Программа предшкольной подготовки Школа будущего первоклассника

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 32»







Программа

предшкольной подготовки


«Школа будущего первоклассника»


(для детей 6 -7 лет)







Составила:

Головкова А.В.

учитель начальных классов











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа предшкольного образования детей 6 - 7 лет предназначена для обеспечения базисного содержания дошкольного образования, которое направлено на достижение необходимого уровня развития каждого ребенка. Программа представляет собой комплекс занятий с будущими первоклассниками и их родителями для того, чтобы помочь детям успешно адаптироваться в школе, а родителям дать возможность получить квалифицированные рекомендации о подготовке детей к школе. Цель программы: готовность к самореализации, поддержание в ребенке все то, что связано с личностным развитием. Задачи:

  1. подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно-речевое развитие и пр.);
  2. подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.)
Основные технологии - ведущая игровая деятельность - личностно-ориентированное познавательное и социально-личностное развитие ребенка Результатом предшкольного образования должно стать:
  1. Готовность ребенка к дальнейшему развитию:
  • Социально-личностному
  • Когнитивному (познавательному)
  • Речевому
  1. Сокращение адаптационного периода при поступлении ребёнка в школу;
  2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей;

Примерное планирование занятий по программе «Школа будущего первоклассника» Примерное планирование занятий подготовлено в соответствии с программой подготовки дошкольника к школьному обучению. Занятия организуются в образовательном учреждении, один раза в неделю (4 занятия по 20 минут). В примерном планировании, так же как в программе обучения и развития, представлены следующие разделы: 1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте (18ч). 2. Введение в математику (18ч) 3. Ознакомление с окружающим миром (18ч) 4. Конструирование и художественный труд.(18ч)
Примерный учебный план Продолжительность обучения: 18 недель (с 15 ноября по 25 апреля, с учетом каникул в марте). Общее число часов: 72 ч.. Режим занятий: 1 раз в неделю по 4 занятию. Длительность занятий: 20 мин. Примерное расписание занятий на неделю:
  1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
  2. Введение в математику.
  3. Окружающий мир.
  4. Конструирование и художественный труд.

Структура программы Адаптированная типовая программа определяет те знания и уме­ния, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуально­го и социального развития, адаптации к школьному обучению.
Раздел «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (18час) (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова, О.В.Пронина - пособия «По дороге к Азбуке», «Наши прописи») Задачи работы по развитию речи с детьми:
  1. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;
  2. Развитие грамматического строя речи;
  3. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка;
  4. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;
  5. Обучение звуко-слоговому анализу слов;
  6. Развитие мелкой моторики руки.
Содержание работы.
  1. Лексико-грамматическая работа:
  • Обогащение словарного запаса детей, наблюдение над многозначными словами в речи;
  • Употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
  1. Развитие связной речи:
  • Ответы на вопросы, участие в диалоге;
  • Подробный пересказ текста по зрительной опоре;
  • Составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
  1. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
  • Знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
  • Знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
  • Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
  • Выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонки, глухих согласных;
  • «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
  1. Обучение звуко-слоговому анализу:
  • Звуковой анализ состава слогов и слов;
  • Дифференциация понятий «звук» и «буква»;
  • Соотнесение звуков и букв.
  1. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

Тематическое планирование № занятия Тема занятия Кол-во часов Дата 1 Игрушки. Дом. Семья. 1
2 Одежда, обувь, головные уборы. 1
3 Животные дикие и домашние (звери и птицы). 1
4 Транспорт наземный, водный, воздушный 1
5 Город. Театр. Музыкальные инструменты. 1
6 Профессии. 1
7 Лес. Плоды, ягоды и семена. 1
8 Звуки и буквы. Слова. Звуки. 1
9 Гласные звуки. Слоги. Ударение 1
10 Гласные и согласные звуки. Звук [й]. 1
11 Двойные гласные звуки [йо], [йу]. Двойные гласные звуки [йа], [йэ]. 1
12 Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Звуки [л], [л,].Согласные звуки. Звуки [м], [м,]. Согласные звуки. Звуки [н], [н,]. 1
13 Согласные звуки. Звуки [р], [р,]..Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Звуки [г], [г,], [к], 1
14 Согласные звуки. Звуки [в], [в,], [ф], [ф,]. Согласные звуки. Звуки [б], [б,], [п], [п,]. 1
15 Согласные звуки. Звуки [д], [д,], [т], [т,]. Согласные звуки. Звуки [ч,], [щ,], [ц]. 1
16 Согласные звуки. Звук [х]. Согласные звуки. Свистящие согласные звуки. Звуки [з], [з,], [с], [с,]. 1
17 Согласные звуки. Шипящие согласные звуки. Звуки [ж], [ш]. Гласные и согласные звуки. 1
18 Встреча с Азбукой. 1

В результате работы дети должны уметь:
  1. Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
  2. Отвечать на вопросы педагога;
  3. Задавать свои вопросы;
  4. Подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
  5. Составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
  6. Выделять звук в начале слова;
  7. Узнавать и называть буквы русского алфавита;
  8. Соединять звуки в слоги.



Раздел «Ознакомление с окружающим миром» (18 часов) (авторы А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова - пособие «Здравствуй, мир») Основная цель курса - знакомство с целостной картиной мира, которое происходит по мере решения задач по осмыслению ребенком своего опыта. Является начальным звеном непрерывного курса «Окружающий мир» (авторский коллектив под рук. А.А. Вахрушева). Для средней и старшей групп детских садов, УВК, групп подготовки к школе, для индивидуальных занятий родителей с детьми. Задачи раздела:
  • Дальнейшее приобщение к миру взрослых людей, и созданных их трудом предметов;
  • Развитие возможности действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, понимать, осмысливать и реализовывать в своём поведении нравственное отношение к предметам как результату человеческого труда;
  • Ознакомление с техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника, разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей;
  • Формирование отчётливых представлений о предметах материальной культуры;
  • Расширение, уточнение и систематизация знаний о явлениях природы, формирование обобщённых представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов;
  • Воспитание бережного отношения к природе через формирование осознанно правильного отношения к ней;
  • Расширение, уточнение и систематизация представлений о растительном и животном мире в разных уголках планеты;
  • Обогащение и уточнение знаний ребёнка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, формирование этических норм и правил поведения в обществе.
Предметное содержание Мы живём в городе. Заочная экскурсия по городу - улицы, дворы, здания. Правила личной безопасности. Мой адрес. Осень - время года. Признаки осени. Подготовка растений и животных к зиме. Оседлые и перелётные птицы. Профессии людей. Различные профессии в моей семье. Улица. Правила поведения на улице. Транспорт. Правила поведения в транспорте. Зима - время года. Признаки зимы. Растения зимой. Звери и птицы зимой. Новый год и Рождество. История и традиции празднования. Наши друзья животные. Обитатели леса. Животный мир. Лес - наше богатство. Домашние животные - наши помощники. Животные, живущие рядом с человеком. Растения в нашем доме. Комнатные растения - разновидности, уход за растениями. 23 февраля - день рождения Армии. Истории армии, рода войск. Воин - защитник нашей Родины. Весна - время года. Признаки весны. Животный и растительный мир весной. От семечка к росточку. Выращивание растений (фасоль, горох, лук). Зоопарк. Обитатели разных стран в зоопарке. Охрана животных и растений. Красная книга. Правила поведения в лесу. Животные и растения готовятся к лету. Животный и растительный мир летом. Тематическое планирование № занятия Тема занятия Кол-во часов Дата 1 Мы живём в городе. 1
2-3 Осень - время года. 2
4 Профессии людей. 1
5-6 Улица. Правила поведения на улице. 2
7 Зима - время года. 1
8 Новый год и Рождество. 1
9-10 Наши друзья - животные. Обитатели леса. 2
11 Домашние животные - наши помощники. 1
12 Растения в нашем доме. 1
13 23 февраля - день рождения Армии. 1
14 Весна - время года. 1
15 От семечка к росточку. 1
16 Зоопарк. 1
17 Охрана животных и растений. Красная книга. 1
18 Животные и растения готовятся к лету. 1

В результате работы дети должны получит знания:
  1. Об элементарных правилах поведения в городе и природе;
  2. О правилах личной безопасности;
  3. О своём домашнем адресе, названии страны, города;
  4. О сезонных изменениях в природе;
  5. Об основных трудовых действиях своих родителей и т.д.;
  6. О зимующих птицах.
Дети должны иметь представления:
  1. О правилах поведения в общественных местах;
  2. О растительном и животном мире в различных местах;
  3. О трёх состояниях вещества на примере воды;
  4. О сезонных явлениях (обобщённое представление).
Дети могут:
  1. Устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе;
  2. Различать и называть деревья и кустарники по листьям и плодам;
  3. Соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.


Раздел «Введение в математику» (18 часов) (авторы М.В.Корепанова, С.А.Козлова, О.В.Пронина - пособие «Моя математика») Задачи раздела:
  • Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов по классам в соответствии с выделенными свойствами;
  • Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, неравно, столько же, больше, меньше;
  • Формирование пространственных представлений и временных: на, над, под, справа, слева, между, посередине, впереди, сзади, раньше, позже;
  • Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметами множеств и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок;
  • Сравнение множеств выраженных числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми;
  • Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один);
  • Различение количественного и порядкового числа, счёт в прямом и обратном порядке;
  • Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов;
  • Составление и решение простых арифметических задач;
  • Различение и называние геометрических фигур;
  • Упражнение в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.
Для поведения занятий компьютеры не требуются. Тематическое планирование № занятия Тема занятия Кол-во часов Дата 1 Свойства предметов. Свойства и признаки предметов. 1
2 Объединение предметов по общему свойству. 1
3 Множества и подмножества предметов, обладающих указанными признаками. 1
4 Признаки предметов. Части и целое. 1
5 Сравнение совокупностей. Знаки «=», « ≠». 1
6 На, над, под. Слева, справа. Между, посередине. 1
7 Один - много. Число и цифра. Внутри, снаружи. 1
8 Число и цифра 2. Пара. Точка. Линия. Прямая и кривая линия. 1
9 Число и цифра 3. Замкнутые и незамкнутые линии. 1
10 Ломаная линия. Многоугольник. Число и цифра 4. 1
11 Столько же. Знаки «=», « ≠». Больше, меньше. Знаки «<», «>». 1
12 Раньше, позже. Число и цифра 5. Сложение и вычитание в пределах 10. 1
13 Число и цифра 6. Длиннее, короче. Измерение длины. 1
14 Число и цифра 7. Тяжелее, легче. 1
15 Число и цифра 8. 1
16 Число и цифра 9. 1
17 Число и цифра 0. 1
18 Весёлая математика (игра-соревнование). 1

В результате работы дети могут по математике:
  • Называть числа от 1 до 10;
  • Продолжить заданную закономерность;
  • Производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
  • Выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами;
  • Разбивать множества на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
  • Обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;
  • Сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • Проводить аналогию между разными предметами;
  • Находить похожее у разных предметов;
  • Переносить свойства одного предмета на другие;
  • Устанавливать пространственно- временные отношения с помощью слов: на, над, под, справа, слева, между, посередине, впереди, сзади, раньше, позже;
  • Сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе визуально, приложением, наложением, и с помощью выбранных мерок;
  • Распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
  • Составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогом вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
  • Моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5-10 геометрических фигур по образцу;
  • Обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаге и в клетку «от руки».



Раздел « Конструирование и художественный труд». Цель: саморазвитие и развитие личности ребёнка, выявление творческого потенциала. Данная цель решается через ряд задач: 1. Формирование духовных качеств личности и эстетического мышления на основе развития творческой личности. 2. Развитие качеств творческой личности, умеющей: • ставить цель; • искать и находить решения; • выбирать средства и реализовывать свой замысел; • осознать и оценивать свой индивидуальный опыт; • находить речевое соответствие своим действиям. 3. Формирования основ эстетических и политехнических знаний и умений; 4. Расширение общекультурного кругозора дошкольников. Тематическое планирование № занятия Тема занятия Кол-во часов Дата 1 Давайте познакомимся! «Кто? Что? Из чего?» 1
2 Аппликация. Симметрия «Наш сад» 1
3 Мозаика из бумаги «Морская звезда 1
4 Мозаика из крупы «Кошечка» 1
5 Оригами. Складывание полоски и прямоугольника «Яблочко» 1
6 Плетение в три ряда «Косичка». 1
7 Игрушки из крученых полосок «Петрушка» 1
8 Художественное конструирование из природного материала. «Зимняя поляна» 1
9 Художественное конструирование из природного материала. «Кто живет на болоте» 1
10 Моделирование на плоскости. «Чебурашка» 1
11 Геометрическая мозаика. «Транспорт» 1
12 Создание художественных образов. «Черепаха» 1
13 Создание художественных образов. «Куклы» 1
14 Объемная композиция «Лиса и заяц». Оригами. 1
15 Плоское прямое плетение. «Закладка» 1
16 «Рисуем» жгутиками из пластилина «Звери» 1
17 Лепка «Печатаем рисунки на пластилиновой основе «Мой город» 1
18 Лепка из целых частей «Игрушки» 1

Задача включения родителей в процесс предшкольного образования ребенка
  • разъяснение и участие родителей в осуществлении образовательной политики РФ как на государственном, так и на общественном уровне, что становится особенно актуальным в связи с происходящим сейчас дальнейшим реформированием системы образования Российской Федерации;
  • пропаганда среди родителей идей развивающего образования и обеспечение их активного сотрудничества с педагогами ДОУ и других образовательных учреждений, занимающихся предшкольным образованием;
  • помощь родителям, самостоятельно обеспечивающим предшкольное образование ребенка, обеспечение их полным пакетом необходимых материалов (программой, пособиями для ребенка, методическими рекомендациями с подробным описанием занятий, диагностиками, наглядными и раздаточными материалами).
Кроме того, для достижения поставленных целей проводится подготовительная и текущая работа с родителями (лицами их заменяющими): Срок Мероприятие сентябрь
  1. Подготовка информационных буклетов для дошкольных образовательных учреждений о школе предшкольной подготовки.
  2. Приём документов для зачисления в школу предшкольной подготовки.
  3. Предварительные индивидуальные беседы по запросу родителей.
Октябрь - апрель Индивидуальные беседы, консультации по запросу родителей с администрацией школы, психологов, логопедом, дефектологом. Март Подготовка информации для ДОУ об условиях приёма в 1 класс. апрель Дни открытых дверей для будущих первоклассников и их родителей. Подготовка информационного буклета для родителей о учебно-методических комплектах реализуемых в будущем учебном году. Апрель - май Приём документов в 1 класс.



Методическое обеспечение для учителя:
  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н Л, Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Учимся читать. Серия «Школа для дошколят». - «Росмэн-Пресс»,2002
  2. Слова и звуки. Серия «Говорим правильно».
  3. Глицына Е.Б. 100 полезных упражнений -ЭКСМО
  4. Играем в слова. Серия «Говорим правильно».- ОАО «Дом печати - ВЯТКА», г. Киров
  5. Дмитриева В.Г. Веселые лабиринты. Готовим руку к письму -изд. «Сова» 2011
  6. Ильин М.А. Готовим ребёнка к школе. - Издательский дом «Литера»: 2004.
  7. Волина В.В. Праздник букваря. - М.: 1999.
  8. Клементович Т.Ф. Я учусь писать красиво. - Издательский дом «Литера»: 2004.
  9. Пятак С.В. Узнаю звуки и буквы - ЭКСМО 2012.
  10. Сахарова Ю.М. Игры и упражнения на развитие речи и мелкой моторики. - Издательский дом «Литера»: 2004.
  11. Рабочая тетрадь «Умозаключения». Серия «Умный малыш». - ОАО «Дом печати - ВЯТКА», г. Киров
  12. «Знакомимся с геометрией» - ОАО «Дом печати - ВЯТКА», г. Киров.

Сайты в помощь учителю и родителям будущих первоклассников:
  1. методцентр.рф - Комплексная служба психолого - педагогического и социального сопровождения.
  2. defectolog.ru - сайт для дефектологов и логопедов.
  3. raskrasko.ru - обучающие раскраски на разные темы.
  4. raskraska.com - раскраски на разные темы
  5. twirpx.com - рабочие тетради для дошкольников
  6. proshkolu.ru - портал для учителей, содержащий методические материалы
  7. pedmir.ru - Сайт практической направленности, содержащий разработки уроков, презентации.
  8. defectolog.ru - сайт для логопедов и дефектологов.
  9. prozagadki.ru - Разные загадки, в том числе и математические, на одну букву, с подвохом, ребусы.
  10. korogovor.ru - Скороговорки на определённую букву
  11. detsad-kitty.ru - практический материал для воспитателей, родителей и учителей.
  12. detgazeta.ru - детская газета.
  13. cofe.ru - детский сказочный журнал «Почитай-ка».
  14. skazochki.narod.ru - сайт «Детский мир». Детские песни, мультфильмы, загадки и др.
  15. vidod.edu.ru - Федеральный портал «Дополнительное образование детей».





























Приложение
Анкета №1 ДОСТАТОЧНО ЛИ ВНИМАНИЯ ВЫ УДЕЛЯЕТЕ СВОЕМУ РЕБЕНКУ?
  • Все ли Вам нравится в вашем ребенке?
  • Слышите ли Вы, что ребенок говорит?
  • Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?
  • Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
  • Поправляете ли Вы речь малыша?
  • Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?
  • Хвалите ли Вы малыша?
  • Смеетесь ли вместе с ним?
  • Отводите ли каждый день время для чтения ребенку?
  • Часто ли Вы обнимаете ребенка?
  • Играете ли вместе?
  • Есть ли у вашего ребенка собственные книги?
  • Есть ли у ребенка в доме место, которое отведено только ему?
  • Знаете ли Вы любимую сказку, книгу, спектакль Вашего малыша?
  • Ходите ли Вы в театры, в музеи, в зоопарк, в цирк вместе с ребенком?
  • Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?
  • Беседуете ли Вы с ребенком о смысле увиденного спектакля, фильма, прочитанной книги?
  • Стараетесь ли Вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот?
  • Стараетесь ли Вы ходить с ребенком на прогулки?
  • Есть ли у Вашего ребенка возможность играть в шумные, подвижные игры?






КЛЮЧ. Варианты ответов: «Да, почти всегда» - 4 балла «Иногда, может быть» - 2 балла «Нет, никогда» - 0 баллов КОЛИЧЕСТВО ВАШИХ БАЛЛОВ. От 80 до 60 Вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у Вас очень хорошие взаимоотношения, Вам очень хорошо вместе. От 60 до 30 Очевидно, Вы занятой человек, но, несмотря на это, Вы все же умудряетесь выкроить вре­мя для своего малыша. Меньше 30 Вам стоит задуматься и уделять немного больше внимания ребенку. Это сделает и его и Вас счастливее.























Анкета №2 «ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ» (Овчарова Р. Практическая психология в начальной школе. - М: ТЦ «Сфера»», 1998 г)
  1. Психологическая и социальная готовность к школе (выбрать соответствующее утверждение)
А) Желание учиться в школе.
  1. Ребёнок хочет идти в школу.
  2. Особого желания идти в школу пока нет.
  3. Идти в школу не хочет.

Б) Учебная мотивация. 1) Ребёнок осознаёт важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность. 2) Собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения (возможность общаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности ит.д.) 3) Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе не видит. В) Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию. 1) Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает её смысл, адекватно ведёт себя. 2) Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на неё не всегда или не совсем адекватны. 3) Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации. Г) Организованность поведения. 1) Поведение организованное. 2) Поведение недостаточно организованное. 3) Поведение неорганизованное. Общая средняя оценка уровня психологической и социальной готовности к школе. Выше среднего, средний: большинство показателей готовности оценивается первым уровнем. Ниже среднего: Большинство показателей готовности оценивается вторым уровнем. Низкий: большинство показателей оценивается третьим уровнем.
  1. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.
А) Фонематический слух, артикуляционный аппарат. 1) Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчётлива. 2) В фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда). 3) Ребёнок косноязычен (необходимо наблюдение логопеда). Б) Мелкие мышцы рук. 1) Рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами. 2) Рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребёнок работает с напряжением. 3) Рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо. В) Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость. 1) Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок. 2) отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок. 3) Ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен. Г) Координация в системе «глаз-рука». 1) Может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски). 2) Графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, переносится в тетрадь с незначительными искажениями. 3) При переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускаются грубые искажения. Д) Объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинка - нелепицах, в картинках со множеством контуров). 1) Соответствует средним показателям возрастной группы. 2) Ниже средних показателей. 3) намного ниже средних показателей возрастной группы. Общая средняя оценка уровня психологической и социальной готовности к школе. Выше среднего, средний: большинство показателей готовности оценивается первым уровнем. Ниже среднего: Большинство показателей готовности оценивается вторым уровнем. Низкий: большинство показателей оценивается третьим уровнем.
  1. Развитие познавательной деятельности.
А) Кругозор. 1) Представления о мире достаточно развёрнуты и конкретны, ребёнок может рассказать о стране, городе, в котором живёт, о животных и растениях, временах года. 2) Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим. 3) Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем достаточно отрывочны, бессистемны. Б) Развитие речи. 1) Речь содержательна, выразительна, грамматически правильная. 2) Ребёнок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна. 3) Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушены согласования, порядок слов, не закончены предложения). В) Развитие познавательной активности, самостоятельности. 1) Ребёнок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждается в дополнительных внешних стимулах. 2) Ребёнок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов узок. 3) Уровень активности и самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается , любознательность не проявляется. Г) Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, установление закономерностей). 1) Ребёнок определяет содержание, смысл ( в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и ёмко обобщает его в слове, видит и осознаёт тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи. 2) Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняются со стимулирующей помощью взрослого. 3) Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребёнок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания. 4) При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется. Д) Произвольность деятельности. 1) Ребёнок удерживает цель деятельности, намечает её план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца. 2) Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке. 3) Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна. Е) Контроль деятельности. 1) Результаты усилий ребёнка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с поставленной целью. 2) Результаты усилий ребёнка частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребёнок не может видеть это неполное соответствие. 3) Результаты усилий совсем не соответствуют поставленной цели, ребёнок не видит этого несоответствия. Ж) Темп деятельности. 1) Соответствует средним показателям возрастной группы. 2) Ниже средних показателей возрастной группы. 3) Намного ниже средних показателей возрастной группы. Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности. Выше среднего, средний: большинство показателей готовности оценивается первым уровнем. Ниже среднего: Большинство показателей готовности оценивается вторым уровнем. Низкий: большинство показателей оценивается третьим уровнем. Очень низкий: интеллектуальные умения оцениваются четвёртым уровнем при оценке большинства показателем третьим.



Анкета №3 "ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ЧТЕНИЮ?" Чем быстрее ребенок овладеет в школе способностью осознанно читать, тем успешнее он будет учиться. Учить читать малыша необходимо без принуждения. Способность к чтению не возникает на пустом месте, ей предшествуют ряд других способностей. Именно этот тест может оценить готовность Вашего ребенка читать. За каждый утвердительный ответ поставьте 1 балл. 1. Любит ли Ваш малыш сказки и рассказы? 2. Способен ли их пересказать? 3. Возникает ли у ребенка желание рассматривать книги самостоятельно? 4. Вашего ребенка больше интересует содержание сказки, чем картинки
в книге? 5. Знает ли Ваш малыш буквы, просит ли Вас научить его читать? 6. Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым? 7. Интересуют ли его книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)? 8. Пытается ли Ваш ребенок «писать» собственные книги, наклеивая в тетрадь картинки? 9. Внимателен ли Ваш ребенок во время Вашего чтения ему? 10. Он аккуратно хранит свои любимые книги? 11. Ваш ребенок имеет хороший словарный запас и довольно успешно
им пользуется? 12. Он понимает смысл большинства сложных слов? 13. Чтение для него приносит удовольствие? 14. Овладев буквами и словами он пытается читать самостоятельно? 15. У Вашего малыша нет логопедических проблем? 16. Ваш малыш хорошо различает похожие звуки? 17. В разговоре он оперирует развернутыми неодносложными предложениями? 18. Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал? 19. Ваш малыш с радостью учится читать? 20. Ваш малыш знает много стихов и песен? Если сумма баллов составила:
15-20 баллов, то Ваш ребенок полностью готов к школьному обучению читать. Его интересует не только способность читать «как взрослые», но и возможность узнать самостоятельно много полезного и занимательного из книг. 10-14 баллов свидетельствуют о средних способностях Вашего малыша к чтению. Возможно интерес к книгам у него ситуативный, неустойчивый. Ребенок не спешит учиться читать. Менее 10 баллов значат, что пора бить тревогу, ведь Ваш малыш почти на школьном пороге. Заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным содержанием.










Анкета №4 "ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ПИСЬМУ?" Научить ребенка красиво и правильно писать непростая задача. Задолго до школы родители должны заняться развитием и тренировкой детской руки, сделать ее ловкой и уверенной. Вопросы этого теста помогут Вам оценить способности ребенка овладевать навыками письма. 1. Ваш ребенок хорошо ориентируется, где лево, а где право? а) всегда; б) от случая к случаю; в) никак не может запомнить. 2. Как Ваш малыш относится к предложению порисовать? а) с неохотой, но приступив, увлечется; б) с огромным удовольствием; в) с заявлением: «у меня не получится» и категорично отказывается. 3. Рисунки Вашего ребенка отличаются: а) наличием дрожащих, прерывистых линий, небрежностъю; б) оригинальностью, некоторой размашистостью; в) аккуратностью и четкостью линий. 4. При рисовании шариковой ручкой Вы замечаете, что ребенок: а) держит ее, как взрослый; б) его кисть напряжена либо дрожит, ручка постоянно выскальзывает; в) держит её непривычным образом, порисует уверенно. 5. Ваш ребенок, играя в школу, копирует: а) буквы и предметы соответственно предложенному обращу, соблюдая размеры и форму; б) изображая с небольшими неточностями; в) со множеством ошибок либо совершенно неразборчиво. 6. При написании букв Ваш малыш переворачивает их в обратную сторону? а) часто, почти всегда; б) иногда; в) никогда, очень редко. 7. Работая с ножницами и бумагой, Ваш ребенок делает: а) замечательные поделки; б) примитивные и очень неаккуратные поделки; в) самые элементарные вещи с помощью взрослых. 8. Вы считаете, что Ваш ребенок: а) рассеян, но старается быть аккуратным; б) невнимательный и нетерпеливый, постоянно сбивается, нарушает правила; в) расторопный и внимательный, умеющий работать по правилам. 9. В подвижных играх о Вашем ребенке можно сказать так: а) его ловкости можно позавидовать; б) у него неплохо получается; в) постоянно путается, совершенно неуклюж. 10. Придя в магазин, Ваш ребенок предпочел бы, чтобы Вы купили: а) мозаику или конструктор; б) книгу для раскрашивания; в) куклу, машинку.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 А 3 2 1 3 3 1 3 2 3 2 Б 2 3 2 1 2 2 2 1 2 3 В 1 1 3 2 1 3 1 3 1 1 Подсчитайте общее количество баллов, согласно ключу.
10-15 баллов Вашему ребенку, к сожалению, будет трудно овладеть письмом. Поскольку мышцы его руки (кисти) не натренированы. Возможно, поэтому он избегает письменных работ либо рисования. Пока не поздно займитесь развитием ловкости мелких движений руки у ребенка. 16-25 баллов Уровень развития графических навыков и пространственной ориентировки Вашего ребенка достаточно неплохой. Однако не лишним будет развивающие графические занятия. 26-30 баллов Ваш малыш отлично подготовлен к овладению письмом. У него хорошая координация графических движений, уверенное владение шариковой ручкой, это обеспечит ему успех при письме.






Анкета №5 "ЗНАЕТ ЛИ РЕБЁНОК ШКОЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ИЛИ ЧТО ТАКОЕ ШКОЛА?" Проверив знания и навыки, оценив степень психологической настроенности на обучение, не лишним будет поинтересоваться у ребенка, что он знает о школе. Беседа с малышом поможет Вам определить «проблемы» и оценить его умение рассуждать. Вашему ребенку необходимо закончить (продолжить) предложение.
1. Оценки бывают… 2. Школьники записывают домашнее задание в… 3. К учителю обращаются по… 4. На уроке поднимают руку, когда… 5. Перемена - это… 6. Урок начинается, когда… 7. Свои школьные принадлежности дети носят в… 8. У школьника есть дневник, а у учителя… 9. На каникулах ученики… 10. Стол, за которым в школе пишут называется… 11. В классе учатся дети, возраст которых… 12. Я буду учиться в школе… лет. 13. Если я хочу выйти в туалет или что-то сказать на уроке, нужно… 14. Учитель пишет мелом задание на… 15. На уроке дети… КЛЮЧ: Знает ли ребенок школьные правила или что такое школа? Если Ваш ребенок принципиально верно ответил на: 10-15 вопросов, то Ваш малыш хорошо осведомлен о школьных правилах, поэтому Вы можете быть за него спокойны, так как он без проблем сможет адаптироваться к новой обстановке. 6-9 вопросов, школьные правила малышу известны, но многие могут стать неожиданными с приходом в школу. Некоторые объяснения с Вашей стороны будут полезны. 4-5 вопросов, поиграйте с ребенком в школу, расскажите о правилах поведения, поделитесь своими школьными воспоминаниями.

© 2010-2022