок - рыж.спинка. Как назвать его? Рыж . нка. (М.Яснов)
4.Рыб . лов ловил плотву, Сад . вод растил айву, Птиц . лов поймал с .ву, Сладк . ежка съел халву. (П.Синявский)
Задание для группы № 3
1.Образуйте сложные слова, подобрав корень, который может предшествовать любому из слов справа, и букву соединительного гласного:


в о з



к а ч к а
л а з



2.Образуйте сложные слова, подобрав букву соединительного гласного и корень, которому могут предшествовать любые из корней слева:
з в е з д




с н е г


л и с т

3. Из полученных частей составьте новое слово. Объясните, что оно означает? Проверка.
Тест

А.Подчеркните сложные слова: 1.Трудолюбие 2. Ледокол 3. Заколка 4. Мясорубка 5.Хранилище Б.Вставьте пропущенные буквы в слова. 1.Корн.плод 2. Лед.кол 3. Сам.кат 4. Земл.ройка Проверка. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-А сейчас я предлагаю вам вернуться к заданию, которое в начале урока вызвало у нас затруднение. Сколько групп у вас тогда получилось? А теперь, сколько групп бы вы выделили.

Верно, сложные слова составляют отдельную группу. Какую цель мы поставили в начале урока? Мы её достигли? Что осталось непонятным? Какие задания показались наиболее интересными? Как вы оцениваете свою работу? Домашнее задание

- Подобрать (придумать) 10 сложных слов. Используя эти слова, попробуйте составить предложения или небольшой текст.


© 2010-2022