Конспект урока окружающего мира на тему Петр Первый 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока



Аттестуемый педагог : Игнатова Светлана Евгеньевна Предмет: окружающий мир Класс 3 Тема урока: «Петр Первый»










Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

Примечания 1.

Организационный момент

подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

урока создать положительный эмоциональный настрой;

Метод:

- словесный .

Ребята, закройте глаза, настройтесь и повторяйте за мной:

Я уже много знаю.

Вокруг много неизвестного.

Я хочу узнать больше!

Я могу узнать больше!

Я готов работать!

Откройте глаза.

- Посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне. Мы с вами вновь отправляемся в историческое путешествие по "реке времени". Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много нового.

- Хотите отправиться в путешествие?


2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу:

Цели для учителя:

  • -познакомить учеников с переломным моментом в истории нашего государства - становлением Российской империи;
  • -сформировать у учащихся образ Петра I, как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной, но противоречивой личности;
  • -дать представление учащимся о реформах Петра в социальной политике;
  • -определить ценность преобразований Петра I для современников.
  • Цели для учащихся:
  • формирование умения анализировать историческую ситуацию, сопоставлять факты, видеть противоречия и делать умозаключения;
-умение работать со схемами и картой; Методы: словесный;

II. Актуализация знаний.

-А для начала давайте вспомним, с какими периодами времени становления нашего государства мы познакомились? ( Древняя Русь, Московское государство)

-Обобщая знания о Древней Руси и Московского государства, вспомним важные события

Задание на слайде (ответы проверяем на слайде)

Князь Олег - создание Древнерусского государства. Князь Владимир - крещение Руси. Александр Невский - победа над европейскими рыцарями в Ледовом побоище. Кирилл и Мефодий - создание славянской азбуки. Дмитрий Донской - победа над ордынским войском в Куликовской битве. Иван III - создание Московского государства и избавление Руси от власти «Золотой Орды». Иван Федоров - первый русский книгопечатник. Иван Грозный - расширение границ государства. Минин и Пожарский - народное ополчение и освобождение Руси от польских захватчиков.

- Какое из исторических событий вам особенно запомнилось?

(несколько вариантов).

Вывод: Действительно, все цари сыграли свою роль в истории нашего государства.

Сегодня мы познакомимся с периодом, когда нашей страной правил еще один государь.

Слайд ( клип о Санкт-Петербурге.) Знаете ли вы, какой город изображен на этих открытках? Кто из вас бывал в нем? Чем вам запомнился этот город? Знаете ли вы, как давно он был построен?

А кто был основателем этого города? (Ответы учеников)

. Послушайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина. В нем говорится об этом человеке: Слайд ( аудиозапись )

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник -
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

"Яркое пятно" ( слайд с портретом Петра ) - Представьте себе великана, без малого 2 метра роста, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Любил он всё делать сам. Чтобы всё успеть он вставал в 3 утра. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Он быстро осваивал любое ремесло - мастерил лодки, стулья, посуду. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Особенно его привлекало корабельное дело. Одевался он скромно, носил немецкий кафтан, шапку надевал только в холод. Такой царь появился в России в XVIII веке. - Как вы думаете, о ком идет речь?

- Вы хотите узнать имя этого царя?

- Тогда отправляемся в путешествие по «реке времени»

Слайд «Река времени»

-Посмотрите, какая спокойна река времени с 14-17 век.

-А что же случилось с ней в начале 18 века? -Река ударяется о камень «Преобразования Петра I» и круто меняет свое направление. Начинается новый этап истории государства - Российская империя.

-Как вы думаете почему? ( появилcя новый царь, которого звали Петр I, произошли события, которые изменили, течение реки времени, ход истории)

-А какие события изменили ход развития нашей страны, мы узнаем сегодня на уроке.

Слай « Карта Российского государства».

Работа с картой. Посмотрите на карту России ХVI-ХVII веков. К каким морям имела выход Россия в ХVI-ХII веках? (Ответы детей.)

-Река Нева впадает в Балтийское море. . Триста лет назад, в устье реки Невы, были дремучие леса и непроходимые болота. Русские правители владели этими землями около восьми веков, и никому из них не приходила в голову мысль построить на этом месте город

Слайд «До начала XVIII века в устье Невы были дремучие леса и непроходимые болота».

-И вдруг за 10 лет по приказу Петра I здесь возвели новую столицу России. Тысячи людей стоя по пояс в холодной воде, забивали сваи, рыли каналы, возводили дома и мосты. И в начале XVIII века за несколько лет в устье Невы возникает Санкт-Петербург - город-порт, новая столица России. - Как вы думаете, зачем Петру I понадобилась новая крепость в устье Невы? Что послужило причиной других преобразований? (Наверное, чтобы завоевать выход к Балтийскому морю?) -А вот как А.С. Пушкин описал , что же произошло в начале XVIIIвека в устье Невы.

Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море. «В начале XVIII века в устье Невы возникает город Санкт-Петербург».

-Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?

(До XVIII века города не было, а потом он вдруг возник!)

-Какой возникает вопрос? «Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?».

1.Зачем были нужны преобразования?

2.Какие преобразования проведены?

3.Был ли завоеван выход к Балтийскому морю?

II. Версии детей:

-Ребята, представьте, что вдруг столицей России станет не Москва, а другой город, например наш.

-Как вы думаете, это серьезное событие для государства? (Конечно.)

-Оно может произойти просто так, без значимой причины? (Нет.)

-При царе Петре Первом, в начале XVIII века произошло такое серьезное событие! Будем искать его причины.

-Одно из таких преобразований вы уже знаете -возведение новой столицы России. Но мы так и не выяснили, зачем царь Петр это сделал.


3.

Изучение нового учебного материала.

Цели для учителя:

- выявить причины проведения преобразований в стране; - определить ценность этих преобразований для современников;

-умение ориентироваться в тексте, выделять главную мысль, делать выводы и обосновывать их.

Цели для учащихся:

-образ царя - реформатора;

-причины, побудившие Петра вводить реформы и строить новую столицу;

-цена реформ для простого народа;

Методы :

  • -проблемно-поисковый

  • - наглядный,

  • - аудиовизуальный,

  • - работа с учебником, схемой, картой.

  1. Укрепление Российского государства.
А) Для того , чтобы понять, для чего во всех сферах жизни страны понадобились резкие и глубокие изменения, надо вспомнить, что же представляла собой Россия к концу XVI века. Прочитайте текст на с.66-67 от начала фрагмента «Морские ворота России» до слов «...отставать от наиболее сильных и развитых государств» - и подумайте, как ответить на первый вопрос: -Почему Петр I начинает преобразования в стране? (Ответы детей) Б) - А теперь рассмотрите рисунки на слайде и расскажите, какие преобразования были проведены? Ученики перечисляют преобразования: СОЗДАЛ НОВЫЕ АРМИЮ И ФЛОТ.
  • ПО ЕГО ПРИКАЗУ СТРОИЛИ НОВЫЕ ГОРОДА, ЗАВОДЫ И МАСТЕРСКИЕ.
  • ПО ЕГО ПРИКАЗУ ОТКРЫВАЛИ ШКОЛЫ , МУЗЕИ , БИБЛИОТЕКИ.
  • ВВЕЛ ПРАЗНОВАНИЕ НОВОГО ГОДА
  • ВЫПУСТИЛ ПЕРВУЮ ГАЗЕТУ
  • РУССКИЕ ЛЮДИ СТАЛИ БЫСТРЕЕ УЗНАВАТЬ О ПОСЛЕДНИХ НОВИНКАХ
  • ЛЮДИ ПОЛУЧИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ БЫВАТЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ
-В результате преобразований государство окрепло? (Да.) - Хотели бы вы жить в России времен Петра I? ( Ответы будут разные. Сделать акцент на положительных ответах.) - Как царь Петр проводил реформы? Слайд «Петровские реформы»

-Рассмотрите рисунки на слайде -Петровские реформы.

-Как царь Петр проводил реформы?

- Как изменилась жизнь простых людей за время преобразований Петра?

- Кем мог быть человек, которому вручают мундир, до того, как его забрали в солдаты? - С кем он мог расстаться, когда его забирали на службу? - Прочитайте подписи под рисунками и скажите, какое слово повторяется. - Как вы это понимаете? -При Петре I служба солдат была практически пожизненной, и человек, который уходил на службу, мог вернуться в семью только инвалидом. Крестьяне и горожане, согнанные на заводы и стройки, были приписаны к ним и не могли их покинуть. Сделаем вывод: благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе? - Хотели бы вы жить в России времен Петра I? -Почему? - Реформы были проведены за счет тяжелого, изнурительного труда тысяч простых русских людей.

-При Петре служба солдат была фактически пожизненной, и человек, которого отрывали от семьи, в нее мог вернуться только инвалидом. Крестьяне и горожане согнанные на заводы и строительства были приписаны к ним и не могли их покинуть.В царе ценили то, что он был дальновидным человеком, у него был могучий ум и талант государственного деятеля. Все эти черты помогали ему достигнуть намеченные цели. Но при этом он пользовался жестокими мерами. Он принуждал к тяжелым работам простых людей и не старался улучшить их жизнь. Тысячи крестьян гибли в ужасных условиях при строительстве Петербурга. Чтобы укрепить власть, военную мощь страны царь все время увеличивал налоги на простое население.

. 2. Выход России к морю. Учитель: Вспомните свои версии - для чего Петр I приказал построить флот и укрепить армию? (Ученики вспоминают свои предположения) Проверьте свои предположения по тексту на с. 68-69. - Какому государству принадлежали земли, интересующие Петра Г? - Чем закончилась война? Рассмотрите иллюстрации на с. 68, где показаны некоторые события Северной войны и опишите словами флаги России: - флаг торговых кораблей (фактически ставший национально-государственным) и военно-морской. -Какие важнейшие события войны со Швецией изображены на этих иллюстрациях? Когда строился Петербург, Карл XII говорил: «Пусть русские строят город. А жить в нем будем мы». Но история доказала, что это не так. Шведский король хотел дать решительный бой Петру. В 1709 г. осадил Полтаву и здесь решил разбить Русские войска. Непобедимая до этого шведская армия была разбита. Знаменитый полтавский бой принес новую славу Петру. А через 5 лет после полтавской битвы молодой флот России разгромил и Шведскую эскадру. Россия получила выход через Балтийское море в Атлантический океан и стала морской державой. А в 1713 г. Петр объявил Санкт-Петербург новой столицей. 1721г. - важная дата в истории России, Петр принял титул императора, и Россия стала называться Российской империей -Итак, какие же изменения произошли в России благодаря Петру I? - В России произошло множество изменений: появилась новая столица государства, новые государственные символы: торговый и военно-морской флаги), укрепилось положение России на международной арене (были созданы сильные армия и флот, велась активная торговля). В Россию пришли новые времена. Около вопроса плана( Был ли завоеван выход к Балтийскому морю?) можно записать отве

- Однако подданные называли своего царя «Отцом Отечества». - Как вы думаете, за что подданные называли своего царя Петра I «Отцом Отечества»? (Выслушиваются предположения детей, повторяется вывод предыдущего фрагмента урока.) Опираясь на выделенные жирным шрифтом слова, найдите на с. 69. как изменилось название Российского государства после победы над Швецией. (Российская империя.) -Какое звание принял Петр? (император )
4.

Закрепление учебного материала.

Цели для учащихся:

  • дать окончательный ответ на вопрос проблемной ситуации;
    - выявить значение преобразований

  • Цели для учителя: способствовать становлению собственной нравственной позиции учеников, их гражданско-патриотическому воспитанию

Формы и методы:

-метод самостоятельной работы по усвоению и осмыслению материала: работа с тетрадью на печатной основе

IV. Выражение решения проблемы. -Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? -Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы? -Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? -Петр I переносит столицу в Санкт-Петербург, так как именно на северо-западе России во времена Петра происходят важнейшие государственные события - создание флота, завоевание выхода в Балтику, развитие торговли со странами Западной Европы. Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств Европы. Применение нового знания

-Как вы думаете, могли ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа?

- Какими средствами было достигнуто преобразование России?

-Какой ценой пришлось платить людям за необходимые перемены?

-Многие преобразования Петра I были неизбежны и необходимы, но в то же время, народ, ради которого должны производиться все перемены, жестоко пострадал в годы правления Петра I.

- Это было ценой, которую нужно было заплатить за реформы.

-Откройте рабочую тетрадь на странице 31-32 и проверьте себя. Выполните 1-2 наиболее понравившиеся вам задания.

Итог урока:

-Давайте вернемся к началу нашего урока и вспомним стихи А.С. Пушкина.

Слайд: «Стихотворение А.С.Пушкина»

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник -
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

-Что же хотел сказать Пушкин о личности Петра?

- В этих словах показана многогранная ЛИЧНОСТЬ Петра Великого.

- Назовите главные слова нашего урока.

-Петр I, Российская империя, Санкт-Петербург и др


5. Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Обязательное для всех:

- выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 13, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе.

-Можно прочитать тему целиком, а также выбрать творческое задание:

1. Объясни фразу «Санкт-Петербург - морские ворота России»

2.Представь, что ты участвуешь в строительстве петровского
флота, в создании нового города - Санкт-Петербурга, сражаешься
со шведскими войсками (на выбор). Опиши свои впечатления с
точки зрения простого ремесленника, солдата, матроса в виде
письма к родным.

3.Найди изображение герба Санкт-Петербурга. Что он символизирует?

4.По желанию можно выполнить задание актуализации к следующей теме.

Эксперты:

Кузьмичева Т.А.

учитель начальных классов МОУ лицей № 4 ________________________________

Громыко И.И.

учитель начальных классов МОУ гимназии № 7 ________________________________

© 2010-2022