Рабочая программа 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «Гимназия № 125»

______ И.В. Тимонина ________А.М.Габидуллина __________С.В.Волобуева

Протокол №_____ от «______»__________20____г. Приказ №__________ от

­­ «_______»_____________20_____г. «_______»___________20____г.






Рабочая программа

по русскому языку

в 1А классе

МБОУ «Гимназия № 125»

Советского района г.Казани

Антоновой Ирины Валентиновны

учителя начальных классов














2014-2015 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 - 4). - М.; Просвещение, ) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, при этом учтено, что темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Программа по обучению грамоте построена как органическая часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка. При разработке рабочей программы использованы:

- государственный стандарт основного общего и среднего (полного) образования;

-учебный план по предмету русский язык

-УМК (учебно-методический комплекс) Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. « Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика курса Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; - развитие коммуника­тивных умений; - развитие нравственных и эстетических чувств; - развитие способностей к творческой деятель­ности. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного). Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача - приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы. Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв. Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Послебукварный (заключительный) - повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями: • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); • орфография и пунктуация; • развитие речи. Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи. Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся. Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической). Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы. Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности. Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами. Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма. Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме­нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече­вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от­ношения к употреблению в речи основных единиц языка. Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др. Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

  • Этнокультурный компонент на уроках
    русского языка

    Основные цели русской этнокультурной школы:

    - Изучение русской традиционной и современной культуры, включая культуру русского зарубежья.
    - Освоение и присвоение школьниками высших духовно-нравственных ценностей, идеалов и добродетелей русского и татарского народов (любви к Родине, к родной природе и родному дому, ценностного отношения к семье, предкам, матери и материнству, к труду, учению, культурным традициям своего и других народов, и др.).
    - Формирование у школьников потребностей, умений и навыков творческой деятельности, развитие творческой активности учащихся, направленной на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия русского и татарского народов в современных условиях.
    - Воспитание культуры межнационального общения (умений вступать в межкультурный диалог, оценивать культурную информацию, не акцентировать в межличностных связях этнические и расовые различия, правильно определять соотношение собственных, групповых, этнокультурных и общенациональных интересов)
    основные задачи русской этнокультурной школы
    1) в научной, доступной и понятной форме объяснить новые темы;
    2) через дидактический материал вести воспитательную работу, изучая историю культуры русского народа, воспитывая в детях уважительное отношение к истории своих предков;
    3) обеспечить уроки русского языка достаточным иллюстративным и дидактическим материалом;
    4) умело сочетать индивидуальную и групповую работу с классом за счет разнообразного дидактического, иллюстративного материала;
    5) прививать любовь к русскому языку через его пропаганду на уроках и во внеклассной деятельности
    Методика обучения русскому языку, содержащая этнокультурный компонент, предполагает введение в обучение лексики и текстов этнокультурной направленности, сведений об истории национального языка и народа, о его быте, традициях и культуре. .

Таким образом, этнокультурное образование формирует национальную компетентность личности и обеспечивает социализацию личности как в интересах самой личности, так и государства. Кроме того, образование, выступая целью, результатом, процессом, формой и средством освоения человеком культуры, является одной из основных форм сохранения и развития русской культуры.
Место курса «Русский язык» в учебном плане На изучение русского языка в начальной школе выделяется 609 ч. В 1 классе - 99 ч. (3 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 69 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 30 ч (10 учебных недель) - урокам русского языка. Во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

Личностные

Метапредметные

Предметные



1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
    социальной справедливости и свободе.

  6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  7. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объект.



1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание курса
Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.). Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: • раздельное написание слов; • обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши); • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; • перенос слов по слогам без стечения согласных; • знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова. Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу. Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица. Частица не, её значение. Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения). Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений. Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации: • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением; • сочетания чк-чн, чт, нч, щн и др.; • перенос слов; • прописная буква в начале предложения, в именах собственных; • проверяемые безударные гласные в корне слова; • парные звонкие и глухие согласные в корне слова; • непроизносимые согласные; • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; • разделительные ъ и ь; • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь); • соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)е и и в суффиксах имен существительных (ключик - ключика, замочек-замочка). • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин); • безударные падежные окончания имён прилагательных; • раздельное написание предлогов с именами существительными; • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; • раздельное написание частицы не с глаголами; • мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь); • мягкий знак в глаголах в сочетании -ться; • безударные личные окончания глаголов; • раздельное написание предлогов с другими словами; • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки; • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами; • запятая при обращении в предложениях;запятая между частями в сложном предложении. Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Распределение основного содержания по классам и темам представлено в следующем разделе программы, который включает: - Тематическое планирование по обучению грамоте: к «Азбуке» В. Г. Горецкого и др. (обучение чтению); к Прописям Н. А. Федосовой, В. Г. Горецкого (обучение письму). - Тематическое планирование по русскому языку к учебникам: 1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 1 класс. 2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 2 класс: В 2 ч.: Ч. 1. 3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 2 класс: В 2 ч.: Ч. 2. 4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 1. 5. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 2. 6. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 4 класс: В 2 ч.: Ч. 1. 7. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 4 класс: В 2 ч.: Ч. 2.

Промежуточная и итоговая аттестация

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольных работ (итогового теста), который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса.


Календарно-тематическое планирование

1 класс

№п/п

Наименование раздела и тем

Обучение грамоте

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения




Раздел 1 Подготовительный этап

14ч.


Раздел 2 Букварный период

43ч.


Раздел 3 Послебукварный период

12ч.



Русский язык



Раздел 1 Предложение

4ч.


Раздел 2

Слово

7 ч.


Раздел 3 Звуки и буквы

19ч.


2 КЛАСС

Тема

Кол-во часов

Примерная программа

Рабочая программа

1

Наша речь

3

3

2

Текст

4

4

3

Предложение

12

12

4

Слова, слова, слова …

18

18

5

Звуки и буквы.

59

59

6

Части речи.

58

58

7

Повторение.

16

16

всего

170

170


3 КЛАСС

Тема

Кол-во часов

Примерная программа

Рабочая программа

1

Язык и речь

2

2

2

Текст, предложение, словосочетание.

14

14

3

Слово в языке и речи.

19

19

4

Состав слова.

16

16

5

Правописание частей слова

29

29

6

Части речи.

76

76

7

Повторение.

14

14

всего

170

170

4 КЛАСС

Тема

Кол-во часов

Примерная программа

Рабочая программа

1

Повторение.

11

11

2

Предложение

9

9

3

Слово в языке и речи.

21

21

4

Имя существительное.

43

43

5

Имя прилагательное.

30

30

6

Личные местоимения.

7

7

7

Глагол.

34

34

8

Повторение.

15

15

всего

170

170

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания

УУД



Вид контроля Дата дения
план прове-

факт Предметн. Метапредметн. Личостн.
Подготовительный этап -

(4 недели)
Пропись 1






1 Вводный инструктаж. История возникновения письма Комбини- рованный Возникновение письменности Уметь составлять рассказ по сюжет- ному рисунку

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России
Индиви- дуальный опрос 1.09 1.09 2 Знакомство с новым предметом Комбини- рованный Подготовка к письму. Правило письма Уметь обводить по контуру предметы Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов Индиви- дуальный опрос 3.09 3.09 3 Гигиенические правила при письме Комбини рованный Гигиенические правила при письме. Письмо наклонных пря- мых Знать гигиенические правила письма . Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи Принятие и освоение социальной роли обучающегося Фронталь ный опрос 4.09 4.09 4 Рабочая строка Комбини- рованный Знакомство с рабочей строкой. Дописывание строк Знать рабочую строку


Использование знаково-символических средств представления информации.


Принятие и освоение социальной роли обучающегося Индиви- дуальный опрос 8.09 8.09 5 Письмо наклонных линий Комбини- рованый Письмо по образ- цам Уметь писать по образцу элементы букв Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов Фронталь ный опрос
10.09 10.09 6 Письмо наклонных прямых с закруглением внизу


Комбини- рованный Звукобуквенный анализ слова «дома». Письмо по образцу элементов букв. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространственная ориентация на странице тетради, ее разлиновка Уметь делить слова на слоги. Знать гигиенические правила письма Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия Принятие и освоение социальной роли обучающегося Фронталь ный опрос 11.09 11.09 7 Письмо наклонной прямой с закрулением вверху и внизу Комбини- рованный Письмо элементов согласных букв. Деление слов на слоги Уметь делить слова на слоги . Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи Принятие и освоение социальной роли обучающегося Фронталь ный опрос 15.09 15.09 8 Письмо удлиненной петли вверху и внизу Комбини-рованный Анализ слов «кор- зина», «мешок». Письмо линий с петлей Уметь делать анализ слов. Знать гигиенические правила письма Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов
Фронталь ный опрос 17.09 17.09 9 Письмо овалов Комбини- рованный Обведение овалов и письмо. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространственная ориентация на странице тетради, ее разлиновка Уметь составлять рассказ по сюжет-ному рисунку; делить слова на слоги Использование знаково-символических средств представления информации. Принятие и освоение социальной роли обучающегося Фронтальный опрос 18.09 18.09


Пропись 2





10 Строчная буква а

Прописная буква А Комбини-рованный Анализ начертания строчной буквы а. Знакомство с написанием прописной буквы А. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространственная ориентация на странице тетради, ее разлиновка Знать формы всех изученных письмен ных букв Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия формирование личностного смысла учения Чтение наизусть 22.09 22.09 11 Строчная буква о

Прописная буква О Комбини-рованный Письмо буквы о по образцу Знать формы всех изученных письменных букв Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Принятие и освоение социальной роли обучающегося Чтение наизусть 24.09 24.09 12 Строчная буква и. Прописная буква И
Комбини-рованный Слоговой и звуко- буквенный анализ слов «сливы», «нитки». Письмо буквы и Уметь писать и распознавать изучаемую букву . Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи формирование личностного смысла учения Фронталь ный опрос 25.09 25.09 13
Письмо буквы ы Комбини-рованный Написание буквы ы. Письмо под диктовку: а,и,о Уметь писать и рас познавать изучаемую букву Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов Фронталь ный опрос 29.09 29.09
Букварный период
(16 недель)





14 Строчная буква у

Прописная буква У Комбини- рованный Слоговой и звуко- Буквенный анализ слов «утка», «бусы». Письмо предложения «Ау!» Уметь писать и рас познавать изучаемую букву Использование знаково-символических средств представления информации. Принятие и освоение социальной роли обучающегося Фронталь ный опрос 1.10 1.10 15 Письмо изученных букв Комбини- рованный Написание предложений. Анализ предложений Уметь писать и распознавать изучаемую букву Использование различных способов поиска (в справочных источниках формирование личностного смысла учения Фронталь ный опрос 2.10 2.10 16 Строчная буква н

Прописная буква Н Комбини- рованный Написание слогов и слов с буквой н. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространст- венная ориентация на странице тетради, ее разлиновка Знать формы всех изученных пись-менных букв. Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы
. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи Принятие и освоение социальной роли обучающегося Фронтальный опрос 8.10 8.10 17 Строчная буква с

Прописная буква С Комбини-рованный Слоговой и звуко-буквенный анализ слов Уметь выделять буквы из слов, давать им характеристику . Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов Вырази-тельное чтение 9.10 9.10 18 Строчная буква к

Прописная буква К Комбини-рованный Запись слогов, слов и предложения с буквой к Уметь выделять буквы из слов, давать им характеристику. Узнавать изучаемые буквы Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия формирование личностного смысла учения Фронтальный опрос 13.10 13.10 19 Строчная буква т

Прописная буква Т Комбини-рованный Письмо слогов, слов и предложе-ний с буквой т Уметь выделять буквы из слов, давать им характеристику Использование знаково-символических средств представления информации. Принятие и освоение социальной роли обучающегося Фронтальный опрос 15.10 15.10 20 Письмо изученных букв Комбини-рованный Письмо букв т, Т, слов и предложений с ними Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные . Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов Чтение наизусть 16.10 16.10 21 Строчная буква л

Прописная буква Л Урок- путешест вие Письмо слогов, слов с буквой л Знать формы всех изученных письменных букв . Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи Принятие и освоение социальной роли обучающегося Фронтальный опрсо 20.10 20.10 22 Письмо изученных букв Комбини-рованный Письмо слов и предложений с изученными буквами Уметь писать и узна вать изученные буквы Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия формирование личностного смысла учения Фронтальный опрос 22.10 22.10 23 Строчная буква р

Прописная буква Р Комбини-рованный Письмо слов и предложений с буквой р Знать формы всех изученных письменных букв. Уметь писать под диктовку письменные буквы Использование знаково-символических средств представления информации. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки Вырази-тельное чтение 23.10 23.10 24 Строчная буква в

Прописная буква В Комбини-рованный Письмо слов и предложений с буквой в Знать формы всех изученных букв . Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи Принятие и освоение социальной роли обучающегося Фронталь-ный опрос 27.10 27.10 25 Письмо изученных букв Комбини- рованный Письмо слов с изученными буквами Уметь писать под диктовку изученные буквы . Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров Этические нормы Вырази-тельное чтение 29.10 29.10 26 Строчная буква е

Прописная буква Е Комбини- рованный Слоговой и звукобуквенный анализ слов: «ел», «сел» Знать, что в начале слова буква е обозначает два звука, а после согласного - мягкость согласного и звук [э] Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов Фронтальный опрос 30.10 30.10


Пропись 3





27 Строчная буква п

Прописная буква П Комбини-рованный Слоговой и звукобуквенный анализ слов «пила», «пела». Письмо слов и предложений Знать формы всех изученных букв Использование знаково-символических средств представления информации. Принятие и освоение социальной роли обучающегося Фронтальный опрос 10.11 10.11 28 Письмо изученных букв Комбини-рованный Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки Уметь писать под диктовку изученные буквы Использование различных способов поиска (в справочных источниках Принятие и освоение социальной роли обучающегося Фронталь ный опрос 12.11 12.11
29
Строчная буква м

Прописная буква М
Комбини-рованный
Письмо слов и предложений с буквой м. Деление слов на слоги. Словесное ударение
Уметь писать слова с изученными буквами. . Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи формирование личностного смысла учения
Чтение наизусть 13.11 13.11








30 Письмо изученных букв Комбини-рованный Письмо слов с изученными буквами Уметь писать слова с изученными буквами . Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров Принятие и освоение социальной роли обучающегося Фронталь-ый опрос 17.11 17.11 31 Строчная буква з

Прописная буква З Комбини- рованный Письмо букв, слов и преложений Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов Фронталь-ный опрос 19.11 19.11 32 Письмо изученных букв Комбини-рованный Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово записанное Уметь писать слова и предложения с изученными буквами Использование знаково-символических средств представления информации. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки Чтение наизусть 20.11 20.11 33
Строчная буква б. Прописная буква Б Комбини-рованный Написание слов и предложения с буквой б Уметь писать под диктовку изученные буквы . Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки Индиви-дуальный опрос 24.11 24.11 34 Письмо слов с изученными буквами


Комбини- рованный Согласные парные и непарные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, соотносить печатную и письменную буквы . Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи Принятие и освоение социальной роли обучающегося Фронтальный опрос 26.11 26.11 35 Строчная буква д

Прописная буква Д Комбини-рованный Письмо слов с буквой д.Деление слов на слоги, словесное ударение Знать формы всех изученных букв Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов Индиви- дуальный опрос 27.11 27.11 36
Письмо изученных букв Комбини-рованный Письмо слов и предложений с буквами д,Д соотносить печатную и письменную буквы Использование знаково-символических средств представления информации. формирование личностного смысла учения Фронтальный опрос 1.12 1.12 37 Строчная буква я

Прописная буква Я Комбини-рованный Письмо слов с буквой я Знать, что в начале слова буква я обозначает два звука, а после Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Принятие и освоение социальной роли обучающегося Фронтальный опрос 3.12 3.12 38 Письмо изученных букв Комбини-рованный Запись предложений с проговариванием Уметь писать под диктовку слова с изучен ными буквами . Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки Фрноталь ный опрос 4.12 4.12 39 Строчная буква г

Прописная буква Г Комбини-рованный Слоговой и звукобуквенный анализ слов «гриб».Распознавание звука в словах Знать формы всех изученных букв Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов Фронтальный опрос 8.12 8.12 40 Строчная буква ч.

Прописная буква Ч Комбини-рованный Письмо слов с буквой ч. Знать формы изученных букв Использование знаково-символических средств представления информации. Принятие и освоение социальной роли обучающегося Фронтальный опрос 10.12 10.12 41 Сочетания ча-чу Комбинированный Слоговой и звукобуквенный анализ слов «туча»,«учу» Знать правописание ча-чу Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки Фронтальный опрос 11.12 11.12 42 Буква ь - знак мягкости Комбини-рованный Письмо слов с ь Знать, что ь - показатель мягкости согласных звуков; . Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи Принятие и освоение социальной роли обучающегося Фронтальный опрос 15.12 15.12 43 Буква ь в середине слова Комбини-рованный Слоговой и звукобуквенный анализ слов «учитель», «письмо» Ь не обозначает звука Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов Индиви-дуальныц опрос 17.12 17.12




Пропись 4



44 Строчная буква ш. Прописная буква Ш Комбини-рованный Письмо слов и предложений с буквой ш Знать формы всех изученных букв . Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров Принятие и освоение социальной роли обучающегося Фронтальный опрос 18.12 18.12 45 Строчная буква ж

Прописная буква Ж Урок- игра Письмо слов, предложений с буквой ж Знать формы всех изученных букв . Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи Этические нормы Фронтальный опрос 22.12 22.12 46 Написание сочетаний жи-ши Комбини-рованный Письмо слов с сочетаниями жи-ши соотносить печатную и письменную буквы Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки Фронтальный опрос 24.12 24.12 47 Строчная буква ё

Прописная буква Ё Комбини-рованный Письмо слов и предложений с буквой ё Уметь соотносить печатную и письменную букву Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия Принятие и освоение социальной роли обучающегося Фронтальный опрос 25.12 25.12
48
Буква й. Слова с буквой й
Комбини-рованный
Письро буквы й, слов и предложенний
Уметь дифференцировать и распознавать изучаемый звук, писать букву Использование знаково-символических средств представления информации. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов
Фронтальный опрос 12.01
49 Строчная буква х

Прописная буква Х Урок-игра Письмо слов, и предложений с буквой х Уметь дифференцировать и распознавать изучаемый звук, писать букву, писать предложения Использование различных способов поиска (в справочных источниках) Принятие и освоение социальной роли обучающегося Фронтальный опрос 14.01
50 Строчная буква ю

Прописная буква Ю Комбини-рованный Письмо слов с буквой ю. Анализ и запись слов «юла», «юг», «мою» Знать, что в начале слова буква ю обозначает два звука, а после согласного - мягкость согласного Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки Фронтальный опрос 15.01
51 Письмо строчной буквы ю после согласной Комбини-рованный Письмо слов и предложений с буквами ю, Ю Знать формы всех изученных букв . Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров Принятие и освоение социальной роли обучающегося Фронтальный опрос 19.01
52 Строчная буква ц

Прописная буква Ц Комбини-рованный Письмо слов и предложений с буквой ц Знать непарные твердые и Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки Фронтальный опрос 21.01
53 Строчная буква э

Прописная буква Э Комбини-рованный Письмо слов и предложений с буквой э Знать формы всех изученных букв . Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи формирование личностного смысла учения Фронтальный опрос 22.01
54 Строчная буква щ

Прописная буква Щ Комбини-рованный Письмо слов с буквой щ Уметь записывать предложение . Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров Принятие и освоение социальной роли обучающегося Фронтальный опрос 26.01
55 Сочетания ща,щу Комбинированныц Письмо слов с сочетаниями ща,щу Уметь писать слова без искажений Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Этические нормы Фронтальный опрос 28.01
56 Строчная буква ф

Прописная буква Ф Комбини-рованный Письмо слов со слоговым и звуко буквенным анализом Уметь находить слова со слабой позицией написания парных согласных Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки Фронтальный опрос 29.01
57 Буквы ь,ъ Урок-игра Правописание разделительных ь и ъ Знать, в каких случаях пишется разделительный ь, а каких раздели-тельный ъ . Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров Принятие и освоение социальной роли обучающегося Фронтальный опрос 2.02

Послебукварный период-





58 Алфавит Урок-игра Алфавит. Гласные и согласные звуки Знать алфавит. Уметь соотносить печатную и письменную буквы Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов Фронтальный опрос 4.02
59 Повторение по теме «Парные согласные звуки». Списывание текста (15 мин) Комбини-рованный Парные согласные звуки. Списывание текста Уметь записывать предложение, писать слова без искажения и замены букв Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия Этические нормы Самостоя тельная работа 5.02









60 Оформление предложений в тексте
Комбини-рованный Составление предложений и запись их. Употребление прописной буквы Уметь составлять предложения из слов Использование различных способов поиска (в справочных источниках Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки Фронтальный опрос 9.02
61 Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» Комбинированный Анализ предложения. Орфографическая работа. Слова, обозначающие предметы Уметь находить слова, обозначающие предметы . Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров формирование личностного смысла учения Индиви-дуальныйопрос 11.02
62 Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» Комбинированный Запись предложения, его анализ. Слова, обозначающие действие предмета Уметь находить слова, обозначающие действие предмета Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки Индиви-дуальный опрос 12.02
63 Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» Комбинированный Запись предложения. Слова, обозначающие признаки предметов Уметь находить в тексте слова, обозначающие признаки предметов . Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи Принятие и освоение социальной роли обучающегося Индивидуальный опрос 25.02
64 Правописание безударных гласных в корне слова Комбини-рованный Подбор проверяемых слов для безударных гласных в корне слова Уметь подбирать проверочные слова Использование знаково-символических средств представления информации. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки Индивидуальный опрос 26.02
65 Правописание звон ких и глухих согласных на конце слов
Комбини-рованный Подбор слов для проверки написания парных согласных на конце слова Уметь проверять написание парных согласных на конце слова Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки Самостоя тельная работа 2.03
66 Правописание жи-ши Комбини-рованный Запись текста по вопросам. Сочетание жи-ши Знать правописание сочетаний жи-ши . Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов Фронтальный опрос 4.03
67 Правописание ча-ща Комбини-рованный Запись и анализ предложений. Сочетание ча-ща Знать правописание сочетаний ча-ща Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки Фронтальный опрос 5.03
68 Правописание чу-щу Комбини-рованный Запись и анализ предложений. Слоговой и звукобуквенный анализ слов «щука», «чудеса» Знать правописание сочетаний чу-щу . Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи Принятие и освоение социальной роли обучающегося Фронтальный опрос 9.03
69 Правописание чк-чн, щн Комбинированный Запись и анализ предложений. Сочетания чк-чн, щн Знать правописание сочетаний чк-чн, щн Использование знаково-символических средств представления информации. формирование личностного смысла учения Самостоя тельная работа 11.03

Тематическое планирование по русскому языку 1 класс


урока

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

УУД

Вид контрол

Дата проведения

По плану

Фактически

предметные

метапредметн

Личностн.


70

Язык и речь

Виды речи

Изучение новой темы


Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи. Речь устная и речь письменная. Русский язык - родной язык русского народа.

*Слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа - русском языке, проявлять уважение к языкам других народов. Приобретать опыт в различении устной и письменной речи.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов


Деление текста на предложения

12.03


71


Текст

комбинированный

Текст. Смысловая связь предложений в тексте.

Заголовок текста.

Различать текст и предложение.

Подбирать заголовок к тексту.

Составлять текст из деформированных предложений.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи

Принятие и освоение социальной роли обучающегося


текущий







16.03


72


Предложение



комбинированный


Предложение

Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении.


Составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу.

.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия


формирование личностного смысла учения




текущий











18.03


74

Слово. Роль слова в речи.


комбинированный


Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия

Определять количество слов в предложении,

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи

Формирование целостного, социально

ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов


текущий

19.03


75

Слова-названия предметов и явления, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов


изучение новой темы


признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные, близкие и

вычленять слова из предложения.

Различать предмет, действие, признак

Формирование умения планировать, контролир. и оценивать учебные действия

Формированцелостного, социально

ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов


беседа


1.04


76

Тематические группы слов: вежливые слова, однозначные и многозначные, близкие и противоположные по смыслу.

изучение новой темы противоположные по значению. Словари учебника. *Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш.

Приобретать опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.

Классифициров. и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы.

Использовать в речи «вежливые слова».

Формирование умения планировать, контролир. и оценивать учебные действия

Формированцелостного, социально

ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов

беседа

2.04


77

Слог. Общее представле

ние

изучение новой темы

Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.

Ударение. Способы выделения ударения. Различать слово и слог. Наблюдать над слоговой структурой различных слов.

Овладение способностью принимать и сохранять цели

и задачи

Формирован целостного, социально ориентирован ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов

текущий




6.04


78

Деление слов на слоги.


Комбинированный

Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения.



Определять количество в слове слогов. Находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом.


Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия


Формирован целостного, социально ориентирован ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов

запись слов с пропущенными буквами






8.04

79


Перенос слов.



комбинированный


. Слогоударные модели слов.







Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям. . Классифицировать слова по количеству в них слогов. Составлять слова из слогов.


Использован. знаково-символич. средств представлен. информации.




Принятие и освоение социальной роли обучающегося







текущий


























9.04


80

Ударение. Общее представле

ние.


комбинированный

Графическое обозначение ударения
Находить ударные и безударные гласные Развивать творческое воображение, подбирая свои примеры сравнений. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

чтения текстов различных стилей и жанров

Формирован целостного, социально ориентирован ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов

текущий

13.04


81

Звуки и буквы

.

изучение новой темы

Звуки и буквы Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове Условные звуковые обозначения слов.

Различать звуки и буквы.

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.

Осуществлять знаково- символические действия при моделировании звуков.

Использование знаково-символических средств представления информации.

Формирование эстетическ.потребностей ценностей и чувств


текущий



15.04



82



Русский алфавит, или Азбука

Гласные звуки

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.


изучение новой темы


Русский алфавит, или Азбука

Значение алфавита.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.

Использование алфавита при работе со словарями.

Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с принятыми в русском языке обозначениями звуков.



Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи



Принятие и освоение социальной роли обучающегося




запись слов с пропущенными буквами


16.04



83


Слова с буквой э. Ударные и безударные гласные звуки

Способы проверки

.


изучение новой темы


Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Слова с буквой э.

Ударные и безударные гласные звуки

Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.


Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы

Использование знаково-символических средств представления информации.

Использование различных способов поиска (в справочных источника

.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося



текущий



20.04



84

Особенности проверяемых и проверочных слов..



комбинированный


Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук.


Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.

Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с. особенностями

проверяемых и проверочных слов..

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки


беседа


22.04



85



Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах.


изучение новой темы


Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.).


Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Различать в слове гласные звуки по их признакам.

Правильно произносить гласные звуки.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации


Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки


запись слов с пропущенными буквами


23.04



86


Написание буквы, обозначающий безударный гласный звук


комбинированный


Работа с орфографическим словарём.


Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв»,


Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативн.

задач



Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки








беседа


27.04



87

Согласные звуки и буквы

комбинированный

Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки.

Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

формирование личностного смысла учения


текущий



88

Написание слов с непроверяе-

мой буквой безударного гласного звука

изучение новой темы


Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки.


писать слова с непроверяе-

мой буквой безударного гласного звука

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

формирование личностного смысла учения


беседа






89


Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки.


комбинированный


Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка - бочка).


писать слова с непроверяе-

мой буквой согласного звука


Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

формирование личностного смысла учения










текущий



30.04



90

Слова с удвоенными согласными.


закрепление



Слова с удвоенными согласными.



Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка.

.


осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности




формирование личностного смысла учения


Составление рассказа по картинкам



4.05



91


Проверочный диктант


контроль


Контроль знаний, умений


Умение записывать текст


осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности


формирование личностного смысла учения







диктант


11.05



92

Работа над ошибками.


комбинированный



Анализ работ


Анализировать ошибки


осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности







формирование личностного смысла учения



текущий



13.05


93


Буквы Й и й

Слова со звуком [й'] и буквой «и краткое».

комбинированный


Буквы Й и И

Слова со звуком [й'] и буквой «и краткое».



Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка.

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки




текущий



5.05


94

Твёрдые и мягкие согласные звуки.


комбинированный


Твёрдые и мягкие согласные звуки. Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

Различать твердые и мягкие согласные звуки

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки


текущий

6.05


95


Обозначение

мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

комбинированный

Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

Обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

Готовность

конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки


текущий

20.05


96

97

Восстановле-

ние текста с нарушенным порядком предложений.

Согласные звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

комбинированный

комбинированный

Развитие речи. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку.


Согласные звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений

Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки., звонкие и глухие согласные

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений

Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативн.

задач

Формирование эстетическ.потребностей ценностей и чувств






формирование личностного смысла учения


текущий



текущий

21.05


25.05


98


Особенности проверяемых и проверочных слов

комбинированный


Особенности проверяемых и проверочных слов.

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова).

Проверять парные согласные звуки


Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативн.

задач

формирование личностного смысла учения



текущий

27.05



99

Шипящие согласные звуки.

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ,ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, Чу-Щу

закреплен

Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ.

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Правило правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Писать слова с шипящими согласными звуками.

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ,ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, Чу-Щу

Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативн.

задач

формирование личностного смысла учения


текущий

28.05


Список учебно-методической литературы



1. Печатные пособия.

1.Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс. - М.: ВАКО, 2012.
2. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А. Программа обучение грамоте (программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). - М.: Просвещение, 2014 3.Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись 1, 2, 3, 4 к «Русской азбуке», - М.: Просвещение, 2014.

4.Канакина В.П. Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений-М.: Просвещение, 2011

5.Крылова О.Н. Контрольные работы по русскому языку. 1 класс. Ч. 1,2 к учебнику В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 1 класс» М.: Издательство «Экзамен», 2012

6.Логинова О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы 1 класс. - М.: Просвещение, 2011.

7.Потураева Л.Н. Русский язык. 1 класс. Проверь себя. Тесты/Л.Н.Потураева; под ред. Н.А.Сениной- Ростов н/Д, 2010

8.Тихомирова Е.М., Тесты по русскому языку. 1 класс. Ч.1,2 к учебнику В.П.канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 1 класс» М.: Издательство «Экзамен», 2012

2. Информационно - коммуникативные средства.

  1. Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной «Русский язык.1 класс».

  2. Интерактивный тренажер по русскому языку для учащихся 1-4 классов «Я пишу грамотно!»

3. Материально - технические средства.

Компьютерная техника, интерактивная доска, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, аппаратно-программный комплекс, мобильный класс.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010.

  2. Сборник рабочих программ «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г.В., Володарская И.В. и др.; под редакцией Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. -издание второе. М. Просвещение, 2011г.

  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М.,Тишков В.А. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

  3. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3ч. М.: Просвещение, 2011г.

  4. Козлов В.В, Кондаков А.М.. Фундаментальное ядро содержания общего образования. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011.

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.-2 е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010.

1 Изучается во всех разделах курса.

© 2010-2022