Рабочая программа Проектная деятельность

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МАОО «Ермолинская ООШ»

Утверждено Утверждаю

решением педагогического совета директор МАОО «Ермолинская ООШ»

от «__» ____________ 2013г ______________/А.Н. Евтюхов/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по проектной деятельности

3 класс

Составила :учитель Дементьева И.В.









2014 -2015 учебный год







Пояснительная записка.

Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МАОО «Ермолинская ООШ» на проектную деятельность в 3 классе отводится 2 внеурочных часа в неделю. Следовательно программа рассчитана на 68ч. Специфика предмета: Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Назначение программы: Учебно-познавательный проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.



Цели программы:

  • развить творческие и коммуникативные способности ребёнка
  • привить навыки сотрудничества с другими людьми;
  • активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
  • привить первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта;
  • активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;
  • развить навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.


Задачи программы:
  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • самостоятельно конструировать свои знания;
  • интегрировать знания из различных областей наук;
  • научиться критически мыслить.


Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Технологии, методики:
  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;


Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности: -с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; -с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; -с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов. .-с уроками литературного чтения: инсценирование, миниспектакли. - с уроками окружающего мира: выставка рисунков, оформление альбомов.



Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов: Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов (2-3 класс) Третий уровень результатов

(4 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.



Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. Порядок выполнения действия: 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов. Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4-6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап - интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части - мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты. Роль учителя в проектной деятельности



Главное правило, о котором должен помнить учитель: он выступает не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Он некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся. Если на первом этапе учитель предлагает ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь учитель только помогает последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа. Критерии оценок проектной деятельности: 1. Самостоятельность работы над проектом 2. Актуальность и значимость темы 3. Полнота раскрытия темы 4. Оригинальность решения проблемы 5. Артистизм и выразительность выступления 6. Как раскрыто содержание проекта в презентации 7. Использование средств наглядности, технических средств

Последовательность работы над проектом



Технологический (творческий) проект



1-й этап. Разработка проекта

Для чего и кому нужен проект?

  1. Сделать подарок.

  2. Подготовиться к празднику.

  3. Что-то другое…

Что будем делать?

  1. Обсуждаем и выбираем изделие(-я).

  2. Определяем конструкцию изделия.

  3. Подбираем подходящие материалы.

  4. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.

  5. Выбираем лучший вариант.

Как делать?

  1. Подбираем технологию выполнения.

  2. Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.

  3. Подбираем инструменты.



2-й этап. Выполнение проекта

Воплощаем замысел

  1. Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).

  2. Изготавливаем изделие.

  3. Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).

3-й этап. Защита проекта

Что делали и как?

  1. Что решили делать и для чего.

  2. Как рождался образ объекта.

  3. Какие проблемы возникали.

  4. Как решались проблемы.

  5. Достигнут ли результат.

Планируемые результаты.

Должны научиться

Сформированные действия Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).




Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

  • альбом,

  • газета,

  • гербарий,

  • журнал, книжка-раскладушка,

  • коллаж,

  • коллекция,

  • костюм,

  • макет,

  • модель,

  • музыкальная подборка,

  • наглядные пособия,

  • паспарту,

  • плакат,

  • план,

  • серия иллюстраций,

  • сказка,

  • справочник,

  • стенгазета,

  • сувенир-поделка,

  • сценарий праздника,

  • учебное пособие,

  • фотоальбом,

  • экскурсия.












Тематическое планирование.

3 класс.

(68ч. 2ч в неделю)


Название проекта

Кол-во часов

Предполагаемый продукт проектной деятельности

Дата.

1-3

Работа с портфолио.

3

Хорошо оформленное портфолио.


4-5

Мой читательский дневник.

2

Титульный лист для читат. дневника.


6-8

«Богатства, отданные людям»

3

Альбом, стенд, книга (по выбору учащихся)

9-10

«Сочиняем вместе волшебную сказку»

2

Спектакль по сказке, сочинённой учениками

11-12

Детская площадка.

2

Макет.

13-14

«Математические сказки»

2

Сборник математических сказок, спектакль по математической сказке, выставка иллюстрированных сказок

15-16

«Рассказ о слове»

2

Страничка со словом

17-22

Праздники России (творческие проекты, посвященные Дню учителя, Дню Матери и другим праздникам).

6

Номера художественной самодеятельности, газеты, рисунки, сувениры.

23-25

«Разнообразие природы родного края»

3

Книга природы родного края

26-27

«Семья слов»

2

«Дерево» с однокоренными словами

28-29

«Школа кулинаров»

2

Книга здорового питания, фото приготовленных блюд, конкурс кулинаров

30-31

«Составляем орфографический словарь»

2

Словарик слов с изученной орфограммой

32-33

«Кто нас защищает»

3

Стенд, фотоальбом, интервью ( по выбору) о тех, кто нас защищает

34-35

Символ России - русская березка.

2

Альбом с рисунками, стихами; аппликации.

38-37

«Задачи - расчёты»

2

Картотека задач-расчётов

38-39

«Зимняя страничка»

2

Составление зимней странички, подбор загадок, пословиц, составление рассказов о зиме

40-42

«Экономика родного края»

3

Книга-справочник об экономике Новгородской области

43-44

«Имена прилагательные в загадках»

2

Сочинение загадок, оформление сборника загадок учеников 3 класса

45-46

«Музей путешествий»

2

Сбор экспонатов после поездок и путешествий для классного музея: сувениры, фото

47-48

«Праздник поэзии»

2

Сочинение стихов о временах года, разучивание стихов русских поэтов о любимых временах года

49-50

Океанариум.

2

Комбинированная аппликация.

51-52

Загадки растений.

2

Книга - справочник .

53-54

Планета насекомых.

2

Альбом.

55-56

Цветок здоровья. Правила ЗОЖ.

2

Плакат, рисунки.

57-58

Дружба крепкая не расклеится…

2

Сценарий классного часа.

59-60

Мы и наша память.

2

Подборка упражнений для тренировки памяти.

61-62.

Дорожная азбука.

2

Сценарий мероприятия, которое можно провести в других классах.

63-65

Школьный цветник.

3

Выращивание рассады декорат.растений, высадка в грунт. Уход за растениями.

66

Я люблю читать. (итоги чтения за год(внеклассное и классное чтение)).

1

Сочинение.

67-68

Прощай, 3 класс.

2

Праздничная программа с номерами худож.самодеятельности.


© 2010-2022