«Образование прилагательных »

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагог: Биндусова А. Б.

Предмет: русский язык.

Класс: 4

Тема: « Образование прилагательных »

Цель: формировать у обучающихся знаний об образовании имён прилагательных от основ имён существительных с помощью

суффиксов

Задачи:

• создать благоприятный творческий микроклимат на уроке;

• обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений;

• развивать внимание, память учащихся, умение слушать товарищей, анализировать и классифицировать, делать выводы,

побуждать самостоятельную, мыслительную работу обучающихся.

Оборудование: учебник « Русский язык» А.В.Полякова, компьютер, опорный материал, карточки для работы в группах, мультимедийные

картинки в качестве наглядного материала.

Методы

работы

Содержание этапа

Этап работы

Цель

Деятельность

учителя

Предполагаемые действия обучающихся

1. Организационный

момент

Помочь настроиться,

снять напряжение, подготовка к продуктивной работе.

Словесный, объяснительно-иллюстративный.

- Какой сегодня чудесный день!

- Какой сейчас месяц по календарю?

- Родина этого слова - древний Рим. Оно

обозначает «теплый, солнечный». А

наши предки в древние времена называли

этот месяц «цветень».

- Прочитайте стихотворную строчку на

доске;

Апрель, апрель - на дворе звенит капель. ( Слайд №1)

- Вот и у нас на уроке будут капельки, которые помогут нам (показывает на доску, так же капли лежат на партах).

(На доске из голубой бумаги вырезаны

капли).

- Улыбнитесь другу другу. Пожелайте

успешной работы.

Апрель.

2. Актуализация

знаний


3.Изучение нового

учебного

материала

Создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию.

Систематизировать знания о способах образования имён прилагательных.

Содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент).

Словесный, стимулирования (поощрение)


Проблемно-поисковый

- Скажите, что мы знаем

об имени прилагательном?

Дети перечисляют признаки имени

прилагательного:

1) Отвечает на вопросы: какой, какая, какое, какие?

2) Изменяется по числам и родам.

3) Изменяется по падежам.

4) Имеет связь с именем существительным.

5) Обозначает признак предмета.

6) В предложении является определением.

Возьмите маленькую каплю и, работая в паре, разберите слова по составу.

Апрельский, лесной, скалистый

- Проверим нашу работу:

( к доске выходят по 1 ученику, записывают и разбирают слова).

- От какой части речи образуются прилагательные?

С помощью чего?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Какая же будет тема нашего урока?

Тема урока

«Образование прилагательных» (Слайд №2)

- Какова цель урока?

- С помощью каких суффиксов образуются имена прилагательные?

-Чтобы вывести нам правило, я предлагаю вам подумать всем вместе. А чтобы работа шла успешнее разделимся на группы.

- Но сначала давайте вспомним правила работы в группах.

- Карточки лежат заранее на партах: красное яблоко, зелёное дерево, белое облако, синий карандаш.

- Образуйте группы по следующим признакам:

- 1 группа. - красное, сладкое, вкусное

- 2 группа. - высокое, густое, зелёное

- 3 группа. - белое, лёгкое, пушистое

- 4 группа. - синий, узкий, деревянный

- Я предлагаю вам выполнить работу на капельках..

(Учитель раздаёт каждой группе капельки, на которых

напечатано задание).

Задание:- Образуйте от данных существительных имена прилагательные, выделите суффиксы.

1 группа: Товар - товарный (вагон)

Лес - ___________ (массив)

Трактор - _______ (завод)

Холод - _________ (лето)

2 группа: Февраль - _______ (день)

Май - __________ (праздник)

Город - _________ (парк)

Июль - __________( вечер)

3 группа: Декабрь - __________( вечер)

Волна - ____________(линия)

Скала - _____________(берег)

Болото - ____________(место)

4 группа: Рыба - __________( место)

Степь - _________( орёл )

Сибирь - _______ ( морозы )

Глина - ___________ (почва)

- Проверим работу.

Группа читает своё задание, на экране появляется слайд - с этими словами в готовом виде. ( Слайды №3, №4, №5, №6)

- Как же образуются имена прилагательные?

- С помощью каких суффиксов?

- Молодцы, вы сами вывели правило.

- Давайте сравним его с тем, что предлагают учёные, авторы учебника.


Дети говорят, учитель на доске переворачивает капельки (6 капель).

Дети выполняют задание:

апрельский

лесной

скалистый

От сушествительных.

С помощью ^

Образование прилагательных.

Показать способ образования имён прилагательных.


Дети перечисляют правила работы в группах.

Яблоко

Дерево

Облако

Карандаш


Дети работают в группах.



От основ имён существительных

- н -, - ист -, - ск -

(на доске карточки - капельки с суффиксами)

Дети читают правило в учебнике

4. Физминутка


5. Закрепление

учебного

материала





6. Рефлексия, подведение итогов работы







Снять напряжение и усталость через движения.

.

Создать условия для формирования умения образовывать имена прилагательные.

Содействовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности. Развивать умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения.







Организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности



Репродуктивный, самоконтроля





Информационно-обобщающий, самоконтроля

- Я предлагаю вам немного отдохнуть.

- Давайте попробуем движениями, мимикой, показать признаки предметов.

- Пофантазируйте своими

движениями.

- Сильный ветер, трудная задача, холодное утро, зубная боль, ароматный цветок, пушистый кот, круглый мяч.

- Посмотрите на экран - Что видите? (Слайд №7)

- Какая часть речи поможет нам украсить этот текст?

- Запишите текст в тетрадь, составляя подходящие имена

прилагательные, образуя их от основ существительных.

(весна) (лес)

Пригрело ……… солнышко. На ……. полянке стал

(грязь) (холм)

таять ……… снег. По ………. местности побежал ручеёк.

- Проверка задания. ( Слайд №8 )

- Если вы считаете, что выполнили правильно, нарисуйте на полях капельку.

- А сейчас я предлагаю вам самостоятельно применить знания, которые вы получили на уроке.

- Рассмотрите в учебнике упражнения 332, 334, 335.

- Какое из них на ваш взгляд самое лёгкое для выполнения? Самое трудное?

- Выберите упражнение, которое вы будете выполнять.

( выполните по 3 предложения).

- Закройте тетрадь и положите на край стола для проверки.

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?

- Как же образуются имена прилагательные?

- С помощью каких суффиксов?

- Поднимите руку, кому было легко на уроке?

- Кто испытывал затруднение?

- Какие упражнения на уроке были особенно интересны?

- Приведите примеры прилагательных, соответствующих

вашему настроению.

- Посмотрите, как много капелек было на уроке?

- Из них образовался ручеёк, а со временем - большая река знаний.

- Пусть наши капельки станут вашей рекой знаний.

Читает ученик:

Всё начинается с капли воды,

Капли, берущей начало у неба,

Недр земных и солёной слезы,

Нивы, украсившей золотом хлеба

Смыслом, наполнившим быстрые реки,

Сеть из притоков, озера, пруды…

Солью омывшей истории вехи -

Всё начинается с капли воды.

( Слайд №9)



Дети выполняют движения


Текст.

Прилагательное.


Работа в тетради. Отвечают 3 ученика.

Дети делают выбор и выполняют упражнение.


Показать способ образования имён прилагательных.

От основ имён существительных.

- ист -, - ск -, - н -


(капли на доске)

























© 2010-2022