Открытое занятие Введение в тему Природа звука

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Учитель: Грицаенко Елена Владимировна

Тема урока: «Введение в тему «Природа звука»»

Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания.

Цели урока:

Образовательные :

Заложить у детей основы научного мышления и умения проводить собственные исследования;

Научить детей выявлять основные взаимосвязи и использовать их для формулирования своих предположений и объяснения природных явлений.

Развивающие: развивать у уч-ся умение обсуждать естественнонаучные и технические вопросы;

способность логически мыслить, обобщать, выделять проблемы;

продолжать формирование умений самостоятельной работы.

Воспитательные: продолжить воспитание культуры речи, общения и сотрудничества при работе в группе, с учителем.

Деятельностная: 1. формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

2. Создать условия для развития УУД :

  • Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

  • Познавательные УУД: - организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения.

Ожидаемые результаты:

Предметные

  • знать какие бывают звуки;

  • знать на какие группы можно разделить все звуки;

  • использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

  • обогащение словарного запаса

Метапредметные:

  • уметь получать информацию из практической деятельности.

  • быть толерантным к мнению одноклассников.

  • уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Технология обучения: проблемно-поисковая технология, информационные, объяснительно-иллюстративные

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа

Оборудование: Оборудование: из коробки 1

Музыкальные игрушки: погремушки, барабан, бубен, дудочка, колокольчик.

Таблицы, бланки для заполнения портфолио

Рабочие листы из Журнала исследований

Иллюстрации

Слайды

СД со звуками и шумами

СД-проигрыватель

Шарфы

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Результат

взаимодействия

(сотрудничества)

Организационный момент

Цель: Настроить детей на плодотворную деятельность

Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь.

«Когда я слышу - я забываю,
Когда я вижу - я запоминаю,
Когда я делаю - я понимаю», -

гласит китайская пословица.

Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. -

Проверяют готовность к уроку

Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: самоопределение.

Полная готовность.

Самооценка.

Актуализация знаний

Цель: Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу.

Формирование слухового внимания.

Звуковые загадки

На столе разложены музыкальные игрушки: погремушки, барабан, бубен, дудочка, колокольчик. Учитель демонстрирует все звуки, которые можно извлечь с помощью этих инструментов.

Ребенок отворачивается, учитель извлекает один из звуков, ребенок отгадывает, какой предмет продемонстрировали.

Дети слушают звуки и наблюдают за различиями в их звучании.


Дети отгадывают какой предмет звучал.

Находят ответы на вопросы, высказывают своё мнение.

Постановка учебных задач

Цель: Подвести обучающихся к теме урока

Послушай, как щебечут птицы,

Послушай, как поет волна,

Как дождь в твое окно стучится,

Повсюду музыка слышна…

Наступила весна, природа оживает, и мир вокруг нас наполнился огромным количеством звуков: журчанием ручейков, пением птиц, шумом ветерка и другими различными звуками. Все дышит и звучит, даря нам хорошее настроение.

- Сформулируем тему урока

- Какую поставим цель перед собой?


- Звуки. Какие бывают звуки.

- На какие группы можно разделить все звуки.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.

Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению

В сотрудничестве с учителем определяют тему урока, ставят новые учебные цели

Изучение нового материала

Цель: Оценка собственных возможностей.

Создание звуковой карты

Дети работают в группах по 4 человека. Каждая группа находит для себя определенное место (коридор 3 этажа, фойе перед входной дверью, зимний сад).

Ориентация при помощи звуков

Дети работают парами. Они договариваются, какой звук смогут произвести без применения дополнительных средств, например хлопок, свист и т.п. Одному ребенку завязывают глаза, а другой производит нужный звук и медленно двигается вперед. Ребенок с завязанными глазами пытается следовать за звуком.

- На какие группы можно разделить звуки окружающего мира по природе своего происхождения?

- На какие подгруппы можно разделить звуки природы?

- Приведите примеры звуков живой природы.

- Приведите примеры звуков природных явлений.

- Приведите примеры механических звуков?

- К какой группе относится стук колес поезда?

- А голос звучащей свирели?

Беседа с обучающимися.

«Мир вокруг нас наполнен огромным количеством звуков и прежде всего это звуки природы. Есть звуки окружающие нас, имеющие природное происхождение, но не относящиеся к живым существам. Существуют различные звуки, которые издают предметы и механизмы, и еще есть музыкальные звуки.

Таким образом, можно выделить три основные группы звуков:

- звуки природы,

- механические звуки,

- музыкальные звуки.

В свою очередь звуки природы так же можно разделить на две подгруппы:

- звуки живой природы,

- звуки природных явлений.

Дети записывают название места в центре чистого листа и обводят его кружком. Потом они уходят на места и в течении 5 минут записывают все звуки, которые слышат (шаги по коридору, стук дверей, разговор детей, пение птиц и т.д.)

Одному ребенку завязывают глаза, а другой производит нужный звук и медленно двигается вперед. Ребенок с завязанными глазами пытается следовать за звуком.

Возвращаются уч-ся, которые записывали звуки на звуковой карте. Вывешивают их на доску и представляют свои результаты, рассказывают о полученном опыте.

- Звуки природы, механические звуки, музыкальные звуки.

- Звуки живой природы, звуки природных явлений.

- Пение соловья, вой волка, стрекотание кузнечика.

- Шум дождя, журчание ручья, вой вьюги, раскаты грома.

- Звук мотора машины, скрип двери, стук молотка.

- Механические звуки.

- Музыкальные звуки.



Личностные УУД: оценка уровня знаний по теме «Природа звука» и способности к работе в парах или группах.

Самооценка групповой работы, определение уровня знаний по предмету.





Высказывают предположения.




Упражнения на дыхание.

- Для снятия усталости и напряжения давайте выполним несколько упражнений на дыхание.


«Такое упражнение вам пригодиться в учебе, при получении профессии, в жизни. Оно служит для снятия физического напряжения и усталости, поэтому вы всегда можете его использовать, если необходимо восстановить силы. Сейчас с помощью этого упражнения мы с вами немного отдохнули, нормализовали наше состояние и восстановили работоспособность».

Очистительное дыхание - 1.

1. Сделать глубокий вдох, руки развести в стороны.

2. Задержать дыхание на 2 секунды.

3. Выдохнуть воздух, обхватив себя руками.

Повторить 3 раза.

Очистительное дыхание - 2.

1. Сделать глубокий вдох.

2. Задержать дыхание на 2 секунды.

3. Сжать губы как бы для свистка.

4. Со значительной силой выдохнуть воздух, не раздувая щек.

Повторить 3 раза.

Очистительное дыхание - 3.

1. Сделать глубокий вдох.

2. Сделать глубокий выдох.

Повторить 3 раза.


Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

Задание: внимательно изучите таблицу. Посчитайте и запишите под таблицей количество картинок соответствующих: звукам живой природы, механическим звукам, звукам природных явлений, музыкальным звукам.

- Фронтальная проверка результатов по плакату с записью правильных ответов учителем на доске. При несовпадении результатов обучающиеся записывают правильный ответ в скобках рядом со своим ответом и оценивают выполненное задание по следующим образом:

(+) - правильно выполнено,

(+-) - частично правильно выполнено,

(-) - неправильно выполнено.

Уч-ся работают с таблицей.

Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке .

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Приложение 1.

Проводится фронтальная проверка, обсуждение и самооценка результатов выполнения.


    Закрепление изученного материала

    Цель: Применение полученных знаний

    Звуковая история

    - Прочитайте историю, которую можно проиллюстрировать обычными звуками.

    Дети при помощи имеющихся предметов воспроизводят различные звуки и называют типичные ассоциации.



    Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

    Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос, применить полученные знания

    Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

    Приложение 2.

    Соотносят звуки и соответствующие слова.




      Рефлексия деятельности

      Сегодня на уроке мы с вами научились применять знания о звуках окружающего мира на практике: мы научились внимательно слушать звуки, анализировать и определять, кому или чему они принадлежат, распределять их по группам. Эти знания и умения будут востребованы при изучении последующих тем и пригодятся вам в жизни».

      Тема следующего занятия «Изучаем звуки и шумы».

      - Чтобы вы хотели узнать или сделать по теме «Как мы можем слышать?»

      Оценивают свою деятельность на уроке



      Высказывают вопросы:

      - Откуда берутся звуки?

      - Как слышит ухо?

      - Почему у нас два уха?

      - Как слышат звери?

      Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

      Регулятивные УУД: самооценка.

      Высказывают собственное мнение по итогу урока

      Проводят самооценку своей деятельности на уроке

        Домашнее задание

        Задание: поставьте стрелки от названий групп звуков к соответствующим примерам звуков окружающего мира.


        Приложение 1. Таблица

        Открытое занятие Введение в тему Природа звука

        Открытое занятие Введение в тему Природа звука

        Открытое занятие Введение в тему Природа звука

        Открытое занятие Введение в тему Природа звука

        Открытое занятие Введение в тему Природа звука

        Открытое занятие Введение в тему Природа звука

        Открытое занятие Введение в тему Природа звука

        Открытое занятие Введение в тему Природа звука

        Открытое занятие Введение в тему Природа звука

        Открытое занятие Введение в тему Природа звука

        Открытое занятие Введение в тему Природа звука

        Открытое занятие Введение в тему Природа звука

        Открытое занятие Введение в тему Природа звука

        Открытое занятие Введение в тему Природа звука

        Открытое занятие Введение в тему Природа звука

        Результаты проверки

        Звуки живой природы

        Механические звуки

        Звуки природных явлений

        Музыкальные звуки



        Приложение 2. Музыкальные истории

        Осень

        Подул холодный ветер и нагнал большие темные тучи. (Маракас или погремушка.)

        Деревья стали желтеть и постепенно ронять листочки на землю. (Отдельные удары на металлофоне - сверху вниз.)

        Дождь шел все чаще, целыми.днями только и слышно: кап да кап. (Треугольник.)

        Иногда выглянет солнышко, посмотрит с высоты на землю. (Глиссандо на металлофо­не - снизу вверх.)

        Потом вздохнет и опять спрячется. (Глиссандо на металлофоне - сверху вниз.)

        Не дает ему ветер погулять, землю обогреть. (Маракас или погремушка.)

        Наступила осень. (Треугольник.)

        Озвучивание сказок

        Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании даже самой про­стой, давно известной ребенку сказки откроет увлекательный мир музыкального твор­чества. На домашнем празднике можно удивить маленьких гостей и вовлечь их в со­вместное исполнение.

        Сказка «Курочка Ряба»

        Жили-были дед да баба (музыкальная шарманка), и была у них курочка Ряба.

        Снесла однажды курочка яичко («кудах-тах-тах, кудах-тах-тах» - голосом), да не простое (удар деревянными ложками), а золотое (удар по пластинке метал­лофона).

        Дед бил, бил - не разбил (удары по пластинке металлофона в низком регистре).

        Баба била, била - не разбила (удары по пластинке металлофона в высоком реги­стре через октаву).

        Мышка бежала, хвостиком махнула (игра на колокольчике) - яичко упало и раз­билось (глиссандо на металлофоне снизу вверх)\

        Плачет дед, плачет баба (размеренные удары по треугольнику).

        А курочка им говорит (частые удары по треугольнику)'.

        «Не плачь, дед {размеренные удары по треугольнику), не плачь, баба (частые уда­ры по треугольнику). Я снесу вам яичко другое, не золотое(удар по пластинке металлофона), а простое (удар деревянными ложками)».


        © 2010-2022