Конспект урока по русскому языку 3 класс Синонимы и антонимы

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Синонимы и антонимы.

Цель: расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений.

Задачи:

дать представления о разнообразии слов с точки зрения их лексического значения; о синонимах и наличии в их значениях общего; об антонимах и наличии в их значениях пртивоположного;

развивать умения осознанно выбирать слова в речи, учитывая их значение;

повторить сведения о слове, его лексическом значении;

прививать чувство восхищения богатством русского языка, позволяющего делать речь точной, живой и образной.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы.

Ход:

Орг. момент.

Актуализация знаний.

На доске буквы: г у р щ д ц

Уч: Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету.

Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.

Эта буква обозначает гласный звук.

Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.

Какое слово у вас получилось?

Д: Друг.

Уч: Что вы можете сказать об этом слове?

Д: Друг-имя сущ, нариц, одуш, м.р. ед. ч.

Д: Один слог, 1 гласная, 3 согласных, 4 буквы, 4 звука.

Уч: Какая орфограмма в этом слове?

Д: Парная согласная в корне слова.

Проверка друг -нет друга.

Уч: Подберите родственные слова.

Д: Дружок, дружный, дружить, подруга, дружеский, дружище.

Уч: Докажите, что это родственные слова.

Д: Родственные словак имеют один корень и одно лексическое значение.

Уч: Что такое лексическое значение?

Д: Лексическое значение - это то, что обозначает слово.

У: Какие части речи имеют лексическое значение?

Д: Самостоятельные части речи.

Уч: А как вы понимаете лексическое значение слова друг.

Д: Друг - это человек, с кем делишь и радость и горе.

Д: Друг- это человек , к которому испытываешь симпатию.

Д: Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.

Уч: Слово друг, произошло не от слова другой, а от слова дорога. Поэтому друг или подруга - это человек идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте...

Уч: А какие пословицы вы знаете о дружбе?

Д: Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Держись друга старого, а дома нового.

Добрый друг лучше ста родственников.

Друг познается в беде.

Надежный друг дороже денег.

Физ. минутка. (Песня «Друг»)

3. Постановка проблемы урока.

Уч: Подберите к слову друг слова близкие по значению.

Д: Приятель, товарищ.

Уч: Что общего у этих слов?

Д: Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.

Д: Слова близкие по значению.

Уч: Такие слова называются синонимы.

Учитель вывешивает на доску карточку со словом синонимы.

Уч: Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению. (Слайд №1)

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

Д: Враг - друг.

Уч: Что общего у этих слов?

Д: Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.

Д: Слова, противоположные по значению.

Уч: Такие слова называются антонимы.

Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы.

4. Определение темы урока.

Уч: Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Д: Синонимы и антонимы.

Уч: Давайте сделаем вывод.

Дети выводят правило: Синонимы- это слова близкие по смыслу, отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному.

Работа с учебником: с. 118 правило

Уч: А что же такое антонимы?

Д: Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.

Учебник с 122.

5. Работа над темой урока.

Уч: с118 №256 Определите, где написаны синонимы, где родственные слова.

Д: Лес, дубрава, роща, пуща - это синонимы, так как они близкие по смыслу и относятся к одной части речи. Это имена существительные.

Уч: Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать синоним. Запишите пары слов. (Слайд №2)

Алфавит Алый

Огонь Скакать

Прыгать Азбука

Бросать Пламя

Красный Кидать

Проверка.

Д: Алфавит- азбука, имя сущ.

Огонь- пламя, имя сущ.

Прыгать- скакать, глагол

Бросать- кидать, глагол

Красный- алый, прил.

Физкультминутка.

Зарядка для глаз: закройте глаза - откройте ( 2раза), посмотрите вверх - вниз ( 3раза), далеко - близко ( 3 раза)., налево - направо (3 раза)

Какие антонимы я вам называла?

Уч: А сейчас мы поиграем в игру «День-ночь».

Презентация.

Уч: А сейчас поработаем в парах. Возьмите карточки.

Внимательно прочитайте пословицы. Выберите подходящее слово и вставьте в предложение.

Маленький мир лучше … …. драки

Горькая правда лучше … …лжи.

Лучше враг умный, чем друг … … .

Слова для справок: большой, огромный, сладкий, вкусный, глупый, красивый.

( На партах карточки с пословицами и на отдельных карточках слова для справок)

Уч: Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.

Итог урока.

Уч: Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы?

Д: Чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее.

Уч: Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.

Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях.

Уч: Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.

Кого бы вам хотелось особенно отметить?

Домашнее задание: найти пословицы, в которых встречаются антонимы или синонимы

Конспект урока по теме "Синонимы и антонимы".

Цели: - организовать деятельность учащихся по усвоению понятий «синонимы», «антонимы».

- формировать умение подбирать и отличать близкие и противоположные по значению слова.

Оборудование: интерактивная доска Classic Solution, проектор, колонки, презентация, рабочие листы для учащихся.

Ход занятия: 1. Организационный момент. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята!

- Давайте попробуем сегодня на уроке для выражения своих мыслей и чувств использовать жестовые символы. Так мы увидим мнение каждого ученика и оценим высказывания друг друга. Если вы полностью согласны с мнением говорящего, то покажите такой жест - согнутые пальцы в кулак и поднятый вверх большой палец. Если же не согласны с его высказыванием, ваше мнение отлично от его, то, как вы думаете, какой будет жест? (опущенный вниз большой палец). Если же у вас есть дополнения, замечания к высказываниям говорящего, просто поднимите руку.

(В течение всего занятия дети оценивают друг друга жестами согласия - несогасия).

2. Вводная часть. - А теперь внимание на экран. (Слайд ). Притча о добре и зле:

Добро и зло с далеких пор

Ведут свой древний, давний спор,

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле.

- О каких двух понятиях идёт речь в этом стихотворении? (Добро и зло.) Подчеркнуть их с помощью электронного карандаша на интерактивной доске.

- Что вы о них узнали? (ведут спор, кто главнее и сильнее). Кто согласен с ответами - выразите жестом согласия. С чем ассоциируются у вас эти слова? Внимание на экран (Слайд с изображением воинов зла и добра из фильма «Властелин колец», главных героев Фродо и Сэма + муз.файл песни Энии «Может быть»):

- Кадры из какого фильма вы видите на экране? («Властелин колец»). Есть ли связь этого фильма с притчей? (Да). Вы слышите музыкальный отрывок из этого фильма. Это исполнительница Эния с песней «Может быть». На каком языке поет она песню? (На английском) Кто может перевести слова на русский?

- Перевод такой: «Может быть, во мраке ночи, вечерняя звезда блеснёт тебе и покажет путь к свету из мрака и тьмы. Главное выбрать правильную дорогу». Мы видим двух главных героев, которые помогают друг другу в борьбе со злом.

- К какой части речи относятся эти слова? (Существительные) Почему? (Отвечают на вопрос кто? что? и обозначают предметы). - А если бы вы были художниками, то какими цветами изобразили бы «добро» и «зло»? (Черный и белый).

- Какие эти цвета по отношению друг к другу? (Совершенно противоположные).

- Противоположные по своему значению слова в русском языке называются антонимами. (Слайд с определением понятия «антонимы» - слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением). - Обратите внимание на выделенное словосочетание - одной и той же части речи.

- А что значит лексическое значение»? Внимание на следующий слайд. (Слайд : Лингвистика - это наука о языке. Лексика - совокупность всех слов русского языка).

- Итак, что же такое антонимы? Если понятие усвоили, перейдём к заданиям. Внимание на следующий слайд. (Слайд 7 со словами:

жестокий радоваться

агрессия высоко

широкий миролюбие

грустить милосердный

- Какое задание можно выполнить с этими словами? (Подобрать пары антонимов ). Это задание индивидуальное.

- Все ли слова имеют пару? (Нет. Нет пары у слов широкий и высоко. Слова с помощью анимации исчезают со слайда).

- Выполним проверку. (Дети на ИД передвигают карточки, образуя пары-антонимы, оценивают друг друга жестом, исправляют ошибки, если имеются).

- Найдите среди этих слов сущ-ые и прилагательные. Докажите. (Правило о сущ. и прил.)

(Жестокий - милосердный, агрессия - миролюбие).

- А теперь вернёмся к словам, у которых не было пары. Задание № 1* - подобрать пару самостоятельно к словам высоко и широкий. Проверка. (Слайд - вписать в пустые карточки, используя электр. карандаш, антонимы низко, узкий ). Какие орфограммы в этих словах?

- Сегодня мы будем оценивать себя ещё и знаковыми символами. У вас на рабочем листе есть поле «Оцени себя» с символами: ! - отлично, восхитительно выполнил работу,

+ были затруднения, но справилс

- много ошибок, не справился

? затрудняюсь в оценивании

- Оцените себя за Задание № 1 на полях.

- Внимание на следующий слайд.

ДОБРО ЗЛО

МИЛОСЕРДНЫЙ ЖЕСТОКИЙ

МИРОЛЮБИЕ АГРЕССИЯ

- Мы прекрасно справились с нахождением противоположностей. Заметили ли вы ещё какую-нибудь взаимосвязь?

(Да. Слова первого столбика очень схожи друг с другом по значению, а также правого).

- Но надо бы их преобразовать в одну часть речи. (ДОБРЫЙ - ЗЛОЙ. МИРОЛЮБИВЫЙ - АГРЕССИВНЫЙ. На ИД выполнить преобразование)

- Такие слова в русском языке называются синонимами. ( Слайд с определением понятия из словаря.)

- Если бы вы были художниками, какими цветами изобразили бы синонимы? (цветами, схожими по тону из цветового спектра. Слайд 12).

- Итак, я надеюсь, тема нашего урока вам ясна? (Синонимы и антонимы). А нужно ли нам их знать? (Синонимы и антонимы делают нашу речь выразительной, яркой, сочной, многообразной). Особенно они нужны людям творческих профессий. Кому? (Писателям, художникам, музыкантам, актерам…)

3. Постановка целей и задач. Знакомство со структурой любой деятельности.

- Раз и нам их знать необходимо, давайте поставим ЦЕЛИ нашего занятия:

- Я УЗНАЮ …..

- Я НАУЧУСЬ ….

- Когда цели поставлены, что же дальше делать? (Начать работать, выполнять деятельность для достижения целей). Поэтому наш следующий этап - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Выполнив деятельность, к чему нужно прийти? (РЕЗУЛЬТАТ). И при этом в течении всей деятельности что необходимо выполнять, что мы с вами и делаем весь урок? (ОЦЕНКА)

4. Закрепление первичное.

- Задание № 2. Вспомните и запишите противоположные и близкие по значению слова, сказанные мной в начале урока о погоде и моих чувствах. Задание парное. Проверка. Оценивание.

5. Физминутка.

Игра «Карлики - великаны, пол - потолок, вправо - влево, вверх - вниз». Путаница.

6. Закрепление.

- Где ярко прослеживается борьба добра со злом? (В сказках, баснях). Внимание на экран. Подбор синонимов, антонимов. Коллективная работа.

(На слайдах иллюстрации с изображением Аленушки и ведьмы из рус.нар.сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - молодая - старая, красивая - страшная, светлая - тёмная; Ленивицы и Рукодельницы из сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» - ленивая - трудолюбивая, худенькая - полненькая; Лисы и Вороны из басни И.А.Крылова «Ворона и лисица» - хитрая, лукавая, плутоватая - простая, простодушная; умная - глупая

- А еще богаты синонимами и антонимами пословицы и поговорки. Задание № 3 - вставить в пословицы пропущенные слова, противоположные по смыслу. Задание групповое. Дети работают четверками. Оценивание.

- Ученье - свет, а не ученье - …….. .

- Мир строит, а война - …….. .

- Знай больше, говори - …….. .

- Ласточка день начинает, а соловей - ……. .

- Корень учения горек, а плод - ……. .

(Выставление итоговой отметки в правом верхнем углу рабочего листа.)

7. Итог урока. Возвращение к притче. (Слайд).

- Найдите в стихотворении еще синонимы и антонимы. (Древний, давний, далекий. Сильней, крепче. Наяву - во сне).

- У этого стих-я есть продолжение. На самом деле это притча - мудрость жизни.

(Слайд). Прочитайте:

«Сильнее Я», - Сказало Зло,- кто служит мне, тем повезло.

Я щедро отблагодарю, земные блага подарю,

Машины, деньги, мощь и власть. Пусть насладятся жизнью всласть!»

Добро сказало: «Может быть, но только я могу любить,

Хоть за душою ни гроша, для всех людей важна душа.

Я виллы, яхты не дарю, зато я душу сохраню,

Друзей, родных, детей и дом и много счастья в доме том».

Не знаю, что еще сказать… Остаться с кем, самим решать.

Добро и Зло с далеких пор не оставляют этот спор.

- Желаю и вам найти свою дорогу в жизни. Главное, выбрать правильный путь. Спасибо за урок! Хочу вам поставить отличную отметку за урок. (Слайд - смайлик с жестом «отлично!

© 2010-2022