• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы /Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. -3-е изд. , перераб. - М. : Вентана-Граф, 2013. - 112 с

Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы /Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. -3-е изд. , перераб. - М. : Вентана-Граф, 2013. - 112 с

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

к курсу «Изобразительное искусство» (1 класс)

на 2015/2016 учебный год

Рабочая программа составлена для 1 класса на основании следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 с учетом изменений, внесенных приказами Минобразования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643);

  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству;
  • Положения «О рабочей программе учебных предметов (курсов)» МБОУ «СОШ №59», принятого на заседании педагогического 28.08.2015, протокол № 9; утвержденного приказом директора № 174-р от 31.08.2015;
  • Образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №59», утвержденной приказом директора № 179 от 02.09.2013;
  • Учебного плана для 1-4 классов МБОУ «СОШ №59» на 2015-2016 учебный год, утвержденного приказом директора № 175-р от 31.08.2015;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 31.03.2014 № 253), с. 31
  • Авторской программы по предмету: Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы /Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская.-3-е изд., перераб.- М.: Вентана- Граф, 2013. - 112 с.;

Обоснование выбора УМК для реализации учебной программы: Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе концепции и общеобразовательной программы «Начальная школа ХХI века» и интегрированной программы Л. Г. Савенковой «Изобразительное искусство» 1 - 4 классы, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2010 г.), учебным планом школы. Данная программа учитывает опыт и современные направ­ления педагогики в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обу­чения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имён и тенденций в искусстве. Современный уровень социокультурного развития общест­ва требует обновления культуры общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), разработки таких учебных программ по предмету «Изобрази­тельное искусство», которые обеспечивали бы полихудожест­венное развитие школьников. Цель уроков изобразительного искусства в начальной шко­ле - разностороннее художественно-творческое развитие уча­щихся: • формирование у детей целостного, гармоничного воспри­ятия мира; • активизацию самостоятельной творческой деятельности; • развитие интереса к природе и потребности общения с ис­кусством (восприятие и практическая деятельность); • формирование духовных начал личности, воспита­ние эмоциональной отзывчивости и культуры воспри­ятия произведений профессионального и народного ис­кусства; • воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.


Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»: • воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных наро­дов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетиче­ские предпочтения; • развивать творческий потенциал ребёнка путём активи­зации у него воображения и фантазии; формировать спо­собность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотруд­ничества и сотворчества в художественной деятельности; • формировать навыки работы в разных видах пластиче­ских искусств: живописи, графике, декоративно-приклад­ном искусстве, архитектуре и дизайне; • формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графиче­ской грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпоч­тения детей, их желание выразить в творчестве свои пред­ставления об окружающем мире; • развивать опыт художественного восприятия произведе­ний искусства. Проблема всестороннего художественного развития уча­щихся реализуется в программе путём развития дифференци­рованного зрения, освоения художественно-образного языка изобразительного искусства. Особое внимание в программе уделяется самостоятельной художественно-творческой деятель­ности школьников, восприятию ими произведений разных ви­дов искусства. В основе преподавания предмета «Изобразительное искус­ство» лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с образовательными дисциплинами. В программе представлены три направления художествен­ного развития учащихся. 1. Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму (изобразительное ис­кусство и окружающий мир). Освоение законов создания про­изведения искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, сим­метрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). 2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творче­ской инициативы учащихся, развитие у них способности само­стоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в ка­ком-либо виде художественной деятельности. Развитие жела­ния творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить компо­зицию.3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Система­тическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собст­венной творческой деятельности.

Направления работы в каждом классе реализуются в следую­щих видах художественной деятельности. Работа на плоскости направлена на овладение детьми раз­ными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью. Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.) с помощью разнообразных художественных материалов (кра­сок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппли­кации, коллаже). Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн - создание несложных геометрических форм из бумаги, использо­вание в работе готовых объёмных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), природ­ного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.). Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, об­суждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы. Развивающие и художественные задачи решаются в каж­дом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: разви­тие пространственного мышления и представлений о про­странстве в искусстве и жизни, развитие представлений о фор­ме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве. 1 класс. Для детей этого возраста свойственны впечатлительность и стремление познать мир вокруг. Поэтому на этапе знакомства с изобразительным искусством следует формировать у детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными (разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.); развивать умение видеть и замечать, слышать и чувствовать, изучать предметный мир и приролу; развивать чувство пространства и формировать осознание себя как части мира; развивать у детейстремление передавать свои наблюдения в творческих работах. Ведущая практическая задача этого года обучения - освоение учащимися формата листа. Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни. Развитие ощущения пространства: люди в пространстве. Конкретное, единичное в пространстве. Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Интерес к объектам окружения. Разнообразие форм в природе и в неприродной среде. Индивидуальное чувство формы. Развитие представлений о цвете в искусстве и окружаю­щем предметном мире. Цвет и краски в природе (солнце, вода, воздух, радуга, огонь, растения, животные). Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение. Формирование индивидуального чувства цвета. Композиционные задачи в искусстве. Развитие основ проектного мышления на основе освоения композиционных задач в искусстве. Композиция, форма, цвет и настроение. В практическую деятельность учащихся с первого года обучения включены задания, предполагающие использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Такие задания способствуют развитию зрительного (визуального) восприятия, повышению интереса к непосредственному окружению; помогают формировать умения работать с дистанционными материалами и инструментами, анализировать и сознательно использовать информацию из различных источников (книг, журналов, видео- и кинофильмов, Интернета, рекламы, газет, словарей и др.).

Результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты: • целостное, гармоничное восприятие мира; • интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями; • умение формулировать, осознавать, передавать своё на­строение, впечатление от увиденного в природе, в окру­жающей действительности; • способность выражать свои чувства, вызванные состояни­ем природы; • способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насеко­мых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу); • представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство; • самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов; • умение доводить работу до конца; • способность предвидеть результат своей деятельности; • адекватная оценка результатов своей деятельности; • способность работать в коллективе; • умение работать индивидуально и в малых группах; • готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументи­рованно отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты: • постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца); • принятие и удержание цели задания в процессе его выпол­нения; • самостоятельная мотивация учебно-познавательного про­цесса; • самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов; • умение проектировать (планировать) самостоятельную дея­тельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей; • умение критически оценивать результат своей работы и ра­боты одноклассников на основе приобретённых знаний; • умение применять приобретённые знания по одному предмет)' при изучении других общеобразовательных дис­циплин; • умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач; • умение проводить самостоятельные исследования; • умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной за­дачей; • умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний; • умение находить нужную информацию в Интернете; • участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений; • умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием; • обогащение словарного запаса, развитие умения описы­вать словами характер звуков, которые «живут» в различ­ных уголках природы, понимать связь между звуками в му­зыкальном произведении, словами в поэзии и прозе; • умение пересказывать небольшие тексты (сказки, расска­зы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, соз­давать мини-рассказы по своему сюжету; • понимание и передача своих впечатлений от услышанно­го, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, на­родной речи, разных видах и жанрах искусства); • умение сопоставить события, о которых идёт речь в про­изведении, с собственным жизненным опытом, выделе­ние общего и различного между ними; • умение объяснить, чем похожи и чем различаются тради­ции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Предметные результаты: • сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне; • умение анализировать и сравнивать произведения искус­ства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содер­жания; • умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему; • способность обосновывать своё суждение, подбирать сло­ва для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства; • умение высказывать предположения о сюжете по иллюст­рации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, карти­не, спектакле, книге; • умение фиксировать своё эмоциональное состояние, воз­никшее во время восприятия произведения искусства; • сформированность представлений о природном про­странстве и архитектуре разных народов; • сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего ре­гиона, их истории; • активное участие в обсуждении роли искусства в жизни об­щества и человека; • понимание влияния природного окружения на художест­венное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества; • понимание зависимости народного искусства от природ­ных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа; • умение объяснить, чем похожи и чем различаются тради­ции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом; • умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства - словесном, изобразительном, пла­стическом, музыкальном; • умение развивать предложенную сюжетную линию (сочи­нение общей сказки, пьесы и т. п.); • сформированность навыков использования средств компь­ютерной графики в разных видах творческой деятельности; • умение выражать в беседе своё отношение к произведени­ям разных видов искусства (изобразительного, музыкаль­ного; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них; • умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла; • умение сравнивать произведения на одну тему, относящие­ся к разным видам и жанрам искусства; • умение распознавать выразительные средства, использо­ванные автором для создания художественного образа, вы­ражения идеи произведения; • умение использовать элементы импровизации для реше­ния творческих задач.

Место предмета в учебном плане

На изучение курса «Изобразительное искусство» в 1 классе отводится 1 час еженедельно. В год - 33 часа.

Количество уроков по разделам за год

Раздел

Кол-во учебных часов

Контрольные работы (стандартизированные), лабораторные работы, практические работы Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму (изобразитель­ное искусство и окружающий мир)

16

Не предусмотрены авторской программой

Развитие фантазии и воображения

11

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

6

Итого:

33

Данная рабочая программа полностью соответствует авторской программе.

Формы организации образовательного процесса Эффективнее учебная деятельность учащихся на занятиях, построенных на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по пред­ставлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов кол­лективного творчества и индивидуальной работы на уро­ках; изучение художественного наследия; подбор иллюст­ративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных)

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, ис­торией, трудом. С целью формирования опыта творче­ского общения в программу вводятся коллективные зада­ния. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров. Выполненные на уроках художест­венные работы учащиеся могут использовать как подарки для родных и друзей. Приветствуется любое обществен­ное приложение результатов художественной деятельнос­ти школьников.

Формы занятий по изобразительному искусству:

теоретические и практические (экскурсии, урок-путешествие и др.)

Методы и технологии преподавания:

- обучающее иллюстрирование

- инсценирование

- игровая технология

- ролевые игры

- проблемный

- частично-поисковый

Виды деятельности планированы в соответствии с авторской программой.

Оценка достижений результатов обучения осуществляется при помощи:
- текущего контроля

Оценивать деятельность учащихся на уроках изобразитель­ного искусства необходимо индивидуально, с учётом возраста и прогресса каждого ученика, определяя освоение темы, техно­логию работы, овладение материалами и инструментами. При оценке необходимо найти успех, пусть незначительный, каждо­го школьника и отметить это перед другими учащимися. Осо­бенно это касается оценок творческих работ детей. Когда рабо­та коллективная, следует так организовать её, чтобы каждый мог наиболее полно проявить себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее удаются.

Перед выполнением работы надо предупредить детей, что именно в работе будет оцениваться. Так, важно подчеркнуть, что в отличие от других общеобразовательных предметов на уроках изобразительного искусства оценивается не аккурат­ность, а творческая активность ученика, его желание сделать что-то своё.

Применяются следующие формы контроля:

- выставки, конкурсы, викторины;
- творческие задания;
- открытые занятия;
- творческие проекты;
- устные опросы. После каждого года обучения дети участвуют в разноуровневых конкурсах и выставках. Эти мероприятия являются контрольными и служат показателем освоения детьми программы, а также сплачивают детский коллектив.
































Содержание программы

1 класс (33 часа)

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (16 часов).

Наблюдение окружающего предметного мира и мира природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приёмы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы па листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции: главный элемент, его выделение цветом и формой. Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, передача его в рисунке. Представление о набросках и зарисовках. Получение сложных цветов путём смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе - ниже, дальше - выше. Передача простейшей плановости пространства и динамики (лепка в рельефе с помощью стеки). Освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина). Передача в объёме характерных форм игрушек по мотивам народных промыслов. Создание коллективных композиций. Работа с готовыми формами. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером и др. Создание несложного орнамента из элементов, подсмотренных в природе. Работа с палитрой и гуашевыми красками.

Развитие фантазии и воображения (11 часов).

Импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача в слове характера звуков, которые «живут» в данном уголке природы. Передача движения и настроения в рисунке. Наблюдение за объектами окружающего мира. Создание творческих работ по фотоматериалам и на основе собственных наблюдений. Импровизация на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнение с контрастом и нюансом в музыке и танце, слове. Проведение самостоятельных исследований на тему «Цвет и звук». Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе. Звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу). Передача в слове своих впечатлений, полученных от восприятия скульптурных форм. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиции по мотивам литературных произведений.

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).

Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем «Какие бывают художники - живописцы, скульпторы, графики?», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор?». Материалы и инструменты разных художников - живописца, графика, прикладника, архитектора, художника. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Проведение коллективных исследований по творчеству художников. Представление об особенностях работы скульп -тура, архитектора, игрушечника, дизайнера. Понятия «форма», «силуэт», «пропорции», «динамика в скульптуре». Роль и значения музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

К концу 1 класса обучающиеся должны получить начальные сведения:

- о деятельности художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаши, краски и пр.);

- о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;

- о разнообразности и назначении художественных промыслов, связи функциональности вещи и украшения ее узором (Хохлома, Городец, Павлово-Посад, Семенов, Жостова и Полхов-Майдан);

- о цветоведении (основные и смешанные цвета, теплые и холодные, контрастные, в пределах наборов акварельных красок);

- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, знать назначение палитры и использовать ее в работе.

К концу учебного года обучающиеся должны уметь:

- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передавать художник);

- стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

- правильно сидеть за партой (столом), без напряжения и свободно проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

- применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, ровно закрывать поверхность в пределах намеченного контура;

- менять направление мазков согласно форме;

-использовать формат (горизонтальный, вертикальный) в соотвествии с задачей и сюжетом;

- использовать навыки компоновки, определять величину и расположение в зависимости от размера листа бумаги;

-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;

-передавать пространственное отношение: изображать основание более близких предметов ниже (на бумаге), дальних - выше, ближние предметы крупнее равных, но удаленных;

- составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, из геометрических форм;

- лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуру человека, игрушки);

- составлять аппликационные композиции из разных материалов (бумага, картон и т.д.)


Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса по предмету

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Основные средства обучения:

Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное ис­кусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразователь­ных учреждений. - М.: Вентана-Граф

  1. Дидактические пособия:

Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2015

  1. Методические материалы для учителя:

Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 1 класс: органайзер для учителя: методические разработки уроков / Л. Г.Савенкова, Е. А.Ермолинская. - М. : Вентана-Граф, 2013. - 176 с.

Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская.-3-е изд., перераб.- М.: Вентана- Граф, 2013. - 112 с.

Савенкова Л.Г., Богданова Н.В. Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя М.: Вентана-Граф, 2013.

комплект наглядных пособий для демонстрации на уроке;

  1. Технические средства обучения:
  • Компьютер.

  • DVD - проектор.

  • Магнитная доска

  • Индивидуальные пособия и инструменты: альбом, акварельные и гуашевые краски, кисти, палитра, набор цветной бумаги, клей, ножницы.

  1. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения:

  • Изобразительное искусство: тематическое планирование: 1 - 4 классы. - М.: Вентана-Граф, 2012.

  • диски с репродукциями картин художников из крупнейших музеев мира, видеофильмами, музыкальными произведениями, предусмотренными школьной про­граммой.

  1. Оборудование:

  • раковина и кран с холодной водой;

  • специально оборудованное место для учителя: большая доска (желательно белая)

  • комплекты ученической мебели (15 шт.), меловая доска (1 шт.), стол для учителя (1 шт.)

Список литературы

Для учителя:

  1. Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 1 класс: органайзер для учителя: методические разработки уроков / Л. Г.Савенкова, Е. А.Ермолинская. - М. : Вентана-Граф, 2013. - 176 с.

  2. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская.-3-е изд., перераб.- М.: Вентана- Граф, 2012. - 112 с.

  3. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя М.: Вентана-Граф, 2013.

Для учащихся:

  1. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное ис­кусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразователь­ных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2013;

  2. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2015.

Календарно-тематическое планирование

учебного предмета «изобразительное искусство», 1 «А» класс


п/п

Наименование разделов и тем

Календарные

сроки

Основное содержание

Формы, методы, осн.виды деятельности урока

Оборудование,

контрольно-измерительные

материалы

Плани

руемые

Факти

ческие

Раздел № 1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) 16 часов.

Образовательные результаты по разделу «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир»

ПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

• сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;

• умение анализировать и сравнивать произведения искус­ства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содер­жания;

• умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

• способность обосновывать своё суждение, подбирать сло­ва для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

• умение высказывать предположения о сюжете по иллюст­рации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать

о своём любимом произведении искусства, герое, карти­не, спектакле, книге;

• умение фиксировать своё эмоциональное состояние, воз­никшее во время восприятия произведения искусства;

• сформированность представлений о природном про­странстве и архитектуре разных народов;

• сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего ре­гиона, их истории;

• активное участие в обсуждении роли искусства в жизни об­щества и человека;

• понимание влияния природного окружения на художест­венное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

• понимание зависимости народного искусства от природ­ных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

• умение объяснить, чем похожи и чем различаются тради­ции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

• умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства - словесном, изобразительном, пла­стическом, музыкальном;

• умение развивать предложенную сюжетную линию (сочи­нение общей сказки, пьесы и т. п.);

• сформированность навыков использования средств компь­ютерной графики в разных видах творческой деятельности;

• умение выражать в беседе своё отношение к произведени­ям разных видов искусства (изобразительного, музыкаль­ного; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

• умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

• умение сравнивать произведения на одну тему, относящие­ся к разным видам и жанрам искусства;

• умение распознавать выразительные средства, использо­ванные автором для создания художественного образа, вы­ражения идеи произведения;

• умение использовать элементы импровизации для реше­ния творческих задач.

• постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);

• принятие и удержание цели задания в процессе его выпол­нения;

• самостоятельная мотивация учебно-познавательного про­цесса;

• самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов;

• умение проектировать (планировать) самостоятельную дея­тельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

• умение критически оценивать результат своей работы и ра­боты одноклассников на основе приобретённых знаний;

• умение применять приобретённые знания по одному предмет)' при изучении других общеобразовательных дис­циплин;

• умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

• умение проводить самостоятельные исследования;

• умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной за­дачей;

• умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

• умение находить нужную информацию в Интернете;

• участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

• умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

• обогащение словарного запаса, развитие умения описы­вать словами характер звуков, которые «живут» в различ­ных уголках природы, понимать связь между звуками в му­зыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

• умение пересказывать небольшие тексты (сказки, расска­зы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, соз­давать мини-рассказы по своему сюжету;

• понимание и передача своих впечатлений от услышанно­го, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, на­родной речи, разных видах и жанрах искусства);

• умение сопоставить события, о которых идёт речь в про­изведении, с собственным жизненным опытом, выделе­ние общего и различного между ними;

• умение объяснить, чем похожи и чем различаются тради­ции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

• целостное, гармоничное восприятие мира;

• интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями;

• умение формулировать, осознавать, передавать своё на­строение, впечатление от увиденного в природе, в окру­жающей действительности;

• способность выражать свои чувства, вызванные состояни­ем природы;

• способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насеко­мых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);

• представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;

• самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов;

• умение доводить работу до конца;

• способность предвидеть результат своей деятельности;

• адекватная оценка результатов своей деятельности;

• способность работать в коллективе;

• умение работать индивидуально и в малых группах;

• готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументи­ровано отстаивать собственное мнение.


Динамическая пауза (экскурсия)

Художник-живописец.

Освоение техники работы кистью и красками.

Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой)

Работа на плоскости.

Фронтальная.

Наблюдение.

М\м презентация, краски, кисти, альбом, палитра

Динамическая пауза (ролевая игра)

Наскальная живопись древних людей.

Формирование представлений о происхождении искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди.

Инструменты и художественные материалы современного художника

Фронтальная.

Воспроизведение образца.

Тонированная бумага, карандаши

Динамическая пауза (сюжетная игра)

Знакомство с палитрой. Создание своих цветов и оттенков.

Развитие умения наблюдать за изменениями в природе, формировать умения передавать в цвете своё впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности

Фронтальная.

Наблюдение.

М\м презентация, краски, кисти, альбом, палитра

Динамическая пауза (сюжетная игра)

Изобразительная плоскость.

Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Первые представления о композиции

Фронтальная.

Беседа.

М\м презентация, краски, кисти, альбом, палитра

Динамическая пауза (игра)

Художник-график.

Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Передача в рисунке своих наблюдений

Фронтальная.

Воспроизведение образца.

Альбом, гуашь, пастель, тушь, карандаш

Динамическая пауза (экскурсия)

Рисование с натуры предметов разной формы в сравнении с другими предметами.

Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве

Фронтальная.

Рисование с натуры.

Акварель, альбом, палитра

Динамическая пауза (игра)

Зарисовки, этюды на передачу настроения в цвете.

Развитие понятия зрительной глубины и её передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции

Фронтальная.

Воспроизведение образца.

Альбом, гуашь, пастель

Динамическая пауза (экскурсия)

Освоение жизненного пространства человека и животного.

Развитие умения наблюдать за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве

Фронтальная. Наблюдение.

Цв. карандаши, м\м презентация, альбом

Динамическая пауза (ролевая игра)

Получение нового цвета путём смешения двух красок.

Развитие умения выполнять плавные переходы одного цвета в другой в игровой форме. Наблюдение: изменение цвета с помощью белой краски

Фронтальная.

Воспроизведение образца.

М\м презентация, краски, кисти, альбом, палитра

Художник-скульптор.

Развитие интереса к объектам животного мира. Наблюдение за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб

Фронтальная.

Работа по памяти.

Пластилин, досточка, стеки

Представление о рельефе.

Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие понятий: ближе - ниже, дальше - выше. Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: «рядом», «над», «под»

Работа в объёме и пространстве

Фронтальная.

Работа по памяти, представлению

Пластилин, досточка, стеки

Художник- прикладник.

Развитие индивидуального чувства формы

Фронтальная.

Воспроизведение образца.

Пластилин, досточка, стеки

Передача движение в объёме, знакомство с понятием динамики.

Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов

Коллективная (в паре).

Работа по памяти.

Пластилин, досточка, стеки, готовые формы

Великий художник - природа.

09.12.15

Стилизация природных форм как приём их перевода в декоративные. Освоение техники бумажной пластики

Декоративно-прикладная деятельность

Коллективная (в паре).

Работа с готовыми формами.

Готовые формы, белая бумага, ножницы

Перевод реального изображения в декоративное.

Изображение по представлению с помощью линий, разнообразных по характеру начертания. Передача ощущения нереальности сказочного пространства: предметы, люди в пространстве

Фронтальная.

Работа по представлению

Цв. бумага, клей, ножницы, фломастеры, карандаши, м\м презентация

Выполнение декоративного фриза.

Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни. Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение.

Фронтальная.

Воспроизведение образца.

М\м презентация, гуашь, альбом, палитра

Раздел № 2. «Развитие фантазии и воображения» -11 часов.

Образовательные результаты по разделу «Развитие фантазии и воображения»

ПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

• сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;

• умение анализировать и сравнивать произведения искус­ства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содер­жания;

• умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

• способность обосновывать своё суждение, подбирать сло­ва для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

• умение высказывать предположения о сюжете по иллюст­рации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать

о своём любимом произведении искусства, герое, карти­не, спектакле, книге;

• умение фиксировать своё эмоциональное состояние, воз­никшее во время восприятия произведения искусства;

• сформированность представлений о природном про­странстве и архитектуре разных народов;

• сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего ре­гиона, их истории;

• активное участие в обсуждении роли искусства в жизни об­щества и человека;

• понимание влияния природного окружения на художест­венное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

• понимание зависимости народного искусства от природ­ных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

• умение объяснить, чем похожи и чем различаются тради­ции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

• умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства - словесном, изобразительном, пла­стическом, музыкальном;

• умение развивать предложенную сюжетную линию (сочи­нение общей сказки, пьесы и т. п.);

• сформированность навыков использования средств компь­ютерной графики в разных видах творческой деятельности;

• умение выражать в беседе своё отношение к произведени­ям разных видов искусства (изобразительного, музыкаль­ного; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

• умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

• умение сравнивать произведения на одну тему, относящие­ся к разным видам и жанрам искусства;

• умение распознавать выразительные средства, использо­ванные автором для создания художественного образа, вы­ражения идеи произведения;

• умение использовать элементы импровизации для реше­ния творческих задач.

• постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);

• принятие и удержание цели задания в процессе его выпол­нения;

• самостоятельная мотивация учебно-познавательного про­цесса;

• самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов;

• умение проектировать (планировать) самостоятельную дея­тельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

• умение критически оценивать результат своей работы и ра­боты одноклассников на основе приобретённых знаний;

• умение применять приобретённые знания по одному предмет)' при изучении других общеобразовательных дис­циплин;

• умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

• умение проводить самостоятельные исследования;

• умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной за­дачей;

• умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

• умение находить нужную информацию в Интернете;

• участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

• умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

• обогащение словарного запаса, развитие умения описы­вать словами характер звуков, которые «живут» в различ­ных уголках природы, понимать связь между звуками в му­зыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

• умение пересказывать небольшие тексты (сказки, расска­зы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, соз­давать мини-рассказы по своему сюжету;

• понимание и передача своих впечатлений от услышанно­го, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, на­родной речи, разных видах и жанрах искусства);

• умение сопоставить события, о которых идёт речь в про­изведении, с собственным жизненным опытом, выделе­ние общего и различного между ними;

• умение объяснить, чем похожи и чем различаются тради­ции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

• целостное, гармоничное восприятие мира;

• интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями;

• умение формулировать, осознавать, передавать своё на­строение, впечатление от увиденного в природе, в окру­жающей действительности;

• способность выражать свои чувства, вызванные состояни­ем природы;

• способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насеко­мых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);

• представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;

• самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов;

• умение доводить работу до конца;

• способность предвидеть результат своей деятельности;

• адекватная оценка результатов своей деятельности;

• способность работать в коллективе;

• умение работать индивидуально и в малых группах;

• готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументи­ровано отстаивать собственное мнение.


Превращение кляксы в животное.

Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии»

Работа на плоскости.

Фронтальная.

Работа по представлению

Кисть, палочка, акварель, альбом

Создание картин-фантазий.

Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Передача сюжета в работе. Развитие умения выстраивать свой сюжет

Фронтальная.

Наблюдение.

Кисть, палочка, акварель, альбом

Музыка и звуки природы в живописных цветовых композициях.

Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях

Фронтальная.

Наблюдение.

Акварель, цветные мелки, фломастеры, цв.бумага, клей, ножницы, альбом

Изображение движения.

Развитие умения передавать движения человека, животного, птиц. Фотографирование человека или животного в движении

Коллективная.

Наблюдение.

Гуашь , альбом, м\м презентация

Композиция «Дворец Снежной королевы».

Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном

Фронтальная.

Наблюдение.

Цв. карандаши, альбом, муз.сопровождение, стихи русских поэтов о природе

Музыка в картине и стихах.

24.02.16

Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, парк, по городу, зоопарку

Фронтальная.

Работа по представлению

Акварель, пастель, альбом, палитра

Художник - скульптор.

Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объемной форме

Работа в объёме и пространстве

Фронтальная.

Рассказ .

Цв. бумага, клей, ножницы, кисточка, м\м презентация

Художник - архитектор.

Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе по мотивам литературных произведений

Фронтальная.

Конструирование

Готовые формы (коробки, упаковки), цв.бумага, гуашь

Внутреннее архитектурное пространство и его украшение.

Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера)

Декоративно-прикладная деятельность

Фронтальная.

Воспроизведение образца

М\м презентация, акварель, гуашь, альбом

Форма и украшение в народном искусстве.

Работа с литературными сказочными произведениями. Создание композиции помещения сада, строения в природной среде по описанию в сказке

Коллективная.

Работа по представлению

М\м презентация, пластилин, стека, досточка


Контраст и нюанс в разных видах искусства.

Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении

Фронтальная.

Наблюдение.

Акварель, альбом, м\м презентация, гуашь

Раздел 3. «Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)» 6 часов.

Образовательные результаты по разделу «Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)»

ПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

• сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;

• умение анализировать и сравнивать произведения искус­ства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содер­жания;

• умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

• способность обосновывать своё суждение, подбирать сло­ва для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

• умение высказывать предположения о сюжете по иллюст­рации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать

о своём любимом произведении искусства, герое, карти­не, спектакле, книге;

• умение фиксировать своё эмоциональное состояние, воз­никшее во время восприятия произведения искусства;

• сформированность представлений о природном про­странстве и архитектуре разных народов;

• сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего ре­гиона, их истории;

• активное участие в обсуждении роли искусства в жизни об­щества и человека;

• понимание влияния природного окружения на художест­венное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

• понимание зависимости народного искусства от природ­ных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

• умение объяснить, чем похожи и чем различаются тради­ции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

• умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства - словесном, изобразительном, пла­стическом, музыкальном;

• умение развивать предложенную сюжетную линию (сочи­нение общей сказки, пьесы и т. п.);

• сформированность навыков использования средств компь­ютерной графики в разных видах творческой деятельности;

• умение выражать в беседе своё отношение к произведени­ям разных видов искусства (изобразительного, музыкаль­ного; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

• умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

• умение сравнивать произведения на одну тему, относящие­ся к разным видам и жанрам искусства;

• умение распознавать выразительные средства, использо­ванные автором для создания художественного образа, вы­ражения идеи произведения;

• умение использовать элементы импровизации для реше­ния творческих задач.

• постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);

• принятие и удержание цели задания в процессе его выпол­нения;

• самостоятельная мотивация учебно-познавательного про­цесса;

• самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов;

• умение проектировать (планировать) самостоятельную дея­тельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

• умение критически оценивать результат своей работы и ра­боты одноклассников на основе приобретённых знаний;

• умение применять приобретённые знания по одному предмет)' при изучении других общеобразовательных дис­циплин;

• умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

• умение проводить самостоятельные исследования;

• умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной за­дачей;

• умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

• умение находить нужную информацию в Интернете;

• участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

• умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

• обогащение словарного запаса, развитие умения описы­вать словами характер звуков, которые «живут» в различ­ных уголках природы, понимать связь между звуками в му­зыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

• умение пересказывать небольшие тексты (сказки, расска­зы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, соз­давать мини-рассказы по своему сюжету;

• понимание и передача своих впечатлений от услышанно­го, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, на­родной речи, разных видах и жанрах искусства);

• умение сопоставить события, о которых идёт речь в про­изведении, с собственным жизненным опытом, выделе­ние общего и различного между ними;

• умение объяснить, чем похожи и чем различаются тради­ции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

• целостное, гармоничное восприятие мира;

• интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями;

• умение формулировать, осознавать, передавать своё на­строение, впечатление от увиденного в природе, в окру­жающей действительности;

• способность выражать свои чувства, вызванные состояни­ем природы;

• способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насеко­мых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);

• представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;

• самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов;

• умение доводить работу до конца;

• способность предвидеть результат своей деятельности;

• адекватная оценка результатов своей деятельности;

• способность работать в коллективе;

• умение работать индивидуально и в малых группах;

• готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументи­ровано отстаивать собственное мнение.


Изобразительное искусство среди других искусств.

Связь изобразительного искусства с действительностью. Игра на основе обмена мнениями о произведениях живописи, бесед о природе (по впечатлениям от прогулок в лесу или парке; посещения музея, выставки, просмотра видеоматериалов)

Фронтальная.

Беседа.

М\м презентация

Наблюдение за работой художника.

Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина )

Фронтальная.

Беседа.

М\м презентация, картины русских художников

Жанры изобразительного искусства.

Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности

Фронтальная.

Рассказ.

М\м презентация, картины разных жанров и разных художников

Художник - живописец.

Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или в лес

Фронтальная.

Наблюдение. Экскурсия.

Картины-пейзажи, музыкальное сопровождение, стихи русских поэтов о природе

Художник - скульптор.

Представление о работе художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее или вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэтов в скульптуре

Фронтальная.

Частично-поисковый.

М\м презентация, работы скульптора, архитектора, игрушечника, дизайнера

Понятие музея. Экспозиция.

Знакомство с крупнейшими музеями в России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом

Фронтальная.

Наблюдение.

Акварель, альбом, м\м презентация, гуашь


© 2010-2022