Урок окружающего мира в 1 классе по теме Зеленая аптека

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3,

Г. Вологда

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Зелёная аптека





Выполнила:

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ №3»

Шлыкова Елена Борисовна

г. Вологда

2015 год

Урок разработан в соответствии с технологией комплекта «Перспективная начальная школа».

Тема

«Зеленая аптека»

Цель

углубление и расширение знаний обучающихся о лекарственных растениях

Планируемый результат

познакомить учащихся с лекарственными растениями;

рассказать о целебной силе растений;

обучить правилам сбора целебных трав;

воспитывать бережное отношение к зеленым растениям;

продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи.

Тип урока

Комбинированный

Основные понятия

Лекарственные растения, части растений: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.

Межпредметные связи

Литературное чтение, математика, изобразительное искусство, технология, русский язык.

Ресурсы:

- основные

Учебник «Окружающий мир» для 1 класса по системе учебников «Перспективная начальная школа». Авторы учебника Г.В. Трафимова, С. А. Трафимов, О.Н. Федотова.

Тетради для самостоятельной работы на печатной основе.

- дополнительные

Материал для организации работы в малых группах.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в малых группах. Мультимедийная поддержка (Перволого) с элементами интерактивного тренажёра.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

УУД

1.

Организационный момент

Предварительная организация класса, психологический настрой учащихся.

- Здравствуйте, ребята. Займите свои места, проверьте - всё ли готово к уроку.

- Начинаем наш урок.

Занимают свои места, проверяют наличие учебных принадлежностей.

Проговаривают стихотворение - правила поведения на уроке:

Наши ушки - на макушке,

Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
Познавательные УУД: Построение речевого высказывания, поиск известной информации.

Личностные УУД:

Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; выработка учебной мотивации, постановка учащимися целей учебной деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

Планирование учебных задач.

Коммуникативные УУД: Диалог с учителем.


2.

Опрос учащихся. Цель - актуализировать знания обучающихся о растениях родного края, в частности лекарственных растениях. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с.

- Рассмотрите иллюстрации.

- О чем пойдет речь на уроке?

- Какова тема урока? (Слайд 1)

- Ответы на какие вопросы вы бы хотели получить? (Слайд 2)

- На некоторые из этих вопросов мы с вами сегодня обязательно ответим.








О растениях. Зеленая аптека. Как человек использует растения в жизни? Когда человек начал использовать лекарственные растения? Какие лекарственные растения растут в нашем крае? Как собирать лекарственные растения?


Познавательные УУД: Построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.

Коммуникативные УУД: Диалог с учителем.

Личностные УУД: Нравственно-этическая ориентация.

2.1. Актуализация опорных знаний учащихся


-Вспомните, что мы уже узнали о растениях в 1 классе? (Слайд 3 - 4)

- Какое значение играют растения в жизни человека? (Слайд 5)

- Вы правильно сказали о том, что дают человеку растения.

- Как вы думаете, давно ли люди используют свойства лекарственных растений для лечения от различных болезней?

- Известный персидский ученый Авиценна, живший в более 1000 лет назад, в 980 году говорил о лечебных свойствах растений и использовал их в медицине. ( Показ портрета Авиценны)

Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы.

Растения бывают дикорастущие и культурные. Растения делятся на три группы: деревья, кустарники и травы.

Растения дают человеку пищу, из некоторых изготавливают ткани, служат кормом для домашних животных. Многие растения украшают наш мир, защищают воздух от загрязнений

Из растений делают лекарства.






Познавательные УУД: Построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.

Коммуникативные УУД: Диалог с учителем.

Личностные УУД: Нравственно-этическая ориентация.

3

Изучение нового учебного материала.

Цель -

  1. расширить знания обучающихся о лекарственных растениях родного края;

  2. сформировать понимание важности соблюдения правил сбора и применения лекарственных трав

  3. Цель для учителя - организовать подготовку для проведения работы в малых группах.

Постановка проблемного вопроса - Назовите изображённые растения. - Как назвать их одним словом? - Почему растения называют «лекарственными»?





- А как растения нас «лечат»?

- Какие из этих растений вы встречали в природе во время прогулки или экскурсии? Какие лекарственные растения растут в нашем крае?

Беседа по материалу учебника В ходе беседы учитель сообщает учащимся любопытные факты о тех лекарственных растениях, рисунки которых даны в учебнике. Пастушья сумка получила свое название из-за своих плодов, напоминающих формой заплечную сумку, которую носили с собой пастухи. Отсюда и пошло название растения. Еще в старину знали, что пастушья сумка останавливает кровь и заживляет раны. Если надломить стебель чистотела, то на месте излома покажется оранжевое «молочко» - ядовитый сок. Но в народе заметили, что сок растения обладает лечебными свойствами (очищает кожу). В г. Самаре есть специальная клиника, где с помощью лекарства, изготовленного из чистотела, помогают людям, которые страдают кожными заболеваниями. Поэтому растение и получило имя чистотел. У тысячелистника каждый лист, как перышко птицы, собран из многих небольших листиков-пушинок. Таких листиков-пушинок у одного растения действительно может быть чуть ли не целая тысяча. Вот и назвали растение тысячелистником. Чай из тысячелистника повышает аппетит, а листья, приложенные к ранам, останавливают кровь и заживляют раны. Об этом знали еще в древние времена. Так воины и лечили себя на поле боя. За это тысячелистник еще называли «солдатской травой». А вот у зверобоя название хотя и грозное, но не совсем верное. Зверобой не убивает съевших его животных, а лишь вызывает у них зуд. Но на вредные микробы зверобой воздействует в самом деле губительно. Поэтому из него делают лекарства от самых разных болезней, в том числе и от ожогов. В старину это растение называли «травой от девяноста девяти недугов». Жаропонижающим свойством обладают цветки липы. А вот мать-и-мачеху, которая очень долго считалась лечебной травой, в настоящее время врачи использовать не рекомендуют, так как она вызывает у людей тяжелые заболевания. Ранку на пальце заживляют тысячелистник, подорожник, крапива, кошачья лапка. При простуде помогают цветки липы и цветки календулы (ноготки). К месту укуса насекомых можно приложить лист подорожника, ломтик огурца, а к месту ушиба или ожога-размятые листики зверобоя.


Подорожник, ромашка, одуванчик. Лекарственные.

Эти растения помогают человеку справляться с различными заболеваниями.

Возможно, дети не смогут ответить на этот вопрос.





Подорожник, ромашка, одуванчик.











В ходе рассказа учителя, обучающиеся будут предлагать свою информацию об известных им растениях и их применении на личном опыте или опыте своих родственников.

Познавательные УУД:

Анализ, синтез, сравнение, построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД:

Работа с партнером, диалог с учителем.

Регулятивные УУД:

Взаимопроверка, контроль и коррекция.



Цель для учителя - организовать деятельность по формированию умений применять полученные знания о лекарственных растениях в ходе практической работы.





































































Цель для учителя - обобщить знания об изученных лекарственных растениях. Организация работы в малых группах.

- Сейчас наш класс превратится в научно-исследовательскую лабораторию. Нам предстоит сделать очень важные открытия.



- Займите свои места в группах. (Обучающиеся делятся на пять групп).

- Выберите координатора.

- Координаторы подойдите к учителю и получите задания для своих групп. (Каждая группа получает гербарий и карточку с вопросом (заданием практического характера).

- Координаторы, откройте конверты с заданиями и материалом для исследования.

- Вам необходимо рассмотреть содержимое конвертов, выполнить задания, ответить на вопросы.

- После обсуждения заданий в группах и работы над проблемой, заслушаем представителей каждой группы с выводами, которые вы сделаете. Каждая группа получает: 1. Гербарий (3 - 4 лекарственных растений) 2. Листы с заданиями

  • 1-я и 2-я группы - определить названия растений;
  • 3-я и 4-я группы - назвать части растений, которые используют в медицине;
  • 5-я группа - рассмотреть гербарий, найти в приложении карточки с рисунками лекарственных растений и приклеить на листе задания над соответствующими названиями.
Подведение итогов практической работы отчет. 3. Форма отчета: устное сообщение и выполнение задания на листах.






Практическая деятельность





Занимают свои места в группе, выбирают координатора группы.







Координаторы получают задания.















Дети тщательно изучают растения - их размер, форму листьев, окраску цветков, запах, исследуют (если это возможно без повреждения гербария) их на ощупь.

  1. Определи следующие лекарственные растения - подорожник, одуванчик, ромашка лекарственная, зверобой, валериана, цветы липы.


  1. У различных растений используют разные части растений для медицинских нужд - у подорожника - лист, у липы и ромашки - цветы, у валерианы и одуванчика - корень.


  1. Ученики находят в приложении карточки с рисунками лекарственных растений и приклеивают их на странице над соответствующими названиями.

Познавательные УУД:

Анализ, синтез, сравнение, построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД:

Работа с партнером, диалог с учителем.

Регулятивные УУД:

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Цель для учителя - контроль качества усвоения нового материала. Организация самостоятельной работы. Работа с учебником и тетрадью. Откройте тетрадь для самостоятельной работы на с. 16 № 22. Прочитайте задание. - Сможете выполнить его самостоятельно? Посоветуйтесь со своим соседом. - Откройте учебник на с. Прочитайте советы, которые дают Маша и Миша. - Сравните ваши ответы и ответы героев книги. - Сформулируйте правила сбора и приемы безопасного использования лекарственных растений. Правила сбора и приемы безопасного использования лекарственных растений.

  1. Собирайте лекарственные травы в начале их цветения в солнечную погоду.
  2. Не срывайте все растения, оставляйте часть для размножения.
  3. После сбора трав тщательно вымойте руки с мылом.
  4. Лекарственные травы перед применением тщательно промываются.
Например, молодые побеги тысячелистника несколько раз моют в кипяченой воде, затем растирают в чистой посуде до получения кашицы. Эту кашицу прикладывают к ранке, ссадине, царапине. Лист подорожника моют с мылом, тщательно споласкивают и только после этого прикладывают к месту укуса насекомых, к ранке.



Дети рассматривают рисунки и составляют правила сбора целебных трав. Затем читают советы по сбору лекарственных трав, которые дают Маша и Миша (чтение текста в учебнике), и сравнивают их со своими.



Формулируют правила сбора и использования лекарственных трав:
  • Не собирай лекарственные травы вдоль дорог и в черте города.
  • Не срывай все растения на полянке.
  • Растение в свежем виде перед применением тщательно промой.



Познавательные УУД: Построение речевого высказывания, поиск известной информации.

Коммуникативные УУД: Диалог с учителем.

Познавательные УУД:

Анализ, синтез, сравнение, построение речевого высказывания.

Личностные УУД:

Нравственно-этическое оценивание событий.

Цель для учащихся - снять утомление мышц туловища. Цель для учителя - мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе Динамический момент. Игра «Не ошибись!» - Я буду произносить различные слова. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите названия растения и присесть, если это не растение. (Учитель произносит слова-названия растений и животных в произвольном порядке)



Обучающиеся встают из-за парт, хлопают в ладоши, если слышат названия растений и приседают, если названное слово - не растение.


Тест на определение изученных лекарственных растений. Слайд 6 В форме интерактивного теста организуется проверка качества усвоения материала. Возможно организовать эту работу как фронтально, так и индивидуально (при наличии достаточного количества ПК в кабинете).

Цель - осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.


Рефлексия. - Вернемся к задачам, которые мы поставили в начале урока.

- На какие вопросы мы смогли ответить? - Каких вопросов мы на уроке не коснулись? - Где вы сможете получить ответы на эти вопросы?

- Кто-то из вас испытывал трудности на уроке? Какие? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? Выберите соответствующий «смайлик».

Читают задачи.



Отмечают вопросы, на которые дали ответ в ходе урока. Из дополнительной литературы, хрестоматии, на факультативном занятии и др.

Ответы обучающихся. Познавательные УУД: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД: Оценивание детьми собственной деятельности.

© 2010-2022