Проект История очков

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) начальная школа-сад IV вида № 33»

Проект История очков

Проект История очков




Выполнила:

Ученица 3 класса

МКС(К) ОУ «С(К) НШДС

IV вида № 33»

Пинаева Т.И.



г.Юрга

2013


Содержание



Введение 3

История развития очков 5

Виды очков 15

Исследование современного применения очков на примере учащихся

школы № 33 18

Как сохранить зрение 24

Заключение 30

Список литературы 31

Приложения : 32

Приложение 1. Анкета для учащихся 33


Введение Очки - вещь настолько повсеместная и привычная, что воздавать должное величию этого изобретения как-то даже и не приходит в голову. А между тем, еще 800 лет назад очки были неизвестны, а 1000 лет назад никаких средств коррекции испорченного зрения не существовало вовсе. Близорукие молодые люди не могли выбирать для себя многие виды деятельности, даже если они к ним имели способности. Возрастная дальнозоркость, настигающая в зрелом возрасте всех, вынуждала наиболее активных членов общества отходить от дел, когда они только достигали самого расцвета знаний и мастерства, - из-за дальнозоркости они не могли сами читать (в частности, контролировать бухгалтерские книги) и писать, или выполнять тонкую, мастерскую работу. Отсутствие очков, в связи с этим, приводило не только к личной зависимости и несамостоятельности людей с плохим зрением, но было и тормозом на пути развития всего общества - культуры, науки, коммерции, ремесел и искусств. Изобретение очков сделало людей с ослабленным зрением полноценными членами общества, и позволило значительно продлить активную жизнь человека. Большинство авторов связывают изобретение очков с началом эпохи Возрождения - именно тогда путы, которые накладывало на развитие общества отсутствие средств коррекции зрения, стали особенно ощутимыми. Потребность в таких средствах была столь велика, что очки, по-видимому, были независимо изобретены сразу в нескольких местах во второй половине XIII века, и почти мгновенно (за несколько лет) распространились по Европе. Сегодня существует множество вариантов истории изобретения очков. Споры до сих пор ведутся об авторстве этого изобретения. К сожалению, мало сведений о том, что было дальше - после того, как очки были изобретены, - как эволюционировало это изделие, начиная с XIII века, и вплоть до наших дней. Объектом исследования являются очки. Субъектом - история очков и современное применение на примере коррекционной школы № 33. Актуальность работы заключается в обобщении изученной информации по теме исследования и рассмотрения современного состояния на примере конкретного учебного заведения. Результаты данной работы могут быть использованы в дальнейшем исследовании по данной теме. Целью данной работы являлось изучение по источникам истории развития очков и анализ современного использования лечебных очков на примере специализированной школы - сада №33. В ходе моего исследования были решены следующие задачи: 1. изучены источники по теме исследования 2. проведено анкетирование учащихся 3. результаты исследования обобщены и изложены в работе. Работа состоит из теоретической и практической частей. В конце работы имеется приложение.






ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОЧКОВ


Для лучшего рассмотрения темы необходимо определиться с терминами. Очки - самый распространенный из оптических приборов, предназначенных для улучшения человеческого зрения и помощи ему при оптических несовершенствах глаза: близорукость корректируется рассеивающими линзами, дальнозоркость - собирающими, астигматизм - цилиндрическими и сфероцилиндрическими линзами, косоглазие - призматическими стеклами, либо для защиты глаз от вредных воздействий. Очки состоят из оправы и линз. Очковые оправы бывают пластмассовыми, металлическими и комбинированными. По форме они могут быть симметричными, несимметричными, круглыми, без ободков и с ободками, с жесткими и эластичными заушниками (дужками). Оправа состоит из рамки, заушников, носовых упоров, шарниров, крепежных элементов. Линза в оптике - прозрачное тело, ограниченное выпуклыми или вогнутыми поверхностями (одна из поверхностей может быть плоской) и преобразующее форму светового пучка. Линзы бывают собирающие (положительные) и рассеивающие (отрицательные) (рисунок). Линзы для видимого света обычно изготовляют из стекла; для ультрафиолетового излучения - из кварца, флюорита, фторида лития и др.; для инфракрасного излучения - из кремния, германия, флюорита, фторида лития и др. () На надгробной плите флорентинца Сальвино Аристи, скончавшегося в первой половине 14 века, есть надпись: «Он изобрел очки. Да простит ему господь его прегрешение». Но так ли это? В гробнице фараона Тутанхамона, умершего в 16 веке до нашей эры есть более 33 столетий назад, среди великолепия золотых колесниц, опахал из золота и страусовых перьев лежала пара тусклых коричневых стекляшек. А в них была вплавлена бронзовая проволочка, выполнявшая роль душки. Эта вещь, по мнению археологов была очень похожа на очки. Хотя они, скорее всего, могли выполнять защитную функцию - от песка или солнца. Есть сведения, что еще в давние времена и греки и римляне заметили одну интересную особенность стеклянного шара, наполненного водой : он обладал способностью увеличивать предметы. Но это объясняли не выпуклой формой поверхности, а свойствам воды. Предприимчивые владельцы харчевен сразу же взяли это чудо на вооружение: они украшали такими шарами свои витрины. Плоды, погруженные в воду, зрительно увеличивались в размерах, а блюда сквозь шары казались привлекательнее. История донесла до нас предание о знаменитом изумруде Нерона (императора Римской империи), жившего в 1 веке нашей эры. Оказывается, он смотрел на бои гладиаторов сквозь отшлифованный изумруд. И это был уже некий прообраз очков. Хотя скорее всего, Нерон пользовался изумрудом для «укрепления глаз».ведь в то время ювелиры, работая часто клали около себя светящегося зеленого жука-скарабея. Уже в то время было подмечено людьми, что уставшие глаза при взгляде на зеленое отдыхают быстрее. Наверное, об этом знал и император. Недаром же по его приказу даже арену цирка посыпали зеленым песком из измельченного малахита, а с плеч Нерона всегда ниспадала зеленая мантия. Достаточно убедительное научное сочинение из области оптики появилось только в 10 веке. Его создал арабский ученый Ибн аль-Хайсам (Альгазен), которому уже были известны сферические стекла. Он довольно точно излагает особенности преломления через них световых лучей и высказывает очень важную мысль: «Если смотреть через сегмент стеклянного шара, то он мог бы увеличивать предметы». И хотя это пока лишь констатация любопытного явления, именно Альгазена следует считать одним из первых предшественников создателей очковой оптики. В Европе таковым был французский монах Роджер Бекон. В 1267 году он тоже писал о том, что благодаря сегментам стеклянного шара можно рассматривать даже очень мелкие предметы. По его словам достаточно только надлежащим образом отшлифовать такие сегменты, и они будут хорошим средством для тех, у кого слабые глаза. Аналогичное открытие сделал в 1280 году обыкновенный стекловар. Его внимание случайно привлекла капля застывшего стекла. Он взял ее в руку и увидел, что она способна не только увеличивать предметы, но и вполне пригодна для исправления старческого зрения. Мастер (его звали Аристи Сальвино) придумал также, как соединить две линзы. Но вся трудность оказалась в том, что материалу для изготовления надлежало быть высокого качества. Посуду и линзы из толстого матового стекла во многих странах люди научились делать очень давно. Однако для очков стекло необходимо - тонкое, прозрачное, бесцветное. Секрет такого стекла был найден в 13 веке в Венеции. Тайна эта строжайше охранялась вплоть до 16 столетия. И очки, как считают многие ученые были изобретены скорее всего в Венеции или Северной Италии в конце 13 века. Самые ранние упоминания о них есть уже в песнях немецких средневековых певцов-поэтов. А уже в 1300-1301 годах Венецианских государственный совет не разрешает употреблять для производства очков плохое стекло - для этих целей годится только хорошее, то есть хрустальное. Именно поэтому считается, что в конце тринадцатого - начале четырнадцатого столетия в Италии очки уже хорошо известны. Однако долгое время они были очень дорогими, что объяснялось трудностью изготовления по-настоящему чистых и прозрачных стекол. Их, наряду с драгоценностями, включали в свои завещания короли, князья и другие богатые люди. Подлинники самых ранних очков до наших дней не сохранились. Однако спустя исторически короткое время после их изобретения во второй половине XIII века, очки стали появляться на лицах персонажей фресок и миниатюр в рукописях. Самое первое изображение очков приписывают Томасо Да Модена, - на фреске 1352 года им нарисован портрет кардинала Уго ди Прованс, пишущего, с очками на носу. За двадцать лет до того, в 1332 году этот же художник изобразил на фреске Кардинала Никола Де Роуен, читающего книгу через монокль. Обе фрески украшают церковь Сан Николо в Тревизо, Италия. На основании подобных исторических свидетельств мастера XX века реконструировали самые первые очки. Правда, спроса на приборы для улучшения зрения тогда большого не было. В те времена умевших читать и писать было не много. так что очками пользовались только образованные, наиболее состоятельные люди.. А они зачастую носили очки на в силу необходимости, а из желания показать свое богатство. Все изменилось, когда в середине 15 века золотых дел мастер из Германии по имени Иоганн Гуттенберг и его партнер Иоганн Фуст изобрели книгопечатание. Уже через несколько десятилетий люди, которые выросли, не зная, что такое книги, имели к ним свободный доступ. Однако тут обнаружилось, что далеко не все из них могут разобрать мелкий шрифт. Сразу же возросла и потребность очках: их польза для страдающих дальнозоркостью становилась очевидной. Вогнутые стекла для близоруких изобрели значительно позже - в 16 веке. Первым, научно достоверным свидетельством их использования считается выполненный Рафаэлем портрет папы Льва X. Главный католик был близорук, и отправляясь на охоту, которую очень любил, надевал очки. В них стали часто изображать на картинах и дам за чтением Библии, вышиванием, вязанием. Таким образом, замечание Роджера Бекона о способности «небольшого сегмента стеклянного шара» улучшать зрение неожиданно стало толчком к появлению новой индустрии- производства линз. Оно развивалось, и в 1629 году указом английского короля Карла первого « для обеспечения лучшей организации, упорядочения и управления всеми, кто занимается искусством делания стекол» создана почетная гильдия стекольных дел мастеров. По выработанным ею правилам, любой, достигший 16 лет по своему желанию мог стать подмастерьем. За 9 лет обучения надо было освоить все: от гравировки стекол, до изготовления оправ, после чего подмастерье получал право сдавать экзамен на звание мастера. Для этого ему следовало самостоятельно сделать пару очков и предоставить их на рассмотрение экзаменационной комиссии. Если та оставалась довольной качеством изделия, он становился мастером и мог открывать свое дело. Это была одна из немногих гильдий, допускавших в свои ряды женщин. Линзы - хрупкие, и чтобы сколы не портили края увеличительных стекол, их стали оправлять ободками, сначала деревянными, а потом и роговыми. Материалы для этой цели менялись в каждой стране в соответствии с местной культурой. , так, в отличии от Европы, где ценилась экономичность и простота обработки, на Востоке выбор диктовался представлениями о магических свойствах материалов. Например, оправы изготавливались из черепахового панциря, поскольку черепаха, будучи долгожителем, должна принести долголетие и носящему очки. Для линз часто использовались камни, считавшиеся священными, такие как горный хрусталь, прозрачный или дымчатые кварцы, аметисты и топазы.

Проект История очков Изначально, увеличительные стекла держали не перед глазами, а перед вещью, которую надо было рассмотреть. Только со временем люди осознали, что с таким же успехом их можно держать и возле глаза. Сначала было в ходу одно стекло на длинной ручке. Потом мастера соединили ободки рукоятью со штифтом, наподобие ножниц. Такое приспособление уже можно было одеть на нос. Позже пытались прикреплять очки к шляпе. Вшивали очковые стекла в ременной поясок, который завязывали на затылке, как карнавальную маску. Или приделывали пружины, прижимавшиеся к вискам, оправляли стекла в железные кольца и соединяли перемычкой, получалась как бы разновидность пенсне, но без зажима на носу.

Проект История очков Изготовители очков долго бились над проблемой крепления их на голове. Идея привязать веревочку за ободки оправы и зацепить ее за ушами пришла только в 16 веке. Пока люди носили парики все было просто - короткие металлические дужки, доходившие до висков, прочно прижимались париками. А после париков пробовали крепить их на лбу, привязывать лентами, тесьмой или шнуром. И только в середине 19 века додумались до современных «наушных очков». Появление заушников (дужек) заставило задуматься о жестком соединении ободков по центру. Так у очков появилась переносица. И этим закончился процесс формирования основных элементов оправы. Многочисленные вариации относились к разным культурам (например, веревочные завязки были применены и использовались дольше на Востоке в силу строения лица местных жителей). Хотя удобство и польза очков были бесспорны, относились к ним по разному. Знаменитый Петрарка, которому их прописали врачи ( с возрастом он стал плохо видеть), охотно пользовался шлифованными линзами из зеленого берилла. Во многих странах это приспособление стало символом учености и мудрости: считалось, что очки поднимают авторитет. Именно с этой целью стали их носить китайские мандарины и африканские вожди племен. Причем, даже без стекол, но с яркими украшениями. Довольно быстро пристрастились к очкам в Испании, где они считались символом высокого положения в обществе. Привилегией носить самые большие очки пользовались только гранды. При встрече короля Филиппа V в Мадриде в 1701 году 500 придворных дам, не имевших никаких проблем со зрением, в честь монарха надели огромные линзы в черепаховых оправах. А у другого правителя этой страны - Карла V - после смерти было обнаружено 27 пар очков. Чопорные англичане к этому изобретению были просто равнодушны, у других народов оно вызывало отвращение. Считалось, что его действие связано с какой-то волшебной, таинственной силой, а носят очки колдуны и мошенники. Некоторые даже окрестили их «проклятым инструментом дьявола». Ходили слухи, что магические линзы могут «всосать глаза». Во Франции до 17 века носить очки в обществе считалось дурным тоном. Даже мудрый старик Иоганн Вольфганг Гёте, плохо видевший в старости, и пользовавшийся очками с ручкой, напоминавшей ножницы, гневно осуждал «неуважительное публичное ношение очков». Хотя в его стране они были популярны. И тем не менее, даже в начале 20 века ношение очков кое-где считали неприличным, Когда появились очки на Московской Руси точно не известно, но в первой трети 17 века о них уже знали. В «расходной книге денежной казны» царя Михаила за 1614 год значится, что для были куплены «очки хрустальные, с одной стороны граненные, а с другой гладкие, что, в них смотря, многое кажется». Несомненно, наиболее древние из всех сохранившихся до наших дней русских очков - очки Патриаршей ризницы, которые находятся в Оружейной палате. Футляр их серебряный, снаружи позолоченный, грушевидной формы, а на обеих его сторонах «резаны в травах птицы». Переносье ковано из серебра и прикреплено к роговой оправе стекол маленькими заклепками. Состоит оно из двух частей, соединенных шарниром, это дает возможность складывать очки пополам и убирать в футляр. Интересны очки, хранящиеся в Государственном Историческом музее в Москве. Это первый образец подобного рода приспособления с оглоблями и заушниками. Сохранились и сведения о том, что много очков ввозилось в Россию из Западной Европы во второй половине 17 века. В 1670-1672 годах поступила «491 дюжина очков» (то есть 5892 пары). «Велосипед на носу» - так в начале прошлого века в насмешку называли очки, хотя носили их уже множество людей. И они отдавали предпочтения тем или иным разновидностям оптики. Окружающие относились к ним по разному. Например «пенсне» - его называли иронически «зажимом на носу». Оно было мишенью для издевок и считалось признаком показной интеллигентности, хотя в 16-18 веках такой тип очков пользовался популярностью в «высшем свете». В конце XIX - начале XX века пенсне, возможно, превзошли по популярности очки с заушниками, и стали на какое-то время самым распространенным типом очков. В основе конструкции пенсне лежит тот же принцип, что у старинных очков с арочной переносицей: фиксацию очков на носу обеспечивает арочная пружина, соединяющая правую и левую половинки оправы. Новшеством было использование металла для пружины, а также оригинальная конструкция носовых упоров оправы: если у очков с арочной переносицей ободки оправы непосредственно прижимались к носу, то у пенсне имелись особые носовые упоры - подпружиненные дуги, присоединенные к ободкам снаружи в одной или двух точках. Такие конструктивные особенности позволяли пенсне довольно крепко сидеть на носу, в то же время не причиняя владельцу особых неудобств. Для сохранения потребительских качеств пенсне было важно не допускать преждевременной потери центральной пружиной своей упругости. Поэтому многие пенсне были складными, и в сложенном положении фиксировались защелкой. При таком хранении пружина разгружалась, и сохраняла упругость на все время эксплуатации. А вот человек с моноклем обычно воспринимался высокомерным и капризным. В сатирических журналах конца 19 века такая одинокая линза, держащаяся в глазнице безо всякого приспособления непременно высмеивалась. Великосветские щеголи носили монокль с обычным стеклом - просто для форса. «Полуочки» придавали лицу удивленно-презрительной выражение. Через монокль смотрели на тех, кого хотели публично унизить. Он как-то незаметно стал мужским атрибутом (женщину с моноклем даже трудно представить), и его надо было уметь носить с изяществом. Дамы охотнее пользовались пенсне или лорнетом и делали это с особой элегантностью и кокетством.

Проект История очков

Виды очков Очки можно классифицировать по различным признакам.

  1. По внешнему виду можно разделить очки на:
Монокль (франц. monocle) - линза (в оправе или без нее), вставляемая в глазную впадину; Монокль применялся вместо очков. Лорнет (франц. lornette) - складные очки с ручкой. Использовался с 18 в. в аристократических кругах. Лорнет носился прикрепленным к цепочке. Пенсне (франц. pince-nez от pincer - защемить и nez - нос), очки без заушных дужек, держащиеся на носу посредством зажимающей переносицу пружины. Очки состоят из очковых стекол и оправы. Оправа обеспечивает правильное положение очковых стекол относительно глаз и при помощи дужек или других устройств закрепляет очки в нужном положении. 2. По назначению можно выделить очки корригирующие, исправляющие оптический недостаток глаза, и очки защитные, предназначенные для защиты глаз от повреждений или от чрезмерно яркого света. Корригирующие очки - исправляющие оптический недостаток глаза можно разделить:

Проект История очков


Защитные очки - используют для защиты глаз от вредного воздействия различных факторов. Защитные очки можно разделить на :


Проект История очков


1. Солнцезащитные очки служат для защиты глаз от слишком яркого света. Прежде употребляли зеленые стекла, но с тех пор, как оказалось, что они, пропуская самые яркие лучи спектра, меньше всего достигают цели, стали пользоваться серыми и синими стеклами. Серые дымчатые стекла поглощают все цветные лучи почти одинаково; синие стекла наиболее всего задерживают желтые и оранжевые лучи (наиболее яркие). 2. Очки водителя - специальные очки для вождения автомобиля. Их применение позволяет повысить комфорт водителя в условиях плохой видимости. Выпускают жёлтые и коричневые очки. Дополнительно с 2005 г. стали использовать поляризационные фильтры, уменьшающие эффект засветки от бликующего света, отражённого от неметаллических поверхностей (мокрая дорога, стеклянные и окрашенные поверхности автомобилей). Поляризационные очки водителя уменьшают блики, делая изображение более контрастным. Принцип действия поляризационных очков основан на отсечении преимущественно поляризованного отражённого излучения. При езде на автомобиле отсекается излучение, отражённое от поверхности других автомобилей, а также от мокрой поверхности дорожного полотна. При ловле рыбы отсекается отражённое от поверхности воды излучение. 3. Дырчатые очки из тёмной пластмассы. Перфорированные очки У северных народов существовали своеобразные «солнцезащитные очки», для предотвращения снежной слепоты. Оказалось, что такого типа дырчатые очки могут быть применены и для коррекции близорукости. Известно, что при наблюдении через небольшое отверстие (например, ирисовую диафрагму) чем меньше диаметр отверстия, тем больше глубина резкости. Человек может даже без хрусталика получать изображение приемлемого качества (см. камера-обскура). Перфорированные очки представляют собой набор маленьких отверстий в тёмной матрице. У этих очков есть недостаток - их нельзя носить постоянно, так как может ухудшиться бинокулярность зрения. Правильный режим ношения этих очков может способствовать расслаблению (отдыху) глазных мышц.

Современное применение очков

Была проведена исследовательская работа по выявлению особенностей очков среди учащихся школы - сада № 33. Методом исследования было выбрано анкетирование, которое было проведено среди учащихся второго, третьего и четвертого класса. Всего в опросе участвовало 28 (двадцать восемь ) человек: из них девочек 10 (десять); мальчиков 18 (восемнадцать). (см. Рис. 1)

Проект История очков

Рисунок 1

Затем было установлено, какого возраста были участники анкеты. После подсчета результатов было выяснено, что в основной возраст участников 10-11 лет. Результаты ответов на этот вопрос представлены в рисунке № 2.

Проект История очков

Рисунок 2 Следующий вопрос анкеты ставил целью узнать сколько времени в течении дня участники анкеты ходят в очках. Были следующие варианты ответов: А) ношу постоянно Б) ношу только на уроках В) ношу только дома Г) не ношу очков В результате мы выяснили что, в основном (16) больше половины опрошенных носят очки постоянно. Остальные ответы встречались реже:5; 3; 4; ответа соответственно. Результаты этого вопроса представлены в рисунке № 3. Проект История очков

Рисунок 3

Проект История очковПроект История очков


Затем, нам было интересно выяснить предпочтение в выборе оправ для очков среди учащихся. Результаты показали, что ученики школы № 33 в большинстве предпочитают носить железные оправы (20) против (8) отдавшим предпочтение пластмассовым оправам. Смотри рис. № 4 Проект История очков

Рисунок 4.

Проект История очковПроект История очков


Нам было интересно узнать, сколько лет учащиеся носят очки. В результате было выяснено что, в большинстве участники опроса, нося очки три года и более. Меньше года очки не носит никто из опрошенных. Остальные ответили, что носят очки один или два года. Результаты этого исследования представлены в рисунке № 5.

Проект История очков

Рисунок 5

Проект История очковПроект История очков


Последним вопросом нашей анкеты был вопрос: «Сколько пар очков у вас в настоящее время?». Просчитав полученные ответы мы можем сказать, что в большинстве у учащихся специализированной школы по зрению второго, третьего и четвертого классов по одной паре очков (18 ответов). У семи ребят две пары очков, а у трех -3 пары очков. Результаты ответов на этот вопрос представлен на рисунке № 6.

Проект История очков

Рисунок 6

Проект История очковПроект История очков По результатам проведенной анкеты можно сделать следующие выводы: 1. Среди опрошенных больше половины (16 человек) носят очки постоянно. В основном это мальчики 15 из 18 . Девочки, в основном, носят очки либо в школе, либо дома. 2. И мальчики и девочки предпочитают железную оправу для очков. 3. В нашей школе большинство учеников (мальчиков и девочек) носят очки 3 года и более. 4. У многих учеников всего одни очки. У девочек из десяти опрошенных, только у двух 2 пары очков. У мальчиков чаще встречается ответ « двое очков» и есть три мальчика, у которых трое очков. В лечебном кабинете школы были получены данные о том, какой дефект зрения приходится корректировать при помощи очков на примере учеников школы № 33.

Классы

Астигматизм

Дальнозоркость

(+)

Близорукость

(-)

4 класс

7

2

3

3 класс

3

3

1

2 класс

1

4

1

1 А класс

9

2

-

1 Б класс

5

1

2


25

12

7 По полученным данным, можно сделать вывод, что чаще всего встречается астигматический дефект зрения .И именно астигматических очков больше всего в школе. Как сохранить зрение Сколько свечей должны иметь лампочки верхних светильников? Оптимальным считается такое искусственное освещение, когда на каждый квадратный метр площади приходится 15 ватт, если лампочки из прозрачного стекла, и до 20 ватт, когда используются лампочки из молочного и матового стекла. Покупая светильник, учитывайте высоту помещения: при высоте в 3,5 метра и больше надо брать люстру на длинной штанге, а если высота 2,5-2,8 метра, штангу придется укорачивать или прикреплять светильник к потолку без нее. Для комнаты площадью в 20 квадратных метров нужен светильник с тремя-шестью плафонами, общая мощность лампочек из прозрачного стекла-300 ватт, а матовых-400 ватт. Хорошие условия для зрения создают люминесцентные лампы: свет их мягкий, рассеянный, он не слепит глаза, не создает теней. Но одно непременное условие: люминесцентный светильник должен быть не с одной лампой, а с двумя-тремя. Когда ламп несколько, становится незаметной пульсация света, обусловленная изменением напряжения электрического тока в сети. Не забывайте об абажурах. Пользоваться для освещения «голыми», не защищенными абажуром лампочками не следует. Как лучше освещать место для работы? Острота зрения наиболее высока при естественном освещении. Несколько ниже она при смешанном, то есть дневном, дополненном электрическим, и самая низкая-при искусственном освещении. Когда вы читаете, пишете, рисуете, занимаетесь выпиливанием, рукоделием, одного верхнего света мало, включайте дополнительно настольные светильники, бра, торшеры. Очень удобна лампа на гибкой ножке, она позволяет менять направление света. Взрослым и школьникам с нормальным зрением достаточна лампочка мощностью в 60 ватт, близоруким и пожилым людям нужна лампочка в 75-100 ватт. Ставить настольную лампу надо слева и чуть спереди от себя; так же должны быть расположены настенный и напольный светильники. Абажур для них желателен зеленый. Однако еще раз повторяю: включив местное освещение, не выключайте верхний свет. Иначе глаза будут быстро уставать. Ведь всякий раз, когда мы переводим взгляд с ярко освещенной поверхности стола или от рукоделия в темноту, происходит резкая перестройка светочувствительного аппарата глаз. Наступает так называемое скрытое ослепление, очень вредное для глаз. На что следует обращать внимание, работая за письменным столом? Вероятно, все помнят еще со школьной скамьи, что расстояние от глаз до текста или бумаги, на которой вы пишете, должно составлять 30-35 сантиметров. Это расстояние легко определить и без линейки: оно равно примерно длине руки от локтя до пальцев. Если держать книгу, тетрадь дальше или ближе, глаза во время работы будут сильно напрягаться. У людей, имеющих нормальное зрение, оно может ухудшиться, а у тех, кто страдает близорукостью, произойдет дальнейшее ее прогрессирование. При чтении старайтесь, чтобы книга, журнал лежали наклонно, под углом в 35-45 градусов, тогда текст будет перпендикулярен линии взора и глаза дольше не устанут. Для этой цели можно приобрести (или сделать самому) подставку для книги. Писать лучше всего, конечно, на плотной белой или слегка желтоватой бумаге. Авторучка с пером дает более четкие и равномерные штрихи, чем шариковая. Поэтому желательно, чтобы те, кто вынужден пользоваться очками, писали не шариковой ручкой, а перьевой. Чернила должны быть насыщенных тонов, темной пастой надо заправлять и шариковую ручку. Если приходится долго писать, лучше пользоваться чернилами зеленого цвета; красные чернила раздражают и утомляют глаза. Не следует класть на стол стекло. Лучи, которые оно отражает, дают слепящие блики. Вместо стекла можно положить пластину из плексигласа (лучше матовую) или постелить плотную бумагу-желтовато-зеленую или светло-зеленую. Эти цвета, как известно, снижают зрительное утомление. Работая за письменным столом, делайте перерывы. Взрослым и учащимся старших классов надо через каждые 40-50 минут напряженной зрительной работы отдыхать 5-10 минут, учащимся младших классов-через каждые 30-35 минут. В это время проветрите комнату, сделайте несколько легких физических упражнений (потягивания, приседания, наклоны туловища) или просто походите по комнате, посмотрите вдаль. Какова роль витаминов в профилактике заболеваний глаз? Огромная. В ежедневный рацион надо включать продукты, в которых есть витамины А, или каротин, В2 и С. Их дефицит ухудшает зрение, могут даже возникнуть и некоторые заболевания глаз. При недостатке витамина А появляются светобоязнь, иногда и повышенная сухость глаз (ксе-рофтальмия), снижается зрение при слабом освещении, в сумерках (куриная слепота). Витамина А больше всего в яйцах, молоке, сливочном масле, сыре; а каротина- в моркови, томатах, зелени, абрикосах, облепихе. Недостаток витамина Вг может привести к воспалению слизистой глаз, слезотечению, снижению остроты зрения. Много этого витамина в молоке, твороге, сыре, яйцах, бородинском, ржаном хлебе. Витамин С способствует повышению сопротивляемости организма заболеваниям. Наиболее богатыми носителями аскорбиновой кислоты являются ягоды, овощи и фрукты, особенно черная смородина, шиповник, красный перец, зеленый лук, томаты, а зимой-апельсины, лимоны, квашеная капуста. Как рекомендуется смотреть телевизор: в полной темноте или чтобы комната была освещена? В комнате не должно быть темно. Тогда при переводе взора со светлого экрана в сторону глаза не будут быстро утомляться. Включите торшер или настольную лампу. Их надо расположить сбоку или за спиной, иначе свет может попадать в глаза или отражаться на экране телевизора. И еще один совет. Садитесь на расстоянии двух-трех метров от экрана. Глаза меньше утомляются, если не будут заметны точки и линии, из которых состоит телевизионное изображение. Не забывайте, что глаза должны отдыхать после дневной работы. Поэтому не сидите у телевизора более двух-трех часов, не смотрите все передачи подряд, даже если зрение нормальное. А тем, кто страдает близорукостью, надо обязательно делать 10-15-минутные перерывы через каждые 40 минут просмотра. Прикройте на несколько минут глаза, походите по комнате. Детям до трех-четырех лет во избежание развития косоглазия и нервных перегрузок можно смотреть только одну передачу: «Спокойной ночи, малыши!». Не более получаса в день могут смотреть телевизионные передачи дошкольники и, конечно, только специально предназначенные для них. Не стоит слишком долго и ежедневно сидеть у телевизора и школьникам. Чтобы не было перегрузки зрения, им рекомендуется смотреть передачи два-три раза в неделю и то если это не нарушает установленный распорядок дня. А после просмотра, к примеру, телевизионного фильма надо обязательно, как и при работе за письменным столом, дать глазам отдохнуть. Нельзя сразу начинать читать, писать, рисовать и т.-п. Всегда ли надо носить очки? Если врач рекомендует носить очки постоянно, то этой рекомендации надо обязательно следовать. Очки-бывают нужны не только близоруким или дальнозорким, но и людям с нормальным зрением после 45 лет, когда развивается вполне закономерное явление-старческая дальнозоркость. При этом утрачивается нормальная преломляющая сила глаза, которая обеспечивает ясное зрение с различных расстояний. Чем старше человек тем сильнее эти нарушения, и без коррекции зрения с помощью очков он не может обойтись. Однако некоторые пожилые люди, в молодости страдавшие близорукостью, не пользуются очками во время чтения. Если многие годы назад, например, они должны были держать книгу, газету, журнал в 10-15 сантиметрах от глаз, то с возрастом это расстояние стало составлять уже 25-30 сантиметров, то есть стало приближаться к оптимальному. Тем, кому очки необходимы, их выписывают строго индивидуально и заказывают по рецепту. Чужими очками пользоваться нельзя. Очки не только сберегают нам зрение, но и нередко предупреждают развитие некоторых глазных болезней (блефарит, конъюнктивит), избавляют от головной боли и других неприятных явлений, которые порой наблюдаются у людей с плохим зрением. Обращаться с очками надо бережно, ведь это «вторые глаза». Храните их в футляре, чаще протирайте стекла, а если на них появляются царапины, заменяйте новыми. Особо следует сказать о темных очках. Они необходимы всем в яркий солнечный день, особенно на пляже, на берегу любого водоема: солнечные блики от воды ослепляют. В солнечный день читать надо либо в темных очках, либо в тени. Но в пасмурный день и в помещениях темные очки носить нельзя. Это вредит зрению.














Заключение


Изобретение очков сделало людей с ослабленным зрением полноценными членами общества, и позволило значительно продлить активную жизнь человека. Большинство авторов связывают изобретение очков с началом эпохи Возрождения - именно тогда отсутствие средств коррекции зрения, стали особенно ощутимыми. Потребность в таких средствах была столь велика, что очки, по-видимому, были независимо изобретены сразу в нескольких местах во второй половине XIII века, и почти мгновенно (за несколько лет) распространились по Европе. В настоящее время очки являются естественной частью нашей жизни. Кроме того, что на смену толстым стеклам очков приходят тонкие легкие пластмассовые линзы, люди научились делать контактные линзы, которые позволяют людям с ослабленным зрением заниматься разными видами спорта и вести активный образ жизни. Наряду с лечебными очками человек использует и защитные очки, и с каждым годом разновидностей этих очков становится все больше. Проведя исследование в специализированной школе для детей с проблемным зрением были сделаны выводы, что очками пользуются активно. Мальчики носят очки постоянно охотнее девочек. Девочки предпочитают носить очки не постоянно, а какое то время. У мальчиков пар очков бывает и две и три одновременно, тогда как девочки обходятся одной. И девочки и мальчики предпочитают очки с железной оправой, так как они смотрятся элегантней. Чаще всего в школе встречается аномалия зрения - астигматизм. Для его исправления требуются «сложные» линзы. Часто в одной линзе сочетаются минусовое и плюсовое зрение. Очки помогают и в учебе и в жизни, делая людей с ослабленным зрением полноценными членами общества.

Список использованной литературы


  1. Большая Советская Энциклопедия в 30 томах/гл.ред. А.М.Прохоров.-М.:Советская энциклопедия // Т.19. Отоми - пластырь.-1974.-С. 138-139.

  2. Коростелев Н.Б. От А до Я.- 2-е изд.-М.:Медицина,1987.-С.95-105.

  3. Медведкина Е. От монокля до бинокля //Крестьянка.-2008.-№2.-С.98-102. (Большая история: вещи и факты).

  4. Словарь иностранных слов.- 18-е изд., стереотип. - М.:Русский язык, 1989.-620с.




















Приложение 1

Анкета для учащихся начальной школы №33

Уважаемый ученик(ца) просим ответить на вопросы нашей анкеты выбрав вариант ответа с которым вы согласны. Выбранный Вами ответ обведите кружком.

  1. ваш пол ?

а) мальчик б) девочка

2. сколько вам лет ?

а) 7лет б) 8лет в) 9 лет г) 10 лет д) 11 лет е) 12

3. носите ли вы очки ?

а) ношу постоянно

б) ношу только на уроках

в) ношу только дома

г) не ношу очков

4. если вы носите очки, какая у них оправа ?

а) пластмассовая

б) железная

5. сколько лет вы носите очки?

а) меньше года

б) 1 год

в) 2 года

г) 3 года и больше

6. сколько пар очков у вас сейчас ?

а) одни

б) две пары

в) три и больше

Спасибо за ваши ответы


© 2010-2022