- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку
Конспект урока по русскому языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Алибекова А.К. |
Дата | 05.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка 2 класс
Тема: "Правописание безударных гласных в корне слова"
Цели урока:
Формировать представление учащихся о способах проверки безударных гласных в корне слова (изменение формы числа, подбор однокоренных слов, объяснение значения слова с помощью однокоренного).
Выполнить слого-звуковой анализ слов с целью показа возможного расхождения и написания слов.
Развивать орфографическую зоркость.
Воспитывать любовь к русскому языку, взаимопомощь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение
На доске прикреплен Буратино (Б).
- Ребята, Б хочет задать вам несколько вопросов по пройденному материалу.
Открывается запись вопросов на доске (если класс оборудован компьютерами или интерактивной доской, то это можно вывести там):
- Что является основой слова?
- Что мы знаем о корне слова?
- Какие слова называем однокоренными?
- Какие слова называем формой данного слова?
(Дети отвечают на поставленные вопросы)
- Молодцы! Вы порадовали своими правильными и полными ответами не только Б, но и меня.
III. Новый материала
1. - Отгадайте, пожалуйста, загадки и запишите в тетради отгадки.
Я бегу струёй из крана. В небе молния сверкает,
Бью ключом из-под земли. Гром в раскатах громыхает,
Я качаю в океанах Клонится к земле лоза,
Великаны-корабли. (Вода) Начинается… (Гроза)
В каплях всё вокруг блестит,
Луг алмазами покрыт. (Роса)
- Какая общая тема объединяет слова-отгадки?
- Написание каких букв вызвало у вас затруднение?
2. - Б предлагает вам выполнить слого-звуковой анализ слов вода (I в) и роса (II в) по вариантам. А у доски эту же работу со словом гроза выполнит …(вызывается ученик).
Выполнение слого-звукового анализа слов. Взаимопроверка в парах, проверка выполненной работы у доски.
- Какие же вы у меня молодцы! А вот Б интересуется, что интересного вы заметили при разборе? (Написание безударной гласной в корне расходится с произношением.)
3. - Умнички! А теперь помогите Б ответить на вопрос: «Как же писать такие слова без ошибок?» (Выслушиваются ответы детей.)
- Молодцы! А теперь послушайте стихотворение, которое приготовила для вас Б, пытаясь ответить на этот же вопрос:
Безударный гласный звук Чтобы не было сомненья,
Причиняет много мук, Ставим звук под ударенье:
Как писать гора, трава, Горы, травы, море, дело!
И слова моря, дела? Вот теперь напишем смело!
IV. Закрепление
1а. Перед вами лежат карточки (можно использовать компьютеры или интерактивную доску), возьмите их:Б . жать, б . гуны, б . гущий (е/и)
В . ренье, в . рить, в . рёный (а/о)
М . рный, м . риться, м . рить (и/е)
М . ряк, м . рской, прим . рский (о/а)
Б - Спишите, пожалуйста, эти слова, вставив пропущенные буквы.
Докажите правильность их написания.
Б - Спишите, пожалуйста, эти слова, вставив пропущенные буквы.
Докажите правильность их написания, выделите корень.
Назовите, к какой части речи относится каждое слово.
- Б предлагает вам выбрать для себя то задание, с которым вы сможете справиться и выполните его.
1б. Переверните карточку и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
- Кто правильно справился с заданием?
- Кто частично выполнил задание?
2. - Посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на доске (можно использовать компьютеры или интерактивную доску), и скажите, какие буквы надо в них вставить?
П а/о льто, в о/а р о/а бей, м а/о роз, п и/е нал.
- Можно ли к этим словам подобрать проверочные слова? (Нет.) А как же проверить, правильно ли вы выбрали букву? ( Надо проверить по словарю написание этих слов.)
- Спишите данные слова, вставив нужную букву, если надо, то проверьте её по словарю. С любым из данных слов составьте предложение и запишите его.
- Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте, правильно ли выполнено задание.
- Заслушивание составленных предложений (3 - 5 предложений).
3. - А теперь поработаем по учебнику (с. ). Выполните упр. . (Запишите однокоренные слова группами. Объясните, по какому слову можно проверить правописание безударных гласных. Почему?)
- Б тоже выполняла это упражнение (открывается запись на доске или на компьютере, или на интерактивной доске). Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.
4. Коллективный разбор упр. . Самостоятельная работа. Проверка по образцу, записанному на доске (можно использовать компьютеры или интерактивную доску).
(Для детей, быстро справившихся с данным заданием, предлагается работа в «Рабочей тетради» с. упр. )
5. - Б предлагает …, …, … (сильным ученикам) выполнить следующее задание. (На доске записан текст.) Выпишите из данного текста слова на орфограмму, изученную сегодня на уроке. Рядом запишите проверочное слово, выделите корень в словах.
Почему я не болею, почему я здоровей
Всех ребят из нашего двора?
Потому что утром рано
Заниматься мне гимнастикой не лень.
Потому что водой из-под крана
Обливаюсь я каждый день.
- А для …, …, … (остальных) выполнить упр. в «Рабочей тетради» на с.
6. Ребята, а вот Б. спрашивает вас: «Можно ли объяснить написание безударной гласной в корне, используя однокоренное слово? Приведите примеры, если это возможно. (Да. Домашняя - это работа, которую выполняют дома, домовой - это сказочный человек, который живёт в доме и охраняет его, домище - это огромный дом и т.д.)
- Молодцы, ребята! Вы верно объяснили значение слова, используя однокоренное слово.
7. - Б приготовил для вас задание. Они будут называть слово, а вы - объясните его значение с помощью однокоренного.
Б: Лесок (Маленький лес).
Б: Сторожить (Основное занятие сторожа).
Б: Снеговик (Фигура из снега с морковкой вместо носа).
Б: Кленовый (Лист клёна).
Б: Сосновый (лес) (Лес из сосен).
Б: Вишнёвое (варенье) (варенье из вишни).
- Молодцы! Вы верно объяснили значение слова с помощью однокоренного слова. И это ещё один способ проверки безударной гласной в корне слова.
8. Какой же вывод о правописании безударной гласной в корне слова мы можем сделать? (Выслушиваются ответы детей)
- Молодцы! А теперь посмотрите, какую памятку приготовили для вас МЧ и Б, прочитайте её и если вы с ней согласны, то положите её в свой блокнот (в нём лежат все памятки с 1 класса)
9. Опираясь на памятку, выполните упр. в «Рабочей тетради». (Вставь пропущенные буквы. Запиши однокоренные слова группами. Подчеркни проверочные слова).
Взаимопроверка.
- Кто выполнил без ошибок? Кто допустил ошибки при письме? Как вы объясните свои ошибки?
V. Итог урока
- Какие гласные буквы часто вызывают затруднения при написании?
- В какой части слова мы учились проверять написание безударной гласной?
- Какие способы проверки безударной гласной в корне вы знаете?
VI. Домашнее задание
Учебник с. 69 упр. 17, памятка.