Рабочая программа учебного курса «Музыка» для 2 класса

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет администрации Косихинского района по образованию и делам молодёжи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Налобихинская средняя общеобразовательная школа»



«Рассмотрено» На заседании методического объединения учителей Протокол № ___ от «__» ____________20___г. Руководитель методического объединения____________

«Согласовано» Заместитель директора по УВР___________________ «__»____________20___г.


«Утверждено» Директор школы _________________ «__»________________20___г.








Рабочая программа учебного курса

«Музыка»

для 2 класса

начальное общее образование


Срок реализации 1 год











Составитель:

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

Казанцева Лариса Владимировна







2014 - 2015 уч. Год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе требований компонента федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для общеобразовательных учреждений 1-4 классов, 2009 года, авторской программы « Музыка» / [В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр]- М.: Вентана-Граф, 2012г.1 час в неделю (34часа в год)


Цель рабочей программы в соответствии с гос. стандартами:

воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Задачи:

1.Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека - творца.

2.Формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

3.Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта- человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку

4.Развитие музыкального восприятия как творческого процесса- основы приобщения к искусству.

5.Овладение интонационно - образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

6.Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.

7. Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.

8. Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.


Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:


  1. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр- Музыка: программа: 1-4 классы- М., Вентана-Граф, 2012


Изменения, внесенные в учебную программу и их обоснование.

  1. В связи с тем, что программа рассчитана на 34 недели( 34 часа), а учебных недель 35 (35 часов), то добавляется 1резервный час.


Общая характеристика учебного предмета


Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребёнку познавать мир и самого себя в этом мире. Содержание музыкального образования в начальной школе - это запечатлённый в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на земле с эстетических и нравственных позиций. Достижение целей общего музыкального образования происходит через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе. Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре, осуществить выход в проблемное поле музыки. В качестве методологического основания концепции учебного курса « Музыка»выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребёнка, природе искусства и природе ребёнка, природе искусства и природе художественного творчества.

В данной программе вокально-хоровое исполнительство

детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки выступают не как виды музыкальной деятельности, а рассматриваются в качестве форм приобщения к музыке, являющихся лишь частным случаем но отношению к исполнительству как категории более общего порядка. В качестве же видов музыкальной деятельности выдвигаются деятельность композитора, исполнителя, слушателя, которые представлены в неразрывном единстве, обьединенные восприятием музыки, эти виды деятельности отражают три необходимых условия существования музыки.

Детское творчество в программе - это не отдельный вид деятельности учащихся, связанный прежде всего с «досочинением» детьми элементарных ритмических и мелодических формул, интонационных схем, в результате чего музыкальное развитие ребенка сводится к поиску «мелодических штампов». Под детским творчеством пони мается прежде всего готовность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнивать, соотносить, выбирать и находить то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Именно эта внутренняя работа ученн ка, процесс мысленного и реального экспериментирования с выразительными средствами, становится важнее закон ченного результата, особенно на начальных этапах вхож дения в музыку.

Одной из задач учителя является создание школьной музыкальной среды, когда музыка не на словах, а на деле действительно пронизывает всю жизнь ребенка, становясь необходимым и естественным условием его существования, ведущим фактором духовного становления личности.

Описание ценностных ориентиров содержания


  • Преподавание музыки в школе как живого образного искусства;

  • Возвышение ребёнка до философско - эстетической сущности искусства ( проблематизация содержания музыкального образования);

  • Деятельностное освоение искусства;

  • Проникновение в природу искусства и его закономерностей;

  • Моделирование художественно-творческого процесса.


Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения курса


Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты

1. Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

2. Формирование основ национальных ценностей российского общества.

3. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

4. Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

5. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты

1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

3. Умение воспринимать музыку и выражать своѐ отношение к музыкальному произведению.

4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы решения.

4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6. Использование знаково-символических средств представления информации для

создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить своѐ выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

10. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

11. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

12. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

13. Определение общей цели и путей еѐ достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

14. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.

15. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка».

16. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

17. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего

образования (в том числе с учебными моделями).



Планируемые результаты освоения предмета


К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:

Проявлять устойчивый интерес к музыке;

Проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкальн6ого произведения;

Приобретать навыки слушательской культуры;


Решать учебные и практические задачи:

Определять жанровые признаки;

Характеризовать интонации по эмоционально-образному строю -лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.;

Называть запомнившееся формы музыки;

Определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям (например, Бетховен - Пятая симфония, Григ - «Пер Гюнт», Чайковский - Четвёртая симфония) и напеть;

продирижировать главные мотивы, мелодии;

Делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на инструментах, пением, танцевальным движением;

Проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к характеристике персонажа, создание элементарного аккомпанемента и пр.).


Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы


«5» ставится, если дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный; присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции); умение пользоваться ключевыми и частными знаниями; проявление музыкальных способностей и стремление их проявить. «4» ставится, если ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя; присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции); проявление музыкальных способностей и стремление их проявить; умение пользоваться ключевыми и частными знаниями. «3» ставится, если ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя; проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции); или умение пользоваться ключевыми или частными знаниями; или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить. «2» ставится, если ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала; нет интереса, эмоционального отклика; неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями; нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.



Учебно-тематический план



Тема раздела

Количество часов

Количество лабораторных работ

Количество контрольных работ

1

«Всеобщее в жизни и в музыке»

8



2

«Музыка-искусство интонируемого смысла».

10



3

«Тема» и «Развитие» - жизнь художественного образа

10



4

«Развитие» как становление художественной формы.

6




резерв

1




всего

35








Материально-техническое обеспечение


Цифровые образовательные ресурсы:


  • Фонохрестоматия

  • Интернет-ресурсы.


Оборудование:


  • Учебные столы.

  • Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления).

  • Компьютер.


Дидактические материалы:

  • предметные и сюжетные картинки;


ЛИТЕРАТУРА


«Азбука музыкальных инструментов» В.И Водопьянов -М .: «ВАКО», 2003 г

Энциклопедия классической музыки (Композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина).

Алиев,Ю.Б.. Настольная книга школьного учителя-музыканта, - М.: Владос, 2002.

Бугаева, З.М.. Веселые уроки музыки - М.: Аст, 2002.





















Лист корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту










































































































5.Календарно- тематическое планирование



Наименование разделов и тем

Кол-во час

дата

Деятельность учащихся

примечание

Всеобщее в жизни и музыке (8 час)

1

1.1

Песенность как состояние человека, природы, искусства. В инструментальной музыке.

1


Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.

Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки - возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?

Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.

Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.

Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.

Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент



2

1.2

Песенность как состояние человека, природы, искусства. В инструментальной музыке.

1




3

1.3

Танцевальность как состояние человека, природы, искусства.

В инструментальной музыке.

1




4

1.4

Танцевальность как состояние человека, природы, искусства.

В инструментальной музыке.

1




5

1.5

Маршевость как состояние человека, природы, искусства.


1




6

1.6

Маршевость как состояние человека, природы, искусства.


1




7

1.7

Взаимодействие явлений в жизни и в музыке, переход от обыденного к художественному.

1




8

1.8

Раскрытие в музыке внутреннего мира человека.

1




Музыка-искусство интонируемого смысла (10 час)

9

2.1

Интонация как феномен человеческой речи и музыки. Музыкальные инструменты: фортепиано.

1


Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.

Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.

Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.

Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров.

Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов.Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки

Определять на слух простые формы звучащей музыки - двухчастные,

Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется».



10

2.2

Интонация как Смысловая единица. Природа и музыка. Прогулка.

1




11

2.3

Интонация - «Звукокомплекс»

Вечерняя песня.

1




12

2.4

Колыбельные.

Сонная песенка.

Колыбельная медведицы.

1




13

2.5

Интонация. Единство содержания и формы.

1




14

2.6

Исполнительская интонация. Выразительные интонации.

1




15

2.7

Исполнительская интонация. Изобразительные интонации.

1




16

2.8

Исполнительская интонация. Выразительные интонации.

1




17

2.9

Исполнительская интонация. Изобразительные интонации.

1




18

2.10

Исполнительская интонация. Зерно-интонация.

1




«Тема» и «Развитие» - жизнь художественного образа ( 10 час)

19

3.1

Исполнительское развитие музыки.

1


Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.

Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.

Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия.

Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.

Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании

Размышлять над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении.

Выявлять роль формы для восприятия логического

развития музыкальной мысли.

Определять на слух простые формы звучащей музыки - двухчастные,


20

3.2

Виды музыкального развития.


1




21

3.3

Развитие музыки в симфонической сказке.


1




22

3.4

Развитие музыки в

симфонической сказке.


1




23

3.5

Виды музыкального развития. Тембровое, повторение


1




24

3.6

Ладовое и динамическое развитие музыки.


1




25

3.7

Мелодическое, ритмическое развитие музыки.


1




26

3.8

Развитие музыки в русском фольклоре.


1




27

3.9

Имитация- прием развития музыки.


1




28

3.10

Развитие музыки в произведениях Ф Шуберта, Э. Грига.

1




«Развитие» как становление художественной формы ( 6 час)

29

4.1

Построение(Формы) музыки.

Куплетная форма.

1


трёхчастные, рондо, вариации.

Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.

Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности


30

4.2

Двухчастная форма музыки.

1




31

4.3

Трехчастная форма музыки

1




32

4.4

Построение музыки. Форма Рондо.

1




33

4.5

Построение музыки. Форма Вариации.

1




34

4.6

Урок - концерт любимых произведений.

1




35


резерв

1






всего

35



















© 2010-2022