Интегрированный урок по русскому языку и литературе на тему: Повторение. Имя прилагательное. (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Повторение. Имя прилагательное.


Интегрированный урок по русскому языку и литературе.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное»; закрепить названия литературных произведений и их авторов.

Задачи урока:

Обучающие:

обобщить и систематизировать усвоенные учащимися знания об имени прилагательном, как части речи.

Развивающие :

формировать представление обучающихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде, числе, падеже) в единственном числе; развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи. Развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать и систематизировать.

Воспитывающие:

познавательный интерес к урокам русского языка и литературы, понимающее бережное отношение к братьям меньшим.

Оборудование: презентация Microsoft Power Point, проекционный экран.

Учебник «Русский язык» С. А. Никитина, Л. П. Якунина, Алматы, «Атамура», 2010 г.

Раздаточный дидактический материал с разноуровневыми заданиями.

Ход урока:

I Побуждение.

1. Организация урока.

Сегодня у нас гости. Давайте повернемся, поздороваемся с гостями и улыбнемся им. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи и хорошего настроения.

Настроенье, каково? - «Во!»

Может вы уже устали?

Мы с собой таких не взяли.

Все такого мнения?

Все без исключения.

Может, ляжем, отдохнем?

Лучше мы урок начнем.

2. Вступительная беседа.

А) Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Скажите мне, пожалуйста, а вы любите уроки литературного чтения?

Так вот сейчас у нас будет необычный урок русского языка, в нем будут участвовать, и предлагать свои задания наши любимые литературные герои. Давайте вспомним, какой раздел в Литературном чтении мы прошли? «Каждой птице и каждому зверю нужна людская доброта»

Чему учит раздел? (Ответы детей).

Б) На столах у вас лежат тетради и карточки с заданиями. Выполнять работу мы будем и в тетради и на листах. Подпишите их пожалуйста.

3. Минута чистописания:

Ая, яя, ой, ый, ий, ое,ее, ые, ие

Ребята, какое сейчас время года? (Зима). Мороз оставил нам необычные узоры на доске. Пропишите их, пожалуйста. Они мне что - то напоминают, а вам?

Это окончания имен прилагательных.

На какие четыре группы можно их разделить? (Окончания ж. р., м. р., ж. р., мн. числа)

Во множественном числе можно определить род? (Нет). Разделите эти окончания на группы с помощью разделительной черты.

4. Давайте попробуем определить тему нашего урока?

А) Поможет нам литературный герой. Если мы назовем литературное произведение и его автора, то сможем воспользоваться его подсказкой.

«Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него».

«Заячьи лапы» К. Паустовский

Слайд № 2 (изображение героя, название произведения и портрет автора)

Тест по имени прилагательному. (Фронтальный опрос)

Следует отгадать ключевое слово (по буквам верных ответов в тесте).

  1. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет п) признак предмета в) действие предмета

  1. на какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что? л) что делает? что сделает? о) какой? какая? какое? какие?

  1. Как определить род, число и падеж прилагательного?

м) по вопросу в) по существительному с которым оно связано.

  1. какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) -ая, -яя т) -ое, -ее и) -ый, -ий, -ой.

  1. каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным о) второстепенным

  1. как подчеркивается имя прилагательное в предложении?

а) одной прямой линией м) пунктиром р) волнистой линией

  1. какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?

а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый

  1. с чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным т) с глаголом с) союзом.

  1. Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".

а) проводка и) вода е) уводить

  1. Прилагательное это:

о) часть слова и) член предложения е) часть речи

Назовите тему урока: «Повторение. Имя прилагательное».

Запись темы в тетради.

II Реализация.

  1. Составление кластера к теме «Имя прилагательное».

Составьте кластер к части речи - имя прилагательное. (5 мин)

  • Какую роль выполняют в нашем языке имена прилагательные?

  • Что они обозначают?

Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.

Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие? «Имя прилагательное»: прилагательные обозначают признак предмета: По цвету; По запаху; По величине; По весу; По звуку; По температуре; По размеру; По характеру

  1. «Белый лоб у него был большой, а на лбу бугор, какой бывает у очень глупых собак»
    («Белолобый» А. П. Чехов.)

Просклоняйте (задание по рядам). Это задание есть у вас в карточках.

1 ряд

I уровень

II уровень

Зимняя (ночь)

Холодная зимняя (ночь)


2 ряд

I уровень

II уровень

Холодное (утро)

Холодное зимнее (утро)


3 ряд

I уровень

II уровень

Зимний (день)

Короткий зимний (день)

Ответы сверяются (по рядам). У имен прилагательных какого рода при склонении по падежам в четырех падежах одинаковые вопросы и окончания? Назовите их.


  1. «Большое тело ее, такое подвижное в воде, на суше стало грузным и неуклюжим. Оно оставляло в песке глубокие, неровные борозды» (Л. Риис «Про Сарли, черепаху с Большого барьерного рифа»).

Работа с учебником. Стр. 167. № 380. Прочитай и запиши словосочетания. Вставь пропущенные окончания. Определи род и падеж. (Работа выполняется в тетради).

I вариант II вариант

I уровень

I уровень

1. По проселочн… дорог… - … р. ….п.

Из интересн…книг…- … р. ….п.

Перед быстр… ручь…- … р. ….п.

На широк… дорог…- … р. ….п.

До высоког… неб… - … р. ….п.

О чист… воздух… - … р. ….п.

II уровень

II уровень

1.

2. Д/игра «Заказ»

Запиши им. прил.

ж.р. В. п

м.р. Д. п.

1.

2. Д/игра «Заказ»

Запиши им. прил.

с. р. Т. п.

м. р. Р.п.


  1. «Он полз на животе, подметая пол своими длинными шёлковыми ушами. Всем своим видом он говорил: «Я виноват. Я больше не буду». (Б. Емельянов «Васька»)

Минутка отдыха. Зрительная гимнастика для глаз «Снежинка» (Дети следят за движением снежинки по экрану под музыкальное сопровождение).


  1. «Ее единственный сын, был надоедлив и несносен, так, как никогда не переставал ворчать и скулить» (Э. Сетон-Томпсон «Медвежонок Джонни»).

Игра "Четвертый лишний".

Назови «лишнее слово». Объясни свой выбор.

Красный, синий, сильный, серый

Большой, маленький, огромный, высокий

Морской, ветреный, пасмурный, солнечный

Добрая, смелая, решительный, веселая.

Северный, восточный, южное, западный.

Шутливые, веселые, грустный, забавные.


  1. «……… протянул сильную смуглую руку к шелковистой шее Багиры». (Р. Киплинг «Маугли»)

Допишите имя героя, перепишите предложение. Разберите по членам предложения, укажите часть речи.

Каким членом предложения чаще всего бывает прилагательное?

  1. Посмотрите, пожалуйста, на свой кластер, составленный вначале урока. Поставьте плюс над категориями, которые мы повторили.

Что мы забыли рассказать об имени прилагательном?

8. «Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе» (К. Паустовский «Кот - ворюга»)

Составь Синквейн

Сарли

Маугли

Белолобый

Васька.

III Рефлексия

1. Итог и анализ урока.

Сегодня на уроке я…

Для меня было неожиданным….

Мне понравилось задание…

Мне показалось легким…

Самым трудным заданием было…

Я считаю, что самыми активными на уроке были……

На следующем уроке я хочу…


  1. Выставление оценок.

  2. Д/з стр. 167. № 381


© 2010-2022