- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению на тему
Конспект урока по литературному чтению на тему
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Селюкова Р.Г. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытый урок - исследование по литературному чтению во 2 классе Г
Селюкова Раиса Георгиевна, учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №59» г. Курска
Тема: Картины осени в произведениях Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и К.Бальмонта «Поспевает брусника…»
Тип урока: формирование новых умений.
Задача урока: развитие познавательного интереса к предмету.
Цели:
-
Ознакомление со стихотворениями Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и К.Бальмонта «Поспевает брусника…»;
-
Совершенствование речи, техники чтения, умения высказывать свои мысли;
-
Развитие памяти, речи, мышления;
-
Привитие любви к русской поэзии, внимательного отношения к окружающей природе
-
Создание на уроке положительной мотивации к обучению.
Оборудование:
-
сборники стихов Ф. Тютчева, К. Бальмонта;
-
слайды к уроку, созданные учителем;
-
учебник «Родная речь»;
-
индивидуальные карточки со стихотворениями;
-
рисунки с изображением осени.
Ход урока
-
Организационный момент (Слайд 1)
Проверка рабочего места (наличие на столах учебника, тетрадей, дневника, письменных принадлежностей)
-
Проверка домашнего задания
- Изучение какого раздела мы начали недавно? (Слайд 2)
- Нравится ли вам осень?
- Чем интересно это время года? Расскажите.
- Какие произведения мы изучили на прошлом роке?
- Прочитать наизусть одно из них. (3-4 человека)
Посмотрим на доску: здесь ваши работы. На них осень, какой вы её представляете. (У всех осень разная)
-
Введение в тему. Речевая разминка.
Обратите внимание на слайд. Здесь пословица. (Слайд 3)
В осеннее ненастье семь погод на дворе: cеет, веет, кружит, рвёт, сверху льёт, а снизу метёт.
- Прочитайте пословицу «Жужжащим» чтением. Как вы её понимаете?
- Прочитаем пословицу медленно вместе по слогам. Прочитаем чуть быстрее. Ещё быстрее. Кто прочитает скороговоркой?
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, рвёт, сверху льёт, а снизу метет.
-
Постановка цели урока
(Слайд 4) Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и прежде всего - поэзия. Мы знаем, насколько живо, образно можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насыщенной может быть мелодия стихотворения. Поэт - волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека.
- На уроке нас ждёт встреча с произведениями двух поэтов, каждый из которых рисует свою осень. Кто они? Прочитайте их имена.
(Слайд 5. Портреты) (Краткое сообщение о поэтах детьми).
- Это русские поэты. Их стихи были написаны в разное время, каждый увидел и описал осеннюю природу по-своему. Какой он её увидел, что заметил, какие слова нашёл? Попробуем ответить на эти вопросы позже. А это подвластно только настоящему читателю, который думает и прислушивается к каждому слову.
V. Словарная работа
При чтении стихотворений вы встретите слова, значение которых надо уточнить. (Слайды 6,7,8,9,10,11.)
Очарование - прелесть чего-нибудь, восхищение.
Лазурь - светло-синий цвет.
Борозда - канавка.
Благовонье - (устар.) аромат, приятный запах.
Праздная борозда - отдыхающая, так как с неё уже собрали урожай.
Прочитаем слова, записанные на доске: сначала по слогам, потом целыми словами.
пер-во-на-чаль-ной - первоначальной
хрус-таль-ный - хрустальный
лу-че-зар-ны - лучезарны
от-ды-ха-ю-ще-е - отдыхающее
в раз-но-цвет-ном - в разноцветном
-
Физкультминутка
Мы - листики осенние -
На веточках сидели.
Ветер дунул - полетели.
Мы летели, мы летели,
А потом на землю сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
И вертел их, и крутил,
И на землю опустил.
-
Чтение и анализ стихотворений
- Сейчас вы будете читать стихи про себя. Попробуйте при чтении увидеть те картины, которые поэты создают словами. Не забывайте, что мы стремимся стать настоящими читателями.
-
Медленное чтение стихотворений про себя.
- Понравились ли вам стихотворения?
- Какое из стихотворений хочется прочитать ещё раз?
- Чем похожи, по-вашему, эти два стихотворения?
- Можно ли сказать, что поэты в стихах рисуют один период осени?
- По каким приметам в каждом стихотворении можно догадаться, что речь идёт о наступлении осени?
VII. Работа со стихами во время чтения
А теперь поработаем над каждым стихотворением
-
Чтение стихотворения Ф.Тютчева учителем.
- Какие картины осени вы представили?
А теперь будем читать стихотворение по строфам и разбираться: какой увидел осень поэт Фёдор Тютчев.
Один ученик читает первую строфу.
После чтения первой строфы:
- Что значит «первоначальной»?
- Можно ли уже сказать об отношении поэта к этому времени года?
(осень ему нравится: он называет её «дивная пора», «день хрустальный», «лучезарные вечера»)
- Что значит выражение «дивная пора»? (Слайд 12 - картина осени)
(Удивительная, восхитительная, чудесная).
- Приходилось ли вам наблюдать «хрустальный день»? Опишите его. Какой он? (Слайд 13 - картина осени)
(Прозрачный, чистый, безоблачный)
- «Лучезарные вечера» - как вы представляете их, расскажите. (Слайд 14 - картина осени)
(Вечерняя природа залита лучами заходящего солнца, всё сверкает, сияет …)
- Как же поэт относится к осени? (Поэт любит осень, восхищается ею)
Прочитаем вторую строфу. (Читает второй ученик)
После чтения второй строфы:
- Куда переносит нас поэт в строках стихотворения?
- Что имеет автор ввиду, когда говорит о серпе, как о живом?
(«Бодрый серп гулял» - он был неутомимым орудием в руках, им ловко работали, срезая колосья)
Ребята, есть в литературе слова-краски, которые помогают оживить предметы, увидеть что-то новое в знакомом. О серпе поэт говорит как о живом существе. Этот приём называется - олицетворение. (Слайд 15)
- Какой вы увидели картину отдыхающего поля? Расскажите.
- «Праздная борозда» - какая она? (Слайд 16)
Ребята, сейчас мы будем читать третью строфу.
Попробуйте отыскать в третьей строфе синоним, объясняющий значение этого слова.
Чтение третьей строфы. (Читает один ученик)
- Нашли синоним? (праздная - отдыхающая, с неё всё убрали)
После чтения третьей строфы:
- Что вы чувствовали при чтении стихотворения? (Слайд 17 - на слайде слова: радость, спокойствие, восторг, удивление, грусть, тревогу, умиротворение)
- Ребята, Ф.Тютчев рисует картины осени, которые приносят с собой пустоту и грусть. Отыщите эти строчки в стихотворении.
(…теперь уж пусто всё; пустеет воздух; птиц не слышно боле…)
- Но почему же тогда нас, читателей, не охватывает грусть, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт?
(«Но далеко ещё до первых бурь»; «И льётся чистая и светлая лазурь на отдыхающее поле»)
- Каким же настроением проникнуты стихи Ф.Тютчева? (ещё раз обращаемся к слайду№17)
- Ребята, вы заметили, в стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие приходят вместе со стихами.
- В каком темпе следует читать стихотворение? (Поэт очарован осенью, он боится нарушить покой осени. Поэтому будем читать в замедленном темпе, напевно, но без грусти).
- Ребята, запомните то, о чём мы сейчас говорили. Это вам пригодится при выразительном чтении стихотворения.
VIII. Физкультминутка для глаз
В передней части класса на стенах развешаны осенние листья. Дети следят глазами за указкой учителя.
Посмотри-ка ты, дружочек,
На берёзовый листочек.
А вот тут кленовый лист
Головою вниз повис.
Вот каштана веерок,
Позолоченный дубок,
Вот зелёный лист калины.
А у липы - жёлтый лист.
Кисти яркие рябины
Как фонарики зажглись.
Мы по лесу пробежали -
Золотой букет собрали.
Ах, какая красота!
Все зажмурили глаза.
А теперь глаза открыли
И ещё разок закрыли.
Снова глазки открываем
И работу продолжаем.
Ребята, переходим к знакомству со стихотворением К.Бальмонта
IX. Работа со стихотворением К.Бальмонта
-
Чтение стихотворения учителем.
- Что почувствовали?
- Какую осень нарисовал поэт в своём стихотворении?
- Как вы понимаете выражение «нет в цветах благовонья»?
(нет аромата прежнего, нет душистости)
- Использовал ли автор приём олицетворения?
Попробуйте отыскать этот приём. (Слайд 18 - на фоне картины слова)
Скоро Осень проснётся
И заплачет спросонья.
Солнце реже смеётся.
- Дети, поэт создаёт образ осени. Осень - человек, дитя.
- Как же она заплачет? Отчего?
(Заплачет длинными, скучными, холодными дождями от той грустной картины в природе …)
- Попробуем заменить эти строчки обычным описанием: скоро начнётся осень и пойдут дожди. Солнце будет светить реже.
- Что изменится в стихотворении? В его настроении?
(Исчезает образ осени, стихотворение становится скучным, неинтересным. Да и стихотворением его уже не назовёшь).)
- Как вы думаете, какие чувства испытывает Бальмонт с приходом осени? Подтвердите свой ответ словами из стихотворения.
(Много холода, в сердце грусть, солнце реже смеётся, в цветах нет благовонья… Даже осень заплачет, когда проснётся.)
В каком темпе следует читать стихотворение? (медленно, с грустью)
(А стихотворение Тютчева: медленно, напевно, но без грусти, т.к. поэт очарован осенью. Он испытывает умиротворение, спокойствие).
X. Выразительное чтение стихотворений
- Ребята, как много можно увидеть и почувствовать, если быть внимательным к слову поэта. У поэтов осень разная, и разным настроением проникнуты стихи.
Попробуем мы прочитать стихи, передать настроение поэтов и ещё раз представить образы осени, которые они рисуют.
(Выразительное чтение стихов двумя учениками)
- Понравилось ли бы чтение стихов нашими учениками самим поэтам, как вы думаете? Почему?
- А вообще чтение - это настоящее искусство. Читатель улавливает в стихотворении какие-то свои особые мысли и чувства, и тогда стихотворение у каждого читателя звучит иначе. Читатель выражает и своё отношение к прочитанному. Попробуйте сделать это.
(Чтение стихов ещё двумя учениками)
- Что же объединяет стихи Ф.Тютчева и К.Бальмонта?
(Любовь к родной природе, умение её видеть, понимать, чувствовать и передавать её красоту, поэзию с помощью слов.)
XI. Творческая работа «Поэтический листопад»
- Вы дома пробовали написать четверостишия об осени. Послушаем, что у вас получилось. (Дети читают свои стихи)
(Свои творческие работы дети пишут на разноцветных листочках клёна и украшают ими доску).
XII. Итог урока
- Понравились ли вам стихотворения Ф. Тютчева и К. Бальмонта? Сможете поделиться своими чувствами о прочитанном со своими родными?
- Какое из стихотворений хочется прочитать ещё раз?
- А какое хочется выучить наизусть?
- С каким приёмом познакомились на уроке?
XIII. Задание на дом
Выучить понравившееся стихотворение наизусть (Слайд 19)
(Слайд - спасибо за урок) (Слайд 20)