Рабочая программа по технологии 3 класс ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Основная общеобразовательная школа № 6» с. Духовское

Спасского района Приморского края

Утверждаю

Директор МБОУ « ООШ № 6»

с. Духовское

__________ Г.В.Ковальчук

Пр.№ от « « августа 2015г.

Рабочая программа

по технологии

3 класс

Разработчик

Филонина Светлана Алексеевна

учитель начальных классов

первая квалификационная категория


2015 год







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа предмета « Технология» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы для общеобразовательных учреждений авторов: Н.И.Роговцева, Н.В.Богдановой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Шипиловой « Технология. 1-4 классы» ( УМК « Школа России») Целью прохождения настоящего курса является:
  • Приобретениеличного опыта как основа познания;
  • Приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, умениями и проектоной деятельностью;
  • Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач: - духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; - развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями; - формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда; - формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; - развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других; - формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности; - развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; - формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях; - гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта; - развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций; - формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий; - развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления; - формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; - обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта; - формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин; - обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты; - формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места; - формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера; - формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.); - формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата; - формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами. Согласно Образовательной программы школы, на изучение технологии в третьем классе отводится 1 час в неделю, итого за год-34 часа.

Универсальные учебные действия:


Личностные результаты Создание условий для формирования следующих умений:
  • объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
  • уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
  • понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
  • определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
  • учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
  • учиться планировать практическую деятельность на уроке;
  • под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  • учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
  • определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
  • наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
  • сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
  • учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
  • находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
  • с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
  • самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
  • уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
  • уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
  • учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе

Содержание программы учебного курса « Технология» 3 класс

Введение (1 ч) Элементы содержания темы. Особенности содержания учебника для 3 класса. Пла­нирование изготовления изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Критерии опенки качества изготовления изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде. Понятия: городская инфраструктура, маршрутная кар­та, хаотичный, экскурсия, экскурсовод

Тема 1. Человек и Земля (21 час) Элементы содержания темы. Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабиро­вание при изготовлении изделия. Правила безопасной работы ножом. Объёмная модель дома. Самостоятельное оформление изделия по эскизу. Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб. Понятия: архитектура, каркас, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развёртка, линии чертежа Назначение городских построек, их архитектурныеособенности. Проволока: свойства и способы работы (скручивание, сгибание, откусывание). Правила безопасной работы плоскогубцами, острогубцами. Объёмная модель телебашни из проволоки. Понятия: проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, те­лебашня. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Сочетание различных мате­риалов в работе над одной композицией. Профессии: ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник. Понятия: лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор. Алгоритм построения деятельности в проекте, выделе­ние этапов проектной деятельности. Заполнение тех­нологической карты. Работа в мини-группах. Изготов­ление объёмной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформ­ление изделия. Презентация результата проекта, защи­та проекта. Критерии оценивания изделия (аккурат­ность, выполнение всех технологических операций, оригинальность композиции). Понятия: технологическая карта, защита проекта. Виды и модели одежды. Школьная форма и спортив­ная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятия по пошиву одежды (ателье). Выкройка платья. Виды и свойства тканей и пряжи. Природные и хими­ческие волокна. Способы украшения одежды - вы­шивка, монограмма. Правила безопасной работы иглой. Различные виды швов с использованием пяльцев. Строчка стебельчатых, петельных и крестообразных стежков. Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации. Профессии: модельер, закройщик, портной, швея. Понятия: ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, кроить, рабочая одежда, форменная одежда, апплика­ция, виды аппликации, монограмма, шов. Вы­кройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тка­ней. . Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером Профессиональные обя­занности повара, кулинара, официанта. Правила пове­дения в кафе. Выбор блюд. Способы определения мас­сы продуктов при помощи мерок. Кухонные инструменты и при­способления. Способы приготовления пищи (без тер­мической обработки и с термической обработкой). Ме­ры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи. Сервировка стола к завтраку. Приготовление холодных закусок по ре­цепту. Питательные свойства продуктов. Особенности сервировки праздничного стола. Спосо­бы складывания салфеток. Особенности работы магазина. Про­фессии людей, работающих в магазине (кассир, кла­довщик, бухгалтер). Информация об изделии (продукте) на ярлыке. Знакомство с но­вым видом природного материала - соломкой. Свой­ства соломки. Её использование в декоративно-при­кладном искусстве. Технология подготовки соломки - холодный и горячий способы. Изготовление апплика­ции из соломки. Правила упаковки и художественного оформления подарков. Основы гар­моничного сочетания цветов при составлении компо­зиции. Оформление подарка в зависимости от того, ко­му он предназначен (взрослому или ребёнку, мальчи­ку или девочке). Работа с картоном. Построение развёртки при помо­щи вспомогательной сетки. Технология конструирова­ния объёмных фигур. Анализконструкции готового изделия. Детали конструктора. Инструменты для работы с конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения (подвижное и неподвижное).

Тема 2. Человек и вода (4 часа) Элементы содержания темы. Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки для коктейля, зубочистки ипр.). Новый вид соединения деталей - натягивание нитей. Понятия: мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несу­щая конструкция. Водный транспорт. Виды водного транспорта. Работа с бумагой. Работа с пластмассовым конструктором. Конструирование. Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игруш­ки. Виды мягких игрушек (плоские, полуобъёмные и объёмные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой. Виды и конструктивные особенности фон­танов. Изготовление объёмной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу.



Тема 3. Человек и воздух (3 часа) Элементы содержания темы. История возникновения искусства оригами. Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание. Знакомство с особенностями конструкции вертолёта. Особенности профессий лётчика, штурмана, авиакон­структора. Техника папье-маше. Применение техники папье-ма­ше для создания предметов быта. Основные этапы книгопечатания. Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструк­ция книг (книжный блок, обложка, переплёт, слизура, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печатника, переплётчика. Особенности работы почты и профессиональ­ная деятельность почтальона. Виды почтовых отправ­лений. Понятие «бланк». Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового от­правления. Кукольный театр. Профессиональная деятель­ность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Пальчиковые куклы. Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре.

Тема 4. Человек и информация (5 часов) Элементы содержания темы.
Программа Microsoft Office Word. Правила набора текс­та. Программа Microsoft Word Document.doc. Сохране­ние документа, форматирование и печать. Создание афиши и программки на компьютере. Понятия: афиша, панель инструментов, текстовый ре­дактор.
№ Тема Количество часов 1 Введение. 1час 2 Человек и Земля. 21 час 3 Человек и вода. 4 часа 4 Человек и воздух. 3 часа 5 Человек и информация. 5 часов
Итого: 34 часа
По итогам обучения в 3 классе учащиеся должны добиться следующих результатов:
- знать свойства изучаемых материалов, освоить приёмы сравнительного анализа изучаемых свойств, уметь применять эти знания на практике, в работе над проектом, при изготовлении изделия; знать варианты использования таких материалов, как полиэтилен, синтепон, проволока (металлы) в повседневной жизни; - соотносить по форме реальные объекты и предметы быта (одежды), анализировать изделие, сравнивая его с реальным объектом, заменять используемые материалы при создании реальных объектов на доступные для моделирования изделия по образцу; - различать виды мягких игрушек, уметь применять правила работы над мягкой игрушкой, знать последовательность работы над мягкой игрушкой; - оперировать знаниями о видах швов и правильно применять их при изготовлении изделий; - овладеть алгоритмом работы над стебельчатым и петельным швами; уметь свободно работать иглой, использовать пяльцы в практической работе; - осмыслить понятие «развёртка», усвоить правила построения развёртки; - знать приёмы составления композиции; - освоить понятия «масштаб», «чертёж», «эскиз», «технический рисунок», «схема»; - уметь читать простые чертежи, различать линии чертежа и использовать их; - уметь выполнять эскиз, технический рисунок, чертёж, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями, выполнять работу по схеме; - знать профессии людей, занятых в основных видах городского хозяйства и производства; - освоить новые виды работ: конструирование из проволоки (каркас); обработка мягкой проволоки; шитьё мягких игрушек на основе использованных ранее материалов (старые перчатки, варежки); создание пальчиковой куклы; создание объёмной модели по заданному образцу; составление композиции из воздушных шариков; вязание крючком; соединение различных технологий в работе над одним изделием; - освоить технологию ручного ткачества, конструирования костюмов из ткани, бисероплетение; - уметь сочетать в композиции различные виды материалов: пластилин, природные материалы (крупы и засушенные листья), бумагу и т. д., а также сочетать цвета; - уметь сочетать, изготавливать и красиво упаковывать подарки; - уметь самостоятельно готовить простую пищу (холодные закуски, бутерброды), починить одежду.
Организация текущего контроля:


Дата

Вид работы

Тема 8 15.10 Практическая работа Коллекция тканей 12 26.11 Практическая работа Ателье мод. 13 03.12 Практическая работа Кухонные принадлежности 17 14.01 Практическая работа Способы складывания салфеток 22 18.02 Практическая работа Человек и земля. 24 03.03 Проект Детская площадка 25 10.03 Проект Океанариум. 26 17.03 Практическая работа Человек и вода. 27 24.03 Практическая работа Условное обознкачение техники оригами 29 14.04 Практическая работа Человек и воздух.


Календарно-тематическое планирование по технологии, 3 класс

(1 час в неделю, всего 34 часа), УМК Роговцева Н.И.
№ п/п

Дата проведе-ния

Тема урока


Виды деятельности на уроке Количество часов

Введение (1 час) 1 (1) 03.09 Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебни­ком. Путешествуем по городу Повторение изученного в предыдущих классах. Критерии опенки качества изготовления изделий. Деятельность человека в культурно-исторической среде.Понятия: городская инфраструктура, маршрутная кар­та, хаотичный, экскурсия, экскурсовод 1

Тема 1: Человек и земля (21 ч) 2(1) 10.09 Архитектура Изделие: «Дом»
Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабиро­вание при изготовлении изделия. Правила безопасной работы ножом. Объёмная модель дома. Самостоятельное оформление изделия по эскизу.
1 3 (2) 17.09 Городские постройки Изделие: «Телебашня»
Назначение городских построек, их архитектурные особенности. Проволока: свойства и способы работы (скручивание, сгибание, откусывание). Правила безопасной работы плоскогубцами, острогубцами. Объёмная модель телебашни из проволоки.
1 4 (3) 24.09 Парк Изделие: «Городской парк» Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Сочетание
1 5,6 (4,5) 01.10 08.10 Проект Изделия: «Качалка», «Песочница», «Игровой комп­лекс», «Качели» Алгоритм построения деятельности в проекте, выделе­ние этапов проектной деятельности. Заполнение тех­нологической карты. Работа в мини-группах. Изготов­ление объёмной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. 2 7,8 (6-7) 15.10 22.10 Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани Изделия: «Строчка стебельчатых стежков», "Строчка петельных стежков», Практическая работа: «Коллекция тканей»
Виды и модели одежды. Школьная форма и спортив­ная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятия по пошиву одежды (ателье). Виды и свойства тканей и пряжи. 2 9 (8) 29.10 Изготовление тканей Изделие: «Гобелен» Технологический процесс производства тканей. Про­изводство полотна ручным способом. 1 10 (9) 12.11 Вязание Изделие: «Воздушные петли» Новый технологический процесс - вязание. История вязания. Способы вязания. Виды и назначение вяза­ных вещей. 1 11 (10) 19.11 Одежда для карнавала Изделия: «Кавалер», «Дама» Карнавал. Проведение карнавала в разных странах. Особенности карнавальных костюмов. Создание кар­навальных костюмов из подручных материалов. 1 12 (11) 26.11 Бисероплетение Изделия: «Браслетик Практическая работа: «Кроссворд «Ателье мод» Знакомство с новым материалом - бисером. Виды би­сера. Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. 1 13 (12) 03.12 Кафе Изделие: «Весы». Практическая работа: «Тест «Кухонные принад­лежности» Знакомство с работой кафе. Профессиональные обя­занности повара, кулинара, официанта. Правила пове­дения в кафе. Выбор блюд. 1 14 (13) 10.12 Фруктовый завтрак Изделие: «Фруктовый завтрак», Приготовление пищи. Кухонные инструменты и при­способления. Способы приготовления пищи (без тер­мической обработки и с термической обработкой). Ме­ры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи.

1 15 (14) 17.12 Колпачок -цыпленок Изделие «Колпачок-цыпленок»
Сервировка стола к завтраку. Сохранение блюда тёп­лым. Свойства синтепона. Работа с тканью. Изготов­ление колпачка для яиц.
1 16 (15) 24.12 Бутерброды Изделие:«Бутерброды»
Блюда, не требующие тепловой обработки, - холод­ные закуски. Приготовление холодных закусок по ре­цепту. 1 17 (16) 14.01 Салфетница Изделия: «Салфетница», «Способы складывания салфеток»
Особенности сервировки праздничного стола. Спосо­бы складывания салфеток. 1 18 (17) 21.01 Магазин подарков Изделия: «Солёное тесто», Виды магазинов. Особенности работы магазина. Про­фессии людей, работающих в магазине (кассир, кла­довщик, бухгалтер).
1 19 (18) 28.01 Золотистая соломка Изделие: «Золотистая соломка" Работа с природными материалами. Знакомство с но­вым видом природного материала - соломкой. Свой­ства соломки.
1 20 (19) 04.02 Упаковка подарков Изделие: «Упаковка подарков" Значение подарка для человека. Правила упаковки и художественного оформления подарков. Основы гар­моничного сочетания цветов при составлении компо­зиции. Оформление подарка в зависимости от того, ко­му он предназначен
1 21 (20) 11.02 Автомастерская Изделие: «Фургон «Мороженое»
Знакомство с историей создания и устройством авто­мобиля. Работа с картоном. Построение развёртки при помо­щи вспомогательной сетки. 1 22 (21) 18.02 Грузовик Изделия: «Грузовик», Практическая работа: «Человек и земля» Работа с металлическим конструктором. Анализ конструкции готового изделия. Детали конструктора.
1

Тема 2: Человек и вода - 4 часа 23 (1) 25.02 Мосты Изделие, модель «Мост» Мост, путепровод, виадук. Виды мостов (арочные, пон- тонные, висячие, балочные), их назначение. Конструк- тивные особенности мостов. Моделирование. Изготов- ление модели висячего моста.
1 24 (2) 03.03 Водный транспорт Изделия: «Яхта», «Баржа» проект « Водный транспорт» Водный транспорт. Виды водного транспорта. Проект «Водный транспорт» Проектная деятельность. Работа с бумагой. 1 25 (3) 10.03 Проект: Океанариум Изделие: «Осьминоги и рыбки». Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игруш­ки. Виды мягких игрушек (плоские, полуобъёмные и объёмные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой.
1 26 (4) 17.03 Фонтаны Изделие: «Фонтам». Практическая работа: «Человек и вода»
Фонтаны. Виды и конструктивные особенности фон­танов. Изготовление объёмной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу.
1

Тема 3: Человек и воздух - 3 часа. 27 (1) 24.03 Зоопарк Изделие: «Птицы». Практическая работа: «Тест «Условные обозначе­ния техники оригами» Знакомство с историей возникновения зоопарков в России. Бионика. История возникновения искусства оригами. Использование оригами. 1 28 (2) 07.04 Вертолетная площадка Изделие: «Вертолёт «Муха» Знакомство с особенностями конструкции вертолёта. Особенности профессий лётчика, штурмана, авиакон­структора. Конструирование модели вертолёта.
1 29 (3) 14.04 Воздушный шар Изделие: «Воздушный шар». Практическая работа: «Человек и воздух» Техника папье-маше. Применение техники папье-ма­ше для создания предметов быта. Освоение техники папье-маше.
1

Тема 4: Человек и информация - 5 часов 30 (1) 21.04 Переплетная мастерская Изделие: «Переплётные работы»
Книгопечатание. Основные этапы книгопечатания. Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструк­ция книг (книжный блок, обложка, переплёт, слизура, крышки, корешок). 1 31 (2) 28.04 Почта Способы общения и передачи информации. Почта. Те­леграф. Особенности работы почты и профессиональ­ная деятельность почтальона.
1 32, 33 (3,4) 05.05 12.05 Кукольный театр Изделие: «Кукольный театр» Театр. Кукольный театр. Профессиональная деятель­ность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре. 2 34 (5) 19.05 Афиша Изделие «Афиша» Программа Microsoft Office Word. Правила набора текс­та. Программа Microsoft Word Document.doc. Сохране­ние документа, форматирование и печать. 1


© 2010-2022