- Преподавателю
- Начальные классы
- «Образование прилагательных »
«Образование прилагательных »
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Биндусова А.Б. |
Дата | 24.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Педагог: Биндусова А. Б.
Предмет: русский язык.
Класс: 4
Тема: « Образование прилагательных »
Цель: формировать у обучающихся знаний об образовании имён прилагательных от основ имён существительных с помощью
суффиксов
Задачи:
• создать благоприятный творческий микроклимат на уроке;
• обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений;
• развивать внимание, память учащихся, умение слушать товарищей, анализировать и классифицировать, делать выводы,
побуждать самостоятельную, мыслительную работу обучающихся.
Оборудование: учебник « Русский язык» А.В.Полякова, компьютер, опорный материал, карточки для работы в группах, мультимедийные
картинки в качестве наглядного материала.
Методы
работы
Содержание этапа
Этап работы
Цель
Деятельность
учителя
Предполагаемые действия обучающихся
1. Организационный
момент
Помочь настроиться,
снять напряжение, подготовка к продуктивной работе.
Словесный, объяснительно-иллюстративный.
- Какой сегодня чудесный день!
- Какой сейчас месяц по календарю?
- Родина этого слова - древний Рим. Оно
обозначает «теплый, солнечный». А
наши предки в древние времена называли
этот месяц «цветень».
- Прочитайте стихотворную строчку на
доске;
Апрель, апрель - на дворе звенит капель. ( Слайд №1)
- Вот и у нас на уроке будут капельки, которые помогут нам (показывает на доску, так же капли лежат на партах).
(На доске из голубой бумаги вырезаны
капли).
- Улыбнитесь другу другу. Пожелайте
успешной работы.
Апрель.
2. Актуализация
знаний
3.Изучение нового
учебного
материала
Создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию.
Систематизировать знания о способах образования имён прилагательных.
Содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент).
Словесный, стимулирования (поощрение)
Проблемно-поисковый
- Скажите, что мы знаем
об имени прилагательном?
Дети перечисляют признаки имени
прилагательного:
1) Отвечает на вопросы: какой, какая, какое, какие?
2) Изменяется по числам и родам.
3) Изменяется по падежам.
4) Имеет связь с именем существительным.
5) Обозначает признак предмета.
6) В предложении является определением.
Возьмите маленькую каплю и, работая в паре, разберите слова по составу.
Апрельский, лесной, скалистый
- Проверим нашу работу:
( к доске выходят по 1 ученику, записывают и разбирают слова).
- От какой части речи образуются прилагательные?
С помощью чего?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Какая же будет тема нашего урока?
Тема урока
«Образование прилагательных» (Слайд №2)
- Какова цель урока?
- С помощью каких суффиксов образуются имена прилагательные?
-Чтобы вывести нам правило, я предлагаю вам подумать всем вместе. А чтобы работа шла успешнее разделимся на группы.
- Но сначала давайте вспомним правила работы в группах.
- Карточки лежат заранее на партах: красное яблоко, зелёное дерево, белое облако, синий карандаш.
- Образуйте группы по следующим признакам:
- 1 группа. - красное, сладкое, вкусное
- 2 группа. - высокое, густое, зелёное
- 3 группа. - белое, лёгкое, пушистое
- 4 группа. - синий, узкий, деревянный
- Я предлагаю вам выполнить работу на капельках..
(Учитель раздаёт каждой группе капельки, на которых
напечатано задание).
Задание:- Образуйте от данных существительных имена прилагательные, выделите суффиксы.
1 группа: Товар - товарный (вагон)
Лес - ___________ (массив)
Трактор - _______ (завод)
Холод - _________ (лето)
2 группа: Февраль - _______ (день)
Май - __________ (праздник)
Город - _________ (парк)
Июль - __________( вечер)
3 группа: Декабрь - __________( вечер)
Волна - ____________(линия)
Скала - _____________(берег)
Болото - ____________(место)
4 группа: Рыба - __________( место)
Степь - _________( орёл )
Сибирь - _______ ( морозы )
Глина - ___________ (почва)
- Проверим работу.
Группа читает своё задание, на экране появляется слайд - с этими словами в готовом виде. ( Слайды №3, №4, №5, №6)
- Как же образуются имена прилагательные?
- С помощью каких суффиксов?
- Молодцы, вы сами вывели правило.
- Давайте сравним его с тем, что предлагают учёные, авторы учебника.
Дети говорят, учитель на доске переворачивает капельки (6 капель).
Дети выполняют задание:
апрельский
лесной
скалистый
От сушествительных.
С помощью ^
Образование прилагательных.
Показать способ образования имён прилагательных.
Дети перечисляют правила работы в группах.
Яблоко
Дерево
Облако
Карандаш
Дети работают в группах.
От основ имён существительных
- н -, - ист -, - ск -
(на доске карточки - капельки с суффиксами)
Дети читают правило в учебнике
4. Физминутка
5. Закрепление
учебного
материала
6. Рефлексия, подведение итогов работы
Снять напряжение и усталость через движения.
.
Создать условия для формирования умения образовывать имена прилагательные.
Содействовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности. Развивать умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
Организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности
Репродуктивный, самоконтроля
Информационно-обобщающий, самоконтроля
- Я предлагаю вам немного отдохнуть.
- Давайте попробуем движениями, мимикой, показать признаки предметов.
- Пофантазируйте своими
движениями.
- Сильный ветер, трудная задача, холодное утро, зубная боль, ароматный цветок, пушистый кот, круглый мяч.
- Посмотрите на экран - Что видите? (Слайд №7)
- Какая часть речи поможет нам украсить этот текст?
- Запишите текст в тетрадь, составляя подходящие имена
прилагательные, образуя их от основ существительных.
(весна) (лес)
Пригрело ……… солнышко. На ……. полянке стал
(грязь) (холм)
таять ……… снег. По ………. местности побежал ручеёк.
- Проверка задания. ( Слайд №8 )
- Если вы считаете, что выполнили правильно, нарисуйте на полях капельку.
- А сейчас я предлагаю вам самостоятельно применить знания, которые вы получили на уроке.
- Рассмотрите в учебнике упражнения 332, 334, 335.
- Какое из них на ваш взгляд самое лёгкое для выполнения? Самое трудное?
- Выберите упражнение, которое вы будете выполнять.
( выполните по 3 предложения).
- Закройте тетрадь и положите на край стола для проверки.
- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?
- Как же образуются имена прилагательные?
- С помощью каких суффиксов?
- Поднимите руку, кому было легко на уроке?
- Кто испытывал затруднение?
- Какие упражнения на уроке были особенно интересны?
- Приведите примеры прилагательных, соответствующих
вашему настроению.
- Посмотрите, как много капелек было на уроке?
- Из них образовался ручеёк, а со временем - большая река знаний.
- Пусть наши капельки станут вашей рекой знаний.
Читает ученик:
Всё начинается с капли воды,
Капли, берущей начало у неба,
Недр земных и солёной слезы,
Нивы, украсившей золотом хлеба
Смыслом, наполнившим быстрые реки,
Сеть из притоков, озера, пруды…
Солью омывшей истории вехи -
Всё начинается с капли воды.
( Слайд №9)
Дети выполняют движения
Текст.
Прилагательное.
Работа в тетради. Отвечают 3 ученика.
Дети делают выбор и выполняют упражнение.
Показать способ образования имён прилагательных.
От основ имён существительных.
- ист -, - ск -, - н -
(капли на доске)