Разработка урока русского языка во 2 классе по теме Парные согласные. Закрепление

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор:

Лешукова Людмила Петровна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 17

Тема:

Разработка урока по русскому языку для 2 коррекционного класса массовой школы по теме:«Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в корне слова. Закрепление изученного по теме».

Описание:

Конспект урока русского языка по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в корне слова. Закрепление изученного по теме»предназначен для учащихся 2 коррекционного класса массовой школы. Урок проводится в конце изучения темы «Парные согласные». На уроке у детей формируется умение пользоваться алгоритмом применения правила написания парных согласных на конце и в середине слова. Они тренируются в подборе проверочных слов. Развивается внимание, память, мыслительная деятельность путем выполнения различных упражнений.

Цели урока:

-закрепить умение различать парные звонкие и глухие согласные;

-закрепить умение подбирать проверочные слова ( пользоваться проверочными словами).

-развивать логическое мышление;

-развивать словарный запас;

- формировать умение пользоваться алгоритмом применения правила написания парных согласных;

- коррекция и развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности путем выполнения различных упражнений;

- воспитывать интерес к предмету, мотивацию к учению и общению.

Оборудование: карточки для индивидуальной и коллективной работы; сигнальные карточки с парными согласными;карточки со словарными словами; карточки-картины с изображением кухни, школы, огорода; игрушки: лошадка, мышка, ромашка, рыбка, утка, кукла Барби с набором одежды); набор предметных картинок с изображением животных.

мультимедийный проектор.

Ход урока.

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Возьмитесь за руки. Улыбнитесь! Пожелайте себе и друг другу удачи на уроке! Садитесь.

2.Работа по теме урока.

1)Объявление темы урока.

- Дорогие мои ребятишки,

Непоседы и шалунишки!

Приглашаю я вас путешествовать

Знания свои совершенствовать!

-Сегодня на уроке мы повторим правило написания парных звонких и глухих согласных в словах, потренируемся в правописании этих согласных .

/Подготовленные заранее ученики начинают урок выразительным чтением стихов/

1-й ученик: Мы уже не промокашки,

Не малявки - первоклашки!

Второклассникам привет,

Нас серьезней, в школе нет!

2-й ученик:Любим чистый светлый класс!

Все:Это раз!

Здесь читаем мы слова

Все: Это два!

Учим правила все вместе,

И всегда нам интересно!

3-й ученик: Рядом роща, рядом поле.

Знают заяц и сурок:

Если тихо в нашей школе

Значит там идёт УРОК!

4-йученик: Долго Людмила Петровна

Нас писать учила ровно,

И примерно через год

Написал я слово «кот»

Получился «кот» не сразу,

Вышел он как по заказу:

Весь рябой, хвост трубой-

Залюбуется любой.

5-й ученик:На урок нам наш учитель

Передал портфель, смотрите!

А в портфеле том - секрет!

Ой, чего там только нет:

В нём картинки и тетрадки,

Где написаны загадки,

И задания интересные…

Игры…Песенки чудесные…

В эти игры поиграем

И загадки отгадаем …

2) Повторение правила о правописании парных согласных

Учитель: Молодцы! Скажу без лести.

Скажем правило все вместе!

/хором ученики проговаривают правило правописания парных согласных в стихотворной форме/

Все: Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг,

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб на зубы, лёд на льды-

Будешь грамотным и ты!

Учитель: Где растёт морковь?

Все: На грядках!

Учитель:Буквы пишем где?

Все: В тетрадках!

Учитель: Чистим что мы?

Все: Чистим зубки!

Учитель: Одеваем в холод?

Все:Шубки.

Учитель: Любим все …

Все: Снежки, салазки.

Учитель:И читаем часто …

Все: Сказки!

Звук согласный проверяй!

Рядом гласный подставляй!

Грядка. Нет чего? Нет грядок!

А тетрадка? Нет тетрадок!

Зубки! Изменяем: зубы!

Шубки! Проверяем: шубы.

Ждём снежинок и салазок

И побольше чудных сказок!

3) Работа со словарными словами

Учитель: Отправляемся в путешествие по стране» Словария»!

С собой возьмём только те слова, в которых живёт парный согласный звук.

Среди слов, данных на карточке, найдите и подчеркните словарные слова с опасным парным согласным звуком.

/Работа в паре. На каждую парту даются карточки, на которых написаны словарные слова. Дети находят слова с парным согласным звуком и подчеркивают их яркими фломастерами/

Приложение 1

Проверка: Назовите, какие словарные слова вы нашли и подчеркнули?

/Дети называют словарные слова с парным согласным, проверочные к ним слова и в случае правильного ответа получают «Успех» (медальки с надписью:«Это успех!»)

Учитель по ходу ответов учащихся прикрепляет карточки с этими словами на доску/

Учитель: Запомним эти слова! Пусть они остаются с нами до конца урока.

Хороши, Молодцы и Молодицы!

А ещё хотите потрудиться?

4) Задание на составление и запись слов с парными согласными по картинкам

/Работа в паре. На парту даётся карточка с изображением разных предметов. Под каждой картинкой необходимо написать букву, с которой начинается слово, соединить буквы, прочитать слово, подчеркнуть парный согласный, подобрать проверочное слово/

крокодил огурец лиса хлеб оса заяц

к о л х о зПриложение 2

Проверка: уч-ся называют составленные слова, проверочные к ним слова и в случае правильного ответа получают «Успех».

5) Устная работа с сигнальными карточками

/Перед выполнением следующего задания учитель просит детей приготовить сигнальные карточки или веера с парными согласными)

Учитель: Молодцы! Дорогие мои победители,

А в зоопарк не хотите ли?

Карточки все приготовили?

Будьте всегда на готове вы!

/Учитель читает текст стихотворения, ученики показывают сигнальные карточки с парными согласными, называют проверочные слова, получают «Успехи»/

/на доску ставлю картинку с изображением всех названых животных/

Вот царь зверей могучий ЛЕ…

А тут ЖИРА… с длиннющей шеей.

Ушастый Ё… чем не хорош?

ЕНО… - красавец смотрит вниз,

Там потянулась сладко РЫ…Ь,

Плывёт могучий ЬЕГЕМО…,

МЕДВЕ…Ь над нерпою ревёт,

И белый ГОЛУ…Ь там летает,

Вас отдохнуть он приглашает!

Ф И З М И Н У Т К А

Чтоб расти нам сильными,

Ловкими, умелыми.

Чтоб расти здоровыми

Мы зарядку сделаем!

Мелкие шажки - раз, два, три,

Лёгкие прыжки - раз, два, три,

Вот и вся зарядка- раз, два, три,

Мягкая посадка- раз, два, три!

6) Командное соревнование

Учитель: А сейчас - соревнование

Команды, получите задание!

Команда «Дубки» есть?

Команда «Колоски» здесь?

Команда «Ромашки» готовы?

Тогда отыщите слово!

Соревнование проводится по рядам. Ребята каждого ряда (команды) надевают эмблемы с надписью названия команды «Дубки», «Колоски», «Ромашки», получают задание - тематические картинки-иллюстрации:

Команда «Дубки» - картинка-иллюстрация на тему «Кухня»

Команда «Колоски» - картинка-иллюстрация на тему «Школа»

Команда «Ромашки» - картинка - иллюстрация на тему «Огород»Приложение 3

Учащиеся коллективно отыскивают на картинках и записывают названия предметов, в записи которых встречается парный согласный звук на конце или в середине.

Побеждает та команда, которая запишет и назовёт больше всех слов с парными согласными вместе с проверочными.

7)Путешествие в магазин «Детский мир». Работа в парах.

Учитель: Приглашаю вас всех в магазин за покупками!

Покупки сделает лишь тот, кто верно слово назовёт!

Раздаются конверты (по 1 на парту), в которых бумажные монетки разного размера.

На каждой монетке - буква. На самой большой монетке - первая буква слова, на самой маленькой монетке - последняя буква слова, которое надо сложить. Таким образом размер монеток (от большой к маленькой) поможет детям быстро сложить и прочитать слово-название покупки в магазине «Детский мир». Дети складывают слово, читают, подбирают проверочное, подходят к полочке, на которой стоят игрушки-покупки и выбирают свою покупку. Это лошадка, ромашка (искусственный цветок), медведь, рыбка, сказки (книга), мышка, матрёшка, мартышка. За успешное выполнение задания дети получают «Успех».

OO O O O O OO O O O

С К А З К И Р Ы Б К А

8) Конкурс загадок.

Учитель: Бабушка-Загадушка

К нам на урок пришла

Весёлые загадушки

Детишкам принесла!

Учитель читает загадки. Дети называют отгадки. Затем называют слова с парными согласными, прозвучавшие в тексте загадки и доказывают выбор букв и получают «Успех».


  1. На кустах в саду растёт:

Запах сладкий, словно мёд.

Но нередко льются слёзы

Тех, кто рвёт руками ……./розы/

  1. Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. /ель/

  1. Поверчу волшебный круг,

И меня услышит друг. /телефон/

  1. Сладок он, друзья на вкус,

А зовут его … /арбуз/

  1. Когда я с «т», на мне плывут

Когда я с «Д», меня сорвут. /Плот и плод/

  1. С глухим согласным наливаюсь в поле

Со звонким сам звеню я на раздолье /Колос и голос /

9) Игра «Назови ласково».

Для этой игры необходимы конверты с бумажными куклами и наборами бумажной одежды для этих кукол.

Учитель: А сейчас скорей играть!

Будем кукол одевать!

Учительпоказывает куклу Барби и обращается к детям с заданием:

- Все детки в нашем классе добрые и ласковые и все любят, когда их называют ласково. Посмотрите на эту куклу и подумайте на какие предметы её внешности нам сегодня нужно обратить внимание (в названии этих предметов обязательно должен быть парный согласный звук)? А поможет вам «ласковое слово».

Дети называют: глазки, бровки, губки, ушки, зубки, ножки.

Учитель: Вот какая красавица - кукла! А что наденут наши мальчики и девочки на своих кукол? Ведь на дворе зима!

/Детям (по 1-му на парту) кладутся конверты, в которых лежит кукла и предметы одежды (бумажные).

Учитель: Выберите и наденьте на кукол только те одёжки, в названии которых есть опасный парный согласный.

Дети из множества разных одёжек выбирают и надевают на кукол: шубки, сапожки, варежки, рубашки, шапки, юбки, кофты, шарф и т.д.

10) Индивидуальная работа по карточкам:

Учитель: Нам по почте пришли приглашения на экскурсию в самые разные места, где только можно встретить слова с парным согласным звуком. Но, пока они к нам добирались, парный согласный выпал и потерялся по дороге. Верните его на место, пока он совсем не заблудился.

Раздаются карточки со словами на тему: «Город», «Зоопарк», «Школа», «Огород», «Село», «Каток», «Столовая», «Роща», «Сад». В словах пропущен парный согласный. Дети цветными фломастерами вставляют пропущенную букву, доказывают её выбор и получают «Успех».

Приложение 4.

11) Игра «Спустись по лесенке»с карточкам для индивидуальной работы.

Каждому ученику предлагается перфокарта с окошком, в которое надо вставить парный согласный.

На перфокартах слова:

ЛО… ДЕ… ГО… СА… ЖУ… СУ… КО…

ГЛА… СЛЕ… ГРИ… СЛО… КРО… КЛУ… ПРУ…

МОРО… ПИЛО… САПО… ЗАВО… СОСЕ… УКРО… СТРИ…

Приложение 5.

12) Игра «Загадки о зверятах»

Учитель загадывает загадки о зверях, дети отгадывают, доказывают выбор парного согласного и выставляют картинку зверя на доску.


  1. Кто в лесу живёт

И с куста малину рвёт,

А как вьюга засвистит,

Он в берлоге крепко спит? /Медведь/

  1. Этот маленький зверёк

В норке под землёй живёт.

Серый, шустрый слишком!

Узнали? Это …. /Мышка/

  1. Зверь большой идёт куда-то

На голове рога лопатой.

С ним шутить не вздумай, брось!

Потому что это ….. /Лось/

  1. Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками /Ёж/

  1. Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? /Волк/

  1. С «ё» - колючий

С «у» - ползучий /Ёж и уж/

  1. Не земледелец, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник /Лошадь/

13) Игра «Садовод»

/Кто запомнит и назовёт больше слов с парными согласными на конце и в середине слова/

Жил один садовод,

Он развёл огород.

Приготовил старательно грядки,

Записи сделал в тетрадке,

Семена посадил в беспорядке.

Он принёс чемодан,

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли, помидыни росли,

Редисвёкла, реснок и репуста.

Слова: огурбузы, помидыни, редисвёкла, реснок и репуста высвечиваются на экране и расшифровываются детьми.

14) Рефлексия

Учитель: Ребята, заключение нашего увлекательного путешествия проведём тестирование, которое подготовил Затейник вот на этих красивых разноцветных листочках.

/Учитель раздаёт листочки с тестами. Дети работают самостоятельно.

Тест.

  1. Обведи парные согласные

б, р, с, х, д

  1. Обведи слова с сомнительной согласной

дом, кот, шарф, раки

  1. Найди и обведи проверочное слово к слову дуб

дубок, дубки

  1. Поставь, где нужно, букву т

тор…, са…, кана…, пара… .

  1. Подчеркни лишнее словоПриложение 6

Лук, пилот, жар, лёд

15) Итог урока:

Учитель: Вместе с Затейником мы проверим вашу работу и выясним, кто самый внимательный и лучше всех усвоил тему «Парные звонкие и глухие согласные».

/Посчитывается количество заработанных «Успехов». Учитель даёт оценку работе всех детей, отмечает наиболее активных, вручает медали.











© 2010-2022