Рабочая программа по ИЗО в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной основной образовательной программы по изобразительному искусству (А.М.Кондаков, М., Просвещение 2011 г.); завершённой предметной линии учебников «Изобразительное искусство» (под ред. Б.М.Неменского, М., Просвещение, 2011 г.), инструктивно-методического письмаДепартаментаобразования Белгородской области Белгородского института развития образования «О преподавании предметов в начальной школе в условиях перехода на ФГОС в Белгородской области в 2014 - 2015 учебном году» и базисного учебного плана МБОУ «Волчье-Александровская СОШ». Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребёнка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребёнка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы. Изобразительное искусство имеет интегрированный характер, так как включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство. Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: - изобразительная художественная деятельность; - декоративная художественная деятельность; - конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятых, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. В начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья - Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность, чёткость поставленных задач и вариативность их решения. Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность и деятельность по восприятию искусства имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, инструменты, а также художественные техники. Одна из задач - постоянная смена художественных материалов. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей , примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности и развитие фантазии. Тема 1 класса - «Ты изображаешь, украшаешь, и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также рисовать, украшать и конструировать. Тема 2 класса - «Искусство и ты». Художественное развитие ребёнка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе - злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника. Тема 3 класса - «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и в селе, в театре и цирке, на празднике - везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир. Тема 4 класса - «Каждый народ - художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет.искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить другт друга, а непохожая, иная красота помогает глубже понять свою родную культуру и её традиции. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться , ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости, и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, изучение художественного наследия; подбор иллюстрированного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности осваиваются учащимися на всём протяжении обучения. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме; прослеживаются с музыкой, литературой, историей, трудом. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания , выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок даёт детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы. Место учебного предмета в учебном плане Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1-4 классов начальной школы. На изучение предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе отводится 1 ч в неделю, всего на курс - 135 ч. Предмет изучается в 1 классе - 33 ч в год, во 2-4 классах - 34 ч в год (при 1 ч в неделю). Программа также может осуществляться, когда на изучение предмета отводится 2 ч в неделю. При увеличении количества часов на изучение предмета за счёт вариативной части предлагается не увеличение количества тем, а расширение времени на практическую художественно-творческую деятельность учащихся при сохранении логики программы. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения. На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отведено 34 часа (при 1 ч в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии и каждого ребёнка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передавать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: *чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; *уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; *понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; *сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; * сформированность эстетических потребностей , ценностей и чувств; *развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; *овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; *умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности; соотносить свою часть работы с общим замыслом; *умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся , проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: *освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; *овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать; *формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; *освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; *овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; *овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; *использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов; *умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность , умение организовать место занятий; *умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; *осознанное стремление к освоению новых знаний и умений к достижению более высоких творческих результатов. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности: *сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; * сформированность основ художественной культуры, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; *овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; * овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности; *знание видов художественной деятельности: изобразительной, конструктивной, декоративной; *знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; *понимание образной природы искусства; *эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; *применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; *способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; *умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; *усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; *умения видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни; *способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; *способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к природе, человеку, обществу; *умение компоновать на плоскости листа и в объёме задуманный художественный образ; *освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; *овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; *умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; *умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых различных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; *способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический образ; *умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Требования к уровню подготовки учащихся: Ученик научится: знать/понимать: - основные жанры и виды изобразительного искусства; - известные центры народных художественных ремёсел России; - ведущие художественные музеи России, объяснять их и назначение; уметь: - различать основные составные, тёплые и холодные цвета; - узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; - сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); - использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага); - применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - самостоятельной и творческой деятельности; - обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства; - оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок и музеев изобразительного искусства, народного творчества и др. Ученик получит возможность научиться: - пользоваться средствами выразительности языка живописи, декоративно-прикладного искусства, дизайна и художественного конструирования собственной художественно-творческой деятельности; - выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства живописи; - активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, пейзаж, натюрморт и др.), передавая своё эмоциональное состояние; - участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвящённых искусству; - выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения; - использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.

Календарно-тематическое планирование

(34 ч) № п/п

Наименование раздела

и тем Часы учеб ного времени Сроки прохож- дения

Характеристика

деятельности ученика



план факт




Искусство в твоём доме (8 ч) 1 Осенний вернисаж. Прощаемся с летом


1 2.09

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы . Овладеватьосновами языка живописи, графики, скульптуры, ДПИ, художественного конструирования. 2

Твои игрушки(создание формы, роспись).

1 7.10

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её. 3

Посуда у тебя дома.

1 14.09

Характеризовать связь между формой, декором посуды и её назначением. Уметь выделять конструктивный образ и характер декора в процессе создания посуды. Овладеть навыками создания выразительной формы посуды в лепке.


4

Мамин платок.

1

Наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Умение составить простейший орнамент при выполнении эскиза платка. 5

Обои и шторы у тебя дома.

1

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты. 6

Твои книжки.

1

Понимать роль художника и Братьев -Мастеров в создании книги .Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации 7

Поздравительная открытка (декоративная закладка).

1

Понимать роль художника и Братьев - Мастеров в создании форм открыток изображений на них. 8 Труд художника для твоего дома. Обобщение темы

1

Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Эстетически оценивать работы сверстников

Искусство на улицах твоего города - 8 ч 9

Памятники архитектуры 1 26.10

Знать основные памятники города, места их нахождения.

Представлять и понимать связь архитектуры с природой.

Уметь узнавать памятники, посвященные событиям Гражданской и Великой Отечественной войн. 10

Парки, скверы, бульвары 1 2.11

Знать, в чем заключается работа художника - архитектора.

Уметь изобразить парк или сквер. 11

Ажурные ограды 1 16.11

Знать разные инженерные формы ажурных сцеплений металла.

Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений. 12

Волшебные фонари 1 23.11

Знать виды и назначение фонарей.

Уметь придумать свои варианты фонарей для детского праздника.

Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение 13

Витрины 1 30.11

Знать оформление витрин по значению и уровню культуры города. Отличатьразные по значению и оформлению витрины. 14

Удивительный транспорт 1 7.12

Знать разные виды транспорта.

Уметь изобразить разные виды транспорта.Находить нужную информацию и пользоваться ею. 15

Труд художника на улицах твоего города 1 14.12

Знать, в чем заключается работа художника - архитектора.

Уметь изобразить облик города. 16

Новогодняя игрушка 1 21.12

Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

Художник и зрелище (10ч) 17

Художник в цирке


1 13.01

Знать отличие и сходство театра и цирка.Уметь создать эскиз циркового представления 18

Художник в театре 1 20.01

Знать истоки театрального искусства. Уметь создать эпизод театральной сказки. Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки.Уметь работать в коллективе, распределять обязанности.Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение. 19

Образ театрального героя 1 27.01

Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки.Уметь работать в коллективе, распределять обязанности.Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение. 20

Театр кукол 1 3.02

Знать отличие кукольного театра от других видов театра.Уметь создать в паре голову кукольного персонажа.

Демонстрировать умение работать в коллективе в условиях сотворчества.Находить нужную информацию и пользоваться ею. 21

Театральный занавес.

1 10.02

Знать устройства театра. Умение анализировать отличие театра от кинотеатра. Знание театральных художников. 22

Маска 1 17.02

Знать историю происхождения театральных масок. Уметь конструировать маску из бумаги. 23

Афиша и плакат 1 24.02

Знать о назначении афиши и плаката. Уметь создать эскиз афиши и плаката к спектаклю. 24

Театральная программа 1 3.03

Знать о назначении программы. Уметь составлять и оформлять программу. 25

Праздник в городе 1 17.03

Знать отличие и сходство театра и цирка.Уметь создать эскиз.

Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение. 26

Школьный карнавал 1 22.03

Знать отличие и сходство театра и цирка.Уметь создать эскиз.

Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение.


Художник и музей - 8 ч 27

Музей в жизни города 1 7.04

Знать, что в музеях хранятся лучшие произведения искусства, подлинники авторов.

Знать чем и как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях.Уметь изобразить интерьер музея.Находить нужную информацию и пользоваться ею. 28

Картины - особый мир 1 19.04

Знать, что такое картина. Участвовать в диалоге. Знать чем и как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях.

Воспринимать произведения художников. Группировать произведения искусства по видам и жанрам.Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром 29

Музеи искусства 1 26.04

Знать, что в музеях хранятся лучшие произведения искусства, подлинники авторов.

Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.

Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. 30

Картина - пейзаж 1 5.05

Знать, что такое картина - пейзаж, о роли цвета в пейзаже. Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния.

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы. Уметь изобразить пейзаж по представлению.

Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников. 31

Картина - портрет 1 10.05

Знать жанр портрета.

Уметь нарисовать портрет близкого человека.

Создавать графическими средствами выразительные образы человека.

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние, характерные черты внешнего облика человека. 32

Картина - натюрморт 1

Знать, что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт.

Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта.

Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте.

Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников. 33

Картины исторические и бытовые 1

Знать чем и как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях.

Отличать исторических и бытовых картин.

Уметь изобразить сцену из повседневной жизни людей. 34

Скульптура в музее и на улице 1

Знать, что такое скульптура.

Уметь смотреть на скульптуру.

Знать чем и как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях.

Содержание учебного предмета


Название темы

Содержание учебной темы

Количество часов

Искусство в твоём доме

Особенности художественного творчества: художник и зритель.

Образная сущность искусства: художественный образ. Его условность, передача общегочерез единичное.

Красота предметов в реальной повседневной жизни.

Связь декора посуды, платка с назначением.

Эмоциональная среда дома, создаваемая обоями: их цветом, рисунком, ритмом, величиной изображений.

Книга как произведение искусства, многообразие форм и видов книг.

Открытка как предмет искусства, разновидности тиражной графики.

Причастность художника к созданию всего предметного мира, окружающего человека в его доме.

8 ч

Искусство на улицах твоего города

Архитектурные памятники как хранители памяти о своём времени, о тех, кто строил и украшал города и сёла.

Роль природных аналогов (паутина, крылышки бабочек, стрекоз, жучков, ажурно-сетчатые конструкции листа дерева и др.) в создании инженерных конструкций с тончайшими ажурными сцеплениями металлических элементов.

Художественное оформление витрин, отвечающее назначению магазина и вместе с тем являющееся рекламой и праздничным украшением магазина и улицы.

Разнообразие форм и образное решение транспорта.

8 ч

Художник и зрелище

Художник в цирке.

Художник в театре.

Искусство рекламы, его роль в жизни (афиша и плакат).

Работа Мастеров Изображения, Постройки, Украшения на улицах города для создания праздника в городе.

Роль художника при изготовлении декораций, костюмов, карнавальных масок.

Роль художника в праздничном украшении города, улицы.

10 ч

Художник и музей

Музеи, шедевры изобразительного искусства, хранящиеся в художественных музеях крупных городов России, памятники культуры родного края.

Картина - особый мир.

Картина - пейзаж (жанр пейзажа).

Картина - портрет (жанр портрета).

Картина - натюрморт (жанр натюрморта).

Исторические картины и картины бытового жанра.

Скульптура в музее и на улице.

8 ч

Перечень учебно-методических средств обучения

Демонстрационные пособия:

предметные картинки

альбомы

Компьютер Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 3 класс. - М.: Просвещение,2013

Мультимедийный проектор Рабочие программы. Изобразительное искусство. (Предметная линия учебников под редакцией Б .М .Неменского). М., Просвещение, 2011.

7


© 2010-2022