- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа кружка Занимательная математика
Программа кружка Занимательная математика
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Эгоф Ю.В. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Согласовано»
заместитель директора
по УВР
МКОУ Половинская СОШ
________________/Ю.П.Семенюта/
«___» _________ 2015г.
«Утверждаю»
директор
МКОУ Половинская СОШ
_______________ /С.Е.Кутенева/
«___» _________ 2015года
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПОЛОВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Краснозерского района Новосибирской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
« Занимательная математика »
направление « Научно- познавательное »
для 2 класса
Составитель: Эгоф Ю.В.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС). Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2014 года. Отличительными особенностями являются: 1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
Цель и задачи программы:
Цель:
-развивать математический образ мышления
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Возраст детей, участвующих
в реализации данной программы
Программа ориентирована на воспитанников 8 -9 лет школьного возраста. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.
Сроки реализации
дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.
Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность
Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы - возможно усвоение за 33 занятия.
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Формы и режим занятий
Занятия учебных групп проводятся: 1 занятие в неделю по 45 минут. Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические праздники, конкурсы, выставки;
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: - индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); - фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы); - групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы); - коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
- простое наблюдение,
- проведение математических игр,
- опросники,
- анкетирование
- психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД). Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
- участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
- результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
- активность,
- аккуратность,
- творческий подход к знаниям,
- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Формы подведения итогов реализации программы Итоговый контроль осуществляется в формах: - тестирование; - практические работы; - творческие работы учащихся; - контрольные задания. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
Содержание программы
- Математика - царица наук.- 1 час
Учебно-тематический план
Наименование тем курса
Всего ча
сов
Виды деятельности
Форма контроля
1. Вводное занятие «Математика - царица наук» 1 Определение интересов, склонностей учащихся.
2. Как люди научились считать. 1 выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» конкурс на лучшую презентацию
3. Интересные приемы устного счёта. 1 устный счёт математический диктант
4. Решение занимательных задач в стихах. 1 работа в группах: инсценирование загадок, решение задач тестирование
5. Упражнения с многозначными числами 1 работа с алгоритмами тестирование
6. Учимся отгадывать ребусы. 1 составление математических ребусов конкурс на лучший математический ребус
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. 1 решение теста -кроссворда проверочный тест
8. Упражнения с многозначными числами 1 работа с алгоритмом контрольный тест
9. Решение ребусов и логических задач.
1 самостоятельная работа мини-олимпиада
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. 1 составление схем, диаграмм тестирование
11. Загадки- смекалки. 1 составление загадок, требующих математического решения конкурс на лучшую загадку-смекалку
12. Игра «Знай свой разряд». 1 работа с таблицей разрядов тест
13. Обратные задачи.
1 работа в группах «Найди пару» познавательная игра «Где твоя пара?»
14. Практикум «Подумай и реши». 1 самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами тестирование 15.Задачи с изменением вопроса. 1 инсценирования задач конкурс на лучшее инсценирование математической задачи
16. «Газета любознательных». 2 проектная деятельность конкурс на лучшую математическую газету 17.Решение нестандартных задач. 1 решение задач на установление причинно-следственных отношений тестирование
18.Решение олимпиадных задач. 1 решение заданий повышенной трудности школьная олимпиада
19.Решение задач международной игры «Кенгуру» 1 решение заданий повышенной трудности школьная олимпиада
20. Школьная олимпиада 1 решение заданий повышенной трудности школьная олимпиада
21. Игра «Работа над ошибками» 1 работа над ошибками олимпиадных заданий тестирование
22.Математические горки. 1 решение задач на преобразование неравенств конкурс на лучший «Решебник»
23. Наглядная алгебра. 1 работа в группах: инсценирование тестирование 24.Решение логических задач. 1 схематическое изображение задач тестирование
25.Игра «У кого какая цифра» 1 творческая работа тестирование
26.Знакомьтесь: Архимед! 1 работа с энциклопедиями и справочной литературой создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации 27.Задачи с многовариантными решениями. 1 работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения
28.Знакомьтесь: Пифагор! 1 работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» викторина
29.Задачи с многовариантными решениями. 1 Работа в парах по решению задач школьная олимпиада
30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. 1 составление знаковых систем тест
31.Задачи с многовариантными решениями. 1 индивидуальная работа тестирование
32.Математический КВН 1 работа в группах школьная олимпиада
33. Круглый стол «Подведем итоги» 1 коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе анкетирование
Учебно-тематическое планирование
№
Тема Занятий
Кол-во часов
Описание примерного содержания занятий
Дата
по
плану
Дата
по
факту
1
. Вводное занятие «Математика - царица наук» 1 Техника безопасности. Знакомство с основными разделами математики. 6.10
2.
Как люди научились считать.
Презентация 1 Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов. 13.10
3.
Интересные приемы устного счёта. 1 Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений 20.10
4.
Решение занимательных задач в стихах. 1 Решение занимательных задач в стихах по теме « Сложение»
27.10
5.
. Упражнения с многозначными числами 1 Решение примеров с многозначными числами на сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
10.11
6.
Учимся отгадывать ребусы. 1 Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций 17.11
7
. Числа-великаны. Коллективный счёт. 1 Выполнение арифметических действий с числами 24.11
8.
Упражнения с многозначными числами 1 Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
1.12
9
. Решение ребусов и логических задач.
1 Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
8.12
10.
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. 1 Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
15.12
11
. Загадки- смекалки. 1 Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений 22.12
12.
Игра «Знай свой разряд».
1 Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13
. Обратные задачи.
1 Решение обратных задач, используя круговую схему
14
. Практикум «Подумай и реши». 1 Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения
15 .Задачи с изменением вопроса. 1 Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач
16.
«Газета любознательных». 2 Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты
17. Решение нестандартных задач. 1 Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18
.Решение олимпиадных задач. 1 Решение задач повышенной сложности
19
.Решение задач международной игры «Кенгуру» 1 Решение задач международной игры «Кенгуру».
20
. Школьная олимпиада 1 Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Закрепление знаний о классах и разрядах.
21.
Игра «Работа над ошибками» 1 Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22
.Математические горки. 1 Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23.
Наглядная алгебра. 1 Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
24. Решение логических задач. 1 Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
25
.Игра «У кого какая цифра» 1 Закрепление знаний нумерации чисел.
26
.Знакомьтесь: Архимед! 1 Исторические сведения: - кто такой Архимед - открытия Архимеда - вклад в науку
27 .Задачи с многовариантными решениями. 1 Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения
28
.Знакомьтесь: Пифагор! 1 Исторические сведения: - кто такой Пифагор - открытия Пифагор - вклад в науку
29
.Задачи с многовариантными решениями. 1 Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения
30
.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. 1 Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
31
.Задачи с многовариантными решениями. 1 Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения
32
.Математический КВН 1 Систематизация знаний по изученным разделам.
33.
Круглый стол «Подведем итоги» 1 Систематизация знаний по изученным разделам.
Методическое обеспечение программы
Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования. Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника. На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза. .
Перечень информационно-методическое обеспечение
Печатные пособия
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет. С. - Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 - 4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Видеоматериалы
1.Электронные физминутки для глаз. 2.Презентации по темам.
Цифровые ресурсы
1. viki.rdf.ru/ 2. mjasvw.mirtesen.ru/
Оборудование: столы; стулья; компьютер, проектор, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.