• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Методическая разработка «Дифференциальная диагностика особенностей формирования учебных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Методическая разработка «Дифференциальная диагностика особенностей формирования учебных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



дифееренциальная диагностика особенностей формирования учебных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья




Диагностические особенности


исследование процесса чтения
необходимо:

  1. установить знание букв, навык чтения слогов, слов, связного текста, особенности звукобуквенного анализа и синтеза.
  2. Следует обратить внимание на способ чтения, темп, соблюдение логических ударений, сохранение структуры слова, наличие грубых искажений и нарушений звукопроизношения.
  3. Очень важно понимание ребенком смысла слов, предложений.

Если ребенок не овладел навыком чтения, то текст ему читают или рассказывают, а затем проверяют его понимание.

Дети с умственной отсталостью дети с выраженной умственной отсталостью к 7 -8 годам:

  • не могут запомнить буквы,
  • не могут объяснить знакомые слова и затрудняются при соотнесении их с картинкой.
  • Дети с легкой умственной отсталостью
к 7 - 8 годам:
  • могут усвоить алфавит при специальном обучении,
  • им очень сложно научиться сливать буквы в слоги,
  • их чтение долгое время остается побуквенным.
  • недостаточно понимают прочитанное,
  • не могут пересказать текст в необходимой последовательности.
  • недоступно понимание скрытых причинных зависимостей.

свойственно механическое чтение.

Дети с ЗПР

  • на первом году обучения могут не овладеть положенным по программе навыком чтения.

  • Они медленно, по слогам читают,

  • не соблюдают пунктуационную интонацию,

  • характерны перестановки, замены, пропуски букв и слогов.

  • Бедность словаря, ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире затрудняют понимание ими отдельных слов и выражений, установление причинно-следственных связей, присутствует выраженное стремление понять смысл прочитанного, поэтому часто отмечается желание перечитать слова, фразы, чтобы понять, о чем написано.

Дети с нарушением слуха

  • У них отмечается побуквенное, угадывающее чтение,
  • замена слов и букв другими
  • недостаточное понимание прочитанного.

Дети с ОНР

Дети с нарушением зрения

  • испытывают трудности при восприятии букв, слогов, слов,
  • часто «теряют» строку
  • переставляют как буквы, так и слова, что отрицательно сказывается на овладении навыком чтения и понимании прочитанного.
  • В тех случаях, когда текст детям прочитывается, они понимают и пересказывают его содержание.

Дети с ДЦП

  • затрудняются в целостном восприятии слова,
  • путают графически сходные буквы.
  • Вследствие нарушения мышц-глазодвигателей дети не могут следить за строкой, часто ее «теряют»,
  • испытывают трудности переключения с одного слога на другой.
  • с трудом понимают сложные логико-грамматические конструкции, выраженные наречиями и предлогами, обозначающими пространственные категории (слева, внизу, под, над и т.д.).

Нормально развивающиеся дети

  • овладевают чтением еще до обучения в школе.

  • без труда понимают соответствующие их возрасту тексты.

исследования навыка письма


Необходимо определить уровень овладения техникой письма, грамматикой и правописанием. Детям дошкольного возраста следует предложить задания для выяснения их готовности к письму и способности ориентироваться в тетради:

  • выделить строку и провести карандашом по ее длине,
  • на листе бумаги в клетку обвести одну клетку,
  • написать печатные буквы по опорным точкам и без них,
  • повторить предложение из 2 - 3 слов, выделить в нем отдельные слова, указать их количество и порядок,
  • выделить первый и последующие звуки в слове.
  • Если ребенок знает буквы, целесообразно предложить ему сложить из разрезной азбуки знакомые слова. Технику письма обучающихся в школе детей можно проанализировать по
  • рабочим тетрадям

по результатам списывания текста во время обследования

Дети с умственной отсталостью

Дети с выраженными интеллектуальными нарушениями к 7 -8 годам

  • не могут научиться писать;

  • не понимают цели заданий;

  • отмечается грубое недоразвитие моторики, общей координации движений,

  • имеющиеся пространственные нарушения затрудняют выполнение даже элементарных заданий (ориентировка в тетради и т.д.).

Дети с легкой умственной отсталостью также испытывают значительные трудности в овладении письмом. Не получившие специального обучения умственно отсталые дети
  • не могут самостоятельно выделить в тетради клетку,
  • не соблюдают строку,
  • не дописывают элементы букв,
  • иногда пишут буквы зеркально.
  • предварительно не прочитывают слова перед списыванием, что приводит к ошибкам,
  • испытывают трудности в звуковом анализе слова,
  • не всегда различают начало и конец предложения.

Умственно отсталым детям трудно понять правила правописания, особенно безударных гласных, звонких и глухих согласных.

Дети с ЗПР

  • при обследовании в I классе дети часто бывают не готовы к овладению письмом.
  • доступны лишь элементарные формы звукового анализа;
  • особые трудности представляет для них последовательное выделение гласных звуков из слов, состоящих из открытых слогов и согласных при их стечении.
  • при письме дети пропускают буквы, а иногда и слоги, вписывают лишние буквы.
  • в работах встречаются многочисленные ошибки, связанные с незнанием правил или неумением их применять.
  • в то же время в письменных работах детей с задержкой психического развития гораздо меньше ошибок, чем в работах умственно отсталых учащихся,

нет грубых искажений слов и нелепых написаний.

Дети с нарушением слуха

  • В процессе письма дети смешивают сходные по звучанию и месту образования звуки,
  • неправильно употребляют смягчения,
  • пропускают части слов, на которые не падает ударение,
  • пропускают согласные при сложных сочетаниях,
  • нарушают структуру предложения.

Дети с ОНР имеют специфические ошибки:

  • нарушение согласования слов,
  • пропуски и замены букв,
  • перестановка букв и слогов,
  • слияние нескольких слов в одно.
  • фонематические затруднения бывают более стойкими, чем затруднения в произношении. К моменту поступления в школу недостатки произношения могут сгладиться, однако трудности усвоения грамоты сохраняются и приводят к неуспеваемости.

Дети с нарушением зрения

  • испытывают особые трудности при овладении навыками письма;
  • им присущи несоблюдение строки,
  • несформированность величины, а порой и измененный образ буквы,
  • смешение сходных по начертанию букв,
  • элементы зеркального письма и т.д.

Дети с ДЦП

  • затрудняются при ориентировке на листе бумаги,

  • иногда пишут справа налево.

  • из-за нарушений мышечного тонуса в кистях рук при письме отсутствует плавность линий,

  • буквы получаются разными по величине,

  • труден процесс их слияния при написании слов.

  • особые трудности при овладении техникой письма испытывают дети с гиперкинезом.

  • в некоторых случаях обучать письму детей приходится только на компьютере.

Нормально развивающиеся дети Нормально развивающиеся дети могут быть недостаточно грамотными и иметь плохой почерк, поэтому сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться только в комплексе с данными психологического, логопедического, медицинского исследований.

Элементарные математические представления о числе, степень овладения вычислительными навыками, понимание и решение задач.


Детям дошкольного возраста предлагают

  • определить количество предметов в группе (один -много, один-два - много),
  • сравнить два множества предметов.
  • их просят пересчитать предметы, расположенные в ряд или в случайном порядке, назвать итоговое число
  • показать обозначающую количество предметов цифру. Дошкольников и учащихся I -II классов общеобразовательной школы
  • просят считать в прямом и обратном порядке от единицы и дальше;
  • от пяти, десяти, двадцати до единицы;
  • от заданного числа до другого заданного числа. Учащихся I класса общеобразовательной школы
  • просят назвать предыдущие и последующие числа;
  • сравнить два числа;
  • сказать, какое из них больше
При проверке степени овладения вычислительными навыками у дошкольников и учащихся I -II классов обращают внимание на уровень овладения счетными операциями:
  • пересчитывают ли дети первое слагаемое или сразу к нему прибавляют;
  • пересчитывают и отсчитывают ли на пальцах, предметах или отвлеченно;
  • затрудняются ли в счете при переходе через разряд;
  • решают ли примеры в столбик или в строчку;
  • знают ли таблицу умножения и деление.
Во время исследования процесса решения задач выявляется
  • понимание ребенком условия задачи,
  • учитываются возможности повторить условие задачи и вопрос, составить план решения, поставить вопросы к действиям и выполнить их, после чего дать объяснение решения.
  • Проверяется, могут ли дети составить задачу по заданным компонентам, понять структуру задачи с недостающим компонентом.

Очень важным диагностическим показателем является способность переноса показанного способа деятельности на аналогичное задание.

Дети с умственной отсталостью

У детей школьного возраста с выраженной умственной отсталостью при обследовании обнаруживается

  • очень низкий уровень развития арифметических навыков.

  • нет осознанного понимания числового ряда,

  • нет владения даже простейшими счетными операциями на конкретном материале.

  • при пересчете предметов они не могут назвать итогового числа,

  • не удерживают в памяти инструкцию;

  • помощь не эффективна.

Дети школьного возраста (I -II классов) с легкой умственной отсталостью

  • могут соотнесенно пересчитать предметы в пределах трех-десяти.

  • при случайном расположении предметов им необходима организующая помощь.

  • большинство детей испытывают трудности при воспроизведении числового ряда от заданного до заданного числа, особенно в обратном порядке.

  • с трудом удерживают в памяти программу задания.

  • трудны счетные операции с переходом через разряд.

  • особые проблемы возникают при решении арифметических задач: дети не удерживают в памяти условие задачи, сами не контролируют ход решения и не умеют проверить правильность решения.

Дети с ЗПР

Детям дошкольного возраста с задержкой психического развития доступно

  • понимание числового ряда,
  • порядковый счет до десяти,
  • некоторым детям доступен и обратный счет,
  • счет от заданного до заданного числа затруднен.
  • могут самостоятельно пересчитать предметы, соотнести их с соответствующей цифрой.
  • Счетные операции в пределах десяти дети производят с помощью счетных палочек, иногда пальцев, при этом часто ошибаются.
Дети I -II классов с задержкой психического развития могут
  • решать простые задачи на нахождение суммы и остатка.
При обучении в общеобразовательной школе они испытывают трудности в усвоении программного материала по математике, особенно при решении задач:
  • не умеют произвести анализ условия задачи в целом, а найдя правильное решение, не могут его объяснить.
  • Однако эти затруднения преодолеваются при направляющей и организующей помощи педагога.

Дети с нарушением слуха

  • иногда затрудняются в обратном счете, так как не сразу вспоминают название числительных и их последовательность,

  • путают предыдущее число с последующим и наоборот.

  • особые трудности они испытывают при решении арифметических задач, так как недостаточно понимают их условия из-за недостатков речевого развития.

Дети с ОНР

Дети с нарушением зрения

  • нуждаются в повторении условия задания, так как у них недостаточно полное представление о предмете и явлении, переданном в слове.
  • Им необходимо больше времени на выполнение задания.

Дети с ДЦП

  • испытывают специфические трудности при овладении навыками счета.

  • Большинство из них с трудом усваивают десятичный состав числа;

  • путают цифры, близкие по графическому образу;

  • строят цифровой ряд справа налево.

Нормально развивающиеся дети

  • к 7 годам в подавляющем большинстве случаев владеют устным счетом в пределах 100,
  • могут решать простые арифметические задачи.
Школьники обнаруживают знание основных разделов программы по математике и проявляют сообразительность при решении задач.

© 2010-2022