- Преподавателю
- Начальные классы
- Методическая разработка «Дифференциальная диагностика особенностей формирования учебных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Методическая разработка «Дифференциальная диагностика особенностей формирования учебных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шестакова И.В. |
Дата | 04.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
дифееренциальная диагностика особенностей формирования учебных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья
Диагностические особенности
исследование процесса чтения
необходимо:
- установить знание букв, навык чтения слогов, слов, связного текста, особенности звукобуквенного анализа и синтеза.
- Следует обратить внимание на способ чтения, темп, соблюдение логических ударений, сохранение структуры слова, наличие грубых искажений и нарушений звукопроизношения.
- Очень важно понимание ребенком смысла слов, предложений.
Если ребенок не овладел навыком чтения, то текст ему читают или рассказывают, а затем проверяют его понимание.
Дети с умственной отсталостью дети с выраженной умственной отсталостью к 7 -8 годам:
- не могут запомнить буквы,
- не могут объяснить знакомые слова и затрудняются при соотнесении их с картинкой.
- Дети с легкой умственной отсталостью
- могут усвоить алфавит при специальном обучении,
- им очень сложно научиться сливать буквы в слоги,
- их чтение долгое время остается побуквенным.
- недостаточно понимают прочитанное,
- не могут пересказать текст в необходимой последовательности.
- недоступно понимание скрытых причинных зависимостей.
свойственно механическое чтение.
Дети с ЗПР
-
на первом году обучения могут не овладеть положенным по программе навыком чтения.
-
Они медленно, по слогам читают,
-
не соблюдают пунктуационную интонацию,
-
характерны перестановки, замены, пропуски букв и слогов.
-
Бедность словаря, ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире затрудняют понимание ими отдельных слов и выражений, установление причинно-следственных связей, присутствует выраженное стремление понять смысл прочитанного, поэтому часто отмечается желание перечитать слова, фразы, чтобы понять, о чем написано.
Дети с нарушением слуха
- У них отмечается побуквенное, угадывающее чтение,
- замена слов и букв другими
- недостаточное понимание прочитанного.
Дети с ОНР
Дети с нарушением зрения
- испытывают трудности при восприятии букв, слогов, слов,
- часто «теряют» строку
- переставляют как буквы, так и слова, что отрицательно сказывается на овладении навыком чтения и понимании прочитанного.
- В тех случаях, когда текст детям прочитывается, они понимают и пересказывают его содержание.
Дети с ДЦП
- затрудняются в целостном восприятии слова,
- путают графически сходные буквы.
- Вследствие нарушения мышц-глазодвигателей дети не могут следить за строкой, часто ее «теряют»,
- испытывают трудности переключения с одного слога на другой.
- с трудом понимают сложные логико-грамматические конструкции, выраженные наречиями и предлогами, обозначающими пространственные категории (слева, внизу, под, над и т.д.).
Нормально развивающиеся дети
-
овладевают чтением еще до обучения в школе.
-
без труда понимают соответствующие их возрасту тексты.
исследования навыка письма
Необходимо определить уровень овладения техникой письма, грамматикой и правописанием. Детям дошкольного возраста следует предложить задания для выяснения их готовности к письму и способности ориентироваться в тетради:
- выделить строку и провести карандашом по ее длине,
- на листе бумаги в клетку обвести одну клетку,
- написать печатные буквы по опорным точкам и без них,
- повторить предложение из 2 - 3 слов, выделить в нем отдельные слова, указать их количество и порядок,
- выделить первый и последующие звуки в слове.
- Если ребенок знает буквы, целесообразно предложить ему сложить из разрезной азбуки знакомые слова. Технику письма обучающихся в школе детей можно проанализировать по
- рабочим тетрадям
по результатам списывания текста во время обследования
Дети с умственной отсталостью
Дети с выраженными интеллектуальными нарушениями к 7 -8 годам
-
не могут научиться писать;
-
не понимают цели заданий;
-
отмечается грубое недоразвитие моторики, общей координации движений,
-
имеющиеся пространственные нарушения затрудняют выполнение даже элементарных заданий (ориентировка в тетради и т.д.).
- не могут самостоятельно выделить в тетради клетку,
- не соблюдают строку,
- не дописывают элементы букв,
- иногда пишут буквы зеркально.
- предварительно не прочитывают слова перед списыванием, что приводит к ошибкам,
- испытывают трудности в звуковом анализе слова,
- не всегда различают начало и конец предложения.
Умственно отсталым детям трудно понять правила правописания, особенно безударных гласных, звонких и глухих согласных.
Дети с ЗПР
- при обследовании в I классе дети часто бывают не готовы к овладению письмом.
- доступны лишь элементарные формы звукового анализа;
- особые трудности представляет для них последовательное выделение гласных звуков из слов, состоящих из открытых слогов и согласных при их стечении.
- при письме дети пропускают буквы, а иногда и слоги, вписывают лишние буквы.
- в работах встречаются многочисленные ошибки, связанные с незнанием правил или неумением их применять.
- в то же время в письменных работах детей с задержкой психического развития гораздо меньше ошибок, чем в работах умственно отсталых учащихся,
нет грубых искажений слов и нелепых написаний.
Дети с нарушением слуха
- В процессе письма дети смешивают сходные по звучанию и месту образования звуки,
- неправильно употребляют смягчения,
- пропускают части слов, на которые не падает ударение,
- пропускают согласные при сложных сочетаниях,
- нарушают структуру предложения.
Дети с ОНР имеют специфические ошибки:
- нарушение согласования слов,
- пропуски и замены букв,
- перестановка букв и слогов,
- слияние нескольких слов в одно.
- фонематические затруднения бывают более стойкими, чем затруднения в произношении. К моменту поступления в школу недостатки произношения могут сгладиться, однако трудности усвоения грамоты сохраняются и приводят к неуспеваемости.
Дети с нарушением зрения
- испытывают особые трудности при овладении навыками письма;
- им присущи несоблюдение строки,
- несформированность величины, а порой и измененный образ буквы,
- смешение сходных по начертанию букв,
- элементы зеркального письма и т.д.
Дети с ДЦП
-
затрудняются при ориентировке на листе бумаги,
-
иногда пишут справа налево.
-
из-за нарушений мышечного тонуса в кистях рук при письме отсутствует плавность линий,
-
буквы получаются разными по величине,
-
труден процесс их слияния при написании слов.
-
особые трудности при овладении техникой письма испытывают дети с гиперкинезом.
-
в некоторых случаях обучать письму детей приходится только на компьютере.
Нормально развивающиеся дети Нормально развивающиеся дети могут быть недостаточно грамотными и иметь плохой почерк, поэтому сформированность навыка письма как диагностически значимый признак может учитываться только в комплексе с данными психологического, логопедического, медицинского исследований.
Элементарные математические представления о числе, степень овладения вычислительными навыками, понимание и решение задач.
Детям дошкольного возраста предлагают
- определить количество предметов в группе (один -много, один-два - много),
- сравнить два множества предметов.
- их просят пересчитать предметы, расположенные в ряд или в случайном порядке, назвать итоговое число
- показать обозначающую количество предметов цифру. Дошкольников и учащихся I -II классов общеобразовательной школы
- просят считать в прямом и обратном порядке от единицы и дальше;
- от пяти, десяти, двадцати до единицы;
- от заданного числа до другого заданного числа. Учащихся I класса общеобразовательной школы
- просят назвать предыдущие и последующие числа;
- сравнить два числа;
- сказать, какое из них больше
- пересчитывают ли дети первое слагаемое или сразу к нему прибавляют;
- пересчитывают и отсчитывают ли на пальцах, предметах или отвлеченно;
- затрудняются ли в счете при переходе через разряд;
- решают ли примеры в столбик или в строчку;
- знают ли таблицу умножения и деление.
- понимание ребенком условия задачи,
- учитываются возможности повторить условие задачи и вопрос, составить план решения, поставить вопросы к действиям и выполнить их, после чего дать объяснение решения.
- Проверяется, могут ли дети составить задачу по заданным компонентам, понять структуру задачи с недостающим компонентом.
Очень важным диагностическим показателем является способность переноса показанного способа деятельности на аналогичное задание.
Дети с умственной отсталостью
У детей школьного возраста с выраженной умственной отсталостью при обследовании обнаруживается
-
очень низкий уровень развития арифметических навыков.
-
нет осознанного понимания числового ряда,
-
нет владения даже простейшими счетными операциями на конкретном материале.
-
при пересчете предметов они не могут назвать итогового числа,
-
не удерживают в памяти инструкцию;
-
помощь не эффективна.
Дети школьного возраста (I -II классов) с легкой умственной отсталостью
-
могут соотнесенно пересчитать предметы в пределах трех-десяти.
-
при случайном расположении предметов им необходима организующая помощь.
-
большинство детей испытывают трудности при воспроизведении числового ряда от заданного до заданного числа, особенно в обратном порядке.
-
с трудом удерживают в памяти программу задания.
-
трудны счетные операции с переходом через разряд.
-
особые проблемы возникают при решении арифметических задач: дети не удерживают в памяти условие задачи, сами не контролируют ход решения и не умеют проверить правильность решения.
Дети с ЗПР
Детям дошкольного возраста с задержкой психического развития доступно
- понимание числового ряда,
- порядковый счет до десяти,
- некоторым детям доступен и обратный счет,
- счет от заданного до заданного числа затруднен.
- могут самостоятельно пересчитать предметы, соотнести их с соответствующей цифрой.
- Счетные операции в пределах десяти дети производят с помощью счетных палочек, иногда пальцев, при этом часто ошибаются.
- решать простые задачи на нахождение суммы и остатка.
- не умеют произвести анализ условия задачи в целом, а найдя правильное решение, не могут его объяснить.
- Однако эти затруднения преодолеваются при направляющей и организующей помощи педагога.
Дети с нарушением слуха
-
иногда затрудняются в обратном счете, так как не сразу вспоминают название числительных и их последовательность,
-
путают предыдущее число с последующим и наоборот.
- особые трудности они испытывают при решении арифметических задач, так как недостаточно понимают их условия из-за недостатков речевого развития.
Дети с ОНР
Дети с нарушением зрения
- нуждаются в повторении условия задания, так как у них недостаточно полное представление о предмете и явлении, переданном в слове.
- Им необходимо больше времени на выполнение задания.
Дети с ДЦП
-
испытывают специфические трудности при овладении навыками счета.
-
Большинство из них с трудом усваивают десятичный состав числа;
-
путают цифры, близкие по графическому образу;
-
строят цифровой ряд справа налево.
Нормально развивающиеся дети
- к 7 годам в подавляющем большинстве случаев владеют устным счетом в пределах 100,
- могут решать простые арифметические задачи.