- Преподавателю
- Начальные классы
- Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева». Закрепление
Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева». Закрепление
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Джанадилова Ж.Б. |
Дата | 10.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Джанадилова Жазира Болатбековна
КГУ «ОСШ №17 им. В.В. Маяковского г.Балхаш»
Учитель начальных классов
Предмет: Литературное чтение Класс 3 «В»
Тема: Ханс Кристиан Андерсен « Снежная королева». Закрепление
Цель: - закрепить знания учащихся о личности Х.К.Андерсена, донести до детей мудрость его сказок, помочь осознать, что в сказках писателя торжествует добро.
Задачи: - развитие внимательности, памяти, умения работать с художественным текстом, производить его анализ и делать верные выводы;
- расширение и обогащение словарного запаса учащихся;
- воспитание интереса к предмету и таких качеств характера как, трудолюбие и доброжелательное отношение к окружающим.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Ход урока:
- Организационный момент.
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ) Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу) Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы - как солнечные лучи) Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)
К нам на урок пришел Оле Лукойе с двумя зонтами . Цветной зонт он раскрывал над послушными, добрыми детьми, и они видели сказки. А по итогу нашего урока мы с вами посмотрим, какой зонт раскроется над вами.
Оле Лукойе предлагает вам выбрать геометрическую фигуру: треугольник, круг и квадрат из такого вот красивого ящика
У кого круг сядьте за 1 стол, треугольники за 2 стол и квадраты садитесь за 3 стол. Оценивать друг друга группы будут геометрическими фигурами.
А теперь, ребята, вы узнаете свой психологический портрет. На компьютерах нашли документ прогноз и вслух прочитайте.
Квадрат. Если вы выбрали в качестве своей основной формы квадрат, то вы - неутомимый труженик! Вы усердны, испытываете потребность доводить начатое дело до конца и всегда доводите.
Треугольник - сильная личность. Он решителен, энергичен, неудержим, ставит ясные цели и, как правило, достигает их.
Круг - самая доброжелательная из всех форм. Именно он скрепляет коллектив, семью, близких.
Вы довольны психологическим портретом? Оценивать друг друга группы будут геометрическими фигурами.
Попробуйте отгадать, в гости, к какому автору мы сегодня пришли?
Родился в Дании, в Копенгагене. Сын прачки и сапожника. Учился на казённый счёт в гимназии, работал ткачом, служил в театре, стал знаменитостью. А теперь его называют великим сказочником. Кто это? (Ханс Кристиан Андерсен).
-Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на этом уроке?
П. Повторение пройденного материала. Учитель: Ханс Кристиан Андерсен писал: «Моя жизнь - это прекрасная сказка». А давайте с вами вспомним, что такое сказка.- Любите ли вы читать сказки?
- А что такое сказка? (Сказка - это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит)
- На какие группы МОЖНО поделить сказки? (Народные и литературные -авторские).
- А еще? (Волшебные, бытовые, о животных).
- Молодцы.
- Вам понравилась сказка «Снежная королева»?
- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с данным произведением.
Но сначала, вспомним некоторые факты из биографии Андерсена. Тренажер по отработке техники чтения. Слово предоставляется первой группе
1.Ганс - Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании, в городе Оденсе. Отец - сапожник, мать - прачка
2.В 1855 году, когда Андерсену исполнилось 50 лет, его, наконец признали на родине. Он стал почетным гражданином города Оденсе, в его честь устроили иллюминацию, а детям в этот день разрешили не идти в школу.
3. Ганс Христиан Андерсен оставил нам богатое литературное наследие: два десятка пьес, пять романов, множество очерков и стихотворений. И всё-таки, главное, чем славен Г. Х. Андерсен, - это сказки. А их у него более ста семидесяти!
Ведущий: Сейчас вы поработаете в парах , проверите и закрепите свои знания об авторе, ответив на тесты, выбираете только номер ответа:. Откройте документ тест
III. Тест:
В какой стране жил великий сказочник? ( ДАНИЯ)
Швеция;
Германия;
Дания.
В каком возрасте мальчик научился читать? (В 4 ГОДА)
В 4 года;
В 7 лет;
В 9 лет.
Где учился Ханс Кристиан? (В ШКОЛЕ ДЛЯ БЕДНЫХ)
В лицее;
В пансионе;
В школе для бедных.
Какое произведение не принадлежит перу Х.К. Андерсена? («ЗОЛОТОЙ ГУСЬ»)
"Гадкий утенок";
"Золотой гусь";
"Снежная королева".
Как объявлен день рождения Андерсена, 2 апреля? (МЕЖДУНАРОДНЫМ ДНЁМ ДЕТСКОЙ КНИГИ)
Международным женским днем;
Международным днем детской книги;
Днем Святого Валентина.
Проверка. Слайд.
- Какое получили число? (Пятизначное - 31322)
- Найдите сумму выбранных ответов и узнаете, в каком возрасте Ханс остался без отца и стал зарабатывать на жизнь.
-Да, в 11 лет он остался без отца, а в четырнадцать лет Андерсен покинул родной дом и отправился в Копенгаген искать счастья на подмостках сцены, но упорные попытки стать актером, танцором, певцом не привели к успеху. Андерсен не унывал и решил писать пьесы. К слову сказать, он был почти неграмотным, пришлось пойти учиться в школу. В 17 лет он сел за школьную парту вместе с второклассниками, в 22 года - стал студентом университета.
Ш. Стадия " Вызов".
б) Работа в парах.
Учитель. Чтобы определить о каких общечеловеческих ценностях мы будем подробно говорить на уроке я предлагаю выполнить вам задание. Перед вами 3 синквейна.Дайте правильные ответы и сделайте вывод.
1.-----------
2. сплоченный, единодушный
3. общаться, переживать, выручать
4. доверие укрепляет ее и делает прочнее
5. взаимоотношения
Вопрос:
- Определите первое слово синквейна? (Дружба)
1.-----------
2. надежный, стойкий
3. не предавать, хранить, любить
4. Стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга
5. постоянство
- Определите второе слово синквейна? (Верность)
1. -----------
2. беззаветная, бескорыстная
3. обожать, боготворить, страдать
4 испытывать внутреннюю склонность к чему-либо
5. увлечение.
- Определите третье слово синквейна? (Любовь)
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
- Сегодня мы поговорим о дружбе, верности и любви.
- Как вы думаете, актуальна ли сейчас эта тема? Почему?
- Как вы понимаете смысл этих слов?
В) Откройте документ « Словарь». Найди значение слов дружба, верность, любовь.
Дружба предполагает взаимопонимание, откровенность, открытость, доверительность, активную взаимопомощь, интерес к делам и переживаниям друг друга, искренность и бескорыстие чувств.
Верность - преданность, надежность, человек неизменный в своих чувствах, отношениях, в выполнении своих обязанностей, достойный полного доверия.
Любовь - чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.
Эпиграфом к нашему уроку, я думаю, подойдут такие слова: "Любовь, дружба и верность сильнее страха смерти".
Королевство главной героини - не простое и попасть туда не так-то легко. Но Герда - смелая девочка. Она решила спасти Кая и доказать Снежной королеве, что дружба, верность и любовь могут творить чудеса. Автор отправляет ее в сказочное путешествие.
Ребята, я предлагаю вам проследить по сказке весь путь героини, и если потребуется, помочь ей. Вы готовы?
Учитель. Различные герои встретились Герде. Вспомните, пожалуйста, кто из персонажей помогал девочке, а кто враждовал с ней. Давайте вспомним, какие художественные средства использует автор для создания образа героя?
Работа по группам. Перед вами таблица. Запишите персонажи, которые враждовали и помогали Герде. К имени героя сказки подберите соответствующие цитаты
Работа с таблицей.
Персонажи
Черты их характера
которые помогли Герде
которые враждуют с Гердой
Проверка.
Как вы оценили работу друг другаКак вы оценили работу друг друга
Физминутка. -Сейчас давайте встанем и немного отдохнём под музыку Г.Свиридова «Метель», вообразим, что мы снежинки. И выполните, те движения ,которые напоминают нам. Как кружатся снежинки в метель.
IV. Стадия "Осмысление содержания".
а) Чтение текста учащимися с остановками.
В начале сказки "Снежная королева" Андерсен писал: "Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь". Наверное, мы, внимательно прочитав произведение великого датского сказочника, узнаем больше, чем раньше. Посмотрим, так ли это.
Давным-давно жили по соседству двое детей: мальчик Кай и девочка Герда.
Однажды зимой они сидели у окна и смотрели, как на улице кружатся снежинки.
- Интересно, - задумчиво протянул Кай, - а у них есть королева?
- Конечно, - кивнула бабушка. - Ночью она летает по улице в снежной колеснице и заглядывает в окна. И тогда на стеклах появляются ледяные узоры.
На другой день, когда дети снова играли у окна, Кай вдруг вскрикнул:
- Ай, что-то кольнуло меня в глаз, а потом в сердце!
Бедный мальчик еще не знал, что это осколок ледяного зеркала Снежной королевы, который должен был превратить его сердце в лед.
- Что узнали от бабушки Кай и Герда о Снежной королеве?
Ответ: Она летает по улице в снежной колеснице и заглядывает в окна. И тогда на стеклах появляются ледяные узоры.
Ты действительно думаешь, что она может летать и заглядывать в окна?
Что попало в сердце мальчика?
Ответ: В его сердце попал осколок ледяного зеркала Снежной королевы. Он должен был превратить сердце Кая в лед.
Однажды дети отправились играть на площадь. В разгар веселья вдруг появились большие белые сани. Никто и глазом не успел моргнуть, как Кай привязал к ним свои саночки.
Сидевшая в санях Снежная Королева, а это была она, усмехнулась - и унеслась вместе с Каем в свой ледяной дворец.
Околдованный Кай забыл и Герду, и бабушку: ведь его сердце превратилось в лед.
-Почему Снежная Королева выбрала именно Кая?
-Что изменилось бы в жизни Кая, если бы он не привязал санки к колеснице Снежной Королевы?
-Как бы вы поступили на месте Кая?
Но Герда не забыла Кая. Она отправилась на его поиски: села в лодку и поплыла, куда глаза глядят.
Вскоре лодка причалила к удивительному саду. Навстречу Герде вышла колдунья:
- Какая очаровательная девочка!
- Вы не видели Кая? - спросила Герда.
- Нет, не видела. Зачем тебе Кай? Оставайся, мы с тобой славно заживем!
Колдунья показала Герде волшебный сад с удивительными цветами, которые умели рассказывать сказки. Там всегда светило солнце и было очень красиво, но Герда отправилась дальше - искать Кая.
- Что движет Гердой, когда она решается отправиться на поиски Кая?
Ответ: Любовь. Она очень скучает, она не может без него. Она не помнит обид и зла, которое он причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем.
Почему Герда не осталась у колдуньи?
Ответ: У нее была цель: найти и спасти Кая.
По дороге она встретила старого ворона.
- Я видел Кая, - важно сказал ворон. - Он теперь живет у принцессы!
И Герда отправилась во дворец. Но оказалось, что это был не Кай!
Она рассказала принцессе и принцу свою историю.
- Ах, бедняжка! - расплакалась принцесса. - Мы тебе поможем.
Герду накормили, дали теплую одежду и золотую карету, что бы она быстрее нашла своего Кая.
Кто сказал Герде, что Кай живёт во дворце с принцессой?
Ответ: По дороге она повстречала ворона, который сказал ей, что Кай живет во дворце?
Как помогли Герде принц и принцесса?
Ответ: Они накормили ее, дали теплую одежду и золотую карету, чтобы Герда поскорее нашла Кая.
Какая опасность снова подстерегала героиню? Просмотр фрагмента из кинофильма «Снежная королева». Встреча Герды с разбойницей Учитель. Представьте себе, что чувствовала Герда, оказавшись в логове разбойников.
- Как режиссёр показывает перемены, происходящие с маленькой разбойницей во время встречи с Гердой?
Ответ: Она приказала своему любимому северному оленю довезти Герду до Лапландии
- Все, кому встречается на пути Герда, помогают ей. Финка говорит, что Герде «служат люди и животные».
- Как вы думаете, почему?
- Какая сила жила в сердце Герды?
В современном мире тоже есть бесстрашные Герды.
Лина Поспелько, 11-летняя девочка из села Долговое Херсонской области, может получить титул «Герой-спасатель года» от МЧС. Лина, не раздумывая, бросилась в воду ЧТОБЫ СПАСТИ ТОНУЩЕГО РЕБЕНКА .Дома девочку похвалили, а учителя и друзья считают ее поступок героическим.
Считаете ли вы ее поступок героическим
Герда осторожно зашла внутрь. На ледяном троне восседала Снежная Королева, а у нее ног льдинками играл Кай. Он не узнал Герду, и в сердце его ничего не дрогнуло - ведь оно было ледяным!
Тогда Герда обняла его и заплакала.
Ее слезы были такими горячими, что растопили ледяное сердце Кая.
- Герда! - окликнул он, словно проснувшись.
- Кай, мой милый Кай! - ахнула Герда. - Ты узнал меня! Конец колдовству!
Теперь им была не страшна Снежная Королева.
Кай и Герда вернулись домой, и зажили, как и раньше, весело и дружно.
а) Анализ содержания текста по вопросам. Прием горячего стула
- Каким Герда нашла Кая?
Ответ: Он был безразличным. Его сердце не дрогнуло от их встречи.
- Почему Кай не узнал Герду?
Ответ: У него было ледяное сердце.
- Как смогла героиня возродить его к жизни?
Ответ: Герда поцеловала Кая и растопила ледяное сердце горючими слезами.
Итог. Конкурс спикеров групп. Вопросы из черного ящика
-Как вы думаете, почему маленькая хрупкая девочка победила злую волшебницу?
Ответ: Её сердце было очень горячим. В нем не было места для холода. В её сердце жила любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды; дружба: готовая на подвиг; верность, которая смогла преобразить человека. Дружба - одно из самых сильных и прекрасных чувств. С другом мы делим пополам и радости, и печали. Легче жить на свете, когда знаешь, что рядом с тобой есть настоящий друг.
- Кого вы считаете истинным другом?
- Кто из героев сказки, по-вашему, достоин этого звания?
- Что убедило вас в том, что Герда - настоящий друг?
-Почему Герда не остановилась перед опасностями в поисках друга?
Ответ: Герда не страшилась опасностей. Она любила Кая. Героиня по-настоящему умела верить, дружить и любить.
IХ. Стадия "Рефлексия".
- Ожидали вы, что у сказки может быть такой конец?
-Подумайте, какой главный вопрос ставит перед нами Андерсен, рассказав нам эту сказку? (В чём счастье? Как его достичь?)
- В чём вы видите для себя счастье?
- Как вы его понимаете?
Домашнее задание:
Составьте кластер "Сравнительная характеристика главных героинь".
7