- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад на тему Особенности мыслительной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития. Специфика обучения чтению и письму, грамматике, правописанию и развитию речи
Доклад на тему Особенности мыслительной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития. Специфика обучения чтению и письму, грамматике, правописанию и развитию речи
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кальницкая Л.В. |
Дата | 01.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ«Новотаволжанская СОШ имени Героя Советского Союза И.П.Серикова Шебекинского района Белгородской области»
ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ, ГРАММАТИКЕ, ПРАВОПИСАНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
Учитель: Кальницкая Л.В.
2015 г.
Доклад на тему : «Особенности мыслительной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития. Специфика обучения чтению и письму, грамматике, правописанию и развитию речи.
Учить детей с нарушениями интеллектуального развития очень сложно, потому что для них характерен дефицит любознательности. У таких детей пониженная обучаемость. Мышление предметно-действенное. Заучивать таким детям легче, многократные тренировки способствуют этому, а вот рассказывать своими словами, например правило, такой ребёнок никогда не сможет. Смысловая обработка текста для таких обучающихся очень трудна, не могут озаглавить, не могут пересказать. Инструкцию из двух ступеней никогда не выполнят. Например, прочитай и ответь на вопрос. Сначала первая ступень - прочитай, а затем вторая ступень - ответь на вопрос. У детей с умственной отсталостью страдает аналитико-синтетическая функция мышления. Таким детям очень сложно воображать(отсутствует воображение и фантазия), поэтому им сложно составить рассказ по картинке. Сказать, что видит и придумать действие для них очень трудно, почти нереально. Рисовать такие дети не умеют. Очень беден словарный запас. Самый страдающий процесс у детей с нарушениями интеллектуального развития - внимание. Могут внимание сосредоточить только на одном объекте, и то не на долго. Система общения не налажена, не умеют управлять собственным поведением, неадекватно воспринимают наказание. Такие дети очень быстро устают. Учебная деятельность им не интересна. Как же научить такого ребёнка читать и писать? В обычной школе добукварный период составляет 1 месяц 1-го класса. Добукварный период у детей с нарушениями интеллектуального должен составлять 0 класс(подготовительный) и 1 месяц 1-го класса. В программе специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида выделяется I - подготовительный(пропедевтико-диагностический). Учителя обычных школ, обучая детей по VIII виду, вынуждены пройти этот период в 1-ом классе. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки является одной из важных задач дошкольной подготовки детей с нарушениями интеллектуального развития. Для обучения чтению и письму важно запомнить образы букв(печатных, прописных, заглавных), отличать данную букву от других, основываясь на признаках сходства и различия. Это трудная аналитико-синтетическая деятельность, в основе которой лежит зрительное восприятие, не может успешно осуществляться, если дети не будут к ней подготовлены. Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в общей системе подготовки дошкольника с нарушениями интеллектуального развития к школе, так как у него наблюдается не только отставание развития моторики руки от речевой моторики , как и у детей с нормальным интеллектуальным развитием, но и нарушение моторики, которое требует специальной коррекции. Следует помнить, что длинные мышцы руки развиваются раньше мелких мышц, поэтому следует строить упражнения в такой последовательности, чтобы в начале были больше задействованы именно длинные мышцы(т.е. задания даются на больших листах бумаги и более крупные). Постепенно размер заданных упражнений уменьшается до размера строки. В подготовке к письму букв важно научить ребёнка различать рабочую строку и междустрочное пространство. Чтобы ребёнок самостоятельно научился писать элементы букв, а затем буквы использую метод «Дриссуры». Например, письмо прямых наклонных палочек коротких и длинных. Поставь точку на верхней строчке рабочей строки(или посередине широкой строки) "ракета летит вниз, приземлившись, стоп". Или палочки с закруглением вверху и внизу(крючки). Поставь точку чуть ниже верхней линии рабочей строки(показ)"ракета летит вверх, затем опускается вниз, снова летит вверх, стоп". Можно использовать слова "небо" и "земля", "небо" - верхняя линия рабочей строки, а "земля" - нижняя. С такими детьми всё познаётся многократным повторением.
Содержание букварного периода обучения грамоте в коррекционной школе также отличается: а) другой порядок изучения звуков и букв; б) другой порядок изучения слоговых структур; в) допустимо использование не аналитико-синтетического(звукового) метода, а слогового, а также запоминание целого слова; г) до 3 класса звук и буква произносятся одинаково. Чтобы ребёнок запомнил букву, нужно задействовать как можно больше анализаторов. В этом хорошо поможет педагогика Мантессори :
- Письмо буквы на манке;
- Шершавые буквы(наклеенные из наждачки или бархатной бумаги);
- Письмо на земле, снегу(сначала пройти по большой букве в правильном направлении , затем меньшую выложить песком, затем несколько раз обвести карандашом, т.е. от простого к сложному);
- Катаем шарики из пластелина и приклеиваем на букву или цифру.
Рука глаз волосы Нога ухо нос Голова рот пупок 2) Или, что налито в стаканы? Из какого стакана ты будешь пить?
Молоко кефир лимонад какао вода
3) Тебе надо в школу, а ты видишь несколько зданий, в какое пойдёшь? 4)Соотнеси картинку и слово.
И тому подобные задания, важно, чтобы ребёнок заинтересовался, всё нужно обыгрывать. Основная задача уроков чтения сформировать правильное, беглое, выразительное и сознательное чтение к концу VI класса(у некоторых детей к концу IX класса). Оттого, насколько дети усвоят звуки и буквы зависит будущее чтение. Поэтому основной акцент во втором классе на следующие задания: 1) Упражнения на различие сходных слогов и слов 2) Чтение слов и слогов по подобию 3)с наращиванием(трамвай) 4) Чтение слов, отличающихся одной или двумя буквами, или порядком их расположения. 5) Предварительное прочитывание сложных слов на этапе словарной работы. 6) Речевая гимнастика (в младших классах обязательно): чистоговорки, скороговорки. 7) Многократность прочтения текста! Беглое чтение - это такой темп, при котором понимание опережает процесс произношения, т.е. приближен к темпу устной разговорной речи. Обычных детей проверяют по секундомеру. Для детей с нарушениями интеллектуального развития такие требования:
- Конец 1 класса - плавное послоговое
- Конец 2 класса - плавное послоговое с чередованием целых слов(простых: мама, лужа)
- Конец 3 класса - чтение целыми словами
- Конец 4 класса приближённое к беглому
Что использовать, чтобы добиться беглого чтения?
- Предварительное прочтение целых слов
- Многократность прочтения
- Развитие смысловой догадки
- Использование текстов для быстрого и медленного прочтения
Почему такие дети не могут читать выразительно? У них не развиты эмоции - волевая сфера, они читают монотонно или возбуждённо. Что использовать, чтобы добиться выразительного чтения?
- Выразительное прочтение скороговорок, четверостиший во время артикуляционной гимнастики в 1-ом классе
- Подражание образцу выразительного чтения учителя(в начальных классах этот приём является ведущим)
- Чтение по ролям(только тогда, когда ребёнок хорошо знает содержание)
- Драматизация(сначала несколько раз прочитывается фраза, сказанная героем. Как лиса говорит? Каким голосом? А каким волк?)
Осознанное чтение - понимание смысловой и идейной сторон текста. Как добиваться осознанного чтения?
- Вступительная беседа
- Первичное чтение учителем(нужно для того, чтобы дети первично с ним познакомились, учебник при этом у них закрыт, учитель, после прочтения задаёт вопрос: "Какое чувство вы испытали?")
- Чтение текста детьми, анализ текста(имеет большое значение)
- Словарная работа не имеет чётко-фиксированного места, если есть непонятные слова - объяснять сразу
- Работа над планом(с 3-го класса):
- Картинный;
- Готовый(даёт учитель);
- Составленный вместе с учителем;
Чтению про себя учат с 3-го класса:
- Тихим голосом;
- Шепотом;
- Одними губами;
- Только глазками;
- усвоение материала идёт в процессе выполнения практических упражнений;
- изучение законов языка предполагает опору на сознательную деятельность детей
- упражнения даются в определённой последовательности расчленением сложных речевых форм на более простые
- изменена терминология(нет понятий существительное, прилагательное, глагол, а в 1-ом классе не слог - а часть слова)
- идёт опора на наглядно-практическую деятельность детей
- остаётся неизменным принцип научности
Что характерно для таких детей?
- Механическое заучивание(т.е. правило выучили, а применить не могут), поэтому правило не спрашиваем, а заставляем думать, применять. Например, найти из двух слов то, которое обозначает предмет или то, которое отвечает на вопрос кто?
- Фрагментарное усвоение правил
- Замена сложного правила более простым
- Быстрое забывание грамматического материала и орфографических правил(необходимо частое повторение)
- Неумение применять полученные грамматические и орфографические правила на практике. Причина здесь - неумение перенести действие из одних условий в другие.
II этап - письмо по правилам.
- Подготовка к усвоению правил.
- Усвоение формулировки правила идёт практическим путём. Например, Незнайка не знает какую букву нужно написать в слове зуб "б" или "п".
- Анализ: нужно помочь Незнайке подобрать слово, чтобы буква слышалась чётко.
- Вывод: после согласного, должен стоять гласный, т.к. дети могут сделать неверный вывод(заменить множественным числом зуб-зубы).
- Умение объяснять написание слов, пользуясь правилом.
- Развитие умения находить в тексте слова на данное правило.
- Формирование умения контролировать своё письмо правилом(самоконтроль).
- Сочинению дети с нарушениями интеллектуального развития учатся с 5-го класса.
Основная цель уроков русского языка - формирование коммуникативно-речевых умений.