Конспект урока-праздника по литературному чтению на тему Здравствуй, гостья - зима (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бекасовская средняя общеобразовательная школа



Интегрированный урок - праздник -

внеклассное чтение - музыка -

изобразительное искусство -

русский язык.

Тема урока:

«Здравствуй, гостья - зима»

3 класс.

Конспект урока-праздника по литературному чтению на тему Здравствуй, гостья - зима (3 класс)

Подготовила и провела

Дегтярева Валентина Яковлевна

учитель начальных классов



пос. «д\о Бекасово»

2015 - 2016 учебный год.

Цели: расширить знания детей о литературной поэзии 19 века, развивать художественный и эстетический вкус; развивать умение передавать настроение поэта выразительными средствами речи; воспитывать любовь к поэзии, к природе, к Родине.

Оборудование: портреты поэтов, выставка книг «Русские поэты о зиме», эпиграф «Чем сильнее чувствует человек, тем ярче он видит поэзию родной природы», - слова Ф. И. Тютчева:

«Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык»;

Репродукции картин о зиме: А. Пластов «Первый снег», И. Грабарь «Февральская лазурь», К.Юон «Русская зима» и др., грамзапись П.И. Чайковского «Времена года»; иллюстрации «Зима» и «Снеговик»; интерактивная доска, презентации к уроку; члены жюри - учителя и родители.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок -

Начинается урок.

И не просто урок - урок праздник.

Праздник поэзии сегодня,

Праздник добра и красоты.

А добро творить -

Людям радость дарить.

(Дети -хором)

Третий класс! Третий класс!

Очень рад всех видеть вас!

Ученик: Мы верим, на празднике нашем

Вам некогда будет скучать.

Гостям всем сегодня мы скажем:

Все: Разрешите нам праздник начать!

2. Введение в тему урока.

(Учитель читает слова Ф.И. Тютчева со слайда)

- Вот сегодня поэзией родных поэтов мы и будем доказывать эти слова.

Перед вами сидит компетентное жюри, которое оценит умение выразительно читать стихи.

- Стихи, о которых мы будем говорить сегодня, написаны очень давно, но настолько ярки и выразительны, что близки и понятны нам.

- С какими поэтами вы познакомились на уроках чтения? А с какими встретились впервые?

(Высказывания детей).

3. Работа по теме урока. Зима в поэзии.

- Сегодня мы сузим тему урока и поговорим только о зимней природе в поэзии 19 - начале 20 века.

Но в то же время расширим круг поэтов творчеством А.С. Пушкина, С.А. Есенина, А. Блока.

Вся русская литературная, а отчасти, и живописная пейзажистика берёт начало от А.С. Пушкина.

Об отношении А.С.Пушкина к природе написано много, но, пожалуй, наиболее исчерпывающая и глубокая оценка Пушкина - пейзажиста дана В.Г. Белинским: «Пушкину не нужно было ездить в Италию за картинами прекрасной природы, прекрасная природа была у него под рукою, здесь на Руси, на её плоских и однообразных степях, под её вечно серым небом, в её печальных деревнях и её богатых и бедных городах. Что для прежних поэтов было низко, то для Пушкина было благородно; что для них была проза, то для него была поэзия».

- Давайте послушаем и оценим стихи А.С. Пушкина, выученные детьми.

«Вот север тучи нагоняя…»,

«Зимний вечер»,

«Зимнее утро»,

«Опрятней модного паркета».

- С.А. Есенин принадлежит к тем художникам, произведениям которых свойственна великая простота, Они понятны любому читателю. Стихи поэта входят в душу, сливаются с чувством любви к Родине.

Русская природа, крестьянский уклад, народное творчество, великая русская литература - вот истинные источники его поэзии.

Природа в лирике Есенина действительно живая, наделённая разумом, чувством, способная откликнуться на боль и радости человека.

Давайте послушаем стихи С.А.Есенина.

«Пороша»,

« Поёт зима - аукает»,

« Берёза»,

«Разгулялась злая вьюга…».

- Попробуйте ответить на вопрос: «Какая у нас зима?»

(Высказывания детей).

- Наша зима, действительно, очень разная. На первый взгляд каждый год одно и то же: снег да мороз. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная да с солнцем.

И день зимой разный! Утро раннее - тихое, не слышное, со съёжившимся в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим. А вечер - длинный-предлинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки. И сказка приходит, заглядывая в окна домов. Она осторожно подкрадывается к людям из черноты дальнего леса, из таинственного света луны и неожиданного громкого треска сучьев в замёрзшей тишине ночного воздуха.

Наша зима у поэтов, композиторов, художников красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон. А вот Иван Савич Никитин иначе описывает приход зимы.

И.С. Никитин «Встреча зимы».

Но есть в зиме и что-то молодое и весёлое. Поэт П. Вяземский, встречая зиму, восклицает: «Здравствуй, русская молодка!..»

В стихах, в музыке всегда передаётся настроение человека. И тот, кто пишет о природе звуками, красками, словами - невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам.

Зима - волшебница. Она околдовывает всех, кто подвластен её чарам. Ф.И. Тютчев пишет: «Чародейкою - зимою околдован лес стоит…»

Ф.И.Тютчев «Чародейкою - зимою».

Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. Всё живое спряталось в глубину земли и спит, ожидая солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка - зима дарит всему этому белому безмолвию новую жизнь: неподвижную, немую, таинственную. Эта жизнь - жизнь сна, время белой и тихой природы. И только

Мороз, как хозяин, по лесу шагает,

Он вьюги и холод принёс.

Не зря воеводой его называет

Некрасов в поэме «Мороз - Красный нос».

Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

Все рады проказам матушки - зимы. Мороз румянит щёки, пощипывает нос. А снег - лёгкий, пушистый и очень скользкий. Санки летят по нему так, что дух захватывает. Весело зимой!

А. Блок «Внукам - шалунишкам…»,

А. И. Суриков «Детство»,

Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок).

(Звучит песня «Снег кружится…»)

4. Физкультминутка.

5. Продолжение работы по теме урока. Зима в живописи.

Читая пейзажную лирику поэтов 19 - 20 века, мы в своём воображении рисуем картины родной природы. А наши ребята своё воображение перенесли на альбомные листы.

(Открывается выставка рисунков о зиме. Она называется «Мгновения радости. В каждой снежинке зима»)

(Жюри в конце праздника оценивает работы и награждает победителей конкурса рисунков о зиме).

- Да, действительно, вся литературная пейзажистика связана с живописной. Родное русское небо, русскую зиму написали А.Пластов, К. Юон, В. Васнецов, И. Грабарь, И. Шишкин и другие.

(Презентация «Картины зимы в произведениях русских художников»- выступают дети, подготовившие презентации).

(На доске вывешиваются репродукции картин).

- Вы все знаете эти картины. Ещё раз посмотрите внимательно на них. Я буду читать вам отрывки стихов, а вы соотнесите их с репродукциями данных картин.

Утром гляну я чуть свет:

Двор по-зимнему одет.

Распахнул я настежь двери,

В сад гляжу, глазам не верю.

Эй! Смотрите чудеса -

Опустились небеса!

Было облако над нами,

Оказалось под ногами.

(Аида Гунали «Первый снег», А. Пластов «Первый снег»)

В тёплых шубах и ушанках

Снежной зимнею порой

Детвора на быстрых санках

Вихрем мчит с горы крутой.

(Н. Беляев «На санках». В. Суриков «Взятие снежного городка»)

Чуть порошит пушок летучий,

И солнце зимнее встаёт,

Как каждый день, полней и лучше,

Полней и лучше новый год.

(А. Твардовский «Зима». В.Васнецов «Снегурочка»)

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

(С.А. Есенин «Берёза», И.Грабарь «Февральская лазурь», «Роскошный иней»).

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…

(А.С. Пушкин «Зимнее утро», И. Горюшкин-Сорокопудов «Солнце на лето - зима на мороз»).

Внукам - шалунишкам

По колено снег.

Весел ребятишкам

Быстрых санок бег…

(А. Блок «Внукам - шалунишкам…», К. Юон «Русская зима»)

6. Продолжение работы по теме урока. Зима в музыке и живописи.

(Включается пьеса П. И.Чайковского «Январь», учитель читает стихи)

Тихо, тихо сядем рядом -

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены -

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речкой пенной

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой…

Это - музыка торопит

И ведёт нас за собой.

(Слушание музыки).

- Музыка, которая сейчас звучала, написана великим русским композитором П.И. Чайковским. Это первая пьеса композитора и называется она «Январь» из цикла «Времена года». П.И. Чайковский с юных лет восхищался природой.

(Слайд с портретом П.И. Чайковского)

- В каждом листке и цветке он видел прекрасное, дающее жажду жизни. Страстную любовь композитор питал к лесным и полевым цветам. В часы встречи с природой у него зарождались новые мысли и темы. Рождали музыку и стихи. Строки стихов будили у композитора творческое воображение.

Так, на стихи А. Плещеева написан почти весь цикл «Детских песенок». Написаны музыкальные пьесы на стихи Н. Некрасова, Ф.Тютчева, А. Майкова, И. Сурикова.

Послушайте пьесу П.И. Чайковского «Февраль» и скажите. Какое настроение передаётся музыкой.

(Слушание пьесы П.И. Чайковского «Февраль»).

- Какие русские народные песни она вам напоминает?

Пока мы слушали музыку к нам пришёл ещё один гость.

(Открываю иллюстрацию снеговика).

- Что вы о нём можете сказать?

- Сегодня на празднике мы говорим о красавице - зиме. Снеговик - тоже зимний человек. А ещё он сказал мне по секрету, что его зовут Снеговик Сочиняйкин и ещё вот что…

Я - весёлый Снеговик

К зиме, к холоду привык.

В Сочиняйске я живу

И со всеми там дружу.

Я каждый день смотрю вокруг:

- Не придёт ли новый друг?

Сильный и умелый,

Да к тому же, смелый!

- Не о нас ли он с вами говорит? Наверное, хочет с нами подружиться и рассказать что-то интересное или раскрыть какой-то секрет. Предлагаю вам написать сочинение на тему: «Секрет Снеговика». Но сочинение будет фантазия или сказка, ведь мы знаем, что Снеговик - это сказочный герой.

- Каким будет тип текста? (Повествование с элементами описания).

- Что будет главным в сочинении? ( Сам секрет Снеговика).

- В какой части текста его запишем? (В основной).

- Но Снеговик не будет раскрывать секрет совершенно незнакомому человеку. Значит, сначала надо познакомиться. В какой части опишем встречу с новым другом? (Во вступлении).

- У вас на партах лежат снеговики, нарисованные на уроке изобразительного искусства. У каждого из свой характер, своё настроение. Опишите их! Только скажите, в какой части это следует сделать? (В основной).

- Какое чувство принесло вам новое знакомство?

( На доске запись появляется: «Как хорошо иметь друга!»)

(На доске записывается план сочинения)

1. Вступление.

Встреча со Снеговиком.

2. Основная часть.

а) Как выглядит новый знакомый.

б) Секрет Снеговика.

3. Заключение.

Как хорошо иметь друга!

- Чтобы сочинение получилось интересным, живым, следует использовать средства выразительности письменной речи: сравнения, эпитеты. Именно они позволяют представить вашего Снеговика ярче. Желаю вам успехов и жду ваших творений.

(Дети пишут сочинения).

- Кто хочет поделиться своими мыслями, прочитать своё сочинение?

(2 - 3 ученика читают свои сочинения).

- Чем понравилось сочинение?

- Что можно посоветовать автору?

Вот и подходит к концу ещё один урок, урок- праздник. Понравился ли он вам?

- Что больше всего взволновало вас на уроке?

- Что чувствовали вы слушая и рассматривая произведения о природе?

(Жюри подводит итоги конкурса чтецов, вручает грамоты)

Зато, что слушали внимательно,

И помогали мне старательно,

Благодарю вас за вниманье -

Урок окончен - до свидания!


© 2010-2022