АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 4 КЛАССА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Дистанционные технологии»

«Согласовано»

Заведующий Спасским филиалом ОГБОУ "ЦОДТ"

____________________Орлова Р.В.

«____» _____________ 20 __ г.

«Одобрено»

на заседании Педагогического Совета

Протокол № ________ от

«____» _____________ 20 __ г.

«Утверждаю»

Заведующий Спасским филиалом ОГБОУ "ЦОДТ"

___________________Орлова Р.В.

Приказ № __________ от

«____» _____________ 20 __ г.


АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 4 КЛАССА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР


Количество часов: 34 Экспертиза проведена на заседании МС

Протокол №1 от 27.08.2015 г

Руководитель МС: ______________Ежова И.С.

Одобрена ММО учителей Спасского филиала

Протокол №1 от 27.08.2015

Руководитель ММО:_____________Орлова Р.В.

Составитель: Орлова Р.В.



2015-2016 учебный год


1 Пояснительная записка

Программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  • Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования.
  • Примерной программы начального общего образования.
  • Федерального переченя учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
  • Учебного плана ОГБОУ «ЦОДТ».
  • Программы Плешаков А.А. Окружающий мир // Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Ч.1 5-е изд.,М.: Просвещение, 2010.
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа предназначена для изучения окружающего мира в условиях дистанционного обучения в 4- классе средней общеобразовательной школы учащимися , имеющими первично имеющие недостатки в психологическом развитии (которые могут повлечь проявление вторичных нарушений: речи, эмоционально-волевой сферы и т. п.), подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий, по учебникуА.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир 4 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

Цели и задачи курса.

Адаптированная программа носит личностно-развивающий характер. Его цель - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Cпецифика преподавания предмета при дистанционном обучении. Дистанционное обучение способствует развитию логического и алгоритмического мышления учащихся, предполагает пошаговое движение школьника по индивидуальной образовательной траектории, предусматривает самостоятельную познавательную деятельность учащихся - работу с различными источниками информации, учебными материалами; формирует умение самостоятельно пополнять знания. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, характеризующейся самостоятельностью мышления и инициативностью, готовностью проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения задач. Дистанционное обучение предусматривает личностный подход и использование ЭОР, что способствует развитию логического и алгоритмического мышления учащихся, предполагает пошаговое движение школьника по индивидуальной образовательной траектории, предусматривает самостоятельную познавательную деятельность учащихся (работу с различными источниками информации, учебными материалами на различных носителях), формирует умение самостоятельно пополнять знания. Интерактивная связь между учителем и учеником позволяет повысить коммуникативную компетентность обучающихся и обеспечивает максимальный самоконтроль при оперативной связи с учителем. Спецификой занятий является опора на аудиовизуальные средства, гибкость при выборе методики проведения урока в связи с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.


2 Общая характеристика учебного предмета При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей: • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.


3 Особенности развития познавательной и учебной деятельности обучающихся с ЗПР Обучающиеся с ЗПР - это дети, первично имеющие недостатки в психологическом развитии (которые могут повлечь проявление вторичных нарушений: речи, эмоционально-волевой сферы и т. п.), подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ в ОГБОУ «ЦОДТ» и неоднородная по составу группа школьников. Разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Особенности в развитии учащихся с ЗПР, отрицательно влияющие на формирование их познавательной деятельности и усвоение учебного материала:

  • замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности;
  • низкий уровень развития ВПФ (мышление, речь, внимание, память, восприятие и др.);
  • психическая истощаемость, низкая умственная работоспособность;
  • нарушения речи;
  • слабая сформированность мелкой моторики;
  • недостаточная сформированность координации движений и ориентировки в пространстве и времени;
  • нарушения в организации деятельности и/или поведения;
  • низкий уровень произвольной саморегуляции.

4 Место предмета в базисном учебном плане Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по окружающему миру в 4 классах рассчитана на 34часа из расчета 1 час в неделю. Изучение предмета реализуется через индивидуальный подход в обучении детей с ОВЗ, их привлечение к проектной, исследовательской деятельности, участию в предметных олимпиадах, реализуется через организацию уроков-практикумов на базе специализированных образовательных учреждений на основе договора о сотрудничестве. Дифференцированный подход реализуется в использовании различных подходов при изучении материала, разнообразных ЭОР, при составлении тестов, контрольных работ и мониторинговых исследований по предмету. Это способствует повышению учебной мотивации учащихся, формированию у них информационной, коммуникационной и познавательной компетенций. Программа рассчитана на 1 год. В связи с тем, что в учебном году уроки попадают на праздничные дни прохождение рабочей программы будет осуществлено за счёт уплотнения материала.
5 Учебно-методический комплект: Базовый учебник: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова.Окружающий мир 4 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, . А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас - определитель для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, Дополнительная литература: Е.М.Тихомирова «Поурочные разработки по предмету ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. - М.: Экзамен ,

  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.

  • Дополнительная литература по темам учебника: «Аванта +», детская энциклопедия.

«Я познаю мир» (энциклопедия)• Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.

6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА



I

семестр

II

семестр

III

семестр

IV

семестр

V

семестр

V1

семестр

Количество уроков


5

5

5

6

5

8

Проверочные работы


1


1


1

Практические работы

1

1

1

1

1





На выполнение практической части программы отводится 20 ч. Экскурсий - 2.


Дата

Тема урока

Виды работы 14.09 Мир глазами географа. Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географических картах. 7.10 Зона арктических пустынь. Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России. 11.11 Наш край. Определение положения Рязанской области на физической карте и карте природных зон. Карта родного края. 18.01 Жизнь древних славян. Показ на исторической карте расселение древних славян. 1.02 Русь расправляет крылья Работа с условными обозначениями на исторической карте.


7 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Земля и человечество (4ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобу­са и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на жи­вую природу.

Мир глазами историка. Что изучает истерия. Исторические источники. Счёт лет в исто­рии. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международ­ное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Междуна­родная Красная книга.

Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знаком­ство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географиче­ской карте, знакомство с историческими картами.

Природа России (8 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёр реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитай в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.

Родной край - часть большой страны (5 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водо­ёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями Расте­ниеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Экскурсии1: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природ­ных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с по­мощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полез­ных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземп­ляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; зна­комство с культурными растениями края.

Страницы Всемирной истории (4 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестья­нина. Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (9 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Креще­ние Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы стра­ны в ХШ-ХУ вв.

Наше Отечество в 15- 17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия По­жарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепро­ходцы. Культура, быт и нравы страны в 15- 17 вв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Пе­тербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кре­стьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь стра­ны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спут­ника Земли полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (го­рода, села),

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (4 ч)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь. Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство крупные города, истори­ческие места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.


8 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  2. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

  1. оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;

  2. создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их:

  3. готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентац


9 . ПОУРОЧНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


ФИО учителя Орлова Р.В.

Класс 4а Коррекционно-развивающая работа на уроке, направленная на реализацию особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР:

  • строить обучение с учётом индивидуальных особенностей учащихся с ЗПР и специфики усвоения ими знаний, умений и навыков, которое предполагает:
  • «пошаговое» предъявление материала, от частного к общему;
  • дозированная помощь взрослого;
  • использование специальных методов, приемов и средств в соответствии с рекомендациями специалистов ПДСПК, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития (специальные упражнения для развития ВПФ, использование повышения ИКТ-компетентности учащихся как средства компенсации нарушенных функций - от ориентации на клавиатуре до ориентации в ИОС школы и образовательных ресурсах интернет);
  • разработку хорошо структурированного материала, содержащего опоры с детализацией в форме алгоритмов, образцов выполнения заданий для конкретизации действий при самостоятельной работе;
  • тщательный отбор и комбинирование методов и приёмов обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения в ней доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов;
  • постоянно стимулировать познавательную активность, побуждать интерес к себе, окружающему предметному и социальному миру (задания проблемно-поискового характера, создание ситуации успеха, викторины и конкурсы и т. п.);
  • использовать специальные приёмы и упражнения (в соответствии с рекомендациями педагога-психолога) по формированию произвольности регуляции деятельности и поведения, стбилизации его эмоционального фона;
  • стимулировать коммуникативную активность и закреплять речевые навыки (в том числе по письму и чтению), выработанные на занятиях с учителем-логопедом (дефектологом) в соответствии с его рекомендациями;
  • использовать специальные упражнения для развития ориентировки в пространстве, координации движений, речедвигательной координации и мелкой моторики: кинезиологические, логоритмические, специальной направленности физминутки и паузы и др.;
  • создавать атмосферу доброжелательности на уроке с целью предупреждения негативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом, формирования учебной мотивации.
Виды деятельности Ученикам доступны все виды учебной деятельности, но предпочтительными являются следующие:
  • устный ответ, письменный ответ,

  • решение вычислительных задач,

  • составление/заполнение таблицы,

  • работа по алгоритму,

  • подбор/поиск примеров,

  • сравнительный анализ,

  • конспектирование.

Формы контроля

Предполагается осуществление промежуточного контроля в разных формах:

  • опрос, устный ответ, письменный ответ,

  • тестирование, тестирование в форме мониторинга, самостоятельная работа.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 4 КЛАССА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР


Дата

корректировка

Тема урока

Тип урока

Методы и формы работы

Термины

Словарная работа

Виды контроля, измерители

Дом.

задание

1 семестр (5ч)

Земля и человечество (4ч)

1



Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяется день, ночь, времена года.Звездное небо - великая книга природы

Урок ознакомления с новым материалом.

Объяснительная беседа.

Астрономия, астроном. вселенная

Текущий контроль.Нахождение на карте звездного неба изучаемых созвездий.

Вопросы с7, задания с8

2



Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. Пояса Земли.

Наш край на карте Родины. Формы поверхности, характерные для нашего края.

Урок изучения нового материала.

Метод наблюдения и сравнения.

География, географ.

Практ.раб.№1 Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географических картах.

С. 29

Проверь себя, задания

3



Мир глазами историка. Что такое история?

Когда и где. История - путешествие вглубь времен. Карта - помощница.

Урок обобщения знаний.

Рассказ учащихся.

Век, тысячелетие.


Фронтальный опрос

С. 41 , Проверь себя, задания

4



Прошлое и настоящее глазами эколога. Сын или покоритель? Экологические проблемы. Лечить планету сообща.Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Редкие животные и растения нашего округа

Урок сообщения новых знаний.

Объяснительная беседа.

Век. Столетие.

Текущий тест №3

«Мир глазами историка»

С.53 Проверь себя, задания

Природа России (8ч)

Урок формирования новых знаний.

Частично-поисковый метод.

5



Равнины и горы России. Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнины, Среднесибирское плоскогорье. Уральские, Кавказские, Алтайские горы, Саяны, вулканы Камчатки.

Урок комбинированного типа.

Метод наблюдения и сравнения.

Природные зоны.

Заповедник


Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов

С. 70 «Проверь себя», задания




2 семестр (5 часов)



6



Моря, озера и реки России. Балтийское, Черное, Каспийское моря, озеро Байкал, Ладожское и Онежское озера. Реки Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур и др.

Урок ознакомления с новым материалом.

Объяснительная беседа.

Балтийское, Черное, Каспийское моря, озеро Байкал, Ладожское и Онежское озера. Реки Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур и др.


Текущий тест №4

«Равнины и горы России» Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов.

С.75, «Проверь себя», задания

7



Зона Арктических пустынь. Царство льда и снега. Арктика и человек

Урок комбинированного типа.

Проблемная беседа.

Остров Врангеля

Практ.раб.№2 Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон Росс

С.85 «Проверь себя», задания

8



Тундра. Природа тундры. Тундра и человек.

Урок систематизации изученного материала.

Частично-поисковый метод.

Казарка, кречет.

Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями.

С. 95-96 «Проверь себя», задания

9



Леса России. Тайга, смешанные и широколиственные леса.

Лес и человек. Роль леса в природе и жизни человека. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Что зависит от каждого и нас?

Лес - «лёгкие» Земли. Бережное использование лесных богатств края.

Урок изучения нового материала.

Метод наблюдения и сравнения.

Летяга, широколиственный,

Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями.


С.104,

«Проверь себя», задания

10



Зона степей. Природа степей. Степи и человек

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

Урок обобщения знаний.

Рассказ учащихся.

Типчак, ковыль. Степь, суховей

Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями.


С. 121 «Проверь себя», задания




3 СЕМЕСТР(5 ЧАСОВ)





11



Пустыни. В пустыне вовсе не пусто. Пустыня и человек.

Урок сообщения новых знаний.

Объяснительная беседа.

Песчаные глинистые почвы

Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями.

С.130 «Проверь себя», задания

12



У Черного моря. Природа Черноморского побережья Кавказа. Человек у моря.

Экологическое равновесие. Обобщающий урок-игра «По природным зонам России».

Урок систематизации знаний.

Демонстрационная беседа.

Кавказ, субтропики,

самшит, иглица колхидская, тис ягодный

Экология, экологическое равновесие


Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями. .

С.139-140

«Проверь себя», задания

Родной край - часть большой страны (5ч)

Урок комбинированного типа.

Метод наблюдения и сравнения.

13



Наш край. Географическое положение. Границы. Столица.Поверхность нашего края. (Мы - дети природы)

Надо ли охранять поверхность? Водоемы нашего края.

Значение водоемов и их охрана.

Урок ознакомления с новым материалом.

Объяснительная беседа.

Балка, овраг,

Водоём, ядохимикаты.

Ископаемые экспорт, экспортер

Практическая работа № 3

Определение положения Рязанской области на физической карте и карте природных зон.

С. 146

14



Наши подземные богатства. Полезные ископаемые: гранит, известняк, песок, глина, торф, уголь, железная руда, нефть, природный газ и др. Охрана подземных богатств.Земля - кормилица. Какие бывают почвы. Охрана почвы.

Урок изучения нового материала.

Метод наблюдения и сравнения.

Снегопах.

Почва

Ярус, микроорганизмы

Рассматривание образцов полезных ископаемых (2 - 3 названия) и определение их свойств.

С.170 «Проверь себя», задания

15



Леса. Лесные этажи.. Картины природы в лесной зоне.

Грибы. Нужны ли лесу грибы? Луга. Луг - природное сообщество. Луга и человек.

Урок обобщения знаний.

Рассказ учащихся.

Навозник, могильщик


Текущий

С.181 «Проверь себя», задания




4 семестр (6 часов)





16



Водоемы нашего края. Жизнь пресного водоема. Разнообразие жизни в водоеме. Если вмешается человек…

Урок систематизации знаний.

Демонстрационная беседа.


Моллюски, ряска, беззубка, перловица, водомерки

Текущий Фронтальный опрос

С.198

«Проверь себя», задания

17



Растениеводство нашего края. Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства.

Урок формирования новых знаний.

Частично-поисковый метод.

Жужелица, златоглазка

Плодоводство ,овцеводство цветоводство


Рассматривание гербарных экземпляров

С.206-207

«Проверь себя», задания




Незаметные защитники урожая.Животноводство нашего края. Породы домашних животных. Отрасли животноводства.

Урок комбинированного типа.

Метод наблюдения и сравнения.

Мелкий рогатый скот, отрасль


С.213 «Проверь себя», задания

Страницы всемирной истории (4ч)

18



Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий (Древний Египет. Древняя Греция и древний Рим

Урок ознакомления с новым материалом.

Объяснительная беседа.

Первобытные люди, археология история

Древний мир, иероглифы, пирамиды

Фронтальный опрос

С.7 «Проверь себя», задания С.14

«Проверь себя», задани

19



Средние Века: время рыцарей и замков

Урок систематизации изученного материала.

Частично-поисковый метод.

Средние века, христианство, ислам., буддизм

Текущий опрос


20



Новое время: встреча Европы и Америки (Время отважных путешественников. Что оставило нам новое время?)

Урок формирования новых знаний.

Использование упражнений для формирования ЗУН.

Роберт Пири, Руал Амундсен, ООН


Фронтальный опрос


С.27 «Проверь себя», задания

21



Новейшее время: история продолжается сегодня

Урок обобщения знаний.

Рассказ учащихся.

Фронтальный опрос


С.32

«Проверь себя», задания

5 семестр (5 часов) Страницы истории Отечества (9ч)

Урок сообщения новых знаний.

Объяснительная беседа.

22



Жизнь древних славян.

Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси

Урок систематизации знаний.

Демонстрационная беседа.

Восточные славяне.


Практ.раб.№4

Показ на исторической карте расселение древних славян

С.39

«Проверь себя», задания

23



Страна городов: путешествие в древний Киев и древний Новгород Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок формирования новых знаний.

Частично-поисковый метод.

Великий князь, бояре, дружина, Крещение.Кремль, посадники, вече. ремесленник

Показ на исторической карте изучаемых городов. Работа с планами-схемами городов

С.53

«Проверь себя», задания

24



Трудные времена на Русской земле: нашествие Батыя. Князь Александр НевскийРусь расправляет крылья (Как возрождалась Русь. Московский князь Иван Калита)

Урок ознакомления с новым материалом.

Объяснительная беседа.

Рукописная книга, Кирилл, Мефодий, Софийский собор, кириллица Дань, хан, Золотая орда., Монголо-Татары, крестоносцы


Практ.раб.№5

Работа с условными обозначениями на исторической карте.

Фронтальный опрос

С64

«Проверь себя», задания

25



Куликовская битва

Путешествие в древнюю Москву. Иван Третий. Иван Грозный

Урок систематизации изученного материала.

Частично-поисковый метод.

Троицкий монастырь, тын, торжище.

Мамай, Дмитрий Донской, орда, князь

Работа с условными обозначениями на исторической карте.

С.74

«Проверь себя», задания

26



Патриоты России

Урок формирования новых знаний.

Использование упражнений для формирования ЗУН.

Опричник, гравюра

Письменный опрос.

С.90

«Проверь себя», задания




6 семестр (8 часов)





27



Петр Великий

Михаил Васильевич Ломоносов Екатерина Великая Отечественная война 1812 года. Нашествие Наполеона на Россию. Бородинская битва. На войну с Наполеоном поднялся весь народ. Царь-освободитель

Урок обобщения знаний.

Рассказ учащихся.

Книгопечатание, первопечатники.Народное ополчение, престол Император, реформа , ботик, кунсткамера

Фронтальный опрос.

С. 100 «Проверь себя», задания

28



Россия вступает в 20 век. Последний русский царь. Россия в первой мировой войне. 1917 год. Гражданская война

Урок ознакомления с новым материалом.

Объяснительная беседа.

Манифест, крепостные крестьяне, крестьянская вольность, мануфактура

Тематический

С.133

«Проверь себя», задания

29



Страницы истории 20-30-х годов. Новое государство - Советский Союз. Страна-труженицаВеликая война и великая Победа. «Все для фронта! Все для победы!». Героическая летопись Великой Отечественной

Урок комбинированного типа.

Проблемная беседа.

Советская власть, индустриализация, большевики

Города-герои

Фронтальный опрос

С.139

«Проверь себя», задания

30



Страна, открывшая путь в космос. Первые в космосе. «Это наша с тобой география!»

Урок изучения нового материала.

Метод наблюдения и сравнения.

Космос

Фронтальный опрос

С.150

«Проверь себя», задания

Современная Россия (4ч)

Урок формирования новых знаний.

Использование упражнений для формирования ЗУН.

Космос,

31



«Дети имеют право на особую защиту и помощь». Важный документ - конвенция о правах ребенка Дети имеют право на особую защиту и помощь». Важный документ - конвенция о правах

Урок обобщения знаний.

Рассказ учащихся.

Государственный устрой, права человека, ООН, закон

Конвенция. Государство, статья

Текущий опрос

С.159

«Проверь себя», задания

32



Мы - граждане России. Что такое права и обязанности гражданина? Президент России. Федеральное собрание и правительства Российской Федерации. Славные символы России

Урок формирования новых знаний.

Частично-поисковый метод.

Глава, президент государства, федеральное собрание

Символы, эмблема

Устный опрос

С.167

«Проверь себя», задания

33



Такие разные праздники

Урок ознакомления с новым материалом.

Объяснительная беседа.

Патриот, торжество

Фронтальный опрос

С.179

«Проверь себя», задания

34


Путешествие по России.

Урок комбинированного типа.

Проблемная беседа.

По Дальнему Востоку. На просторах Сибири. По Уралу. По северу европейской России. Драгоценное ожерелье старинных русских городов. На Волге. По югу России

Проверочная работа №3 за 6семестр

С.205

«Проверь себя», задания


АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 4 КЛАССА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР

© 2010-2022