Конспект урока по литературному чтению

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Легенды Григория Бенционовича Остера.

Цель: познакомить детей с произведением Г.Б.Остера «Легенды и мифы Лаврового переулка».

Планируемые результаты:

Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественного произведения с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

  • Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

  • Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, устанавливать причинно-следственные связи.

Предметные: выявить влияние легенд Г.Остера на поступки детей путём исследовательской работы учащихся.

Материал и оборудование к уроку: презентация, легенды Г.Остера, портрет , карточки с названием жанров и произведении й, тексты с легендами, рабочие листы «Анализируем легенду», для рефлексии карточки - лавровый«венок», «веточка», «лист».





I. Оргмомент. Настрой на работу. - Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу. Всем отличного настроения и успешной работы на уроке. II. Актуализация знаний. Мотивация. - Ребята, я предлагаю вам послушать отрывки из произведений. Отгадайте названия: 1) Вредные советы (1 ученик) 2) «Котёнок по имени Гав» (2 ученик). Вредные советы Котёнок по имени Гав На доске появляются:

- Что объединяет эти произведения? (появляется посередине портрет Г.Остера) - Определите жанр каждого произведения? (под названиями произведений карточки сказка, стихотворение) III. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи - А сейчас я вам зачитаю отрывок ещё из одного произведения Остера, которое называется

«Путешественник»
Зачитываю отрывок из «Легенды и мифы Лаврового переулка» про мальчика, который никогда не умывался. - Определите жанр. Сказка или легенда? сказка ? легенда - Сказки мы уже изучали. Давайте вспомним и выберём то, что относится к жанру сказка: зачин предания рифма ритм волшебство историческое присказка подвиг Сказка Зачин Присказка волшебство -Кто догадался, что относится к легенде? Легенда историческое предание подвиг - А что лишнее в этом списке? (ритм, рифма - стихотворение) -Кто сформулирует, что такое легенда, используя опорные слова? -Давайте послушаем, какое определение дал Сергей Иванович Ожегов в толковом словаре. Прочитай…

- ЛЕГЕНДА -

1) поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии;

2) перен. О героических событиях прошлого (книжн.). Человек из легенды (человек со славным прошлым);

3) вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание;

4) поясняющий текст, а также свод условных знаков при карте, плане, схеме.

IV. Постановка учебной задачи - Вернёмся к нашему произведению, что я прочитала -Какова же тема нашего урока?



На экране: Тема: Легенды Григория Остера. -Цель? Что будем делать? Цель: прочитать, изучить легенды Г.Остера Это легенда из книги, которая так и называется «Легенды и мифы Лаврового переулка» Григория Остера (слайд, показываю книгу). Писатель жил в городе Одессе, прогуливался по старинным переулкам и слушал, как шелестят листья лаврового дерева, вдыхал их аромат. -Какие легенды вы читали? Кто является героями? А почему он герой? - Посмотрите (слайд) на героев исторических легенд. Чем награждали героев? Какое убранство на голове? Лавровый венок - символизирует триумф, победу. И не зря Г.Остер даёт название переулку Лавровый в своей книге. - Если герои исторических легенд сражались с кем-то, побеждали врагов, то в легендах Остера, героями являются дети. - Какие победы могут одержать дети? А внутри себя можно что-нибудь победить? - Как вы думаете, прочитав эти легенды, изменится ли поведение детей в подобных ситуациях? -Если они помогают победить недостатки, то, как влияют на детей? Во всех ли легендах Остера так происходит? Давайте выдвинем гипотезу. Гипотеза: действительно ли, легенды Г.Остера положительно влияют на детей и помогают задумываться над своим поведением. V. Исследование в малых группах - Для того, чтобы доказать ли опровергнуть гипотезу, проведём исследование.





Физминутка.



Получают тексты, индивидуально: I - «Пломбир» II - «Любочка Вторая» III - «Поле брани» - Прочитайте «жжужащим» способом Работа в парах «сменного» состава Карточки с заданием каждой паре:

  1. Подумайте и задайте вопросы друг другу по тексту
  2. Назовите героев легенды
  3. Как положительно влияет эта легенда на детей? Над чем заставляет задуматься?



Групповая работа.

  1. Пары объединяются в 4-ки. Обсудите, сравните ваши ответы.


  1. 4-ки объединяютя в 8-ки:
- Объедините ваши ответы и заполните рабочие листы:



Рабочий лист. Группа №1(2,3)

Инструкция:

  1. Название легенды «----------»


  1. Герои легенды________________________________________


  1. Поступки и качества героев. Выберите подходящие слова и подчеркните:



  1. Эта легенда учит детей тому, что__________________________



______________________________________________________



  1. Приготовьтесь прочитать отрывок выразительно (по ролям):






  1. Если эта легенда влияет на детей



положительно, закрасьте зелёным цветом

отрицательно, закрасьте красным цветом

затрудняетесь, закрасьте жёлтым цветом









- Прежде чем мы будем делиться результатами исследования, давайте послушаем отрывки из ваших легенд. Зачитывают дети. -Понравились легенды? Захотелось вам прочитать до конца? VI. Обмен информацией, формулирование вывода - Представители групп, выходите к доске, выберите то, что относится к вашей легенде:

Легенды Григория Остера 1группа(2, 3 группа) -уметь договариваться -дружить - бережно относиться к своему здоровью - беречь зубы - не хулиганить - не озорничать - не втягивать в свои шалости других

-Зачитайте, что у вас получилось. - Докажите с помощью текста.

- Давайте вернёмся к нашей гипотезе. Доказали? - Для чего Остер написал легенды?

VII. Рефлексия (лавровые венок, веточка и листок). VIII. Домашнее задание на выбор: с184-186 пересказ или придумать свою легенду



























Группа 3

- Ду-ра-ки! Ду-ра-ки! - кричали враги хором. И размахивали руками.
А наши им спокойно отвечали:
- От та-ких же слышим! От та-ких же слы-шим!
Тогда враги начинали волноваться и кричали:
- Ма-мень-ки-ны сы-ноч-ки! Ма-мень-ки-ны сы-ноч-ки!
А наши отвечали:
- Са-ми та-ки-е! Са-ми та-ки-е!
Тут враги совсем выходили из себя, и от злости начинали путаться. Одна половина врагов кричала: - Тру-сы!
- Сла-ба-ки!
И так как они кричали одновременно и все сразу, у них получалось:
- Тру-ба-сы!
- Сла-сы!
- Ба-сы!
- Ки-сы!
Враги начинали сами себя не понимать и от этого смущались и терпели поражение. А наши с победой возвращались домой и всю дорогу смеялись.






















Группа 1

Лёшеньке ничего не стоило отпереть дверь, держа ключ в зубах, или вытащить зубами гвозди из почтовой посылки. Он запросто разгрызал любые орехи и мог насквозь прокусить школьный портфель, если, конечно, портфель был без учебников.
Дошкольники Лаврового переулка утверждали, что никогда ещё на свете не было таких сильных зубов. Наверное, они были правы. На Лёшенькины зубы приходили смотреть не только с соседних дворов, но даже с других улиц. Это была самая настоящая слава.







Группа 2

Это она, Любочка Вторая, ещё в раннем детстве, выловила из детсадовского аквариума золотых рыбок и пустила их в стаканы с яблочным компотом. Рыбок успели спасти, а Любочке спастись не удалось. Здорово ей попало. Потом Любочка прославилась тем, что научила дошкольниц ползать наперегонки, а дошкольникам-малышам пообещала, что если они научатся лаять и бегать на четвереньках, то смогут, когда захотят, превращаться в такс, пуделей или даже в спаниэлей. Малыши целый день бегали на четвереньках и лаяли так громко, что к вечеру некоторые из них разучились разговаривать и только через неделю обратно научились.




















Рабочий лист. Группа №1

Инструкция:

Название легенды «Пломбир»

  1. Герои легенды :________________________________________


  1. Поступки и качества героев. Выберите подходящие слова и подчеркните:


глупость зазнайство храбрый вежливый

хваставство жадность самолюбие лень





  1. Эта легенда учит детей тому, что__________________________



______________________________________________________



  1. Приготовьтесь прочитать отрывок выразительно .






  1. Если эта легенда влияет на детей



положительно, закрасьте зелёным цветом

отрицательно, закрасьте красным цветом

затрудняетесь, закрасьте жёлтым цветом



Рабочий лист. Группа №2

Инструкция:

Название легенды «Любочка Вторая»

  1. Герои легенд:________________________________________


  1. Поступки и качества героев. Выберите подходящие слова и подчеркните:


хулиганство трусость проказница ленивая «примерная девочка»

баловство озорница отзывчивая внимательная



  1. Эта легенда учит детей тому, что__________________________



______________________________________________________



  1. Приготовьтесь прочитать отрывок выразительно.




  1. Если эта легенда влияет на детей



положительно, закрасьте зелёным цветом

отрицательно, закрасьте красным цветом

затрудняетесь, закрасьте жёлтым цветом



Рабочий лист. Группа №3

Инструкция:

Название легенды «Поле брани»

  1. Герои легенды:________________________________________


  1. Поступки и качества героев. Выберите подходящие слова и подчеркните:


враждебность смелость грубияны великодушие

драчуны вежливость враги



  1. Эта легенда учит детей тому, что__________________________



______________________________________________________



  1. Приготовьтесь прочитать отрывок по ролям.




  1. Если эта легенда влияет на детей



положительно, закрасьте зелёным цветом

отрицательно, закрасьте красным цветом

затрудняетесь, закрасьте жёлтым цветом



© 2010-2022