Конспект урока по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка 2 класс

Тема: "Правописание безударных гласных в корне слова"

Цели урока:

Формировать представление учащихся о способах проверки безударных гласных в корне слова (изменение формы числа, подбор однокоренных слов, объяснение значения слова с помощью однокоренного).

Выполнить слого-звуковой анализ слов с целью показа возможного расхождения и написания слов.

Развивать орфографическую зоркость.

Воспитывать любовь к русскому языку, взаимопомощь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение

На доске прикреплен Буратино (Б).

- Ребята, Б хочет задать вам несколько вопросов по пройденному материалу.

Открывается запись вопросов на доске (если класс оборудован компьютерами или интерактивной доской, то это можно вывести там):

- Что является основой слова?

- Что мы знаем о корне слова?

- Какие слова называем однокоренными?

- Какие слова называем формой данного слова?

(Дети отвечают на поставленные вопросы)

- Молодцы! Вы порадовали своими правильными и полными ответами не только Б, но и меня.

III. Новый материала

1. - Отгадайте, пожалуйста, загадки и запишите в тетради отгадки.

Я бегу струёй из крана. В небе молния сверкает,

Бью ключом из-под земли. Гром в раскатах громыхает,

Я качаю в океанах Клонится к земле лоза,

Великаны-корабли. (Вода) Начинается… (Гроза)

В каплях всё вокруг блестит,

Луг алмазами покрыт. (Роса)

- Какая общая тема объединяет слова-отгадки?

- Написание каких букв вызвало у вас затруднение?

2. - Б предлагает вам выполнить слого-звуковой анализ слов вода (I в) и роса (II в) по вариантам. А у доски эту же работу со словом гроза выполнит …(вызывается ученик).

Выполнение слого-звукового анализа слов. Взаимопроверка в парах, проверка выполненной работы у доски.

- Какие же вы у меня молодцы! А вот Б интересуется, что интересного вы заметили при разборе? (Написание безударной гласной в корне расходится с произношением.)

3. - Умнички! А теперь помогите Б ответить на вопрос: «Как же писать такие слова без ошибок?» (Выслушиваются ответы детей.)

- Молодцы! А теперь послушайте стихотворение, которое приготовила для вас Б, пытаясь ответить на этот же вопрос:

Безударный гласный звук Чтобы не было сомненья,

Причиняет много мук, Ставим звук под ударенье:

Как писать гора, трава, Горы, травы, море, дело!

И слова моря, дела? Вот теперь напишем смело!

IV. Закрепление

1а. Перед вами лежат карточки (можно использовать компьютеры или интерактивную доску), возьмите их:Б . жать, б . гуны, б . гущий (е/и)

В . ренье, в . рить, в . рёный (а/о)

М . рный, м . риться, м . рить (и/е)

М . ряк, м . рской, прим . рский (о/а)

Б - Спишите, пожалуйста, эти слова, вставив пропущенные буквы.

Докажите правильность их написания.

Б - Спишите, пожалуйста, эти слова, вставив пропущенные буквы.

Докажите правильность их написания, выделите корень.

Назовите, к какой части речи относится каждое слово.

- Б предлагает вам выбрать для себя то задание, с которым вы сможете справиться и выполните его.

1б. Переверните карточку и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

- Кто правильно справился с заданием?

- Кто частично выполнил задание?

2. - Посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на доске (можно использовать компьютеры или интерактивную доску), и скажите, какие буквы надо в них вставить?

П а/о льто, в о/а р о/а бей, м а/о роз, п и/е нал.

- Можно ли к этим словам подобрать проверочные слова? (Нет.) А как же проверить, правильно ли вы выбрали букву? ( Надо проверить по словарю написание этих слов.)

- Спишите данные слова, вставив нужную букву, если надо, то проверьте её по словарю. С любым из данных слов составьте предложение и запишите его.

- Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте, правильно ли выполнено задание.

- Заслушивание составленных предложений (3 - 5 предложений).

3. - А теперь поработаем по учебнику (с. ). Выполните упр. . (Запишите однокоренные слова группами. Объясните, по какому слову можно проверить правописание безударных гласных. Почему?)

- Б тоже выполняла это упражнение (открывается запись на доске или на компьютере, или на интерактивной доске). Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.

4. Коллективный разбор упр. . Самостоятельная работа. Проверка по образцу, записанному на доске (можно использовать компьютеры или интерактивную доску).

(Для детей, быстро справившихся с данным заданием, предлагается работа в «Рабочей тетради» с. упр. )

5. - Б предлагает …, …, … (сильным ученикам) выполнить следующее задание. (На доске записан текст.) Выпишите из данного текста слова на орфограмму, изученную сегодня на уроке. Рядом запишите проверочное слово, выделите корень в словах.

Почему я не болею, почему я здоровей

Всех ребят из нашего двора?

Потому что утром рано

Заниматься мне гимнастикой не лень.

Потому что водой из-под крана

Обливаюсь я каждый день.

- А для …, …, … (остальных) выполнить упр. в «Рабочей тетради» на с.

6. Ребята, а вот Б. спрашивает вас: «Можно ли объяснить написание безударной гласной в корне, используя однокоренное слово? Приведите примеры, если это возможно. (Да. Домашняя - это работа, которую выполняют дома, домовой - это сказочный человек, который живёт в доме и охраняет его, домище - это огромный дом и т.д.)

- Молодцы, ребята! Вы верно объяснили значение слова, используя однокоренное слово.

7. - Б приготовил для вас задание. Они будут называть слово, а вы - объясните его значение с помощью однокоренного.

Б: Лесок (Маленький лес).

Б: Сторожить (Основное занятие сторожа).

Б: Снеговик (Фигура из снега с морковкой вместо носа).

Б: Кленовый (Лист клёна).

Б: Сосновый (лес) (Лес из сосен).

Б: Вишнёвое (варенье) (варенье из вишни).

- Молодцы! Вы верно объяснили значение слова с помощью однокоренного слова. И это ещё один способ проверки безударной гласной в корне слова.

8. Какой же вывод о правописании безударной гласной в корне слова мы можем сделать? (Выслушиваются ответы детей)

- Молодцы! А теперь посмотрите, какую памятку приготовили для вас МЧ и Б, прочитайте её и если вы с ней согласны, то положите её в свой блокнот (в нём лежат все памятки с 1 класса)

9. Опираясь на памятку, выполните упр. в «Рабочей тетради». (Вставь пропущенные буквы. Запиши однокоренные слова группами. Подчеркни проверочные слова).

Взаимопроверка.

- Кто выполнил без ошибок? Кто допустил ошибки при письме? Как вы объясните свои ошибки?

V. Итог урока

- Какие гласные буквы часто вызывают затруднения при написании?

- В какой части слова мы учились проверять написание безударной гласной?

- Какие способы проверки безударной гласной в корне вы знаете?

VI. Домашнее задание

Учебник с. 69 упр. 17, памятка.

© 2010-2022