Конспект интегрированного урока окружающего мира и музыки ВЕСНА СВЕТА 3 класс УМК Гармония

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект интегрированного урока окружающего мира и музыки.
ВЕСНА света Класс 3 б УМК «Гармония» Автор: О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина. Тип урока: Интегрированный (окружающий мир и музыка). Цель: сформировать знания о весенних явлениях в неживой и живой природе. Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться). Личностные УУД: - формировать интерес к изучению родной природы; - повышать уровень мотивации учебной деятельности.
Предметные результаты: развивать умения выявлять связи между состоянием неживой природы и изменениями в живой природе; развивать интерес к музыке; проводить связь между явлениями природы и музыкой.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; развивать эстетические чувства, наблюдательность, познавательный интерес, логическое мышление.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге по теме (учитель - ученик; ученик - ученик); приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
Регулятивные УУД: проговаривать в логической последовательности свои действия; учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Оборудование: мультимедийная презентация; карточки групповой работы; учебник, аудиозапись с произведениями П.И. Чайковского «Времена года». «Март», «Февраль», «Весна»; портрет композитора П.И. Чайковского.




Ход урока I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Учитель: Сейчас вы прослушаете музыкальный фрагмент. Это пьеса П. И. Чайковского «Времена года». Портрет П.И. Чайковского на доске. Под портретом слова: Конспект интегрированного урока окружающего мира и музыки ВЕСНА СВЕТА 3 класс УМК Гармония
В произведениях Чайковского соединяются совершенство композиции и огромная выразительная сила, европейский стиль и традиция русской музыки.

- Вы должны определить, о каком времени года идет речь в этом фрагменте. Слушайте внимательно звуки, которые помогут определить время года. (Звучит аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Времена года». «Весна».) - Какие картины возникли в вашем воображении? Учащиеся: Радостные, светлые. Учитель: При помощи чего композитору удалось передать настроение природы? Учащиеся: Через музыкальные звуки. Учитель: Какое настроение навевает вам музыка? Что вы почувствовали, слушая ее? Учащиеся: Эта музыка навевает нам радостное настроение, чувствуется пробуждение природы. Учитель: Правильно. Сегодня на уроке у нас речь пойдет о весне. - У кого из вас весна - любимое время года? - За что вы любите весну? Учащиеся: Становится тепло, все расцветает. Учитель: Молодцы! Мы начинаем изучать новый раздел - «Навстречу весне». Сегодня мы совершим с вами путешествие через волшебный лес к весне. III. Знакомство с этапами «путешествия». Учитель: Долго длится зимняя пора в России. Это время трудное, голодное для лесных обитателей. Надоело людям слушать завывание ветра. Все мечтают, как тепло прогонит стужу лютую. - Отгадайте загадку, определите, откуда начнем наше «путешествие». По ночам мороз силен, Днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну так что за месяц это? Учащиеся: Февраль. I этап - «Февраль - последний месяц зимы» (Слайд №2) II этап - поляна «Приметы весны» (Слайд №3) III этап - пригорок «Мартовский денек» (Слайд№4) IV. Объявление темы урока. Учитель: Отгадайте загадки (Слайд 5-10): Река подо льдом, Была белая да седая, Все бело кругом, Пришла зеленая, молодая. Метелица вьется... (Весна.) Как время зовется? (Зима, февраль.) Из-под снега расцветает, Раньше всех весну встречает. (Подснежник.) Учитель: Назовите приметы зимы, о которых говорится в загадках. Учащиеся: Река подо льдом, все бело кругом, метелица вьется... Учитель: Назовите приметы весны, о которых говорится в загадках. Учащиеся: зеленая, молодая, подснежник расцветает. Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем, чем примечателен февраль, какие изменения в природе происходят в марте. V. Изучение нового материала. I этап путешествия.

Февраль - последний месяц зимы. Учитель: Прослушайте музыкальный фрагмент и скажите какой месяц он вам напоминает и почему. (Звучит фрагмент пьесы П. И. Чайковского «Времена года» «Февраль».) Учащиеся: Февраль. Потому что в музыке как будто идет борьба между весной и зимой. Учитель: Правильно. Зима кончается, весна начинается. Но зима не сдается без боя. Первые шаги весны робки и не уверенны: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом. Февраль - месяц предвесенний, он и морозный, он и ветреный, а случается, что и пригреет снежный бочок у сугроба. В мире, в небе начинается извечный спор двух времен года. - Объясните пословицу(Слайд 11): Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет. Учащиеся: В феврале то морозы как в январе, то солнышко пригревает как в марте. Учитель: Какие еще февральские приметы вы знаете? Учащиеся: На Сретенье, 15 февраля, считали, что зима с весной встретилась. («На Сретенье кафтан с шубой встретились».) Если на Сретенье установится оттепель - весна будет ранняя и теплая, коли холода завернут - весна будет холодная; выпавший в этот день снег - к затяжной и дождливой весне. Кольцо вокруг Луны - к снегу. Дым из трубы идет вверх - к морозу, вниз - к снегу. Работа по учебнику: чтение статьи по одному предложению каждый ученик. Чем примечателен февраль Февраль - последний, самый страшный месяц зимы. Ещё порой лютуют морозы. Особенно опасны они после оттепели, когда образуется на снегу ледяная корка - наст. Тогда животным трудно добывать пищу, В это время лесники подкармливают лесных обитателей. «В феврале хозяйничают две подруги: метель да вьюга», - говорили в старину. В эту пору всё выше поднимается Солнце, дольше и ярче светит оно на лазурном небе. В тёплые дни появляются на небе первые кучевые облака. На крышах домов, на ветвях деревьев нарастают ледяные сосульки - вестницы весны. В феврале, как говорят, зима с весной встречаются. Учитель: Как изменились положение Солнца на небе и продолжительность светового дня в феврале? Учащиеся: Все выше поднимается Солнце, дни становятся дольше. Учитель: Какие явления происходят в неживой природе? Учащиеся: На крышах домов, на ветвях деревьев нарастают ледяные сосульки - вестницы весны. Учитель: Что такое оттепель? Чем опасен мороз по оттепели для животных и растений?(Слайд 12). Учащиеся: Оттепель - повышение температуры. Морозы опасны после оттепели для животных и птиц, потому что образуется ледяная корка и им тяжело добывать пищу. Учитель: Молодцы. Покидаем замок Февраля.

II этап путешествия.

Приметы весны - Вот мы и вышли на поляну весенних примет. Сыпать сны зима устала, Кап-кап-кап! Весна настала! - Почему сосульки называют вестницами весны? (Слайд 13) Учащиеся: Потому что температура воздуха повышается, снег на крышах тает - это признаки весны. А так как весна еще не наступила, и температура может понижаться то вода замерзает и образуются сосульки. Работа в группах. 1-я группа. - В конверте лежат карточки с планом ответа о признаках весны. Расположите признаки весны в том порядке, в котором мы наблюдаем их в природе. Ответ: 1. Солнце. 2. Долгота дня. 3. Температура воздуха. 4. Осадки. 5. Почва. 6. Водоемы. Вывод: Солнце поднимается выше, чем зимой. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Уже намного теплее. Идет мокрый снег или дождь. Почва оттаивает. Тает снег. Бегут ручьи. Водоемы вскрываются. Половодье. Ледоход на реках. Значит, наступила весна. 2-я группа. - В конверте находятся карточки с изображением погодных явлений. Выберите только те, которые соответствуют погоде сегодня. Дети выбирают из карточек только те явления, которые соответствуют погоде на данный день. Тепло от +11 до +20 °С. Слабый мороз от -1 до -10 °С. Прохладно от 0° до +10°. - Почему с наступлением весны произошли все эти изменения? Вывод: Солнце стало греть сильнее и дольше. Учитель: Что происходит в жизни животных и растений с приходом весны? (Слайд 14-16) Учащиеся: Птицы вьют гнезда, медведи просыпаются от спячки, растения начинают цвести. Учитель: Происходят ли изменения в жизни человека с приходом весны? Какие? Учащиеся: Люди переодеваются в более легкие вещи.

Физкультминутка Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется - Бабочка кружит и вьется. III этап путешествия.

Мартовский денек Учитель: Чтобы попасть во дворец Весны, нам осталось преодолеть последнее препятствие - пригорок «Мартовский денек». - Отгадайте загадку (Слайд 17-18): Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает. Что за месяц? Кто узнает? Учащиеся: Март. Учитель: Прослушайте музыкальный фрагмент П. И. Чайковского «Март». Какие картинки возникли в вашем воображении? Учащиеся: Снега мало, кое-где видно зеленую травку, поют птицы. Учитель: В марте снег становится ленивым. Он стал неподвижным и твердым: ступишь на него, и не провалится нога. Это над снегом колдовали солнце и мороз. Днем снег таял, ночью замерзал и покрывался ледяной коркой. Для такого черствого снега есть жесткое слово - наст (Слайд 19) Работа по учебнику: чтение статьи - читает каждый ученик по очереди. Март - первый месяц весны. Солнце поднимается всё выше, дни становятся длиннее, повышается температура воздуха. Как ни грозит зима солнышку штыками-сосульками, но уже журчат ручьи - гонцы весны. В тени ещё зима, а на солнцепёке уже весенняя капель завела свою звонкую песню. Снега осели и потемнели, наполнились талой водой. Появились первые проталины, по которым уже важно ступают пернатые вестники весны грачи. За ними прилетают скворцы и начинают выдворять воробьёв из своих скворечников. Затем прилетают жаворонки, радостно приветствуя весну своим переливчатым пением. Просыпаются после зимней спячки медведи, ежи, барсуки и начинают выбираться из зимних жилищ. Зайцы, белки, лисицы, да и другие звери линяют, спешат избавиться от густой тёплой шерсти. Дождались весны и растения. Оттаивает почва, начинается сокодвижение. Набухают почки у деревьев и кустарников. Верба, орешник, уже развесили свои соцветия. На проталинах появляются первоцветы - подснежники. Учитель: Когда по календарю начинается весна? Учащиеся: По календарю весна начинается 1 марта Учитель: Чем примечателен день 21 марта? Учащиеся: 21 марта - день весеннего равноденствия. Учитель: Какие изменения происходят с животными и растениями в марте? Учащиеся: У животных происходит линька, у растений начинается сокодвижение, набухают почки. Учитель: Какие перелётные птицы возвращаются в родные края первыми? Учащиеся: грачи, скворцы, жаворонки. Учитель: Давайте вспомним пословицы и поговорки о весне ( учитель читает пословицы и поговорки и обсуждает с классом кто как их понимает): Весенний лед толст, да прост. Весна-вестница - подснежников царица. Весна днем красна. Вода с гор притекла - весну принесла. Грач на горе - весна на дворе. Кто весной не пролежит, весь год будет сыт. Ласточка весну начинает, соловей кончает. VI. Закрепление изученного материала. Учитель: И так, наш урок подходит к концу. Обобщим то что мы узнали сегодня. С какими сезонами встречается весна? Учащиеся: с зимой и летом. Учитель: Чем особенен день 21 марта? Учащиеся: 21 марта - день весеннего равноденствия, - день с ночью меняется: полсуток на небе солнышко, полсуток - ночь. Учитель: Как изменились весной цвет неба, вид облаков, высота Солнца на небе, осадки? Учащиеся: Высота Солнца увеличилась, день стал длиннее ночи, температура воздуха поднимается выше 0°, снег потемнел и начал таять, прекратились снегопады, появились проталины на почве. Учитель: Что происходит в жизни животных и растений с приходом весны? Учащиеся: Птицы вьют гнезда, медведи просыпаются от спячки, растения начинают цвести. Учитель: Какие перелётные птицы возвращаются в родные края первыми? Учащиеся: грачи, скворцы, жаворонки. Учитель: Почему март называют весной света? Учащиеся: Потому что день в марте увеличивается. VII. Итог урока. Учитель: И закончить наш весенний урок мне бы хотелось стихотворением Алферова:

Отшумели все метели,

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят,

Веселее и теплее

Стали мартовские дни.

В нашем парке на аллеях

Уж проталины видны.

В. Алферов
Рефлексия (Слайд 20) Продолжи предложение: Я понял Узнал Догадался Удивился Домашнее задание: Учебник стр. 66, 68-69 на пересказ. 1 вариант - стр. 67, 2 вариант - стр. 69.



© 2010-2022