- Преподавателю
- Начальные классы
- ИНТОНАЦИОННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ ПЕРВОГО ЗВУКА В СЛОВах
ИНТОНАЦИОННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ ПЕРВОГО ЗВУКА В СЛОВах
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Агурина В.П. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ИНТОНАЦИОННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ
ПЕРВОГО ЗВУКА В СЛОВах Цели: формировать умение интонационно выделять первый звук в словах; развивать внимание; воспитывать чувство отзывчивости и коллективизма.
Ход урока I. Введение в тему урока.
САШИНА КАША
Живет на свете Саша.
Во рту у Саши каша -
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши -
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво,
Чисто,
Ясно, -
Как люди говорят, -
Наш Саша так корежит,
Что сам понять не может:
Произнесет словечко -
И сам тому не рад!
Он скажет:
«До свидания!»
А слышится:
«До здания!»
Он спросит:
«Где галоши?»
А слышно:
«Это лошадь?»
Когда он вслух читает,
Поймешь едва-едва:
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он так спешит с налета
Прочесть,
спросить,
сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать...
Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить. С. Михалков II. Объявление темы и постановка целей урока. - Сегодня мы побываем в гостях у этого Саши и его сестренки Симы. Попробуем помочь Саше чисто и правильно произносить первые звуки в словах. На доске представлены рисунки-изображения мальчика и девочки. III. Работа по теме урока. 1. Фронтальная работа. - Сима с Сашей играли, и все игрушки раскиданы по комнате. (Рисунки, аналогичные картинкам в учебнике, представлены на доске.) Скоро придет мама, и ребятам надо навести порядок. Поможем им? Для этого надо определить звук в начале каждого слова. - Девочки будут помогать Симе. Ее игрушки те, в названии которых первый звук произносится мягко. - Мальчики соберут игрушки, в названиях которых первый звук произносится твердо. - Итак, за работу. Учитель приглашает детей к доске по очереди: мальчик - девочка. Ребенок берет картинку, произносит слово, интонационно выделяя первый звук, помещает картинку под рисунок, изображающий мальчика или девочку. - Назови слово. - Произнеси слово так, чтобы первый звук слышался дольше других. - Какой это звук? Произнеси его. - Ребята, проверьте. Произнесите слово, интонационно выделяя первый звук. - Чья это игрушка? - Ты прав(а). Молодец! Аналогичная работа проводится со всеми словами - названиями картинок. - Итак, порядок наведён. Посмотрим, какие игрушки оказались у Симы. - Девочки, хором перечислите их, интонационно выделяя в словах первый звук. - А это игрушки Саши. - Мальчики, хором перечислите их, интонационно выделяя в словах первый звук. - А у вас, ребята, есть любимые игрушки? - Назовите их, выделяя в словах первый звук. - У каждого человека есть любимые игрушки. Даже у взрослых. А. Барто рассказала о своих игрушках в стихах. Эти стихи вы знаете и, думаю, с удовольствием вспомните сегодня. (Учитель показывает книгу А. Л. Барто «Игрушки».) Читающие дети читают стихи.
Грузовик Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине: Кот кататься не привык - Опрокинул грузовик.
Лошадка Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.
Бычок Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: - Ох, доска кончается, Сейчас я упаду.
Зайка Зайку бросила хозяйка. Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог - Весь до ниточки промок.
Мишка Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, Потому что он хороший.
Мячик Наша Таня громко плачет - Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь! Не утонет в речке мяч.
Кораблик Матросская шапка, Веревка в руке, Тяну я кораблик По быстрой реке, И скачут лягушки За мной по пятам И просят меня: - Прокати, капитан!
Игрушки Спать пора. Уснул бычок - Лег в коробку на бочок. Сонный мишка лег в кровать, Только слон не хочет спать. Головой кивает слон - Он слонихе шлет поклон. 2. Работа по учебнику: «Сравните эти звуки!» - Мы не заметили, как наступил вечер.
Т. Агибалова - Сима уже расставила часть игрушек на полки. А Саша не может ей помочь. Вместо слова «машина» он говорит - «ашина», вместо «белка» - «елка». Плохой из него помощник. Видно, нам придется помогать. - Какие игрушки стоят на первой полке? (М-м-мяч и м-м-ма-шина.) - Подумайте, почему именно эти игрушки оказались рядом. - Произнесите первый звук в каждом слове. (В первом слове - мягкий звук, во втором - твердый. Они образуют пару: [м] - ]м'].) Аналогичная работа проводится с остальными парами слов. 3. Дифференцированная работа «Назови звук и найди пару». 1-я группа работает под руководством учителя. - Произнесите слово, интонационно выделяя первый звук. (Л-л-лиса.) - Он твердый или мягкий? (Мягкий.) - Шепотом произнесите названия остальных предметов. Найдите пару этому звуку. - Произнесите слово, выделяя первый звук. (Л-л-лось.) - Он твердый или мягкий? (Твердый.) 2-я группа выполняет то же задание в парах. Проверка работы. - Назовите слова парами. Произнесите так, чтобы было слышно первый звук. (Лиса - лось, петух - пушка, кот - кенгуру.) - Назовите слова, которые начинаются с мягкого согласного звука. - Назовите слова, которые начинаются с твердого согласного звука.
IV. Продолжение работы по теме урока. - Перед сном мама сказала ребятам, что она побывала в магазине игрушек. Подарки дети получат утром, но только в том случае, если правильно произнесут первый звук в словах.
Когда приходят взрослые в игрушечный отдел,
Они смеются от души, совсем как дети-малыши,
Они по-детски ахают: «Игрушки хороши!»
- Спят ребята. Саше снится страшный сон: «В магазине продаются: робот, барабан, поезд, мяч, трактор, грузовик. Саша выбрал себе игрушку и хочет взять ее домой. Вокруг магазина течет речка, и вернуться домой можно только вот по мостику. Но мостик этот не простой, он волшебный. На перилах мостика сидит Ворон. Это ученый Ворон. Каждого, кто подходит к мостику, он спрашивает, какой в его имени первый звук и какой первый звук в названии игрушки. Кто правильно скажет, тот пройдет. А кто не знает, перед тем мостик проваливается, перейти по нему нельзя. Вот пришел Саша к мостику, очень он хочет домой попасть, а перейти по мостику речку не может, потому что не знает, какой же в его имени первый звук». - Испугался Саша и проснулся. Сразу взял букварь и стал учиться первый звук в своем имени произносить. - А вы, ребята, знаете, какой первый звук в вашем имени? Назовите. V. Итог урока. - Исправился Саша. Помогли вы ему, ребята.
- Я всё понял, извините и за всё меня простите!
Буду чисто говорить и за звуками следить! - Чему вы научили Сашу? - Красиво и правильно разговаривать учат скороговорки. Разучим скороговорку.
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать и будем выговаривать
Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать и будем выговаривать
Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно