Рабочая программа по технологии и искусству (музыка и ИЗО) 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по технологии и искусству (музыка и ИЗО)4 классРассмотрена и согласована на заседании

методического объединения учителей

начальных классов


руководитель М.М. Низамеева _______


Протокол № ____ от "_____" августа 2015

«Утверждена» заведующая

МБОУ «Хансверкая НОШ»


Л.М. Закирова ___________



Приказ № ____от «____» августа2015г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




учителя технологии, музыки и

изобразительного искусства

Фаррахутдиновой Эльвиры Равхатовны


4 класс















2015-2016 учебный год

Содержание рабочей программы:


№ Наименование № страницы 1. Титульный лист (название программы)
2. Общая пояснительная записка к рабочей программе
3. Учебные предметы
3.1 Технология

пояснительная записка

содержание тем учебного курса

требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
учебно-тематический план (календарно-тематический)
3.2 Искусство (музыка)

пояснительная записка

содержание тем учебного курса

требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

учебно-тематический план (календарно-тематический)
3.3 Искусство (ИЗО)

пояснительная записка

содержание тем учебного курса

требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

учебно-тематический план (календарно-тематический)
4 Перечень учебно-методического обеспечения

Технология


Пояснительная записка


Рабочая программа по технологии для 4 класса МБОУ "Хансверская начальная общеобразователная школа" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. № 373), основной образовательной программы МБОУ «Хансверская НОШ» (приказ №52 от 31 августа 2015года), примерной программы по технологии под редакцией Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой к УМК «Школа России, локального акта школы.

Описание места учебного предмета в учебном плане Примерная программа рассчитана на 34 часа. Базисный учебный план и региональный учебный план рассчитан на 34 часа. Расхождений нет. Цель обучения в 4 классе - сформировать технологические навыки выполнения операций, необходимые не только для выполнения изделий на уроке, но и активно использовать их во внеучебной деятельности. Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Цели изучения курса технологии начального общего образования: овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями; освоение продуктивной проектной деятельности; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса: - духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; - развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями; - формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда; - формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; - развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности; - развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; - формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях; - гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта; - развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций; - формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий; - развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления; - формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; - обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта; - формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин; - обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты; - формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места; - формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера; - формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.); - формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата; - формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; • развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; • установка на здоровый образ жизни; • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: • принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; • различать способ и результат действия; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках; • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернета; • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; • строить сообщения в устной и письменной форме; • ориентироваться на разнообразие способов решения задач; • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • осуществлять синтез как составление целого из частей; • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; • устанавливать аналогии; • владеть рядом общих приёмов решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнёра; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты

Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда.

Обучающийся научится:

  • воспринимать современную городскую среду как продукт преобразующей и творческой деятельности человека - созидателя в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в Информационном пространстве ;
  • называть основные виды профессиональной деятельности человека в городе: экскурсовод, архитектор, инженер-строитель, прораб, модельер, закройщик, портной, швея садовник, дворник, и т.д.
  • бережно относиться к предметам окружающего мира;
  • организовывать самостоятельно рабочее место для работы в зависимости от используемых инструментов и материалов;
  • соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
  • отбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия в зависимости от вида работы, с помощью учителя заменять их;
  • проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемому материалу;
  • проводить анализ конструктивных особенностей простейших предметов быта под руководством учителя и самостоятельно;
  • осваивать доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
  • определять самостоятельно этапы изготовления изделия на основе текстового и слайдового плана, работы с технологической картой.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • осмыслить понятие «городская инфраструктура»;
  • уважительно относиться к профессиональной деятельности человека;
  • осмыслить значимости профессий сферы обслуживания для обеспечения комфортной жизни человека;
  • осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Обучающийся научится:
  • узнавать и называть основные материалы и их свойства, происхождение, применение в жизни;
  • узнавать и называть свойства материалов, изученных в 3 классе:
  • экономно расходовать используемые материалы при выполнении изделия;
  • выбирать материалы в соответствии с заданными критериями;
  • выполнять простейшие чертежи, эскизы и наброски;
  • изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по слайдовому плану, эскизам, техническим рисункам и простым чертежам;
  • выполнять разметку материала, с помощью циркуля, по линейке, через копировальную, калькированную бумагу, помощью шаблонов, на глаз.
  • выполнять разметку на ткани мягким карандашом, кусочком мыла или мела, при помощи шаблона.
  • выполнять разметку симметричных деталей;
  • оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;
  • готовить пищу по рецептам, не требующим термической обработки;
  • заполнять простейшую техническую документацию «Технологическую карту»
  • выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств:

Обучающиеся получат возможность:
  • изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;
  • комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
  • осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий
  • осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности
  • оформлять изделия по собственному замыслу;
  • выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий.
  • подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия.
Конструирование и моделирование Обучающийся научится:
  • выделять детали конструкции, называть их форму, расположение и определять способ соединения;
  • анализировать конструкцию изделия по рисунку, простому чертежу, схеме, готовому образцу;
  • частично изменять свойства конструкции изделия;
  • выполнять изделие, используя разные материалы;
  • повторять в конструкции изделия конструктивные особенности реальных предметов и объектов;
  • анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия составлять на основе слайдового плана текстовый и наоборот.

Обучающиеся получат возможность:
  • сравнивать конструкцию реальных объектов и конструкции изделия;
  • соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических фигур с изображением развертки;
  • создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу

Практика работы на компьютере.
Обучающийся научится:
  • использовать информацию, представленную в учебнике в разных формах при защите проекта;
  • воспринимать книгу как источник информации;
  • наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать выводы и умозаключения;
  • выполнять преобразования информации; переводить текстовую информацию в табличную форму;
  • самостоятельно заполнять технологическую карту по заданному образцу;
  • использовать компьютер для поиска, хранения и воспроизведения информации;
  • различать устройства компьютера и соблюдать правила безопасной работы;
  • находить, сохранять и использовать рисунки для оформления афиши.

Обучающиеся получат возможность:
  • переводить информацию из одного вида в другой;
  • создавать простейшие информационные объекты;
  • использовать возможности сети Интернет по поиску информации

Содержание учебного предмета

Наименование раздела

План

Факт

Разница

1

Как работать с учебником

2

2

-

2

Человек и земля

21

21

-

3

Человек и вода

3

3

-

4

Человек и воздух

3

3

-

5

Человек и информация

6

6

-

Итого

34

34

-

Как работать с учебником.(2 часа) Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы Понятия: технология, материалы, инструменты, технологический процесс, приёмы работы

Человек и земля (21 час)

Вагоностроительный завод (2 часа) Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона.

Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развертки вагона, чертеж и сборка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона.

Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова.

Полезные ископаемые (2 часа) Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора. Проектная работа. Понятия: полезные ископаемые, месторождение, нефтепровод, тяга. Профессии: геолог, буровик.

Автомобильный завод (2 часа). Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «Камаз». Имитация бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия). Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Совершенствование навыков работы с различными видами конструкторов. Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция. Монетный двор. (2 часа). Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладевать новым приемом - тиснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой - фольгой . Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, контррельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литье, тиснение. Фаянсовый завод (2 часа). Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса. Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор. Профессии: скульптор, художник. Швейная фабрика (2 часа). Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа е текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем. Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного производства, утюжильщик. Понятия: кустарное производство, массовое производство, швейная фабрика, лекало, транспортер, мерка, размер Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Изготавливать разные виды изделий с использованием одной технологии. Понятия: мягкая игрушка

Обувное производство (2 часа).

Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и её назначение. Знакомство с технологическим процессом производством обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знаний о видах бумаги, приемах и способах работы с ней. Профессия: обувщик. Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы и искусственные, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви. Изделие: «Модель детской летней обуви»

Деревообрабатывающее производство (2 часа). Знакомство с новым материалом - древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование. Профессия: столяр. Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-косяк.

Кондитерская фабрика (2 часа). Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой. Профессии: кондитер, технолог-кондитер. Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао тер- тое, какао-масло, конширование.

Тепличное хозяйство (1 час) Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой. Профессии: агроном, овощевод. Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника. Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой. Профессии: агроном, овощевод. Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника.

Бытовая техника (2 часа) Зникомство с понятием "бытовая техника" и ее значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приемов работы в технике "витраж". Абажур-плафон для настольной лампы. Профессии: слесарь-электрик, элекромонтер.

Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж.

Человек и вода (3 часа). Водоканал (1 час). Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струемера.

Понятия: водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи. Порт (1 час). Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами.

Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач.

Понятия: порт, причал, док, карантин, военно- морская база, морской узел

Узелковое плетение (1 час). Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме», Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме». Понятие: макраме.

Человек и воздух (3 часа). Самолетостроение. Ракетостроение (1час). ). Первоначальные сведения о самолётостроении, о функциях самолётов и космических ракет, конструкция самолёта и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолёта из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором.

Профессии: лётчик, космонавт. Понятия: самолёт, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета. Ракета - носитель (1 час). Закрепление основных знаний о самолетостроении, о конструкции самолета и ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история. Модель ракеты из картона. Летательный аппарат. Воздушный змей (1час) Знакомство с историей возникновении воздушного змея. Конструкции воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу.

Понятия: каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор. Человек и информация. (6 часов) Создание титульного листа (1час). Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование её особенностей при издании. Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник. Понятия: издательское дело,издательство, вычистка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплетная крышка, титульный лист. Работа с таблицами (1 час). Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Мicrosoft Word. Понятия: таблица, строка, столбец.

Создание содержания книги (1 час). ИКТ на службе человека, работа с компьютером. И КТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаем книгу». Переплетные работы (2 часа). Знакомство с переплётшими работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление 'значения различных элементов в структуре переплёта. Изготовление переплёта дневника и оформление обложки но собственному эскизу. Понятия: шитье втачку, форзац, переплётная крышка, книжный блок. Итоговый урок (1 час). Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентации своих работ, выбор лучших. Выставка работ.

Календарно- таматическое планирование

Технология

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

План

Факт

1

Как работать с учебником

1

3.09

2

Вагоностроительный завод

Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона»,

1

10.09

3

Вагоностроительный завод.

Изделие:"Пассажирский вагон»

1

17.09

4-5

Полезные ископаемые

Изделие: «Буровая вышка». Изделие; «Малахитовая шкатулка»

2

24.09

01.10

6-7

Автомобильный завод

Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика»

2

08.10

15.10

8-9

Монетный двор

Изделия: «Стороны медали», «Медаль»

2

22.10

29.10

10-11

Фаянсовый завод

Изделие «Основа для вазы», «Ваза»

2

12.11

19.11

12

Швейная фабрика

Изделие: «Прихватка»

1

26.11

13

Игрушка

Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка»

1

03.12

14-15

Обувное производство

Изделие: «Модель детской летней обуви»

2

10.12

17.12

16-17

Деревообрабатывающее производство

Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений»

2

24.12

14.01

18-19

Кондитерская фабрика

Изделия: «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье». Практическая работа: «Тест «Кондитерские изделия»

2

21.01

28.01

20-21

Бытовая техника

Изделия: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы».

Практическая работа: «Тест: Правила эксплуатации электронагревательных приборов»

2

04.02

11.02

22

Тепличное хозяйство

Изделие: «Цветы для школьной клумбы»

1

18.02

23

Водоканал

Изделие: «Фильтр для очистки воды»

1

25.02

24

Порт

Изделие: «Канатная лестница».Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы»

1

3.03

25

Узелковое плетение

Изделие «Браслет»

1

10.03

26

Самолётостроение. Ракетостроение

Изделие: «Самолёт»

1

17.03

27

Ракета-носитель

Изделие: «Ракета-носитель»

1

7.04

28

Летательный аппарат. Воздушный змей

Изделие: «Воздушный змей»

1

14.04

29

Создание титульного листа

Изделие: «Титульный лист»

1

21.04

30

Работа с таблицами

«Создание таблицы, работа с таблицами»

1

28.04

31

Создание содержания книги

Практическая работа: «Содержание»

1

5.05

32-33

Переплётные работы

Изделие: «Книга «Дневник- путешественника»

2

12.05

19.05

34

Тестирование за курс 4 класса. Презентация своих работ. Итоговый урок.

1

26.05

Список методической и дополнительной литературы:


1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2.-4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011.-231 с. - (Стандарты второго поколения).

2. Образовательная программа «Школа России». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования. 5. Афонькин С.Ю. Все об оригами. М. 2005

3.Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В., Фрейтаг И.П.: Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Технология» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, УМК «Школа России», Просвещение 2011.

5. Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочие программы: 1-4 классы, Просвещение 2010

6. Сергеева Н.Г. Волшебный орнамент. Казань.1997.

7. Сергеева Н.Г. Уроки национального изобразительного искусства. Казань.1999.

8. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. - Обнинск Издательство «Титул», 1996:

9. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. - М.: Изд-во Эксмо, 2004.

10. Учебник: Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова,Н.В. Шипилова, С.В. Анащенкова - М.: Просвещение, 2014
11. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. - М.: Астрель, 2002. Материально-техническое обеспечение
Папки: "Декоративно-прикладное искусство", коллекции "Бумага и картон", "Лен", "Хлопок", "Шерсть".

Мультимедиа

интернет- ресурсы

fcior.edu.ru

school-collection.edu.ru

office.microsoft.com.ru

openclass.ru/node/55070

km.edu.tatar.ru/

zavuch.info/

solnet.ee/

pedsovet.org/

1september.ru

4stupeni.ru/

interneturok.ru/

viki.rdf.ru/

nachalka.info



МУЗЫКА

Пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 4 класса Рабочая программа по музыке для 4 класса МБОУ «Хансверская начальная общеобразовательная школа» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. № 373), основной образовательной программы МБОУ «Хансверская НОШ»(приказ №52 от 31 августа 2015года), примерной программы по музыке под редакцией Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина к УМК «Школа России", локального акта школы.

Описание места учебного предмета в учебном плане Примерная программа рассчитана на 34 часа. Базисный учебный план и региональный учебный план рассчитан на 34 часа. Расхождений нет. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека.

Изучение музыки направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию. Цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности школьника.


Цель - формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Задачи: - привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства; - научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека; - способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру; - привить основы художественного вкуса; - научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства; - обучить основам музыкальной грамоты; - сформировать потребность в общении с музыкой.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе ΙV класса семь разделов: «Россия - Родина моя», «День, полный событий», «О России петь - что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». Результаты изучения учебного предмета. Личностные результаты. -укрепление культурной, этнической, гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа. -наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии. -формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой. -приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. -развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. -продуктивное сотрудничество( общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных. -развитие духовно-нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости. Понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов. Метапредметные результаты: -наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эсиетического многообразия. -ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро-и макросоциума(класса, школы, села,района) -овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей. Выбор способов решения проблем поискового характера. -применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. -готовность к логическим действиям: анализ, сравнение ,синтез,обобщение, классификация, по стилям и жанрам музыкального искусства. -планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия. -участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей. -умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии. Предметные результаты -развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности. Развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека. -общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства. -представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической. Региональной самобытности музыкального искусства разных народов. -готовность применять полученные знания и пробретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности. -участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций. Исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов.

Содержание учебного предмета

Наименование раздела

План

Факт

Разница

1

Россия - Родина моя

5

5

-

2

О России петь - что стремиться в храм

4

4

-

3

День, полный событий

5

5

-

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

4

4

-

5

В концертном зале

6

6

-

6

В музыкальном театре

6

6

-

7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...

5

5

-

Итого

34

34

-


Раздел 1. «Россия - Родина моя» (5 часов) Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике. Раздел 2. «О России петь - что стремиться в храм» (4 часа) Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихи, тропарь, молитва, величание. Раздел 3. «День, полный событий» (5 часов) «В краю великих вдохновений...». Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально - поэтические образы. Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа) Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания ,сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов, Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день. Раздел 5. «В концертном зале» (6 часов) Линии драматургического развития в опере. Основные темы - музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов, жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл. Раздел 6. «В музыкальном театре» (6 часов) Различные жанры вокальной ,фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5 часов) Произведения композиторов - классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки ( трехчастная, сонатная).Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

Требования к уровню подготовки обучающихся

к концу 4 класса обучающиеся должны знать: - расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ; - выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран; - воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе; - развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям; - формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье; - формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности; - развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования - формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений; - расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления; - совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.

уметь: - узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; - продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; - продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; - высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; - продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; - эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; - показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; - выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);











Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

План

Факт

1 Вводный урок. Мелодизм - основное свойство русской музыки. Вокализ.

1

02.09

2 Общность интонаций народной музыки и музыки русских и татарских композиторов.

1

09.09

3 Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

1

16.09

4 Жанры народных песен. Татарская народная песня

1

23.09

5 Лирическая и патриотическая темы в русской классике. Образы защитников Отечества в музыке русских композиторов.

1

30.09

6 Святые земли Русской. Образ Ильи Муромца в разных видах искусства.

1

07.10

7

Пушкин и музыка. Образы осени в музыке М.П.Мусоргского, П.И. Чайковского, Г. Свиридова.

1

14.10

8 Сказочные образы Пушкина в музыке Римского-Корсакова.

1

21.10

9 Музыка на ярмарочном гулянии. Пушкин и Святогорский монастырь.

1

28.10

10

«В краю великих вдохновений...». Пушкин в Тригорском. Светская музыка пушкинской поры.

1

11.11

11 Обобщающий урок «Образы поэзии А.С.Пушкина в музыке»

1

18.11

12

Песни разных народов мира. Музыкальные инструменты России.

1

25.11

13

Оркестр русских народных инструментов.

1

02.12

14 В концертном зале

Музыкальные инструменты симфонического оркестра (скрипка, виолончель).

1

09.12

15 Жанры вокальной и инструментальной музыки.

1

16.12

16 Мир музыкальных образов Ф. Шопена.

1

23.12

17 Царит гармония оркестра.

1

13.01

18 День, полный событий Зимние образы в музыке.

1

20.01

19

В музыкальном театре

Музыкальная характеристика поляков в опере «Иван Сусанин»

1

27.01

20

Музыкальная характеристика Ивана Сусанина.

1

03.02

21

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

1

10.02

22

Русский

Восток.

1

17.02

23

Воплощение русских обычаев и обрядов в балетном жанре.

1

24.02

24

Жанр оперетты и мюзикла.

1

02.03

25

Чтоб музыкантом быть, так надобно терпенье.

Исповедь души.

1

09.03

26

В концертном зале

Революционный этюд Шопена.

1

16.03

27

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

1

06.04

28

Пасха - праздник праздников.

1

13.04

29

Народный праздник Пасхи.

1

20.04

30

Святые земли русской.

Кирилл и Мефодий.

1

27.04

31

Музыкальный сказочник. Н.А.Римский-Корсаков. Сюита «Шехерезеда».

С.Никитин, сл.Ю.Мориц

«Резиновый ежик».

1

04.05

32

М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».

С.Никитин, сл.Ю.Мориц

«Сказка по лесу идет».

1

11.05

33

Великая сила музыки.

С.Никитин, сл.Ю.Мориц

«Сказка по лесу идет».

1

18.05

34

Урок-концерт Обобщающий урок.

1

25.05

Список методической и дополнительной литературы Материально-техническое обеспечение 1. Портреты композиторов 2. Аудиокассеты 3. Фонохрестоматия для 4 класса 4. Презентации

Мультимедиа интернет- ресурсы

1september.ru

4stupeni.ru/

interneturok.ru/

viki.rdf.ru/

nachalka.info
Классическая музыка classic.chubrik.ru Музыкальный энциклопедия music-dic.ru Музыкальный словарь dic.academic.ru/con- tents.nsf/dic_music

Изобразительное искусство

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса МБОУ "Хансверская начальная общеобразователная школа" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. № 373), основной образовательной программы МБОУ «Хансверская НОШ» (приказ №52 от 31 августа 2015года), примерной программы по изобразительному искусству под редакцией Б.М.Неменского «Изобразительное искусство к УМК «Школа России, локального акта школы.

Описание места учебного предмета в учебном плане Примерная программа рассчитана на 34 часа. Базисный учебный план и региональный учебный план рассчитан на 34 часа. Расхождений нет. Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах - искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: - изобразительная художественная деятельность; - декоративная художественная деятельность;

- конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Форма обучения - традиционная, методы обучения - наблюдение, беседа, экскурсии. Использование ИКТ.

Выполненные работы планируется вывешивать на стенд «Наши работы», использовать для участия в различных конкурсах.

На уроках №3, №4, №5-6, № 7-8 используется природный материал Татарстана. Национально-региональный компонент присутствует при проведении бесед как часть урока, используются картины художников Татарстана. Всего не менее 10% учебного времени (в целом 4 часа за год). Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Приоритетная цель художественного образования в школе-духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Содержание курса

Истоки родного искусства (8 часов) Пейзаж родной земли. Гармония жилья с природой. Деревня - деревянный мир. Образ красоты человека. Народные праздники (обобщение темы). Древние города нашей Земли (7 часов) Древнерусский город-крепость. Древние соборы. Древний город и его жители. Древнерусские воины-защитники. Города Русской земли. Узорочье теремов. Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы). Каждый народ - художник (11 часов) Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Искусство народов гор и степей. Образ художественной культуры Средней Азии. Образ художественной культуры Древней Греции. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). Искусство объединяет народы (8 часов) Все народы воспевают материнство. Все народы воспевают мудрость старости. Сопереживание - великая тема искусства. Герои, борцы и защитники. Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Основные требования к концу 4 класса

В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить:

-начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т.д.)

-термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;

-начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и об украшении домов и предметов быта;

-начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;

-основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;

-простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;

-начальные сведения о светотени (свет, тень полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;

-деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);

-изменение цвета в зависимости от расположения предметов в пространстве (для отдельных предметов - смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

-рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства;

Чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;

-выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т.д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;

-Передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;

-использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;

-анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;

-использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи;

-использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликациях и коллективных мозаичных панно;

-передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно - анатомическое строение животных, фигуры человека.

Тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс

Примечание

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол

час

Дата

План

Факт

1

Истоки родного искусства

Пейзаж родной земли.

1

3.09

2

Образ традиционного русского дома.

1

10.09

3

Декор деревянного русского дома.

1

17.09

Слияние тем с 24.09. Праздничный день

4

Деревня - деревянный мир (ворота, амбары, колодцы).

1

24.09

5-6

Красота человека. Образ красоты человека (мужской и женской образы).

2

01.10

08.10

7-8

Народные праздники.

2

15.10

22.10

9

Древние города нашей земли

Родной угол

1

29.09

10

Древние соборы.

1

11.11

11

Города Русской земли. Новгород. Псков.

1

18.11

12

Города русской земли. Владимир и Суздаль. Москва.

1

25.11

13

Древнерусские воины-защитники

1

2.12

14

Узорочье теремов

1

9.12

15

Пир в теремных палатах.

1

16.12

16

Каждый народ - художник

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

1

23.12

17

Образ художественной культуры Японии. Деталь в пейзаже (ветка с птицей, цветок с бабочкой…)

1

14.01

18

Образ художественной культуры Японии. Национальная одежда.

1

21.01

19

Народы гор и степей.

1

28.01

20

Города в пустыне.

1

04.02

21

Древняя Эллада.

1

11.02

22

Гармония человека с окружающей природой и архитектурой.

1

18.02

23

Образ художественной культуры Древней Греции. Праздники.

1

25.02

24

Европейские города средневековья

1

03.03

25

Образ художественной культуры средневековья. Одежда.

1

10.03

26

Многообразие художественных культур в мире (обобщение тем).

1

17.03

27

Искусство объединяет народы

Материнство.

1

7.04

28

Мудрость старости.

1

14.04

29

Сопереживание.

1

21.04

30

Герои - защитники

1

28.04

31

Рисование на тему «Праздник 9 мая - День Победы»

1

5.05

32

Тестирование за курс 4 класса.

1

12.05

33

Юность и надежды.

1

19.05

34

Искусство народов мира.

Итоговый урок.

1

26.05

Список методической и дополнительной литературы:

Учебник: Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 4 класс. - М.: Просвещение, 2014.

1.Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / под ред. Б. М. Неменского. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 141 с. - (Программы общеобразовательных учреждений).

2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2.-4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011.-231 с. - (Стандарты второго поколения).

3. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского.1-4 классы. - М.: Просвещение, 2011.

3. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. - М.: Дрофа, 1997.

4. Афонькин С.Ю. Все об оригами. М. 2005.

5. Костерин Н.П. Учебное рисование. М.1980.

6. Сергеева Н.Г. Волшебный орнамент. Казань.1997.

7. Сергеева Н.Г. Уроки национального изобразительного искусства. Казань.1999.

8. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. - Обнинск Издательство «Титул», 1996:

9. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. 10. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. - М.: Астрель, 2002. 11. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. - М.: АСТ-ЛТД, 1998.

13. Образовательная программа «Школа России». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования.

14. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Материально-техническое обеспечение


1. Портреты художников 2. Папки: "Виды и жанры искусства", "Третьяковская галерея", "Декоративно-прикладное искусство".

Мультимедиа

интернет- ресурсы

fcior.edu.ru

school-collection.edu.ru

office.microsoft.com.ru

openclass.ru/node/55070

km.edu.tatar.ru/

zavuch.info/

solnet.ee/

pedsovet.org/

1september.ru

4stupeni.ru/

interneturok.ru/

viki.rdf.ru/

nachalka.info



© 2010-2022