- Преподавателю
- Начальные классы
- Дикие животные Хабаровского края
Дикие животные Хабаровского края
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Войтова Г.В. |
Дата | 22.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Станция юных натуралистов.
пос. Солнечный Хабаровского края.
План-конспект занятия
на тему: «Дикие животные Хабаровского края».
КЛАСС: 3-4 класс
педагог дополнительного образования:
Войтова Галина Викторовна
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 1 час
2013 год
План занятия
1. Организационная часть - 3 мин.
2. Сообщение учебного материала - 10 мин.
3.Основная часть занятия - 10 мин
4. Физминутка 1-2 мин.
5. Самостоятельная деятельность учащихся - 15 мин.
6. Завершение урока - 5 мин.
Тема: «Дикие животные Хабаровского края». Цель: Познакомить детей с редкими и исчезающими видами диких животных Хабаровского края и Красной книгой, в которую они внесены, пробуждая чувство ответственности за жизнь на планете. Задачи: 1. Образовательные:
Дать представления о том, что появляются новые виды животных, которые находятся на грани исчезновения и нуждаются в нашей защите и охране. 2. Развивающие: способствовать развитию умения характеризовать меры по сохранению природы; повторить правила поведения в природе. 3. Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к живым существам, к окружающей природе; пробуждать у детей интерес к своей Земле и родному краю, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме; помочь детям усвоить основные правила экологического поведения в природе.
Тип урока: Изучение нового материала. Методы и формы обучения: Метод объяснительно-иллюстративный, фронтальная и индивидуальная формы обучения.
Использованные ресурсы:
900igr.net/kartinki/okruzhajuschij-mir/ZHivotnye-Krasnoj-knigi/031-1948-
images.yandex.ru/yandsearch?text
yandex.ru/yandsearch?text docfish.ru/documents/zagadki-dikie-lesnye-zhivotnye-zveri-otvet-deti-riddle-kid-chid dic.academic.ru/dic.nsf/ecolog/592 kid-game.ru/category/riddle/animals- riddle-middle.ru/zagadki/dikie_zhivotnye- ejka.ru/blog/zagadki/1.html biodat.ru/db/rbp/index.htm
otvet.mail.ru/question/25509323
topauthor.ru/CHto_takoe_krasnaya_kniga_bfdd.html
Образовательные ресурсы:
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Красная книга Хабаровского края: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных: официальное издание/ Министерство природных ресурсов Хабаровского края, Институт водных и экологических проблем ДВО РАН.- Хабаровск: «Приамурские ведомости», 2008.-632 с.: ил.
- Об экологической ситуации в Хабаровском крае и мерах по ее улучшению // ЭГБО. - 2009. - №2. - С.5-10.
-
Брайнинг С. и др. Животные. М.: «Астрель», АСТ, 2001
-
Учебная презентация PowerPoint 1.
-
Учебная презентация PowerPoint 2, используемая в качестве иллюстраций
-
Песня «Просьба» музыка А. Пахмутовой, стихи Р. Рождественского. Время звучания песни 3 минуты 39 секунд.
- Выставка детских рефератов: утка-мандаринка, белогрудый медведь, горал и другие реферативные выступления детей из различных групп. (Приложение);
Дети: Она нужна для того, чтобы знать какие растения и животные нуждаются в защите и охране. Педагог: А как вы думаете, почему её назвали именно Красной книгой?
Педагог: (обобщаю ответы) «Красная книга - это просто списки всех животных и растений, которые находятся на грани вымирания из-за очень маленького количества». В ней так же находятся сведения об основных причинах вымирания конкретных видов животных, растений и о путях их спасения. Красный цвет книги, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Внимание! Может случиться не поправимое». На нашей планете Земля существовало множество разных видов животных и растений. Люди их использовали для своих нужд, равнодушно и безжалостно уничтожая, думая, что они будут жить и расти всегда. Некоторые виды растений и животных исчезли бесследно. Никто и ничто уже не вернёт их на Землю.
Педагог: А как вы думаете, почему постоянно переиздаётся Красная книга?
Дети: Появляются новые виды животных, которые находятся на грани исчезновения.
Педагог: Послушайте стихотворение, которое прочитает Вам Настя Морозова. Чтение стихотворения. Берегите природу. Автор:
Войтова Полина, девочка 10 лет. nsportal.ru/ap/literaturnoe-tvorchestvo/library/beregi-prirodu-stikhotvorenie БЕРЕГИ ПРИРОДУ! Закрой глаза, Представь себе, Как будет страшно на Земле, Когда не станет вдруг деревьев, Исчезнут звери и леса, И, выйдя в поле, не увидишь Ни колоска, ни василька. Пустая, голая Земля. Как будет страшно, Ты представил? А чтоб такому не бывать, Давай же будем мы природу Любить, жалеть и уважать. Костры в лесу не разжигать, Зверей и птиц не обижать! В тенистый лес входи, Будь другом! Грибов и ягод набери. Вдыхая свежий, чистый воздух, Деревья поблагодари! Природа - щедрая хозяйка, Бери, что надо, Ей не жалко! И не забудь, что ждет она От нас такого же добра!
Беседа
- О чём говорится в стихотворении? Почему природа так взывает к человеку? Что мы должны сделать, чтоб сохранить живую природу?
Показ слайд-шоу с музыкальным сопровождением. Песня «Просьба» музыка А. Пахмутовой, стихи Р. Рождественского. Время звучания песни 3 минуты 39 секунд. (Слайды с 3 по 12). Педагог: Рассмотрите эту земную красоту на экране и послушайте песню «Просьба» музыка А. Пахмутовой, стихи Р. Рождественского. Беседа. - О чём поётся в песне? Какие выводы можно сделать после прослушивания этой песни? -Какие чувства вызывают у вас картины природы? Где бы вы хотели оказаться иль встретиться с этой красотой? Почему? Каких животных вы хотели бы встретить или увидеть? Педагог: В основном животные вымирали по вине человека. Некоторых животных люди совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой вымирания и, если их не охранять, не помогать им, то они навсегда могут исчезнуть с лица Земли.
Например: красивого амурского тигра, который живет на Дальнем востоке, осталось примерно около 200!!! Почти полностью были истреблены такие животные, как амурский лесной кот, амурский степной хорь, красный волк, амурские леопарды и многие другие виды животных. Реферативные выступления детей с опорой на наглядность. Элемент театрализованного представления: заранее подготовленные дети рассказывают информацию о диких животных (иллюстрация крепится на доске).
(Утка-мандаринка, белогрудый медведь).
Физминутка. (слайд 13)
Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем
Голову не опускаем. Дышим ровно, глубоко. Впереди, из-за куста, Смотрит хитрая лиса. Мы лисицу обхитрим, На носочках побежим. И по кочкам и по кочкам, Скачем смело на носочках. Каждый день - всегда, везде, Мы участвуем в игре. На защиту встанем смело, А затем опять за дело... Педагог: Итак, продолжаем наше занятие (слайды с 14 по 17). Редкими стали такие животные как: орел, беркут, журавль, лебедь, и многие другие. Как вы думаете, какую роль они играют в природе? Дети: Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Педагог: А как вы думаете, для чего людям нужны животные? Дети: Мы их употребляем в пищу, у некоторых ценные меха, они помогают нам одеваться. Они нам помогают выжить. Человек не только одевается, но и питается за счёт животных. Педагог: Как вы думаете, каким образом Государство охраняет животных нашего края? Дети: В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Созданы заповедники, заказники, зоопарки. Педагог: (Данные факты вывешиваются на доске в виде плаката).
В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её «Красная книга фактов. 17 октября 2011 года Красная книга Хабаровского края является официальным документом … объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края. 21 октября 2012 года в Красную книгу Хабаровского края внесены 167 видов растений и грибов, 127 видов животных». (Данные факты вывешиваются на доске в виде плаката). Смотреть приложение. Педагог: А как вы думаете, зависит ли жизнь животных от растений? Дети: Животные и растения связаны между собой цепью питания. Например: сберегая лягушек, вы сохраните жизнь цапле, которая ими питается и т.д. Педагог: Нам нужны все животные ещё и потому, что все животные очень красивы и интересны. Мы можем ими любоваться. Человек, к сожалению, приносит очень много вреда природе. Ведя хозяйственную деятельность, вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки и озера - это дом. Поэтому надо беречь и дом животных. Педагог: Давайте ещё послушаем сообщения ваших товарищей о животных, которые очень красивы, находятся на грани исчезновения и нуждаются в охране. Реферативные выступления детей. (Горал, жизнь харзы уссурийской). Элемент театрализованного представления: заранее подготовленные дети рассказывают информацию о диких животных (иллюстрация крепится на доске). Педагог: Что должны знать люди, чтоб не причинить вреда животным? Дети: Правила поведения в природе. На каждого ребёнка выдаётся цветное изображение картин природы с правилами поведения в природе. Дети высказывают своё мнение. См. приложение. Презентация 2 pptx. Педагог: Давайте познакомимся с данными правилами. Чего в природе делать «нельзя»: 1. Вырывать грибы и кустарники с корнем. 2. Разорять птичьи гнезда; 3.Давить насекомых, разорять муравейники. 4. Забирать из леса домой животных. 5. Обижать или давить лесных насекомых. 6. Не рвать полевые цветы, собирать большие букеты. 7. Рвать и бросать редкие цветы. 8. Ловить бабочек и стрекоз. 9. Шуметь в лесу. 10.Разжигать костёр в лесу без взрослых. 11.Оставлять мусор в лесу. 12. Бить стекло. 13.Вырезать надписи на деревьях. 14. Вырывать кустарники с корнем. 15.Сбивать мухоморы и прочие поганки. 16. Убивать лягушек и обижать змей.
17. Ломать ветки деревьев и кустов.
Обобщение выступлений. Педагог: Что нужно сделать, чтобы быть настоящим другом природе?
Что мы с вами можем сделать, чтобы предотвратить исчезновение редких животных? Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу деревья?
Какой вред можно причинить животным, если ты не знаешь правила поведения в лесу?
Объясни, почему нужно беречь не только самих животных, но и те места, в которых они живут?
Объясни, почему в заповедниках у животных благоприятные условия для жизни?
Вывод: По тому, как ты будешь относиться к природе, можно понять, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный. Кроссворд (слайд с 18 по 56).
Педагог: А сейчас, для закрепления знаний о животных нашего края, я вам предлагаю отгадать загадки и заполнить кроссворд. Когда вы их отгадаете, откроются два основных слова. Это крик о помощи, наказ, воззвание к людям, к нам с вами. Мы прочитаем их в конце занятия. Это будет соревнование. Победителей ждёт приз. (18 - 20 слайд). Живёт в дупле, живёт - в гнезде, Лесной орех, грибы таскает. И на немалой высоте Пушистый хвост, как луч, мелькает. (Белка) (21 - 23 слайд). Это животное имеет темно-бурую окраску, белый галстук на груди. Его изображение имеется на гербе Хабаровского края. (Медведь) (24 - 26 слайд). Из кошачьих, зверь зубатый, Как в тельняшке, полосатый. С этим юнгой не до игр! Это крупный хищник… (Тигр) (27 - 29 слайд). Лежать он может целый день, Ему лежать совсем не лень. (Тюлень) (30 - 32 слайд). Напоминает он козу, Живёт в лесу и роще, Боится волка, ест траву, Найти его там проще. (Горал) (33 - 35 слайд) Враг полёвок, птиц и белок, Не упустит всех, кто мелок. Цвет каштановый, лоснится. Это шустрая….. (Куница) (36 - 38 слайд). Этот зверь серьёзный очень, А охотится он ночью. И на дереве обычно Прячет он свою добычу. У него на шкуре пятна. Незаметней так. Понятно? Увидал добычу, старт! На охоте… (Леопард) (39 - 41 слайд) Из семейства полорогих, Подсемейство же быков, Он один из тех немногих, Что пришёл к нам из веков. (Зубр) (42 - 44 слайд) Родственник домашней хрюшке, Хоть стоячие есть ушки. С пятачком. Большой. Всеядный! А ещё он дикий, стадный. (Дикий кабан). (45 - 47 слайд) Это животное питается только лишайниками. Ещё его характеризуют, как выделяющий мускус. По внешнему виду он напоминает оленя, но в отличие от него не имеет рогов. Иногда его зовут водяным оленем. (Кабарга) (48 - 50 слайд) Он других не обижает. Ест траву, в лесу гуляет, Но ветвистыми рогами Может справиться с волками! (Олень) (51 - 53 слайд) Красно-бурый, серо-бурый, Полосы вдоль спинки. Любит хлебные культуры, Тишь лесной глубинки. (Бурундук) (54 - 56 слайд) Мех густой и бархатистый, Бурый, брюхом - серебристый. Хвост чешуйчатый и с килем, Ищет корм в глубинном иле. (Выхухоль) Педагог: Посмотрите на выделенный текст. Что получилось? Я надеюсь, что наше занятие не пройдёт для вас бесследно. Каждый из вас возьмёт для себя только хорошее. Не будет среди вас злых и равнодушных.
Рефлексия.
- Что нового узнали?
- Над чем вы задумались на уроке?
- Что вас удивило? - Осталось ли что-нибудь непонятным? - Для чего вам могут пригодиться эти знания?