Доклад на РМО начальных классов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на РМО начальных классовДоклад на РМО начальных классовДоклад на РМО начальных классовДоклад на РМО начальных классовДоклад на РМО начальных классовДоклад на РМО начальных классовМуниципальная общеобразовательная школа

«Средняя общеобразовательная школа с. Елшанка

Новобурасского района Саратовской области»







































Подготовила: учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Сосновцева Валентина Николаевна













I. Общие положения В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются:

  • ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов;
  • обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование (управление) системы образования на основании полученной информации о достижении системой образования, образовательными учреждениями, обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках сферы своей ответственности.
Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю оценку (или оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе службами) и внутреннюю оценку (или оценку, осуществляемую самой школой - обучающимися, педагогами, администрацией). Внутренняя оценка выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки обучающихся; в результатах наблюдений, проводимыми учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках обучающихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе ученика в следующий класс или на следующую ступень обучения. Внешняя оценка проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность, в рамках следующих регламентированных процедур:
  • государственная итоговая аттестация выпускников;

  • аттестация работников образования;

  • аккредитация образовательных учреждений;

  • мониторинговые исследования качества образования.

«Точка соприкосновения» внутренней и внешней оценки - итоговая оценка, поэтому степень воздействия внешней оценки на образовательный процесс (через систему внутренней оценки) тем больше, чем более выражена связь процедур внешней оценки с итоговой оценкой. Это выдвигает определенные требования к структуре итоговой оценки. В ней необходимо выделить две составляющие:
  • накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся, их продвижение в освоении планируемых результатов;
  • оценки за стандартизированные итоговые работы, характеризующие уровень присвоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания учебного года или определенной ступени обучения.
Если в ходе текущей оценочной деятельности используется операционализированный перечень планируемых результатов, а итоговые работы проводятся по единому или сопоставимому инструментарию, то оказывается возможным обеспечить содержательную и критериальную связь внутренней оценки с системой внешней оценки. Эта связь может быть существенно усилена при условии проведения регулярного внешнего мониторинга образовательных достижений обучающихся, процедур аттестации педагогических кадров и аккредитации образовательного учреждения. 2. Оценка личностных результатов 2.1 Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
  • самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося - принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
  • смыслообразование - поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
  • морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации - учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
2.2 Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:
  • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению;
  • ориентации на содержательные моменты образовательного процесса - уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками - и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
  • сформированности основ гражданской идентичности - чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе являются диагностики. Оценка личностных результатов является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. 2.3. Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы. 3. Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов 3.1. Содержательный контроль и оценка предметных достижений обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми. 3.2. Итоговое оценивание и формы сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности обучающегося Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы являются предметные достижения и приобретение универсальных учебных действий при освоении основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования, а также внеучебные достижения младших школьников как в рамках основной образовательной программы так и за ее пределами. В итоговой оценке реализации основной образовательной программы выделяются отдельно (независимо друг от друга) три составляющие:
  • результаты текущего (формативного, промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся, продвижение в достижении планируемых результатов
  • освоения основной образовательной программы;
  • результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых культурных предметных способов действий/средств, необходимых для продолжения образования на следующем шаге;
  • внеучебные достижения младших школьников.
4. Оценка метапредметных результатов 4.1. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
  • решение задач творческого и поискового характера;

  • учебное проектирование;

  • итоговые проверочные работы;

  • комплексные работы на межпредметной основе;

  • мониторинг сформированности основных учебных умений.

4.2. Оценка предметных результатов Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале в виде отметок, за исключением учащихся первых классов, для которых введено без отметочное обучение - обучение, в котором отсутствует пяти бальная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы - система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ - по русскому языку, математике - и итоговой комплексной работы на межпредметной основе. По результатам диагностики и мониторинга заполняются листок достижений учащегося и технологическая карта. 4.3. Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио.

Портфолио - это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

• формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Следовательно, представление о том, что школа должна давать, прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признано неактуальным. Задача современной школы - формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова. Мы все знаем, что каждый наш ученик индивидуален, то же касается и учителей. К внедрению ФГОС каждый учитель был готов по-разному. Легче всего, я думаю, пришлось тем, кто работал по системе Занкова или, по-крайней мере, использовал системно-деятельностный подход. Ну а мне, как и любому другому учителю традиционной программы, пришлось многое пересматривать как в своей деятельности, так и в себе самой. Во-первых, мне пришлось ответить на главный вопрос: Для чего я учу детей? Раньше, я бы ответила: для того, чтобы они умели читать, считать, вычислять и пр. Но с позиции ФГОС я поняла и приняла это по-другому - для того, чтобы они стали успешными в жизни. А дать можно только то, что имеешь сам.
 Надо самим научиться учиться, быть успешными и тогда мы научим этому детей. Поэтому все началось с личностной «перестройки» и «приведения себя в соответствие с ФГОС», а после этого стало понятнее, что нужно менять в моей педагогической деятельности. Изучая инновационные технологии, методы и приемы, я с удивлением обнаружила, что некоторые из них я применяла на своих уроках и раньше, даже не зная, как они называются. Но, изучив материалы глубже, я поняла, что непродуманное использование этих приемов для активизации познавательной активности не дает особых результатов. Теперь я стараюсь чаще использовать на своих уроках новые эффективные приемы и методы обучения, что позволяет эффективнее формировать УУД.

К примеру: «Мозговой штурм», когда ученики могут высказать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Это хороший способ формирования регулятивных УУД (прогнозирование) Приём «актуальность» (Познавательные УУД) Приём связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать приобретённые знания в жизни. Урок математики по теме «Числа от 1 до 20» (1 класс) - Мы с вами научились читать и записывать числа от 1 до 10, складывать их и вычитать. Взгляните на циферблат часов. Все ли числа, написанные на нём, вам знакомы? А какое сегодня число? Хватает ли нам изученных чисел, чтобы найти время по часам? Записать любое число месяца? - Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (знакомиться с новыми числами). На уроке обучения грамоте по теме «Заглавная буква Е» (1 класс) учащиеся затрудняются написать слово «Елена». - Почему вы не можете написать это слово? - Чем мы сегодня будем заниматься? (учиться писать заглавную букву Е) Приём «яркое пятно» Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности. Далее определяется тема и задачи урока. Например, тема урока математики в 1 классе «Число и цифра 8» На уроке математики по теме «Переместительное свойство сложения» Исправление ошибки на доске помогает детям понять, что сумма должна состоять из частей, которые её образовали. Затем происходит знакомство с названием данного свойства сложения и его формулировкой - открытие нового знания. Также использую метод создания проблемных ситуаций, а, значит, создания проблемного диалога. Из всех методов этой технологии я отдаю предпочтение подводящему диалогу. При составлении подводящего к теме диалога я подбираю логическую цепочку посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. На уроках математики возможен широкий спектр проблемных ситуаций, я чаще использую проблемную ситуацию с затруднением, которое вызывается практическим заданием, не сходным с предыдущими. Таким образом, я помогаю ученикам открыть новое знание. Отгадайте рост синицы: 1 см, 9 см, 12 см, 1 дм 2 см, 4 см, 8 см Для этого определите лишнюю запись среди этих величин и узнаете рост синицы. Какая величина нам известна? Что можно измерять в сантиметрах? Какая из величин нам не известна? Значит, рост синицы 1 дм 2 см. А знаете ли вы, что такое «дм»?

На уроках окружающего мира чаще организую проблемные ситуации с удивлением, возникающие на противоречиях между житейским представлением учащихся и научным фактом. После возникновения проблемной ситуации «с удивлением», разворачивается побуждающий диалог: «Что вы подумали сначала? А как на самом деле? Сформулируйте тему». Примером побуждающего диалога может служить следующий фрагмент урока.

Тема: «Откуда берутся снег и лёд?».

- Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде.

И самое интересное, что это был правдивый рассказ.

(У некоторых ребят при этом «глаза на лоб лезут»)

Если дети затрудняются, говорю:

- А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде?

(Дело происходит зимой, за окном снег) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств. При организации практической работы учащихся на уроках комбинированного типа всё чаще включаю работу в парах. Но прежде, чем ввести этот вид деятельности, в первом классе провела несколько бесед по теме «Учимся работать дружно». Познакомила ребят с основными правилами работы в паре. При обучении учащихся оцениванию устных ответов одноклассников уже в первом классе предлагаю высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по следующим критериям: 1. Громко - тихо. 2. С запинками - без запинок. 3. Выразительно - нет. 4. Понравилось - нет. При этом учу, в первую очередь, отмечать положительное в ответе учащегося, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. Надо отметить, что в результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника. Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка учителя. Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Такие оценки получают учащиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5», как правило, дети дисциплинированные и с хорошей памятью. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями. Если раньше на уроке требовалось выполнить то, что было запланировано, то теперь, самое главное, - организовать деятельность детей. Это самое трудное при планировании урока. Нужно тщательно продумать формы работы, подобрать материал и мн. др. (упор должен делаться на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников) Здесь мне до сих пор приходится работать над собой, т.к. иногда так хочется объяснить, показать детям, а вместо этого приходится подталкивать, направлять их к знанию, что гораздо труднее. Не всегда это получается, но, думаю, это дело привычки. К сожалению, с реализацией ФГОС, увеличился объём документационного обеспечения. Документов надо составлять больше и качественнее, на что уходит много времени. Взять, к примеру, Рабочую программу, которая заменила календарно-тематическое планирование. Благодаря этому и многому другому, на творческую деятельность у учителя катастрофически не хватает времени. Особенно это касается внеурочных занятий. Очень хочется заинтересовать детей, а это требует хорошей подготовки. На уроках и во внеурочной деятельности использую метод проектов. Учитывая психологические возрастные особенности младших школьников, я стала использовать его на уроках окружающего мира, ИЗО, внеурочных занятиях по курсу «Традиции народов России», т.к. именно на этих занятиях можно организовать деятельность обучающихся с опорой на личный опыт ребенка, природную любознательность, интерес к окружающему миру. Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Высказывание академика А.П. Семенова "Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы", должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.

Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:

  • переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному;

  • активизация познавательной сферы обучающихся;

  • повышение положительной мотивации обучения;

  • использование как средства самообразования;

  • повышение уровня знаний;

  • осуществление проектной деятельности младших школьников.

Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: "Не навреди!" Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы учащихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ. Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. Ко времени окончания начальной школы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования младший школьник сможет быть, прежде всего, социально компетентен.



© 2010-2022