• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Тезисы для участия в педагогических чтениях на тему Формирование мобильности в образовательном процессе начальной школы посредством моделирования

Тезисы для участия в педагогических чтениях на тему Формирование мобильности в образовательном процессе начальной школы посредством моделирования

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование мобильности в образовательном процессе начальной школы посредством моделирования. Звягина Т.В., учитель начальных классов высшей категории

МАОУ СОШ №76 Октябрьского района г. Екатеринбурга. В настоящее время система народного образования столкнулась с проблемой увеличения количества трудностей, испытываемых детьми в процессе обучения. По данным исследований, затруднения по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. С особыми трудностями сталкиваются первоклассники при письме. Работая над проблемой формирования навыка грамотного письма младших школьников, отметила, что причиной почти всех детских затруднений является несформированность приемов учебной деятельности. А ведь именно учебная деятельность является основной формой деятельности ребенка 6-9(10) лет, согласно периодизации детства, разработанной Выготским, Леонтьевым и Элькониным. Именно учебная деятельность определяет общее психическое развитие ребенка, развитие его личности. Отсюда следует, что задачей педагога является такая организация образовательного процесса с использованием разнообразных педагогических методов и приемов, которая была бы направлена на формирование учебной деятельности младших школьников, нужно формировать ученика «учащего себя». Орфография по своему содержанию мало привлекательна для младших школьников и усваивается с трудом. Организация учебной деятельности призвана пробудить у учащихся интерес изучаемым орфографическим явлениям, стремление рассмотреть все их признаки, свойства для запоминания и овладения способами действий, обеспечивающих грамотное письмо. Для успешного обучения детей орфографии, я организовывала учебную деятельность на уроке так, чтобы обеспечить мотивацию учебного действия, его моделирование, усвоение обобщенного способа деятельности и самоконтроль. Одним из структурных элементов учебной деятельности является этап выбора учебных действий: поиск способов решения поставленной задачи, преобразование исходной ситуации в ситуацию с новыми условиями, поиск существенных признаков, моделирование. Создание ребёнком модели изучаемого понятия или явления, облегчает усвоение программного материала, способствует воспитанию успешного ученика, получающего удовольствие от процесса овладения новыми способами действий. Психологи утверждают, что при формировании познавательной деятельности целесообразно опираться на такие ступени этой деятельности, как предметная, образная и знаково-символическая. Наука, изучающая различные системы знаков, их устройство, функционирование и развитие, которая в значительной степени выросла из лингвистических исследований, носит название «семиотика». Использование семиотического подхода дает возможность выделить интегрирующую основу в обучении, т.к., во-первых, многие учебные предметы, игровая и учебная деятельность, общение не обходятся без использования знаково-символических средств, во-вторых, само мышление носит знаковый характер, благодаря чему оно имеет свойство обобщать, выделять существенное в явлениях и предметах. На уроках русского языка модель, состоящая из системы знаков, понятных для ребенка, выступает средством такой наглядности, в которой орфографические факты представлены на основе обобщения орфографических явлений. Модель позволяет сжать и объединить информацию. Наблюдения свидетельствуют о том, что в процессе моделирования учащиеся овладевают: а) умениями обобщать орфографические факты, опознавательные признаки и каждый этап действия в графической, знаковой или буквенной форме; б) умениями преобразовывать графический способ изложения в вербальный; в) умениями сопоставлять имеющийся комплекс признаков с эталонным; г) умениями соотносить обобщенное представление об орфографическом явлении с его конкретной реализацией в слове. Применение моделей преодолевает вербализм обучения, делает лингвистические абстракции наглядными, обеспечивает возможность предметно-практических действий ребенка со словом. Положительный опыт использования моделирования на уроках русского языка способствовал применению приобретённых детьми умений и навыков практически на любом предмете начальной школы. Таким образом, моделирование обеспечивало мобильность учащихся. Анализируя целесообразность использования моделирования с точки зрения соответствия требованиям нормативных документов об образовании в РФ, пришла к следующим выводам: - Само понятие «моделирование» предполагает создание модели, схемы самими детьми, что отвечает требованию необходимости деятельностного характера образования. Знание, добытое путем собственных усилий и открытий, будет наиболее прочно, а поиск знания, несомненно, будет развивать ребенка. - Известно, что младшим школьникам в значительной степени свойственно наглядно-образное мышление. В этом возрасте начинает формироваться логическое мышление, которое необходимо развивать, и для которого нужна «пища». Другими словами, способность мыслить символами приходит не сама по себе. Кроме того, известно, что во многих случаях дети даже 6 лет лучше усваивают содержание предмета именно через абстрактные формы. Схема-модель как раз и является одной из наиболее доступных форм абстракции для младших школьников. Значит, использование моделей соответствует возрастным закономерностям развития учащихся. Не зря психологи (Л.А.Вегнер) называют уровень наглядно-образного мышления, которого достигают дети этого возраста, наглядно-схематическим, основой логического мышления. - Говоря о личностной ориентации содержания образования, мы должны учитывать, что все дети разные. Исследования психологов показали, что условно можно разделить всех людей по «ведущей системе чувств» на 3 группы. Одни ориентируются в основном на зрение - визуалы или «зрители». Значит, чтобы ребенок-зритель успешно усваивал то или иное знание, необходима опора на зрительные образы (образ-модель). Вторые ориентируются на слух - аудиалы или «слушатели». Для их усвоения подойдет озвучивание всех элементов модели. Третьим необходима совокупность осязания и мышечного чувства - это кинестетики или «деятели». Причем детей 3 группы становится больше, а самый распространенный тип смешанный: визуал-кинестетик. А значит, необходимые нам знания будут усвоены только в процессе деятельности (моделирование как раз и позволяет организовать усвоение правила через создание ребенком его модели, понятной, доступной именно ему самому). - Модель, созданная на основе существенных признаков понятия, будет сокращать время, необходимое для усвоения детьми материала. Таким образом, оптимизировав объем учебного материала, мы избежим перегрузок. - И, наконец, дети, освоив приемы, способы моделирования, научившись различать существенные и несущественные признаки понятий и явлений, смогут использовать, полученные знания и умения на различных учебных предметах, в реальной жизни. Таким образом, мы реализуем практическую ориентацию образования. Ни один первоклассник не садится за парту готовым субъектом предстоящей учебной деятельности. К моменту прихода ребенка в школу, потребности в самоизменении у него нет. Каждый ребёнок идёт в первый класс с удовольствием, с желанием переступает порог « школьной страны». Задача учителя сохранить этот позитивный настрой, чувство радости от освоения нового.











1

© 2010-2022