Конспект урока по русскому языку для 2 класса «Безударные гласные, проверяемые ударением. Работа над ошибками»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


Автор: Сорокина Ирина Михайловна, учитель МБОУ СОШ № 118 г.о.Самара



Предмет


Русский язык

Класс


Тема

Работа над ошибками проверочного диктанта по теме:

«Безударные гласные, проверяемые ударением».

2


Педагогические цели урока

Создать условия для совершенствования навыка написания слов на изученное орфографическое правило с использованием алгоритма. Формировать способности обучающихся к осуществлению контрольной функции:учить анализировать ошибки, допущенные в проверочной работе, выявлять затруднения, строить проект коррекции и самостоятельно его реализовывать; учить самооценке.

Задачи урока

-образовательные - осуществить педагогический контроль изучения темы "Безударные гласные в

корне слова, проверяемые ударением»,

развивать умения и навыки устной речи ( монологической и диалогической) на основе изученного материала,

- развивающие - содействовать развитию умения слышать звук в слабой позиции,

- воспитательные - развивать умение организовывать и планировать работу в парах,

организовывать рефлексию самостоятельной и парной деятельности,

содействовать развитию мотивации к самовоспитанию, личностной

самореализации.

Тип урока

Урок развивающего контроля




Планируемые образовательные результаты (с учетом разделов «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться»)

Предметные

Метапредметные

Личностные


Ученик научится:

- осуществлять проверку безударных гласных в корне подбором однокоренных слов и форм слова;


- объяснять выбор написания орфограммы в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

- обнаруживать и исправлять орфографические ошибки в словах на данную орфограмму.


Ученик получит возможность научиться:

- анализировать и оценивать речевые высказывания одноклассников;

- восстанавливать предложения, текст;

- извлекать необходимую информацию из учебника, схемы, алгоритма; использовать ее в процессе письма;

- развивать монологическую речь.


Регулятивные:

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- принимать, формулировать и сохранять учебную задачу;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

Познавательные:

- освоить способы проверки безударных гласных в корне слова;

- производить логические операции;

- составить алгоритм, определяя последовательность действий;

-ориентироваться в разнообразии способов решения лингвистических задач;

-осуществлять рефлексию деятельности;

- осуществлять контроль (само-, взаимоконтроль) деятельности

Коммуникативные:

- формировать собственное мнение и позицию - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- слушать и понимать речь других;

-ставить вопросы, необходимые для организации взаимодействия;



- осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития своих творческих способностей;

- принимать и осваивать предложенные социальные роли;

- формировать мотивацию к обучению и познанию учебной деятельности и личностного смысла учения.

Ресурсы:


- основные



- дополнительные













Учебник «Русский язык. 2 класс» УМК «Начальная школа XXI века»: С.В.Иванов


ноутбуки;

проектор;

презентация к уроку;

ЭОР «Академия младшего школьника»;

электронные физминутки;

листы самооценивания; карточки для работы в парах, задания для самостоятельной работы на карточках, задания - эталоны для самопроверки.


Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах



Локализация индивидуальных затруднений (10 минут)


Цель: Выработать на личностно-значимом уровне внутреннюю готовность к коррекционной работе, а также выявить место и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы.




Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

- Прозвенел звонок. У нас на уроке гости. Давайте вместе поздороваемся с ними. Садитесь. Всё ли готово к уроку? Нет ли чего-то, что мешало бы? Отвлекало? Всё в порядке? - Хорошо. Начинаем урок русского языка.(слайд1)
1.Самоопределение на урок. Цель: Создать положительную мотивацию на уроке.









2. Анализ выполненной работы учителем. Сообщение учителя о результатах диктанта. -Вчера мы писали проверочный диктант. - Как думаете, со всеми ли трудностями письма вы научились справляться? Диктант показал, что со всеми трудностями справились 4 человека. Остальные научились справляться только с некоторыми трудностями. Типичные ошибки: (слайд3) 3.Цель нашего урока:


анализировать … планировать … учиться оценивать… (слайд4)
- Действительно, целью нашего урока будет поиск и коррекция ошибок, ответы на вопросы: почему допущены ошибки? что надо сделать, чтобы ошибок не было? - Будем учиться оценивать свою работу: где, на каком этапе к безошибочному письму я нахожусь.











Организует мотивирование учащихся к коррекционной деятельности. Анализирует правильность самопроверки учащимися своих работ. Уточняет алгоритм и правила устранения ошибок. Организует работу в парах по типам допущенных ошибок. Помогает определить причины ошибок в словах с безударной гласной.


















-Кто знает, какова общая задача ученика в школе?( Развиваться, обогащаться знаниями, становиться умнее, лучше.) -Молодцы! Желаю каждому из вас на этом уроке подняться в своём развитии на ступеньку выше. (слайд2)

























Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?













- Посмотрите, пожалуйста, на эту схему: (слайд5) могу выполнить задания повышенной трудности могу научить другого могу объяснить могу применить понимаю знаю не знаю
- Оцените свои знания и умения по шкале самооценки.






Здороваются с гостями. Проверяют готовность к уроку.









Отвечают на вопросы учителя.







Определяют места

ошибок.

Указывают способы действий.

Сравнивают с эталоном и выполняют задания творческого уровня.



Осознают причины допущенных ошибок на основании































Формулируют цель урока.





























Оценивают свои знания и умения по шкале самооценки.

Предметные



























УУД

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом.

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению.

Построение проекта коррекции выявленных затруднений (4-6 минут)

Цель: Поставить цели коррекционной деятельности и на этой основе - выбрать способ и средство их реализации. - Самая распространённая ошибка: безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. - Ребята, как вы думаете, что мы будем исправлять на уроке? Для чего нам это необходимо? - В какой форме мы будем работать? - Что нам необходимо сделать, чтобы разобраться в своих ошибках?
Задачи урока: 1.Повторить особенности безударных гласных.

2. Учиться применять знания в работе.


Организует процесс обсуждения учащимися целей коррекции, а также помогает выбрать необходимые средства и способы их достижения.



















Формулируют задачи урока.



Формулируют индивидуальные цели и алгоритм коррекционных действий. Выбирают способ и средство коррекции.

Ученик научится: осуществлять проверку безударных гласных в корне подбором однокоренных слов и форм слова; выявлять и определять причины ошибок на правописание безударных гласных.

коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение;

познавательные УУД:

понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; анализировать предложенный материал;

регулятивные:

формирование способности личности к целеполаганию и построению плана работы; самоанализ

Реализация построенного проекта (7-8 минут)

Цель: Реализовать осмысленную коррекцию учащимися своих ошибок в контрольной работе, формировать умение правильно применять соответствующие правила, способы действий и т.д.

Учитель предлагает ученикам,выполнившим проверочную работу без ошибок, индивидуальное задание повышенной сложности на восстановление текста (вставить пропущенные буквы, записать полученные предложения).














Задание классу. Планирование действий по устранению ошибок:
1. Повторим правила.

























2. Вспомним алгоритм.















3. Будем выполнять похожие задания и проверять их самостоятельно.




Направляет консультантов на помощь другим учащимся. Учащиеся, выполнившие работу без ошибок могут выполнять творческие задания.

Учитель проводит локализацию и коррекцию затруднений. Запиши ответы на вопросы, используя слова в скобках, вставляя пропущенные буквы.

Что нашел охотник в горах? (орлиное гн…здо)

Кто сидел в гнезде? (г…лодный орленок)

Куда понёс его охотник? (д…мой)

Что сделала орлица? (догнала охотника и закружилась над ним)

Как вел себя орленок? (бился и кр…чал)

Что сделал охотник? (пож…лел пт…нца и отпустил его на волю)

Помни, что безударная

гласная может быть в любой части слова.

Поэтому сначала мысленно разбери слово по составу (найди корень слова) и убедись, что безударная гласная в корне слова.

Помни, что безударная гласная может быть проверяемая и непроверяемая.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать родственное (однокоренное) слово или изменить форму слова так, чтобы безударная гласная стала в сильную позицию, то есть она должна быть ударной.

Предлагается алгоритм.

1.Определи безударную гласную.

2.Подбери проверочное слово.

3.Выдели корень.

4. Прочитай слово

5.Поставь ударение.












Приложение1

Ученики выполняют индивидуальное задание.






















































Учащиеся устно работают с алгоритмом, определяя верный порядок действий для нахождения и проверки безударной гласной; восстанавливают алгоритм:

1. Прочитай слово.

2. Выдели корень.

3. Поставь ударение.

4. Определи безударную гласную.

5. Подбери проверочное слово

и отвечают на предложенные вопросы


Учащиеся выполняют задания, проверяют их и оценивают себя по шкале.


Выполняют работу над ошибками. Выбирают задания в соответствии с ошибками; выполняют работу, предложенную учителем. Выполнившие работу над ошибками выполняют задания в ноутбуках из заданий «Академии младшего школьника»

Получит возможность научиться восстанавливать текст.


























Научатся обнаруживать и исправлять орфографические ошибки в словах на данную орфограмму.

регулятивные:

формирование умения планировать свою деятельность при выполнении самостоятельной работы;

познавательные:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и аргументировать позицию.


Обобщение затруднений во внешней речи (3-4 минуты)

Цель: закрепить способы действий, вызвавших затруднение. - Кто выполнил все задания без ошибок? - Кто затруднялся? -Ещё раз отметим, а как на самом деле: умеешь ставить ударение? умеешь выделять корень? умеешь подбирать проверочные слова? и т.д. - Отметьте места затруднений. Над ними вам ещё предстоит поработать.
Организует обсуждение типовых затруднений. Проговаривает формулировки способов действий, которые вызвали затруднение





Проговаривают алгоритм действий.


Формулируют способы действий, которые вызвали затруднение.

Получат возможность развивать монологическую речь.

Коммуникативные: формирование

умения слушать и анализировать услышанное.

регулятивные УУД: формирование умения планировать учебную деятельность при решении лингвистической задачи; определять

последовательность производимых действий.



Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7 минут)

Цель: усвоение способов действий, вызвавших затруднение; самопроверка их усвоения; индивидуальная рефлексия достижения цели. - Ну а сейчас каждый попробует быть учителем. Проверьте работу, поставьте отметки.




-Сравните с образцом. Как справились с работой? (слайд 6)


-Какое слово среди орфограмм лишнее? Почему?
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы. Осуществляет знаковую фиксацию преодоления затруднений.

Харошо в лису! Дует тёплый витерок. Поют дразды. На лугу цвиты. В траве ягады. Под берёзой вырос гриб. У сосны нара крата. Жёлтый лист упал с осины. Скоро наступит осинь.


Хорошо в лесу! Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сосны нора крота. Жёлтый лист упал с осины. Скоро наступит осень.

Выполняют самостоятельную работу.








Выполняют самопроверку по образцу.

Научатся находить проверочное слово среди предложенных однокоренных слов.

Регулятивные:

умение производить анализ предложенного материала и выбирать нужное.


Повторение и решение заданий творческого уровня (5-6 минут)

Цель: применить изученные знания при решении задач творческого уровня и подготовить к изучению следующих разделов курса. Самостоятельная работа на ноутбуках. -Возьмите ноутбуки. Работаем в парах. - Кто справился?Кому выдали грамоту в Академии школьника?
-А у кого ошибки? -Что это означает? (Надо ещё тренироваться)

Работа в парах на ноутбуках.

Учащиеся вставляют пропущенные буквы безударных гласных.

«Академия младшего школьника» выдаёт грамоты за безошибочную работу, выставляет отметки.


Учащиеся выделяют корни в словах.

«Академия младшего школьника» выдаёт грамоты за безошибочную работу, выставляет отметки.


коммуникативные УУД:

- принимать участие в парной деятельности;

-договариваться, приходить к общему решению;

- регулятивные :

активизируют мыслительную деятельность; устанавливают логические связи.

Рефлексия контрольно - коррекционной деятельности (2-3 минуты)


Цель: оценить результаты контрольно-коррекционной деятельности, осознать методы преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности - Подведём итог: - Какую цель ставили? - Как её достигали? - Всё ли получилось? - Какие ошибки вы сегодня смогли исправить сами? - В чем еще нужна помощь? - Изменилась ли оценка ваших знаний и умений?









- Над чем ещё предстоит поработать? Организует проговаривание механизма деятельности по контролю. Организует оценивание полученных результатов, а также фиксацию цели последующей деятельности. Домашнее задание. Учитель. Дома: - Для тех, кто справился... Для допустивших ошибки в тесте ... .











-Давайте вернёмся к оценочной шкале:

  • могу выполнить задания повышенной трудности
  • могу научить другого
  • могу объяснить
  • могу применить
  • понимаю
  • знаю
  • не знаю
Проговаривают механизм деятельности по контролю. Дают оценку полученным результатам. Фиксируют цель последующей деятельности.








Оценивают свою деятельность.

















.

Получат возможность подводить итог, используя алгоритм, схему;

проконтролируют свой уровень знаний, умений и навыков с последующей коррекцией знаний.

- регулятивные:

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; формирование рефлексивной самооценки своих способностей и возможностей.

личностные:

умение проявлять интерес, стремление к самообразованию и самооценке

Приложение 1

Ученик ____________________________________________________



1

Знаю правило правописания безударной гласной в корне

2

Знаю гласные буквы, требующие проверки в слабой позици

3

Умею ставить ударение

4

Умею выделять корень в словах

5

Умею проверять безударные гласные в корне слова




  1. ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА

Безударная гласная в корне пишется так же, как и _____________________.



  1. ОБВЕДИ В КРУЖОК ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ПРОВЕРКИ В СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ

о ы ю а у э е ё и я

3. ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ В СЛОВАХ

ветерок трава горы

4. ВЫДЕЛИ В СЛОВАХ КОРЕНЬ

сад садик садовый садовник

5. К СЛОВАМ ПЕРВОГО СТОЛБИКА ПОДБЕРИ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО ИЗ ВТОРОГО СТОЛБИКА. СОЕДИНИ ИХ СТРЕЛКОЙ. ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ВЫБРАВ ИХ ИЗ СКОБОК.

з...ма (и, е) зимой к...тать (а, о) катил

зимы каток

зимовать катит

1

Знаю правило правописания безударной гласной в корне

2

Знаю гласные буквы, требующие проверки в слабой позици

3

Умею ставить ударение

4

Умею выделять корень в словах

5

Умею проверять безударные гласные в корне слова







© 2010-2022