Создание эффективной среды делового сотрудничества с предприятиями, как новой формы социального партнерства

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Создание эффективной среды делового сотрудничества с предприятиями, как новой формы социального партнерства.


С.В. Осипова, старший мастер

КГУ « Зыряновский технологический колледж»



Цель - способствовать качественной профессиональной подготовки специалистов в КГУ «Зыряновский технологический колледж» путём эффективного взаимодействия социальных партнёров как одного из решающих факторов улучшения ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования Республики Казахстан Задачи:

  1. Вовлечение социальных партнеров в процессы разработки учебных

планов и программ .
  1. Продолжить опрос новых потенциальных социальных партнеров с целью выявления их отношения к возможностям и перспективным взаимодействиям
.
  1. Организовать производственное обучение и практику на базе предприятии партнеров

  1. Вовлекать мастеров производственного обучения и преподавателей в сотрудничество с предприятиями работодателями через повышение квалификации,
а) содействовать повышению квалификации работников предприятии партнеров
Ожидаемые результаты успешного взаимодействия с социальными партнёрами для КГУ «ЗТК»
  • решение вопросов трудоустройства выпускников;
  • обеспечение качества их подготовки;
  • стажировка и повышение квалификации мастеров п/о;
  • определение и установление квалификации выпускников;
  • прогнозирование потребности в специалистах тех или иных профессий на предприятиях региона;
  • совершенствование содержания профессионального образования, учебных программ в соответствии с требованиями современного производства, работодателей;

Сегодня одной из главных задач системы профессионального образования, в связи с ростом требований к квалификации и качеству подготовки специалистов, является полный учет требований работодателей. Быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда возможно только при создании системы социального партнерства. И предприятия, и государство осознали необходимость социального партнерства в сфере начального профессионального образования. Суть термина «социальное партнерство» состоит в том, что сфера образования должна готовить специалистов и осуществлять профессиональное обучение в соответствии с требованиями стандартов начального профессионального образования и рынка труда, в то время как работодатели должны принимать активное участие в определении содержания, стратегии образования, контроле его качества. На данный момент у нас заключены договора с 27 предприятиями нашего города, практически по всем специальностям. Это такие предприятия как: ТОО «Казцинк - Ремсервис». ТОО «Шыгыс Строй». ГП «Водоканал». ГП «Теплоцентраль». ГУ «Государственный архив Зыряновского района ВКО». ТОО «Колор». ТОО «Колизея» и др. 2010г - 18шт, 2011г - 23шт, 2012г - 27шт

Создание эффективной среды делового сотрудничества с предприятиями, как новой формы социального партнерства.
С работодателями согласовываются рабочие программы по спец, предметам и производственной практики .
Производственная практика - важная точка пересечения деятельности НПО и промышленных предприятий. Изучение и обобщение опыта интеграции НПО и производства свидетельствует о том, что на уважительное отношение к профессии у студентов в значительной степени влияют условия и организация труда в производственном коллективе. Предприятие предоставляет студентам места для прохождения производственной практики, инструмент, оборудование, спецодежду, проводит инструктаж по ТБ.
Согласно графика производственной практики ,на предприятия отсылаются письма с просьбой предоставить рабочие места для студентов. Практически все работодатели предоставляют рабочие места в том колличестве, которое мы запрашиваем, но не всегда студенты с охотой идут на эти предприятия, так как в основном производственная и преддипломная практика не оплачивается и студенты идут туда, где за их работу производится оплата. Во все времена в экономике всех государств образование является тем объектом вложений, который воспроизводит рабочую силу. И если работодатель вкладывает ресурсы в техническое перевооружения производства, то он должен заботиться о развитии основной производительной силы. Студенты должны применять на практике и совершенствовать свои профессиональные навыки, получать оценку своих умений, а не являться дармовой рабочей силой для работодателя. Работодатель информирует учебное заведение не только об успехах практикантов, но и о навыках, которые необходимо развивать у учащихся для их успешной работы на производстве. ( при заполнении производственной характеристики). Для обеспечения качества профессионального обучения, выявления недостатков, с работодателями проводилось анкетирование:
Анкета работодателя. Оценка знаний и навыков практиканта. Уважаемый работодатель, наше учебное заведение высказывает Вам сердечную признательность за предоставленную возможность прохождения практики на Вашем предприятии. Совсем скоро они завершат учебу и начнут самостоятельную трудовую жизнь. Насколько они готовы к этому, соответствуют ли их знания и навыки требуемому уровню, в чем видятся основные упущения в их профессиональной подготовке? Заранее благодарим Вас за помощь!
  1. Укажите, пожалуйста, по какой профессии (специальности) проходит практику данный студент


  1. Оцените, пожалуйста, уровень теоретических знаний и практических навыков практиканта.

Характеристика уровня знаний и навыков Оценочный балл Ф,И,О практиканта Ф,И,О практиканта Практическаи нулевой,необходимо всему обучать заново 1

Довольно слабый, очень многого не знает и не умеет 2

Посредственный, хотя необходимая база имеется 3

Хороший, вполне может работать по специальности 4

Отличный, способен выполнить любое задание 5


  1. Специалисты, какого профиля Вам необходимы:
узкой специализации: широкого профиля
  1. Считаете ли Вы возможным заключение трудового договора с выпускником проходившим у Вас практику? - да - нет.


Обработав результаты анкеты (30 выпускников) получили следующее:


Характеристика уровня знаний и навыков Оценочный балл
Практическаи нулевой,необходимо всему обучать заново 1
Довольно слабый, очень многого не знает и не умеет 2
Посредственный, хотя необходимая база имеется 3
Хороший, вполне может работать по специальности 4 18 Отличный, способен выполнить любое задание 5 12 Специалисты, какого профиля Вам необходимы: узкой специализации: широкого профиля 30 Считаете ли Вы возможным заключение трудового договора с выпускником проходившим у Вас практику? - да - 30 - нет. Вывод: Продумать получения смежной профессии за счет факультативных занятий и курсовой подготовки. Также в нашем колледже проводятся «круглые столы» с работодателями, в ходе которых осуществляется обмен информацией, формируются и принимаются рекомендации по подготовке квалифицированных специалистов. Экскурсии, организуемые на предприятия с целью ознакомления с производством и демонстрацией современной техники, используемой ведущими промышленными предприятиями города и района, в рамках социального партнерства. Работодатели входят в состав комиссии на выпускные квалификационные экзамены и приглашаются на конкурсы профмастерства. Анализируя эти мероприятия, выявили основные причины, приводящие к недостаткам в профессиональной подготовке рабочих:
  • недостаточно активное и эффективное участие работодателей в разработке и экспертизе профессиональных стандартов, учебных планов и программ; в оценке качества подготавливаемых специалистов;
  • несовершенство организационных и финансовых механизмов взаимодействия предприятий и учебного заведения;
  • отсутствие отлаженной системы анализа и прогноза развития рынка труда ;

  • устаревшее оборудование и недостаток оборудования в учебных мастерских;
  • недостаточное бюджетное финансирование.

Самый больной вопрос для нашего колледжа - трудоустройство. Трудоустройство - главный критерий конкурентноспособности выпускников и в первую очередь зависит от специальности Появление на рынке труда свободной рабочей силы, а также, все возрастающее число специалистов, прошедших профессиональную переподготовку обуславливает появление у выпускников государственных учебных учреждений профессионального образования серьезных проблем с трудоустройством. Для сравнения рассмотрим данные таблицы



Год выпуска Кол-во выпускников % трудоустроенных (всего) % трудоустроенных (по специальности) % трудоустроенных (на предпр. соцпартнеров)

2010 108 43,5 19,4 21

2011 97 34,8 26,7 45

2012 84 54,8 35,5 22
















Создание эффективной среды делового сотрудничества с предприятиями, как новой формы социального партнерства.





Выпускники нашего колледжа не закрепляются на рабочих местах. На это есть свои причины:
  • незаинтересованность работодателей в молодых кадрах
  • низкая заработная плата (преобладает ручной труд,нет механизации)
  • работодатели не хотят официально заключать трудовые договора
  • сезонность работы
По предварительным данным по трудоустройству выпускников 2013года только 17 человек имеют перспективу закрепиться на местах прохождения практики.
Заключение: Реалии сегодняшнего дня требуют создания высокоэффективной и конкурентоспособной системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих кадров и специалистов . Нужно продолжить выстраивать систему взаимодействия с работодателями, расширять сеть социального партнерства, для создания новых рабочих мест ,изучать рынок труда




© 2010-2022