- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект по литературному чтению на тему Н. И. Сладков «Песенки подо льдом». (2 класс)
Конспект по литературному чтению на тему Н. И. Сладков «Песенки подо льдом». (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гурьянова .Л. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Оборудование: мультимедийная презентация; медиапроектор.
Ход урока: І. Актуализация знаний. Повторение изученного по разделу «Зимние картинки». Ребята, кто о себе так говорит? Замела я все вокруг, прилетев из царства вьюг. Осень, лучшую подружку, я отправила на юг. Я морозна и бела, и надолго к вам пришла. (зима) 1) А как пришла зима на землю? В каких произведениях мы читали об этом? И.С.Никитин «Встреча зимы»
К.Г. Паустовский «Первый зимний день» Репродукция А.А. Пластова «Первый снег»
2) Как зима преобразила все вокруг?
Есенин «Пороша» 2,3 строфы о сосне В стих. Пушкина мы читали о зимних забавах.
(Дети читают отрывки из стихотворений) Кто же помогает увидеть нам красоту природы, ее тайны? (поэты, художники, писатели, композиторы) ІІ. Формулирование темы урока. - Как ты думаешь, куда поведет нас лыжня на сегодняшнем уроке? - Будет это новым знанием или закреплением уже известного материала? ( высказывания детей).
У: Да, сегодня на уроке снова побываем в удивительном мире природы, узнаем много нового. Продолжим чтение раздела «Зимние картины». На уроке нас ждет встреча с творчеством замечательного писателя Н.И.Сладкова. ІІІ. Работа по теме урока. А) Рассказ о писателе группы учащихся. На слайде портрет писателя
- Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском селе. Здесь было много старых парков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, всматривался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, научился узнавать по голосам самых разных птиц.
- Книги Николая Сладкова - рассказы и повести о природе - полно и точно отражают тайны природы. Для того, чтобы оказаться в диком лесу, вовсе необязательно ехать в дальние края - можно просто протянуть руку к книжной полке и взять любимую книгу Сладкова, перенестись в прекрасный мир природы… В лесу вы сможете увидеть много всего интересного. Вы узнаете, что существуют птицы, которые летят на зиму не в теплые края, а наоборот - прилетают к нам, в наши леса.
- Н.И. написал более 60 книг. В числе самых известных «Краешком глаза», «За пером синей птицы», «Осиновый невидимка». «Свист диких крыльев» и многие другие прекрасные книги.
(Представление выставки книг Н.И.Сладкова). Б) Знакомство с рассказом Н. Сладкова «Песенки подо льдом». СЛАЙД 10. Как вы думаете, о каких песенках рассказывает автор?
Чтение текста хорошо читающими детьми Чему удивились, слушая рассказ? Кто же пел подо льдом? (обмен мнениями) В) Словарная работа: Лазоревый, провал, полынья.
Г) Физкультминутка.
Д) Повторное чтение текста цепочкой.
- Беседа по содержанию:
- Проследите по тексту, что сделал писатель, чтобы отгадать эту удивительную загадку природы? - Как вела себя птичка? Найди ответ в рассказе. Прочитай его. - Найдите ответ в тексте, почему оляпка прятался подо льдом? ( Обращается внимание на иллюстрацию к тексту). - Как выглядела «подледная певунья»?
2. Работа в парах.
- найдите, как автор называет эту птичку? - расскажите о повадках оляпки, используя эти названия (послушать выступление 2 - 3 пар) 3) Рассказ о «водяном воробье» (Сообщение подготовлено группой учащихся) Живет около речек. Зимует у полыньи. Неплохо зимует: на льдинках качается, в полынье купается. Еще и песни поет. Пение оляпки сравнивают с журчанием ручейка, текущего по каменистому дну. Нырнет в ледяную воду и бродит по дну пешком. Нос во все донные щели сует - ищет водяных жуков и личинок. А найдет - так наверх. Весь зимний день то нырнет, то вынырнет, то по дну бегает. И не намокнет - перья у нее водоотталкивающие. И не замерзнет - перо у нее плотное. Теплое. Гнездо пара оляпок строит на берегу речки или ручья. Из зеленого мха, сухих листьев и травинок строят большое круглое гнездо с толстыми стенками. Сбоку расположено широкое входное отверстие. Часто его не видно, т.к. оно спрятано от посторонних глаз. Высиживает птенцов только самка в течение 17 - 20 дней, но выкармливают их оба родителя.
- Какие птицы живут и остаются зимовать в нашей местности зимой?
- Какую пользу приносят птицы людям? (поедают насекомых) - А чем еще радуют нас птицы? (своим пением, красотой оперения). Они нам помогают весной, летом, а зимой мы должны заботиться о них. Каким образом? (развешивать кормушки). СЛАЙД 16 Демонстрирую кормушки, предлагаю принять участие в акции «Помоги птицам» IV. Итог урока. - Каким для вас, ребята, был этот урок? - Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке литературного чтения? (познакомились с новым текстом Н. И. Сладкова, узнали новое об авторе Сладкове, о птице оляпке, слушали выступления одноклассников.) Что вам особенно запомнилось? Молодцы ребята, подготовившие выступления о писателе, о жизни и повадках оляпки.
V. Домашнее задание. Читать рассказ Сладкова на стр. 120- 121, р.т. задание № 1,2,3, стр. 39.