• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Доклад на тему Особенности мыслительной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития. Специфика обучения чтению и письму, грамматике, правописанию и развитию речи

Доклад на тему Особенности мыслительной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития. Специфика обучения чтению и письму, грамматике, правописанию и развитию речи

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ«Новотаволжанская СОШ имени Героя Советского Союза И.П.Серикова Шебекинского района Белгородской области»











ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ, ГРАММАТИКЕ, ПРАВОПИСАНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ.















Учитель: Кальницкая Л.В.





2015 г.

Доклад на тему : «Особенности мыслительной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития. Специфика обучения чтению и письму, грамматике, правописанию и развитию речи.
Учить детей с нарушениями интеллектуального развития очень сложно, потому что для них характерен дефицит любознательности. У таких детей пониженная обучаемость. Мышление предметно-действенное. Заучивать таким детям легче, многократные тренировки способствуют этому, а вот рассказывать своими словами, например правило, такой ребёнок никогда не сможет. Смысловая обработка текста для таких обучающихся очень трудна, не могут озаглавить, не могут пересказать. Инструкцию из двух ступеней никогда не выполнят. Например, прочитай и ответь на вопрос. Сначала первая ступень - прочитай, а затем вторая ступень - ответь на вопрос. У детей с умственной отсталостью страдает аналитико-синтетическая функция мышления. Таким детям очень сложно воображать(отсутствует воображение и фантазия), поэтому им сложно составить рассказ по картинке. Сказать, что видит и придумать действие для них очень трудно, почти нереально. Рисовать такие дети не умеют. Очень беден словарный запас. Самый страдающий процесс у детей с нарушениями интеллектуального развития - внимание. Могут внимание сосредоточить только на одном объекте, и то не на долго. Система общения не налажена, не умеют управлять собственным поведением, неадекватно воспринимают наказание. Такие дети очень быстро устают. Учебная деятельность им не интересна. Как же научить такого ребёнка читать и писать? В обычной школе добукварный период составляет 1 месяц 1-го класса. Добукварный период у детей с нарушениями интеллектуального должен составлять 0 класс(подготовительный) и 1 месяц 1-го класса. В программе специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида выделяется I - подготовительный(пропедевтико-диагностический). Учителя обычных школ, обучая детей по VIII виду, вынуждены пройти этот период в 1-ом классе. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки является одной из важных задач дошкольной подготовки детей с нарушениями интеллектуального развития. Для обучения чтению и письму важно запомнить образы букв(печатных, прописных, заглавных), отличать данную букву от других, основываясь на признаках сходства и различия. Это трудная аналитико-синтетическая деятельность, в основе которой лежит зрительное восприятие, не может успешно осуществляться, если дети не будут к ней подготовлены. Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в общей системе подготовки дошкольника с нарушениями интеллектуального развития к школе, так как у него наблюдается не только отставание развития моторики руки от речевой моторики , как и у детей с нормальным интеллектуальным развитием, но и нарушение моторики, которое требует специальной коррекции. Следует помнить, что длинные мышцы руки развиваются раньше мелких мышц, поэтому следует строить упражнения в такой последовательности, чтобы в начале были больше задействованы именно длинные мышцы(т.е. задания даются на больших листах бумаги и более крупные). Постепенно размер заданных упражнений уменьшается до размера строки. В подготовке к письму букв важно научить ребёнка различать рабочую строку и междустрочное пространство. Чтобы ребёнок самостоятельно научился писать элементы букв, а затем буквы использую метод «Дриссуры». Например, письмо прямых наклонных палочек коротких и длинных. Поставь точку на верхней строчке рабочей строки(или посередине широкой строки) "ракета летит вниз, приземлившись, стоп". Или палочки с закруглением вверху и внизу(крючки). Поставь точку чуть ниже верхней линии рабочей строки(показ)"ракета летит вверх, затем опускается вниз, снова летит вверх, стоп". Можно использовать слова "небо" и "земля", "небо" - верхняя линия рабочей строки, а "земля" - нижняя. С такими детьми всё познаётся многократным повторением.
Содержание букварного периода обучения грамоте в коррекционной школе также отличается: а) другой порядок изучения звуков и букв; б) другой порядок изучения слоговых структур; в) допустимо использование не аналитико-синтетического(звукового) метода, а слогового, а также запоминание целого слова; г) до 3 класса звук и буква произносятся одинаково. Чтобы ребёнок запомнил букву, нужно задействовать как можно больше анализаторов. В этом хорошо поможет педагогика Мантессори :

  1. Письмо буквы на манке;
  2. Шершавые буквы(наклеенные из наждачки или бархатной бумаги);
  3. Письмо на земле, снегу(сначала пройти по большой букве в правильном направлении , затем меньшую выложить песком, затем несколько раз обвести карандашом, т.е. от простого к сложному);
  4. Катаем шарики из пластелина и приклеиваем на букву или цифру.
В своей практике я использую разрезную азбуку. Детям, по моим наблюдениям , легче научиться читать слоги не по букварю, а по "живым" буквам. Например, найди букву М, она потерялась. Какая буква поможет ей спеть МА, МО, МУ, МЫ, МИ? Предварительно, изучая букву, я рассказываю детям, что эта буква(согласная) не может петь, а эта(гласная) может, да ещё другим помогает. Также использую наглядный материал, такой как грибочки с написанными на них слогами, которые нужно собрать в корзинку. Прочитал, значит гриб сорвал, не прочитал - гриб остался на полянке. Дети с нарушениями интеллектуального развития не заинтересованы в учёбе, поэтому их нужно заинтересовывать различными дидактическими играми. Когда ребёнок научился читать слоги, учимся читать короткие слова. Важно научить ребёнка понимать смысл прочитанного, тогда ему будет интересно читать. Первое время учитель читает вместе с учеником, чтобы ребёнок слышал это слово. Например, слово кто, мама, Маша, слон. Обязательно выделяем "обнявшиеся" буквы и буквы "одиночки" (эти вместе поют, а эта одна, ей никто не помогает, она не может спеть). Давай вместе прочитаем, что за слово у нас получилось? Для понимания прочитанного использую такие задания. 1) Прочитай слово и проведи стрелочку к тому предмету, на который это слово указывает
Рука глаз волосы Нога ухо нос Голова рот пупок Доклад на тему Особенности мыслительной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития. Специфика обучения чтению и письму, грамматике, правописанию и развитию речи 2) Или, что налито в стаканы? Из какого стакана ты будешь пить?
Доклад на тему Особенности мыслительной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития. Специфика обучения чтению и письму, грамматике, правописанию и развитию речи Молоко кефир лимонад какао вода
3) Тебе надо в школу, а ты видишь несколько зданий, в какое пойдёшь? Доклад на тему Особенности мыслительной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития. Специфика обучения чтению и письму, грамматике, правописанию и развитию речи 4)Соотнеси картинку и слово.
И тому подобные задания, важно, чтобы ребёнок заинтересовался, всё нужно обыгрывать. Основная задача уроков чтения сформировать правильное, беглое, выразительное и сознательное чтение к концу VI класса(у некоторых детей к концу IX класса). Оттого, насколько дети усвоят звуки и буквы зависит будущее чтение. Поэтому основной акцент во втором классе на следующие задания: 1) Упражнения на различие сходных слогов и слов 2) Чтение слов и слогов по подобию 3)с наращиванием(трамвай) 4) Чтение слов, отличающихся одной или двумя буквами, или порядком их расположения. 5) Предварительное прочитывание сложных слов на этапе словарной работы. 6) Речевая гимнастика (в младших классах обязательно): чистоговорки, скороговорки. 7) Многократность прочтения текста! Беглое чтение - это такой темп, при котором понимание опережает процесс произношения, т.е. приближен к темпу устной разговорной речи. Обычных детей проверяют по секундомеру. Для детей с нарушениями интеллектуального развития такие требования:

  • Конец 1 класса - плавное послоговое
  • Конец 2 класса - плавное послоговое с чередованием целых слов(простых: мама, лужа)
  • Конец 3 класса - чтение целыми словами
  • Конец 4 класса приближённое к беглому

Что использовать, чтобы добиться беглого чтения?
  1. Предварительное прочтение целых слов
  2. Многократность прочтения
  3. Развитие смысловой догадки
  4. Использование текстов для быстрого и медленного прочтения

Почему такие дети не могут читать выразительно? У них не развиты эмоции - волевая сфера, они читают монотонно или возбуждённо. Что использовать, чтобы добиться выразительного чтения?
  1. Выразительное прочтение скороговорок, четверостиший во время артикуляционной гимнастики в 1-ом классе
  2. Подражание образцу выразительного чтения учителя(в начальных классах этот приём является ведущим)
  3. Чтение по ролям(только тогда, когда ребёнок хорошо знает содержание)
  4. Драматизация(сначала несколько раз прочитывается фраза, сказанная героем. Как лиса говорит? Каким голосом? А каким волк?)

Осознанное чтение - понимание смысловой и идейной сторон текста. Как добиваться осознанного чтения?
  1. Вступительная беседа
Цель: ввести в содержание текста(опора на опыт ребёнка, больше наглядности)
  1. Первичное чтение учителем(нужно для того, чтобы дети первично с ним познакомились, учебник при этом у них закрыт, учитель, после прочтения задаёт вопрос: "Какое чувство вы испытали?")
  2. Чтение текста детьми, анализ текста(имеет большое значение)
Например: кто? Как звали? Куда пошёл? И т.д.
  1. Словарная работа не имеет чётко-фиксированного места, если есть непонятные слова - объяснять сразу
  2. Работа над планом(с 3-го класса):
    • Картинный;
    • Готовый(даёт учитель);
    • Составленный вместе с учителем;


Чтению про себя учат с 3-го класса:
  • Тихим голосом;
  • Шепотом;
  • Одними губами;
  • Только глазками;
Н. Мантессори говорила:"Письмо более лёгкая ступень, чем чтение, потому что чтение - понимание чужой речи".Я же считаю, что научить ребёнка писать так же трудно, как и научить читать из-за ряда причин. Большинству детей с нарушениями интеллектульного развития присуща дисграфия. Такой ребёнок может никогда не записать, как если нет руки, она не вырастет. Многие такие дети не различают парные согласные, могут писать выше или ниже строки, у них нарушена моторика, зрительные анализаторы страдают(могут писать буквы в зеркальном отражении, путают по написанию и, ш; п, т; и т.п.), как слышат, так и пишут. Даже в старших классах 25% ошибок - это ошибки в тех словах где правила применять не надо(пропуски букв: булка - бука, замена: шапка - сапка, вставки: бутылка - бутылыка, перестановка: карандаш - ракандаш). А есть и такие дети, что невозможно понять ни одного слова(дисграфия). На начальном этапе мы должны сформировать у детей навыки правильно писать слова, которые опираются на фонетический принцип русской орфографии. Чтобы научить ребёнка писать слова, нужно добиваться, чтобы он хорошо запоминал написание письменных букв. Что для этого делать? Сначала нужно показать ребёнку букву, выяснить из каких элементов она состоит, затем переходим к многократному обведению: в воздухе, стереть пальчиком букву, написанную мелом, мокрое письмо на доске, письмо кисточкой, письмо песком, обведение по точечкам, по началу и концу. Далее нужно найти различия и сходства с другими буквами. Затем читаем печатную и пишем письменную, записываем изученные буквы под диктовку. Очень трудно научить детей соединять буквы между собой(т.е. писать безотрывно). Когда учу детей, объясняю так, что письменные, в отличие от печатных, держатся за "руки", "боятся потеряться". Также трудно научить писать слова через промежуток. Поэтому на начальном этапе использую предметные картинки. Например, это кто?(кот) пишем слово кот под картинкой. А это кто?(слон), пишем слово слон под картинкой. Ребёнок видит, что картинки лежат отдельно, значит, и слово пишет отдельно. Можно нарисовать в тетради рисунок, допустим, стаканы и дать задания: "Напиши, что в этом стакане вода, а в этом молоко". Важно, чтобы над письменным столом у ребёнка на протяжении всего обучения в начальной школе, висел алфавит, в котором была бы печатная буква и рядом письменная, потому что такие дети часто забывают написание той или иной буквы, чаще заглавных, т.к. на письме они встречаются реже. Учить писать под диктовку - очень долго и сложно. Я приучаю детей уже на начальном этапе(когда пишем слоги) контролировать своё письмо. Например: ка - сначала: "к с буквой а" или "ка - гласная а", роза, "ро - гласная о" или "р с буквой о", "за - гласная а" или "з с буквой а". Затем обязательно ребёнок должен прочитать слог или слово, если есть ошибка, сам должен исправить. Специфика обучения русскому языку идёт в два этапа. I этап - этап практических, грамматических упражнений(2-4 класс). Цель: Восполнить пробелы дошкольного речевого развития уч-ся и подготовить их к усвоению грамматики и правописания в старших классах. Мы не можем приступить к изучению правил, пока дети не овладеют в полной мере речевой практикой. У детей с нарушениями интеллектуального развития своеобразный речевой запас. Например, шапка - это и панама, и кепка, и шляпа; жук - это и божья коровка, и таракан, и паук. Этот этап имеет характерные особенности:
  1. усвоение материала идёт в процессе выполнения практических упражнений;
  2. изучение законов языка предполагает опору на сознательную деятельность детей
  3. упражнения даются в определённой последовательности расчленением сложных речевых форм на более простые
  4. изменена терминология(нет понятий существительное, прилагательное, глагол, а в 1-ом классе не слог - а часть слова)
  5. идёт опора на наглядно-практическую деятельность детей
  6. остаётся неизменным принцип научности
Материал и методика учитывают особенности интеллекта, этот предмет(русский язык) абстрактен и отвлечён(нельзя попробовать, пощупать слово существительное).
Что характерно для таких детей?
  • Механическое заучивание(т.е. правило выучили, а применить не могут), поэтому правило не спрашиваем, а заставляем думать, применять. Например, найти из двух слов то, которое обозначает предмет или то, которое отвечает на вопрос кто?
  • Фрагментарное усвоение правил
  • Замена сложного правила более простым
  • Быстрое забывание грамматического материала и орфографических правил(необходимо частое повторение)
  • Неумение применять полученные грамматические и орфографические правила на практике. Причина здесь - неумение перенести действие из одних условий в другие.


II этап - письмо по правилам.

  1. Подготовка к усвоению правил.
  2. Усвоение формулировки правила идёт практическим путём. Например, Незнайка не знает какую букву нужно написать в слове зуб "б" или "п".
  3. Анализ: нужно помочь Незнайке подобрать слово, чтобы буква слышалась чётко.
  4. Вывод: после согласного, должен стоять гласный, т.к. дети могут сделать неверный вывод(заменить множественным числом зуб-зубы).
  5. Умение объяснять написание слов, пользуясь правилом.
  6. Развитие умения находить в тексте слова на данное правило.
  7. Формирование умения контролировать своё письмо правилом(самоконтроль).
  8. Сочинению дети с нарушениями интеллектуального развития учатся с 5-го класса.

Основная цель уроков русского языка - формирование коммуникативно-речевых умений.


© 2010-2022