- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку 3 класс Синонимы и антонимы
Конспект урока по русскому языку 3 класс Синонимы и антонимы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Соловьёва О.А. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Синонимы и антонимы.
Цель: расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений.
Задачи:
дать представления о разнообразии слов с точки зрения их лексического значения; о синонимах и наличии в их значениях общего; об антонимах и наличии в их значениях пртивоположного;
развивать умения осознанно выбирать слова в речи, учитывая их значение;
повторить сведения о слове, его лексическом значении;
прививать чувство восхищения богатством русского языка, позволяющего делать речь точной, живой и образной.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы.
Ход:
Орг. момент.
Актуализация знаний.
На доске буквы: г у р щ д ц
Уч: Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету.
Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.
Эта буква обозначает гласный звук.
Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.
Какое слово у вас получилось?
Д: Друг.
Уч: Что вы можете сказать об этом слове?
Д: Друг-имя сущ, нариц, одуш, м.р. ед. ч.
Д: Один слог, 1 гласная, 3 согласных, 4 буквы, 4 звука.
Уч: Какая орфограмма в этом слове?
Д: Парная согласная в корне слова.
Проверка друг -нет друга.
Уч: Подберите родственные слова.
Д: Дружок, дружный, дружить, подруга, дружеский, дружище.
Уч: Докажите, что это родственные слова.
Д: Родственные словак имеют один корень и одно лексическое значение.
Уч: Что такое лексическое значение?
Д: Лексическое значение - это то, что обозначает слово.
У: Какие части речи имеют лексическое значение?
Д: Самостоятельные части речи.
Уч: А как вы понимаете лексическое значение слова друг.
Д: Друг - это человек, с кем делишь и радость и горе.
Д: Друг- это человек , к которому испытываешь симпатию.
Д: Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.
Уч: Слово друг, произошло не от слова другой, а от слова дорога. Поэтому друг или подруга - это человек идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте...
Уч: А какие пословицы вы знаете о дружбе?
Д: Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Держись друга старого, а дома нового.
Добрый друг лучше ста родственников.
Друг познается в беде.
Надежный друг дороже денег.
Физ. минутка. (Песня «Друг»)
3. Постановка проблемы урока.
Уч: Подберите к слову друг слова близкие по значению.
Д: Приятель, товарищ.
Уч: Что общего у этих слов?
Д: Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.
Д: Слова близкие по значению.
Уч: Такие слова называются синонимы.
Учитель вывешивает на доску карточку со словом синонимы.
Уч: Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению. (Слайд №1)
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
Д: Враг - друг.
Уч: Что общего у этих слов?
Д: Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.
Д: Слова, противоположные по значению.
Уч: Такие слова называются антонимы.
Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы.
4. Определение темы урока.
Уч: Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Д: Синонимы и антонимы.
Уч: Давайте сделаем вывод.
Дети выводят правило: Синонимы- это слова близкие по смыслу, отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному.
Работа с учебником: с. 118 правило
Уч: А что же такое антонимы?
Д: Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.
Учебник с 122.
5. Работа над темой урока.
Уч: с118 №256 Определите, где написаны синонимы, где родственные слова.
Д: Лес, дубрава, роща, пуща - это синонимы, так как они близкие по смыслу и относятся к одной части речи. Это имена существительные.
Уч: Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать синоним. Запишите пары слов. (Слайд №2)
Алфавит Алый
Огонь Скакать
Прыгать Азбука
Бросать Пламя
Красный Кидать
Проверка.
Д: Алфавит- азбука, имя сущ.
Огонь- пламя, имя сущ.
Прыгать- скакать, глагол
Бросать- кидать, глагол
Красный- алый, прил.
Физкультминутка.
Зарядка для глаз: закройте глаза - откройте ( 2раза), посмотрите вверх - вниз ( 3раза), далеко - близко ( 3 раза)., налево - направо (3 раза)
Какие антонимы я вам называла?
Уч: А сейчас мы поиграем в игру «День-ночь».
Презентация.
Уч: А сейчас поработаем в парах. Возьмите карточки.
Внимательно прочитайте пословицы. Выберите подходящее слово и вставьте в предложение.
Маленький мир лучше … …. драки
Горькая правда лучше … …лжи.
Лучше враг умный, чем друг … … .
Слова для справок: большой, огромный, сладкий, вкусный, глупый, красивый.
( На партах карточки с пословицами и на отдельных карточках слова для справок)
Уч: Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.
Итог урока.
Уч: Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы?
Д: Чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее.
Уч: Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.
Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях.
Уч: Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.
Кого бы вам хотелось особенно отметить?
Домашнее задание: найти пословицы, в которых встречаются антонимы или синонимы
Конспект урока по теме "Синонимы и антонимы".
Цели: - организовать деятельность учащихся по усвоению понятий «синонимы», «антонимы».
- формировать умение подбирать и отличать близкие и противоположные по значению слова.
Оборудование: интерактивная доска Classic Solution, проектор, колонки, презентация, рабочие листы для учащихся.
Ход занятия: 1. Организационный момент. Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята!
- Давайте попробуем сегодня на уроке для выражения своих мыслей и чувств использовать жестовые символы. Так мы увидим мнение каждого ученика и оценим высказывания друг друга. Если вы полностью согласны с мнением говорящего, то покажите такой жест - согнутые пальцы в кулак и поднятый вверх большой палец. Если же не согласны с его высказыванием, ваше мнение отлично от его, то, как вы думаете, какой будет жест? (опущенный вниз большой палец). Если же у вас есть дополнения, замечания к высказываниям говорящего, просто поднимите руку.
(В течение всего занятия дети оценивают друг друга жестами согласия - несогасия).
2. Вводная часть. - А теперь внимание на экран. (Слайд ). Притча о добре и зле:
Добро и зло с далеких пор
Ведут свой древний, давний спор,
Кто наяву, а не во сне
Сильней и крепче на земле.
- О каких двух понятиях идёт речь в этом стихотворении? (Добро и зло.) Подчеркнуть их с помощью электронного карандаша на интерактивной доске.
- Что вы о них узнали? (ведут спор, кто главнее и сильнее). Кто согласен с ответами - выразите жестом согласия. С чем ассоциируются у вас эти слова? Внимание на экран (Слайд с изображением воинов зла и добра из фильма «Властелин колец», главных героев Фродо и Сэма + муз.файл песни Энии «Может быть»):
- Кадры из какого фильма вы видите на экране? («Властелин колец»). Есть ли связь этого фильма с притчей? (Да). Вы слышите музыкальный отрывок из этого фильма. Это исполнительница Эния с песней «Может быть». На каком языке поет она песню? (На английском) Кто может перевести слова на русский?
- Перевод такой: «Может быть, во мраке ночи, вечерняя звезда блеснёт тебе и покажет путь к свету из мрака и тьмы. Главное выбрать правильную дорогу». Мы видим двух главных героев, которые помогают друг другу в борьбе со злом.
- К какой части речи относятся эти слова? (Существительные) Почему? (Отвечают на вопрос кто? что? и обозначают предметы). - А если бы вы были художниками, то какими цветами изобразили бы «добро» и «зло»? (Черный и белый).
- Какие эти цвета по отношению друг к другу? (Совершенно противоположные).
- Противоположные по своему значению слова в русском языке называются антонимами. (Слайд с определением понятия «антонимы» - слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением). - Обратите внимание на выделенное словосочетание - одной и той же части речи.
- А что значит лексическое значение»? Внимание на следующий слайд. (Слайд : Лингвистика - это наука о языке. Лексика - совокупность всех слов русского языка).
- Итак, что же такое антонимы? Если понятие усвоили, перейдём к заданиям. Внимание на следующий слайд. (Слайд 7 со словами:
жестокий радоваться
агрессия высоко
широкий миролюбие
грустить милосердный
- Какое задание можно выполнить с этими словами? (Подобрать пары антонимов ). Это задание индивидуальное.
- Все ли слова имеют пару? (Нет. Нет пары у слов широкий и высоко. Слова с помощью анимации исчезают со слайда).
- Выполним проверку. (Дети на ИД передвигают карточки, образуя пары-антонимы, оценивают друг друга жестом, исправляют ошибки, если имеются).
- Найдите среди этих слов сущ-ые и прилагательные. Докажите. (Правило о сущ. и прил.)
(Жестокий - милосердный, агрессия - миролюбие).
- А теперь вернёмся к словам, у которых не было пары. Задание № 1* - подобрать пару самостоятельно к словам высоко и широкий. Проверка. (Слайд - вписать в пустые карточки, используя электр. карандаш, антонимы низко, узкий ). Какие орфограммы в этих словах?
- Сегодня мы будем оценивать себя ещё и знаковыми символами. У вас на рабочем листе есть поле «Оцени себя» с символами: ! - отлично, восхитительно выполнил работу,
+ были затруднения, но справилс
- много ошибок, не справился
? затрудняюсь в оценивании
- Оцените себя за Задание № 1 на полях.
- Внимание на следующий слайд.
ДОБРО ЗЛО
МИЛОСЕРДНЫЙ ЖЕСТОКИЙ
МИРОЛЮБИЕ АГРЕССИЯ
- Мы прекрасно справились с нахождением противоположностей. Заметили ли вы ещё какую-нибудь взаимосвязь?
(Да. Слова первого столбика очень схожи друг с другом по значению, а также правого).
- Но надо бы их преобразовать в одну часть речи. (ДОБРЫЙ - ЗЛОЙ. МИРОЛЮБИВЫЙ - АГРЕССИВНЫЙ. На ИД выполнить преобразование)
- Такие слова в русском языке называются синонимами. ( Слайд с определением понятия из словаря.)
- Если бы вы были художниками, какими цветами изобразили бы синонимы? (цветами, схожими по тону из цветового спектра. Слайд 12).
- Итак, я надеюсь, тема нашего урока вам ясна? (Синонимы и антонимы). А нужно ли нам их знать? (Синонимы и антонимы делают нашу речь выразительной, яркой, сочной, многообразной). Особенно они нужны людям творческих профессий. Кому? (Писателям, художникам, музыкантам, актерам…)
3. Постановка целей и задач. Знакомство со структурой любой деятельности.
- Раз и нам их знать необходимо, давайте поставим ЦЕЛИ нашего занятия:
- Я УЗНАЮ …..
- Я НАУЧУСЬ ….
- Когда цели поставлены, что же дальше делать? (Начать работать, выполнять деятельность для достижения целей). Поэтому наш следующий этап - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Выполнив деятельность, к чему нужно прийти? (РЕЗУЛЬТАТ). И при этом в течении всей деятельности что необходимо выполнять, что мы с вами и делаем весь урок? (ОЦЕНКА)
4. Закрепление первичное.
- Задание № 2. Вспомните и запишите противоположные и близкие по значению слова, сказанные мной в начале урока о погоде и моих чувствах. Задание парное. Проверка. Оценивание.
5. Физминутка.
Игра «Карлики - великаны, пол - потолок, вправо - влево, вверх - вниз». Путаница.
6. Закрепление.
- Где ярко прослеживается борьба добра со злом? (В сказках, баснях). Внимание на экран. Подбор синонимов, антонимов. Коллективная работа.
(На слайдах иллюстрации с изображением Аленушки и ведьмы из рус.нар.сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - молодая - старая, красивая - страшная, светлая - тёмная; Ленивицы и Рукодельницы из сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» - ленивая - трудолюбивая, худенькая - полненькая; Лисы и Вороны из басни И.А.Крылова «Ворона и лисица» - хитрая, лукавая, плутоватая - простая, простодушная; умная - глупая
- А еще богаты синонимами и антонимами пословицы и поговорки. Задание № 3 - вставить в пословицы пропущенные слова, противоположные по смыслу. Задание групповое. Дети работают четверками. Оценивание.
- Ученье - свет, а не ученье - …….. .
- Мир строит, а война - …….. .
- Знай больше, говори - …….. .
- Ласточка день начинает, а соловей - ……. .
- Корень учения горек, а плод - ……. .
(Выставление итоговой отметки в правом верхнем углу рабочего листа.)
7. Итог урока. Возвращение к притче. (Слайд).
- Найдите в стихотворении еще синонимы и антонимы. (Древний, давний, далекий. Сильней, крепче. Наяву - во сне).
- У этого стих-я есть продолжение. На самом деле это притча - мудрость жизни.
(Слайд). Прочитайте:
«Сильнее Я», - Сказало Зло,- кто служит мне, тем повезло.
Я щедро отблагодарю, земные блага подарю,
Машины, деньги, мощь и власть. Пусть насладятся жизнью всласть!»
Добро сказало: «Может быть, но только я могу любить,
Хоть за душою ни гроша, для всех людей важна душа.
Я виллы, яхты не дарю, зато я душу сохраню,
Друзей, родных, детей и дом и много счастья в доме том».
Не знаю, что еще сказать… Остаться с кем, самим решать.
Добро и Зло с далеких пор не оставляют этот спор.
- Желаю и вам найти свою дорогу в жизни. Главное, выбрать правильный путь. Спасибо за урок! Хочу вам поставить отличную отметку за урок. (Слайд - смайлик с жестом «отлично!