Проблемы письма в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Материал для выступления на «Родительских университетах»

Дисграфия

Очень часто приходится сталкиваться с напуганными родителями, особенно детей, идущих в школу, которые, услышав такое слово по отношению к их собственному ребенку, считают, что это какая-то страшная болезнь, и пребывают в состоянии панического замешательства, не зная, что им теперь делать.
Хотелось бы кратко объяснить данное явление, расшифровав его смысл и очертив возможные пути решения.
Дисграфия - это стойкое нарушение письма, проявляющееся в пропуске букв, слогов, перестановке или замене букв и слогов. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а впоследствии - в усвоении грамматики родного языка.
Ошибки, на первый взгляд нелепые, не являются результатом невнимательности учеников. В их основе лежат более глубинные причины.
Первая причина - несформированность фонематического слуха.
Дети не различают фонем (звуков) родного языка. На письме это выражается в замене букв: "трупочка", "корький", "шушки", "черемука". Некоторые ученики не могут поставить ударение в слове, отсюда вытекают ошибки даже тогда, когда дети знают правила и могут подобрать проверочные слова.
Могут возникать ошибки, связанные с искажением или упрощением структуры слова: здоровье - "дрове", девочка - "девча". Возникают ошибки и по перестановке букв в слове: чулан - "чунал", ковром - "корвом".
Вторая причина - нарушение зрительного восприятия детей. Это так называемые оптические ошибки. Дети путают на письме
д - б, о - а, и - у, т - п и некоторые другие буквы, причем, как прописные, так и заглавные.
Третья причина - отставание в общеречевом развитии, когда
из-за ошибочно сложившегося произношения и словосочетания возникают ошибки. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. Учащиеся не могут согласовать прилагательные с существительными, существительные с числительными и так далее. Например, "у меня нет красных платья", "шесть белый грибов".
Бывает, когда дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут на письме правильно обозначить границу предложения, как следствие, не применяют правило постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале предложения.
Бедность словарного запаса, не умение выразить свою мысль в виде развернутого предложения, приводят к тому, что у детей на более поздних этапах, возникают проблемы с написанием изложений и сочинений.
Приведу яркий пример дисграфии, представив работу ученика 2 класса , по которой можно сравнить работы вашего собственного ребенка.
Диктант.
Ежык.
Таня и Нана шлеоли полесу. Деовчки нашли ежа у еже колуче. Иголки этих иолок пугаеца дже волк. Ежык ест мышей девочки ни взял ежа пуст бекает полесу.

И все же дисграфия - это не болезнь. Выявив причины ошибок ребенка, с ними можно бороться, причем при грамотной корректирующей работе подавляющее большинство ошибок исчезает совсем.
Во-первых, должна вестись работа с логопедом еще в дошкольный период, которая будет предупреждать возможные ошибки, связанные как с устной речью, так и с пространственной ориентировкой.
Во-вторых, в первом классе необходимо большое внимание уделять звуко - буквенному разбору слова, причем как простых, так и трудных слов (елка, маячок, конечно).
В - третьих, при работе с рядом орфограмм уделять внимание фонетической стороне слова. Так при изучении правописания
Ь -обозначению мягкости согласного на письме. При изучении правописания непроизносимых согласных (счастье, окрестность)- звуковому составу слова. При изучении безударной гласной (тяжелый - тяжесть, вода - воды) -постановке ударения в словах.
Важным моментом является психологическая поддержка детей - дисграфиков. Снятие напряжения во время письма, когда ребенок уверен, что его не накажут за ошибки, приводит к уменьшению количества самих ошибок.
Также необходимо учить ребенка - дисграфика проговаривать слова по слогам, вычленять первый, второй, шестой звук в слове. Составлять из слов предложения. Из предложений тексты.
Если такую работу вести планомерно, не давя на ребенка и требуя мгновенных результатов, то, как правило, проблема дисграфии затухает или исчезает вовсе.
В нашу школу приводят детей - дисграфиков, и мы, на основе имеющегося опыта, успешно с ними работаем. Например, сейчас в четвертом классе учатся такие ребята , у которых процент ошибок снизился в десятки раз и достиг нормы - 2-3 за диктант. Так что если вашему ребенку поставили "диагноз" дисграфия, не впадайте в панику - это исправимо.


© 2010-2022