Статья о применении ИКТ в образовании - Новее нового

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новее нового

Педагогика как наука насчитывает уже несколько столетий. Учение и воспитание проводилось еще со времен Древней Греции, поэтому смело можно сказать, что и в наше время достояние этой науки безмерно велико. Таким образом, в изучение традиционных методов педагогики сейчас входят и инновационные методы, поскольку современное образование ориентируется на личностный характер обучения. Иными словами, можно сказать, что целью образования является создание условий для развития и самореализации каждой личности, формирование поколения, способного учиться на протяжении жизни.

Целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Современный процесс разработки и освоения инноваций предусматривает поэтапную деятельность педагогов-новаторов.

Постиндустриальное общество, научная революция и технический переворот, глобализация экономики требуют глубочайших перемен в системе образования, перехода на новые образовательные стандарты, итогом которого станет формирование инновационного поколения, способного быстрее и полнее осваивать систему знаний, расширять, обновлять и эффективно использовать ее в практической деятельности.

Выбор технологии преподавания осуществляется преподавателем на основе его личных педагогических убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической работы. Однако технологии могут выступать и как самостоятельные дидактические системы. Некоторые из них получили общепринятое название, например, программированное обучение, проблемное обучение, контекстное обучение и т.д.

В своей статье я хотела бы сделать упор на информационно-коммуникационные технологии как на одну из наиболее важных инноваций в учебном процессе. Стратегия внедрения ИКТ в образовании на уровне учреждений среднего специального образования зависит от таких глубинных причин как выбор приоритетной модели образования и принципов, на которых это образование строится. В настоящее время в российском образовании происходит борьба двух направлений, двух моделей образования - «классической» и «прагматической». От выбора модели зависит и то, в каком объеме и насколько эффективно будут использоваться средства ИКТ в учебном процессе.

Все больше молодых педагогов работающих в школе с легкостью осваивают и применяют на практике информационно-коммуникационные технологии, что является огромным плюсом, т.к. современные дети наиболее восприимчивы к практическому виду работы и усваивают больше материала, если установлен визуальный контакт.

Привлекательность информационных технологий еще и в том, что для их эффективного освоения не требуется многолетней дополнительной подготовки. Это относится к педагогам, применяющим на практике традиционный метод обучения. Интернет не только расширяет наши информационные возможности, но и сужает весь многогранный мир до отредактированного виртуального мира, нет контроля над объективностью информации. И в этом смысле новые технологии ни в коем случае нельзя считать нейтральными и не затрагивающими нашу сущность.

Тенденцией современного этапа информатизации образования является стремление к объединению различных электронных средств, задействованных в учебном процессе, таких как электронные, справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых, компьютерные учебники и тренажеры в единые программно-методические комплексы. Это позволяет педагогам и учащимся без труда получать и предоставлять доступ к различным учебным пособиям не выходя из дома, что в свою очередь способствует возможности непрерывного образование. Что касается начальных классов, то на период их обучения ИКТ внедряются на уровне интерактивного оборудования, устанавливаемого в классах (интерактивная доска, проектор, документ-камера и т.д.) способствуя повышенному интересу учащихся к получению новых знаний за счет визуального контакта и возможности самим на практике научиться первоначальным навыкам пользования данным оборудованием.

Несмотря на неоспоримые достоинства, применение электронных обучающих средств, конечно же, не обеспечивает гарантированно высоких результатов в обучении, т.к. не лишено определенных недостатков. В их числе недостатки, вызванные специфическими особенностями работы с информацией на электронных носителях (чтение с экрана менее удобно, чем с листа бумаги, вызывает повышенную утомляемость органов зрения, требует наличия соответствующих технических средств и т.д.). Однако бурное развитие научно-технического прогресса в этой области, несомненно, снизит остроту этих проблем.

Важно, что использование современных технологий является, и будет являться психологически привлекательным для учащихся. И именно за счет этого применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе является одной из основных инноваций в современном образовании.


Анна Сычева

© 2010-2022