Урок окружающего мира 1 класс по теме

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Урок окружающего мира в 1 классе

по теме «Многообразие животных»













Учитель начальных классов: Городилова В.А.























Технологическая карта урока окружающего мира

УМК «Гармония»

Автор учебника: О.Т. Поглазова,

1 класс,

Тема: Многообразие животных. 1-ый урок в данной теме

Планируемое количество часов: 1 урок (35 минут).



Тема

Многообразие животных

Цель темы

Познакомить с многообразием животных подводного мира - с наиболее распространенными морскими животными, рыбами. с их отличительными признаками.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Личностные

- формулировать основные понятия темы;

-узнавать морских животных по строению их тела;

- называть отличительные признаки;

- вести наблюдения за объектами живой природы;

Регулятивные:

- формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов;

- умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия;

- умение действовать согласно плану, инструкциям;

- умение оценивать результаты решения поставленной задачи;

Познавательные:

- умение определять понятие;

- умение находить нужную информацию в различных источниках,

-анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;

- Коммуникативные:

- умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре;

- умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения

Личностные:

- принятие социальной роли учащегося,

- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

- формирование готовности к саморазвитию, стремление преодолевать возникающие затруднения;

Основные понятия

Морские животные, отличительные признаки : форма, размер, окраска, среда обитания, способы передвижения, питания и защиты.

Организация пространства

Межпредметные связи

Литературное чтение, музыка.

Формы работы:

  • фронтальная

  • парная

  • -инсценирование

Виды деятельности:

  • самостоятельная работа с текстом, учебником;

  • выполнение заданий в рабочей тетради;

  • частично-поисковая деятельность;

  • подготовка и представление выступления;

  • решение познавательных задач, проблемных ситуаций;

Ресурсы:

  • учебник «Окружающий мир» Поглазова О.Т., 2ч.

  • рабочая тетрадь с печатной основой

  • методическое пособие «Окружающий мир» Поглазова О.Т.

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор

  • карточки-тесты «Проверь себя»;

  • иллюстрации с изображениями: озеро, аквариум, море, река.,щука, лещ, сом, карась. Меченосец, видеокамер;

  • цв.карандаши, карточки с понятими: форма, размер, окраска, питание;

  • выставка книг о морских обитателях.

Конспект урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1.Организационный момент.

Цель: Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к изучению нового материала.

- Улыбнитесь друг другу. Я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересным и полезным. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на столы и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет.

Я, как разведчик, все замечу,

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Я работаю! (глаза открыли)

2 мин

Слайд 1.

Звучит музыка: океанский прибой.

Слушают речь учителя; психологический настрой на продуктивную работу.

Л: принятие социальной роли обучающегося, положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

1.Актуализация знаний учащихся с последующей мотивацией.

Цель: Повторение уже имеющихся знаний, активизация деятельности, мотивация к последующей работе.

Обобщение знаний об изученном.

- Я подготовила картинки с рыбками и их домики (среду обитания), но какой-то озорник все мои картинки перепутал. Поселите рыбок в свои домики (озеро, аквариум, море, река, щука, лещ, сом, карась, меченосец)

Слайд 2.

-Почему? Кого нет? (морских обитателей)

Рассматривают иллюстрации, называют объекты одним словом.

Распределяют животных на группы, находят отличительные особенности.

Л: формирование положительной мотивации

П: умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт; умение обобщать, классифицировать объекты

К: умение правильно выражать свои мысли в речи, уважать в сотрудничестве партнера 2.Введение в тему урока Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

- Какова тема урока?

- Какова наша учебная задача?

-Мы попытаемся открыть тайны жизни морей, океанов.

-Что уже знаете, что бы хотели узнать?

1.Какие животные обитают в море?

2.Чем различаются животные моря?

-А для чего это надо знать?

- Где в жизни нам эти знания пригодятся?

-Как называется наука, которая изучает удивительную жизнь рыб? (ИХТИОЛОГИЯ) А ученые? (ИХТИОЛОГИ)

Узнают тему урока.

Отвечают на вопрос учителя.





П: умение находить нужную информацию в различных источниках,

-анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;

Р: умения принимать и сохранять учебную задачу,

К: умение участвовать в коллективном обсуждении, умение строить монологические высказывания



















Физминутка.


3.Работа по теме урока.

- Предлагаю сегодня совершить путешествие в подводное царство. Я буду - ученый-ихтиолог, а вы - журналисты. Будете снимать фильм для телевизионной передачи «Живая природа»

-Что необходимо иметь, чтобы отправиться изучать подводный мир? (карандаш, записная книжка, видеокамера..)

И, конечно, нужна ваша светлая голова с умными мыслями, ваше доброе сердце, острое зрение, умные руки и чувство локтя ваших товарищей-одноклассников.

-Ваша задача, как можно больше собрать информации о том, какие рыбы обитают в море, чем они различаются, быть внимательными, наблюдательными.

-А как же мы сможем попасть в подводное царство? (есть много современных аппаратов, одно из них специальное научное судно- БАТИСКАФ.Путь долгий, поэтому предлагаю отдохнуть.

- Итак, начинаем медленное погружение. Слайд 3./звучит музыка/

- Внимание! Ой, какие-то удивительные паршютики парят в воде..

-Кто же это? Что о них знаете? (форма, размер, окраска, питание).

-Форма (называют «морской гриб», т.к. напоминает гриб, а внизу шляпки - розовая бахрома - это щупальцы)

-цвет?

-тело в основном состоит из воды

-размер? (от1см до 2-хм, а с щупальцами до 25 м)

-Что еще знаете? (на щупальцах пузырьки с ядом, они дают ожог, их все боятся в море, они- настоящие барометры. Люди предсказывают по их поведению погоду: если все медузы собираются у берегов, то к хорошей погоде, перед штормом, чтобы волны не выбросили их на берег, уплывают далеко. Питаются мелкими морскими животными)

Это рыба или животное? (морское животное, нет плавников, чешуи..).

Слайд 4. /появляется видеофрагмент о медузе/

Слайд 5. Опускаемся еще глубже, краски темнеют, на глубине 200м - вечная ночь.

-Ой, что за страшное чудовище? (акула-молот)

-Почему так назвали?

-форма, голова, тело.. (Форма обтекаемая, голова напоминает молоток, глаза сидят на концах молотка, телопокрыто кожей с чешуей, прикоснешься и сразу поранишься. Длина до 6 м. На вид неуклюжа, но плавает очень быстро. Есть голова, туловище, хвост, плавники, огромные ноздри, далеко чует добычу. Это хищная акула. Нападает на человека. Видов акул - 170: от маленьких, чуть меньше карандаша, до 20 м. Самая большая китовая акула.

Отвечают на вопросы учителя, учатся задавать вопросы для уточнения информации.

П: анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;

осуществлять моделирование

Р: умения принимать и сохранять учебную задачу,

К: умение участвовать в коллективном обсуждении 4.Вызов
Цель: создание проблемной ситуации








Физминутка

- Проведём маленькую поисковую работу. РАБОТАТЬ БУДЕМ В ПАРЕ..

Цель поиска: найти ответы на поставленные вопросы для углубления знаний

-Откройте наш бортовой журнал - учебник на стр. 36 и прочитайте про нее, работайте с карандашом, выделяя важное. Повторение правил работы сообща.

Проверка.

-Что нового узнали?

(вес, находят части погибших кораблей, машин, собак и даже других акул в их желудках)

-Это рыба?

(не настоящая, нет плавательного пузыря, икру не мечут, откладывают яйцами или рождают живых детенышей)

Слайд 7.(видеофрагмент об акуле-молоте)

Слайд 8. -А это кто вынырнул? (морской конек).

-Почему эта рыба получила такое название?

-Что ее отличает от других рыб? (прожорлив, питается морскими растениями и др.рыбами)

/ученик рассказывает стих-е

В море, в зарослях игривых,

Вьется пламя огонька -

Раздувают воды гриву

Норовистого конька;

Видит он любую норку,

За добычей смотрит зорко…

Слайд 9.

-А это кто?

(рыба-зебра) (ее еще называют крылатка)

-форма плавников

-окраска?

(видеофрагмент о крылатке)

Слайд 10.

-Кто это?(рыба-пила)

-Почему такое название?(она добывает корм - выкапывает из песка мелких животных - люди в старину верили, что распиливает корабли, чтобы полакомится матросами, это легенда, но крупные достигают от 6 до 9 м и угроза для человека)

Слайд 11.

Уч-к приготовил стих-е:

Развеселые дела -

В море плавает «пила»!

Зубья крепкие - остры!

Плавники ее быстры.

Даже страшная акула,

Увидав «пилу», свернула

И сторонкой поплала..

Вот так рыбища-пила!

Слайд12.-рыба-игла.

-форма?

Слайд13. -рыба-бабочка

-Почему такое название? (по окраске, разрисована полосками и пятнами, плоская. Все рыбы, чем глубже обитают в море, они плоские, так как давит вода)

Слайд 14.

Видеофрагмент о рыбе-бабочке

Инсценирование:

Мальчик, обращаясь к звездам:

-расскажите, чем вы занимаетесь?

1 звезда:Украшаем дно! Делаем море более интересным.

Мальчик: Вы прелестные звезды! Ничего более прекрасного я не видел в море!

Сейчас нам встречались разные удивительные рыбы. А что вы нам расскажете о себе?

1 звезда: У меня 5 лучей, но у моих сестер их может быть 8,16 или 50.Наше тело жесткое и шершавое, с длинными лучами, которые покрыты присосками.

2 звезда: Мы прожорливые разбойницы, поедаем мелких рыбешек, рачков, крабов, кораллы.

Слайд 15.

-А вот еще какие-то огоньки, то тут - то там? А вот облако вспыхнуло желтовато-красноватое. Это многие обитатели слепы и у них есть светящиеся органы, или они приманивают некоторых мелких животных и ловят их.

-Что же это за страшилище?

(осьминог - морское животное)

-Почему? (8 ног-щупалец и на каждой по 300 присосок, каждая присоска может удержать камень весом в несколько кг, это морской силач; сами онимогут быть весом до 100 кг и длиной до 4-х м. если он хочет испугать врага, он выпускает чернильное облако и за него прячется)

1 уч. читает стих.:

Осьминог - морское чудо,

Ловко плавает повсюду.

Восемь ног у осьминога -

Это мало или много?

Слайд16. Видео про осьминога)

-А вот зажегся мерцающий огонек - раскрылась зубастая пасть, и поглотила рыбу, так удачно охотится рыба-удильщик.

Р: умения формулировать проблему, проговаривать последовательность действий для её решения

К: планирование учебного

сотрудничества

5.Поиск информации

Цель: создать условия для осуществления поиска необходимой информации

Загадка о дельфине.

Организация работы в паре.

- Работа по учебнику на стр. 38, з.9. Работая с карандашом, отметьте отличительные признаки этого животного.

Работают в группе, осуществляя поиск ответов на свою часть вопросов, используя текст.

Выполняют задания.

П: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт;

анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные

Р: овладение способами переработки полученной информации, составление плана работы над выступлением в результате совместной работы

К: умение договариваться и приходить к общему решению

6.Обмен информацией

Цель: создание условий для свободного обмена мнениями и представления найденных данных.

Организация представления результатов.

Проверка.

-Почему животное?

-К какой группе животных относится?

Слайд 17.

- Оцените свою работу.

Каждая пара представляет собранные в ходе поиска материал.

Слушают, учатся задавать вопросы для уточнения информации.

Оценивают работу.

П: умение представлять результаты

умение действовать согласно плану, инструкциям; оценивать работу.

К: умение обмениваться мнениями, строить понятные речевые высказывания

7.Закрепление

Цель: обобщение полученной информации. Фиксация нового знания


8.Итог. Рефлексия

Цель: сопоставление поставленных задач и достигнутого результата

- -Какие задачи ставили?

Кому помогли ответить на вопрос: кто обитает в море?

Чем различаются? (формой, размером, окраской, питанием..)

-Игра «Помести в свой домик2

Работа в микрогруппах (4 чел.)

- раздаю карточки, слева - изображение морских обитателей, справа - их названия, необходимо соединить стрелкой, чья группа выполнит, поднимут руки.

Слайд 19. Проверка. (по щелчку соединяю стрелками) (аплодисменты)

Слайд 20.

-Настала пора попрощаться с подводным миром.

- Внимание! Наш аппарат поднимается .

-Кому помогли раскрыть тайны жизни морских обитателей?

-Вы молодцы, действительно собрали богатую информацию для передачи «Живая природа». По желанию составьте домашний фильм «Морские обитатели», используя наш бортовой журнал на стр. 39 учебника, сопровождая рассказом. А если вас заинтересовала эта тема, очень много есть познавательной литературы.
/ПОКАЗ научной ЛИТЕРАТУРЫ, ИНТЕРНЕТА/

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют обобщение урока.

П: умение находить нужную информацию в различных источниках; умение обобщать полученную информацию


Р: умение оценивать результаты своей деятельности - выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно

П: умение применять полученную информацию, строить речевое высказывание в устной форме

9. Оценка результатов своей деятельности на уроке, составление устных высказываний.

-Давайте дадим оценку нашей работы на уроке. /Раскрашивание «пушистика», у которого такое же настроение, как и у вас.

Учащиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы

10.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: осуществление рефлексии деятельности Оцените результаты своей деятельности на уроке. Выберите смайлик на слайде. Оценивание работы учителем.

Оценивают результаты своей деятельности на уроке, составляя устное высказывание.

Р: оценивание результатов своей деятельности на уроке

Л: умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием


© 2010-2022