Урок ОРКиСЭ в 4 классе Религия и мораль. Дом и семья

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя школа N400 имени Александра Невского Колпинского района СанктПетербурга















Урок по ОРКСЭ в 4 классе

«Религии и мораль. Дом и семья».









Выполнила учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории

ГБОУСОШ №400 имени

Александра Невского

Макарова Юлия Аркадьевна







Санкт-Петербург 2016


Цель урока: предметные - подвести к понятиям: заповедь, мораль, нравственность
деятельностные: - формирование способности учащихся к новому способу действия. Задачи: - личностные: - развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о заповедях; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

-метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

-предметные: - знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;



  1. Орг. момент

  2. Мотивация учебной деятельности.
    Постановка темы урока цели и задач урока, планирование работы

- Ребята, послушайте стихотворение и определите тему нашего сегодняшнего урока.

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

[ предположения учащихся относительно темы урока]

- А как вы думаете, за что любят вас ваши родители?

- Сегодня мы поговорим с вами о доме и семье и религии и моральных ценностях внутри семьи.

III Работа в группах. - Сейчас мы с вами поработаем в группах, но членов группы вы выберете себе сами. Групп будет две. Я называю руководителя первой группы [учитель называет имя ученика], этот ученик назначает руководителя второй группы. Затем руководитель первой группы берет в команду ученика и комментирует, почему он выбрал именно его. Так же поступает и руководитель второй группы и так далее пока не получится две группы. - Группы определены и теперь получают задание: группы получают карточки, в которых даны определение понятиям:

  • Род

  • Семья

  • Фамилия

  • Родословная

- Первая команда постарается сформулировать определение данным понятиям своими словами, а вторая группа выпишет определение данных понятий из толкового словаря. [Выступление групп]

- Как связаны эти понятия между собой? IV Работа по теме урока.

Материал для учителя. Почитание дома и ближайших родственников возникло на заре человечества. Оно связано с тем, что человек чувствовал себя безопасно в своем родовом сообществе. Он полагал, что умершие предки его тоже защищают. Поэтому духам предков приносили жертвы, чаще всего - пищу. Нередко люди считали, что предки участвуют вместе с ним в трапезе. Жилище человека было местом, где совершались обряды в честь домашних божеств. Главным священным местом был очаг. Хранительницей домашнего очага считалась женщина. Именно она совершала особые очистительные обряды, связанные с сохранением и защитой дома от злых сил. Мужчина приносил жертвы предкам и домашним богам. В древнем Риме, например, существовал такой обычай. Когда юноша в первый раз надевал тогу [мужская верхняя одежда из куска белой ткани], он посвящал божествам - покровителям семьи - ларам - свой детский амулет, который носил с рождения на шее. В Древнем мире было сложено множество сказаний о семействах самих богов. В Египте рассказывали о любви Исиды к своему мужу Осирису и ее преданности ему и о сыновней любви бога Гора. В Индии окружают поклонением божественную семью, состоявшую из могучего бога Шивы, его нежной супруги Парвати и их доброго сына Ганеши. Почитание божественных семей способствовало укреплению человеческой семьи. С возникновением христианства началось почитание святого семейства Иисуса Христа, Иосифа и Девы Марии, которой люди поклоняются как Богоматери. Родительская любовь согревает человека с первого дня его жизни. Забота о детях не только радость, но и важнейшая обязанность. Все религии предписывают родителям любить своих детей и заботиться о них, обязательно учить их и приучать к труду. Именно в семье ребенок получает знания о нравственных ценностях и первые представления о мире. Дружная семья - залог счастливой жизни. В такой семье старшие заботятся о младших, а младшие уважают старших. Когда родители становятся старыми и немощными, дети и внуки должны заботиться о них. Уважение родителей - одно из важнейших нравственных требований. Оно существует во всех религиях. Так, например, в Древнем Китае философ Конфуций представлял идеальное государство подобным большой слаженной семье, отношения в которой строятся на любви и уважении к старшим. В Древнем Риме почитание старших было не только основой семьи, но и основой римского общества. В римской семье отца и мать почитали одинаково. Любовь членов семьи друг к другу рассматривалась как форма благочестия. Неуважение к старшим не просто было безнравственно, но рассматривалось как преступление перед богами. Иудаизм и христианство среди десяти заповедей, полученных Моисеем на горе Синай, выделяют пятую. Она гласит: "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле…" В исламе почтительное отношение к родителям считается важнейшей религиозной обязанностью. В Коране сказано, что Аллах заповедал каждому доброе отношение к родителям. В одном из хадисов говорится, что рай находится под ногами матери. Это означает не только то, что рядом с матерью ребенок чувствует себя под защитой, но и то, что забота о матери - условие обретения рая в ином мире. V Работа в парах - Прочитайте текст, в парах поработайте с дополнительными источниками, книгами и энциклопедиями и ответьте на вопрос. "Основой семьи является чувство любви, которое возникает между мужчиной и женщиной, желание жить вместе, растить и воспитывать детей. Понятие "брак" произошло от древнерусского слова "брачити", имеющее значение "отбирать". "выбирать". 8 июля в России отмечают День семьи, любви и верности. В этот день празднуют память русских святых Петра и Февроньи". - Почему именно они являются покровителями семьи и брака? [просмотр видеосюжета о святых Петре и Февронии] VI Работа с репродукцией Рембрандта "Возвращение блудного сына" 1669г. - Ребята, посмотрите на репродукцию. Ее автор Рембрандт, а называется полотно "Возвращение блудного сына". - Что вы видите на картине? Почему у нее такое название? - Что такое блуд? Обратимся к Толковому словарю. [Учитель рассказывает притчу о блудном сыне] "У одного человека было два сына. Старший был трудолюбив и много работал на отцовском поле. А младший сын потребовал у отца свою часть наследства и отправился в город. Там он очень быстро прокрутил все деньги и оказался без средств. Нуждаясь, он стал свинопасом. Но за работу ему не платили, и он голодал. Тогда он решил вернуться домой. Он понимал, что виноват перед отцом. Поэтому он решил не называться его сыном, а стал наемным работником в отчем доме. Однако отец узнал его, обрадовался и простил. Он нарядил блудного сына в роскошные одежды и в честь его возвращения устроил пир. Старший сын возмутился и даже не захотел входить в дом. Ему было горько, что младший брат, потративший впустую отцовское наследство, был принят с таким почетом. А в честь его, почтительного и трудолюбивого сына, отец никогда не устраивал пир. Отец сказал ему: "Сын мой. Ты всегда со мной, и все мое твое. Нужно радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил, пропал и нашелся". В христианской традиции эта притча трактуется символически как рассказ о любви Бога к грешнику. Однако она понятна всем, так как повествует о родительской любви и всепрощении. В Древней Руси семейная любовь, без которой не полна жизнь чловека, называлась " согнездной", то есть связанной с гнездом, домом. Забота о близких считалось настолько важной, что порицались все, кто покидал находящийся в тяжелом положении близких. В том числе те, кто, бросая семью в беде, собирался уйти в монастырь. V Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока -Ребята, что вы узнали нового? -Оцените урок и свою работу на уроке. [используется цветовая лесенка] Домашнее задание: Вспомните диалог Царевны Лебедь и князя Гвидона из сказки А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане…" устно подготовьте ответы на вопросы:

  1. Почему царевна советует Гвидону не торопиться с женитьбой?
  2. Как Гвидону удается переубедить Царевну Лебедь?
  3. Почему, по твоему мнению, к женитьбе надо относиться серьезно?


© 2010-2022