- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока русского языка во 2 классе по теме Парные согласные. Закрепление
Разработка урока русского языка во 2 классе по теме Парные согласные. Закрепление
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лешукова Л.П. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Автор:
Лешукова Людмила Петровна
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 17
Тема:
Разработка урока по русскому языку для 2 коррекционного класса массовой школы по теме:«Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в корне слова. Закрепление изученного по теме».
Описание:
Конспект урока русского языка по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в корне слова. Закрепление изученного по теме»предназначен для учащихся 2 коррекционного класса массовой школы. Урок проводится в конце изучения темы «Парные согласные». На уроке у детей формируется умение пользоваться алгоритмом применения правила написания парных согласных на конце и в середине слова. Они тренируются в подборе проверочных слов. Развивается внимание, память, мыслительная деятельность путем выполнения различных упражнений.
Цели урока:
-закрепить умение различать парные звонкие и глухие согласные;
-закрепить умение подбирать проверочные слова ( пользоваться проверочными словами).
-развивать логическое мышление;
-развивать словарный запас;
- формировать умение пользоваться алгоритмом применения правила написания парных согласных;
- коррекция и развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности путем выполнения различных упражнений;
- воспитывать интерес к предмету, мотивацию к учению и общению.
Оборудование: карточки для индивидуальной и коллективной работы; сигнальные карточки с парными согласными;карточки со словарными словами; карточки-картины с изображением кухни, школы, огорода; игрушки: лошадка, мышка, ромашка, рыбка, утка, кукла Барби с набором одежды); набор предметных картинок с изображением животных.
мультимедийный проектор.
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Возьмитесь за руки. Улыбнитесь! Пожелайте себе и друг другу удачи на уроке! Садитесь.
2.Работа по теме урока.
1)Объявление темы урока.
- Дорогие мои ребятишки,
Непоседы и шалунишки!
Приглашаю я вас путешествовать
Знания свои совершенствовать!
-Сегодня на уроке мы повторим правило написания парных звонких и глухих согласных в словах, потренируемся в правописании этих согласных .
/Подготовленные заранее ученики начинают урок выразительным чтением стихов/
1-й ученик: Мы уже не промокашки,
Не малявки - первоклашки!
Второклассникам привет,
Нас серьезней, в школе нет!
2-й ученик:Любим чистый светлый класс!
Все:Это раз!
Здесь читаем мы слова
Все: Это два!
Учим правила все вместе,
И всегда нам интересно!
3-й ученик: Рядом роща, рядом поле.
Знают заяц и сурок:
Если тихо в нашей школе
Значит там идёт УРОК!
4-йученик: Долго Людмила Петровна
Нас писать учила ровно,
И примерно через год
Написал я слово «кот»
Получился «кот» не сразу,
Вышел он как по заказу:
Весь рябой, хвост трубой-
Залюбуется любой.
5-й ученик:На урок нам наш учитель
Передал портфель, смотрите!
А в портфеле том - секрет!
Ой, чего там только нет:
В нём картинки и тетрадки,
Где написаны загадки,
И задания интересные…
Игры…Песенки чудесные…
В эти игры поиграем
И загадки отгадаем …
2) Повторение правила о правописании парных согласных
Учитель: Молодцы! Скажу без лести.
Скажем правило все вместе!
/хором ученики проговаривают правило правописания парных согласных в стихотворной форме/
Все: Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб на зубы, лёд на льды-
Будешь грамотным и ты!
Учитель: Где растёт морковь?
Все: На грядках!
Учитель:Буквы пишем где?
Все: В тетрадках!
Учитель: Чистим что мы?
Все: Чистим зубки!
Учитель: Одеваем в холод?
Все:Шубки.
Учитель: Любим все …
Все: Снежки, салазки.
Учитель:И читаем часто …
Все: Сказки!
Звук согласный проверяй!
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? Нет грядок!
А тетрадка? Нет тетрадок!
Зубки! Изменяем: зубы!
Шубки! Проверяем: шубы.
Ждём снежинок и салазок
И побольше чудных сказок!
3) Работа со словарными словами
Учитель: Отправляемся в путешествие по стране» Словария»!
С собой возьмём только те слова, в которых живёт парный согласный звук.
Среди слов, данных на карточке, найдите и подчеркните словарные слова с опасным парным согласным звуком.
/Работа в паре. На каждую парту даются карточки, на которых написаны словарные слова. Дети находят слова с парным согласным звуком и подчеркивают их яркими фломастерами/
Приложение 1
Проверка: Назовите, какие словарные слова вы нашли и подчеркнули?
/Дети называют словарные слова с парным согласным, проверочные к ним слова и в случае правильного ответа получают «Успех» (медальки с надписью:«Это успех!»)
Учитель по ходу ответов учащихся прикрепляет карточки с этими словами на доску/
Учитель: Запомним эти слова! Пусть они остаются с нами до конца урока.
Хороши, Молодцы и Молодицы!
А ещё хотите потрудиться?
4) Задание на составление и запись слов с парными согласными по картинкам
/Работа в паре. На парту даётся карточка с изображением разных предметов. Под каждой картинкой необходимо написать букву, с которой начинается слово, соединить буквы, прочитать слово, подчеркнуть парный согласный, подобрать проверочное слово/
крокодил огурец лиса хлеб оса заяц
к о л х о зПриложение 2
Проверка: уч-ся называют составленные слова, проверочные к ним слова и в случае правильного ответа получают «Успех».
5) Устная работа с сигнальными карточками
/Перед выполнением следующего задания учитель просит детей приготовить сигнальные карточки или веера с парными согласными)
Учитель: Молодцы! Дорогие мои победители,
А в зоопарк не хотите ли?
Карточки все приготовили?
Будьте всегда на готове вы!
/Учитель читает текст стихотворения, ученики показывают сигнальные карточки с парными согласными, называют проверочные слова, получают «Успехи»/
/на доску ставлю картинку с изображением всех названых животных/
Вот царь зверей могучий ЛЕ…
А тут ЖИРА… с длиннющей шеей.
Ушастый Ё… чем не хорош?
ЕНО… - красавец смотрит вниз,
Там потянулась сладко РЫ…Ь,
Плывёт могучий ЬЕГЕМО…,
МЕДВЕ…Ь над нерпою ревёт,
И белый ГОЛУ…Ь там летает,
Вас отдохнуть он приглашает!
Ф И З М И Н У Т К А
Чтоб расти нам сильными,
Ловкими, умелыми.
Чтоб расти здоровыми
Мы зарядку сделаем!
Мелкие шажки - раз, два, три,
Лёгкие прыжки - раз, два, три,
Вот и вся зарядка- раз, два, три,
Мягкая посадка- раз, два, три!
6) Командное соревнование
Учитель: А сейчас - соревнование
Команды, получите задание!
Команда «Дубки» есть?
Команда «Колоски» здесь?
Команда «Ромашки» готовы?
Тогда отыщите слово!
Соревнование проводится по рядам. Ребята каждого ряда (команды) надевают эмблемы с надписью названия команды «Дубки», «Колоски», «Ромашки», получают задание - тематические картинки-иллюстрации:
Команда «Дубки» - картинка-иллюстрация на тему «Кухня»
Команда «Колоски» - картинка-иллюстрация на тему «Школа»
Команда «Ромашки» - картинка - иллюстрация на тему «Огород»Приложение 3
Учащиеся коллективно отыскивают на картинках и записывают названия предметов, в записи которых встречается парный согласный звук на конце или в середине.
Побеждает та команда, которая запишет и назовёт больше всех слов с парными согласными вместе с проверочными.
7)Путешествие в магазин «Детский мир». Работа в парах.
Учитель: Приглашаю вас всех в магазин за покупками!
Покупки сделает лишь тот, кто верно слово назовёт!
Раздаются конверты (по 1 на парту), в которых бумажные монетки разного размера.
На каждой монетке - буква. На самой большой монетке - первая буква слова, на самой маленькой монетке - последняя буква слова, которое надо сложить. Таким образом размер монеток (от большой к маленькой) поможет детям быстро сложить и прочитать слово-название покупки в магазине «Детский мир». Дети складывают слово, читают, подбирают проверочное, подходят к полочке, на которой стоят игрушки-покупки и выбирают свою покупку. Это лошадка, ромашка (искусственный цветок), медведь, рыбка, сказки (книга), мышка, матрёшка, мартышка. За успешное выполнение задания дети получают «Успех».
OO O O O O OO O O O
С К А З К И Р Ы Б К А
8) Конкурс загадок.
Учитель: Бабушка-Загадушка
К нам на урок пришла
Весёлые загадушки
Детишкам принесла!
Учитель читает загадки. Дети называют отгадки. Затем называют слова с парными согласными, прозвучавшие в тексте загадки и доказывают выбор букв и получают «Успех».
-
На кустах в саду растёт:
Запах сладкий, словно мёд.
Но нередко льются слёзы
Тех, кто рвёт руками ……./розы/
-
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. /ель/
-
Поверчу волшебный круг,
И меня услышит друг. /телефон/
-
Сладок он, друзья на вкус,
А зовут его … /арбуз/
-
Когда я с «т», на мне плывут
Когда я с «Д», меня сорвут. /Плот и плод/
-
С глухим согласным наливаюсь в поле
Со звонким сам звеню я на раздолье /Колос и голос /
9) Игра «Назови ласково».
Для этой игры необходимы конверты с бумажными куклами и наборами бумажной одежды для этих кукол.
Учитель: А сейчас скорей играть!
Будем кукол одевать!
Учительпоказывает куклу Барби и обращается к детям с заданием:
- Все детки в нашем классе добрые и ласковые и все любят, когда их называют ласково. Посмотрите на эту куклу и подумайте на какие предметы её внешности нам сегодня нужно обратить внимание (в названии этих предметов обязательно должен быть парный согласный звук)? А поможет вам «ласковое слово».
Дети называют: глазки, бровки, губки, ушки, зубки, ножки.
Учитель: Вот какая красавица - кукла! А что наденут наши мальчики и девочки на своих кукол? Ведь на дворе зима!
/Детям (по 1-му на парту) кладутся конверты, в которых лежит кукла и предметы одежды (бумажные).
Учитель: Выберите и наденьте на кукол только те одёжки, в названии которых есть опасный парный согласный.
Дети из множества разных одёжек выбирают и надевают на кукол: шубки, сапожки, варежки, рубашки, шапки, юбки, кофты, шарф и т.д.
10) Индивидуальная работа по карточкам:
Учитель: Нам по почте пришли приглашения на экскурсию в самые разные места, где только можно встретить слова с парным согласным звуком. Но, пока они к нам добирались, парный согласный выпал и потерялся по дороге. Верните его на место, пока он совсем не заблудился.
Раздаются карточки со словами на тему: «Город», «Зоопарк», «Школа», «Огород», «Село», «Каток», «Столовая», «Роща», «Сад». В словах пропущен парный согласный. Дети цветными фломастерами вставляют пропущенную букву, доказывают её выбор и получают «Успех».
Приложение 4.
11) Игра «Спустись по лесенке»с карточкам для индивидуальной работы.
Каждому ученику предлагается перфокарта с окошком, в которое надо вставить парный согласный.
На перфокартах слова:
ЛО… ДЕ… ГО… СА… ЖУ… СУ… КО…
ГЛА… СЛЕ… ГРИ… СЛО… КРО… КЛУ… ПРУ…
МОРО… ПИЛО… САПО… ЗАВО… СОСЕ… УКРО… СТРИ…
Приложение 5.
12) Игра «Загадки о зверятах»
Учитель загадывает загадки о зверях, дети отгадывают, доказывают выбор парного согласного и выставляют картинку зверя на доску.
-
Кто в лесу живёт
И с куста малину рвёт,
А как вьюга засвистит,
Он в берлоге крепко спит? /Медведь/
-
Этот маленький зверёк
В норке под землёй живёт.
Серый, шустрый слишком!
Узнали? Это …. /Мышка/
-
Зверь большой идёт куда-то
На голове рога лопатой.
С ним шутить не вздумай, брось!
Потому что это ….. /Лось/
-
Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками /Ёж/
-
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? /Волк/
-
С «ё» - колючий
С «у» - ползучий /Ёж и уж/
-
Не земледелец, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник /Лошадь/
13) Игра «Садовод»
/Кто запомнит и назовёт больше слов с парными согласными на конце и в середине слова/
Жил один садовод,
Он развёл огород.
Приготовил старательно грядки,
Записи сделал в тетрадке,
Семена посадил в беспорядке.
Он принёс чемодан,
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли, помидыни росли,
Редисвёкла, реснок и репуста.
Слова: огурбузы, помидыни, редисвёкла, реснок и репуста высвечиваются на экране и расшифровываются детьми.
14) Рефлексия
Учитель: Ребята, заключение нашего увлекательного путешествия проведём тестирование, которое подготовил Затейник вот на этих красивых разноцветных листочках.
/Учитель раздаёт листочки с тестами. Дети работают самостоятельно.
Тест.
-
Обведи парные согласные
б, р, с, х, д
-
Обведи слова с сомнительной согласной
дом, кот, шарф, раки
-
Найди и обведи проверочное слово к слову дуб
дубок, дубки
-
Поставь, где нужно, букву т
тор…, са…, кана…, пара… .
-
Подчеркни лишнее словоПриложение 6
Лук, пилот, жар, лёд
15) Итог урока:
Учитель: Вместе с Затейником мы проверим вашу работу и выясним, кто самый внимательный и лучше всех усвоил тему «Парные звонкие и глухие согласные».
/Посчитывается количество заработанных «Успехов». Учитель даёт оценку работе всех детей, отмечает наиболее активных, вручает медали.