Программа кружка Занимательная математика

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано»

заместитель директора

по УВР

МКОУ Половинская СОШ

________________/Ю.П.Семенюта/

«___» _________ 2015г.


«Утверждаю»

директор

МКОУ Половинская СОШ

_______________ /С.Е.Кутенева/

«___» _________ 2015года




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОЛОВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Краснозерского района Новосибирской области



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

« Занимательная математика »

направление « Научно- познавательное »

для 2 класса

Составитель: Эгоф Ю.В.

2015-2016 учебный год
Пояснительная записка Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС). Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2014 года. Отличительными особенностями являются: 1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

Цель и задачи программы:

Цель:
-
развивать математический образ мышления
Задачи:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.



Возраст детей, участвующих

в реализации данной программы


Программа ориентирована на воспитанников 8 -9 лет школьного возраста. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

Сроки реализации

дополнительной образовательной программы


Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.

Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность
Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы - возможно усвоение за 33 занятия.
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Формы и режим занятий


Занятия учебных групп проводятся: 1 занятие в неделю по 45 минут. Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы, выставки;

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: - индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); - фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы); - групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы); - коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.

Ожидаемые результаты и способы их проверки


Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • опросники,
  • анкетирование
  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД). Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
  • активность,
  • аккуратность,
  • творческий подход к знаниям,
  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. - создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Проверка результатов проходит в форме:
  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников,
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы Итоговый контроль осуществляется в формах: - тестирование; - практические работы; - творческие работы учащихся; - контрольные задания. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.


Содержание программы


  1. Математика - царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом. 2. Как люди научились считать.- 1час Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов. 3. Интересные приемы устного счёта.- 1час Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений. 4. Решение занимательных задач в стихах. - 1час Решение занимательных задач в стихах по теме «Сложение» 5. Упражнения с многозначными числами. - 1час Решение примеров с многозначными числами на сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий. 6. Учимся отгадывать ребусы.- 1час Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций. 7. Числа-великаны. Коллективный счёт. - 1час Выполнение арифметических действий с числами. 8. Упражнения с многозначными числами.- 1 час Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий. 9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне. 10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.- 1 час Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными. 11. Загадки- смекалки. - 1 час Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений. 12. Игра «Знай свой разряд». - 1час Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов. 13. Обратные задачи.- 1 час Решение обратных задач, используя круговую схему. 14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 15. Задачи с изменением вопроса. - 1 час Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач. 16. Проектная деятельность «Газета любознательных». - 2 часа Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты. 17. Решение нестандартных задач. - 1 час Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 18. Решение олимпиадных задач. - 1час Решение задач повышенной сложности. 19. Решение задач международной игры «Кенгуру». - 1 час Решение задач международной игры «Кенгуру». 20. Математические горки. - 1 час Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Закрепление знаний о классах и разрядах. 21. Наглядная алгебра. -1 час Включение в активный словарь детей алгебраических терминов. 22. Решение логических задач. - 1 час Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 23. Игра «У кого какая цифра». - 1 час Закрепление знаний нумерации чисел. 24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час Исторические сведения: - кто такой Архимед - открытия Архимеда - вклад в науку 25. Задачи с многовариантными решениями. - 1час Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 26. Знакомьтесь: Пифагор! - 1 час Исторические сведения: - кто такой Пифагор - открытия Пифагор - вклад в науку 27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов. 28. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 29. Математический КВН. - 1 час Систематизация знаний по изученным разделам. 30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов 31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 32. Математический КВН.- 1 час Систематизация знаний по изученным разделам. 33-34. Круглый стол «Подведем итоги». - 1 час Систематизация знаний по изученным разделам.


Учебно-тематический план

Наименование тем курса

Всего ча

сов

Виды деятельности

Форма контроля

1. Вводное занятие «Математика - царица наук» 1 Определение интересов, склонностей учащихся.

2. Как люди научились считать. 1 выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» конкурс на лучшую презентацию

3. Интересные приемы устного счёта. 1 устный счёт математический диктант

4. Решение занимательных задач в стихах. 1 работа в группах: инсценирование загадок, решение задач тестирование

5. Упражнения с многозначными числами 1 работа с алгоритмами тестирование

6. Учимся отгадывать ребусы. 1 составление математических ребусов конкурс на лучший математический ребус

7. Числа-великаны. Коллективный счёт. 1 решение теста -кроссворда проверочный тест

8. Упражнения с многозначными числами 1 работа с алгоритмом контрольный тест

9. Решение ребусов и логических задач.


1 самостоятельная работа мини-олимпиада

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. 1 составление схем, диаграмм тестирование

11. Загадки- смекалки. 1 составление загадок, требующих математического решения конкурс на лучшую загадку-смекалку

12. Игра «Знай свой разряд». 1 работа с таблицей разрядов тест

13. Обратные задачи.


1 работа в группах «Найди пару» познавательная игра «Где твоя пара?»

14. Практикум «Подумай и реши». 1 самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами тестирование 15.Задачи с изменением вопроса. 1 инсценирования задач конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16. «Газета любознательных». 2 проектная деятельность конкурс на лучшую математическую газету 17.Решение нестандартных задач. 1 решение задач на установление причинно-следственных отношений тестирование

18.Решение олимпиадных задач. 1 решение заданий повышенной трудности школьная олимпиада

19.Решение задач международной игры «Кенгуру» 1 решение заданий повышенной трудности школьная олимпиада

20. Школьная олимпиада 1 решение заданий повышенной трудности школьная олимпиада

21. Игра «Работа над ошибками» 1 работа над ошибками олимпиадных заданий тестирование

22.Математические горки. 1 решение задач на преобразование неравенств конкурс на лучший «Решебник»

23. Наглядная алгебра. 1 работа в группах: инсценирование тестирование 24.Решение логических задач. 1 схематическое изображение задач тестирование

25.Игра «У кого какая цифра» 1 творческая работа тестирование

26.Знакомьтесь: Архимед! 1 работа с энциклопедиями и справочной литературой создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации 27.Задачи с многовариантными решениями. 1 работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

28.Знакомьтесь: Пифагор! 1 работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» викторина

29.Задачи с многовариантными решениями. 1 Работа в парах по решению задач школьная олимпиада

30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. 1 составление знаковых систем тест

31.Задачи с многовариантными решениями. 1 индивидуальная работа тестирование

32.Математический КВН 1 работа в группах школьная олимпиада

33. Круглый стол «Подведем итоги» 1 коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе анкетирование






















Учебно-тематическое планирование

Тема Занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Дата

по

плану

Дата

по

факту

1

. Вводное занятие «Математика - царица наук» 1 Техника безопасности. Знакомство с основными разделами математики. 6.10

2.

Как люди научились считать.

Презентация 1 Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов. 13.10

3.

Интересные приемы устного счёта. 1 Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений 20.10

4.

Решение занимательных задач в стихах. 1 Решение занимательных задач в стихах по теме « Сложение»
27.10

5.

. Упражнения с многозначными числами 1 Решение примеров с многозначными числами на сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
10.11

6.

Учимся отгадывать ребусы. 1 Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций 17.11

7

. Числа-великаны. Коллективный счёт. 1 Выполнение арифметических действий с числами 24.11

8.

Упражнения с многозначными числами 1 Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
1.12

9

. Решение ребусов и логических задач.


1 Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
8.12

10.

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. 1 Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
15.12

11

. Загадки- смекалки. 1 Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений 22.12

12.

Игра «Знай свой разряд».


1 Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.


13

. Обратные задачи.


1 Решение обратных задач, используя круговую схему

14

. Практикум «Подумай и реши». 1 Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения

15 .Задачи с изменением вопроса. 1 Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач

16.

«Газета любознательных». 2 Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты

17. Решение нестандартных задач. 1 Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.


18

.Решение олимпиадных задач. 1 Решение задач повышенной сложности

19

.Решение задач международной игры «Кенгуру» 1 Решение задач международной игры «Кенгуру».


20

. Школьная олимпиада 1 Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Закрепление знаний о классах и разрядах.


21.

Игра «Работа над ошибками» 1 Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.


22

.Математические горки. 1 Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.


23.

Наглядная алгебра. 1 Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.


24. Решение логических задач. 1 Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.


25

.Игра «У кого какая цифра» 1 Закрепление знаний нумерации чисел.


26

.Знакомьтесь: Архимед! 1 Исторические сведения: - кто такой Архимед - открытия Архимеда - вклад в науку


27 .Задачи с многовариантными решениями. 1 Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения

28

.Знакомьтесь: Пифагор! 1 Исторические сведения: - кто такой Пифагор - открытия Пифагор - вклад в науку


29

.Задачи с многовариантными решениями. 1 Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения

30

.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. 1 Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.


31

.Задачи с многовариантными решениями. 1 Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения

32

.Математический КВН 1 Систематизация знаний по изученным разделам.



33.

Круглый стол «Подведем итоги» 1 Систематизация знаний по изученным разделам.





Методическое обеспечение программы


Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования. Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника. На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза. .

Перечень информационно-методическое обеспечение

Печатные пособия

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет. С. - Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 - 4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002


Видеоматериалы


1.Электронные физминутки для глаз. 2.Презентации по темам.
Цифровые ресурсы
1. viki.rdf.ru/ 2. mjasvw.mirtesen.ru/



Оборудование: столы; стулья; компьютер, проектор, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.

© 2010-2022