Конспект по литературному чтению В. Бианки По следам

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение

Урок 60. Тема раздела: «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ…» Тема: Суровые законы жизни зимнего леса (рассказ В. Бианки «По следам») Цели: • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.


Проверка домашнего задания. 1. Задания 2, 3 в тетради (с. 38). 2. Выставка иллюстраций к стихотворению Д. Самойлова «Город зимний...». 3. Чтение стихотворений наизусть.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

II. Развитие умений.


















2 4 2 2 4 Работа с текстом рассказа В. Бианки. - Мы читали с вами стихи о зиме в городе. А хочется ли вам совершить путешествие в зимний лес вместе с автором В. Бианки в произведении?.. - Откройте учебник на с. 66, прочтите название.
1. Работа с текстом до чтения. - О чём пишет В. Бианки? Какие его произведения вы читали? Какой идеей проникнуты они? (Человек должен знать и любить природу.) - Как называется произведение? Кто его герои? (Дети предполагают по иллюстрации.) Где будут происходить события? Как догадались? А хотите совершить путешествие по следам? Слушайте внимательно и дополняйте мой рассказ, называя зверей, по чьим следам мы идём. «Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и неинтересно. Ну какая же тут пустота? Посмотрите-ка, сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь "читать" лесную книгу. Вот столпились в кучу молодые осинки. Вокруг них много следов. Снег притоптан, кора кое-где обглодана. Кто же тут был? (Зайцы.) Идём дальше по белой равнине. Вот попалась какая-то стёжка - мелкие-мелкие следы. Стёжка вела к корням непролазного тальника. Кто же здесь скрывается? (Горностай, маленький продолговатый зверёк с дорогим белым мехом.) Вправо от наезженной дороги на неглубоком снегу видны широкие, большие следы. Это пожаловал... (Лось.) » (По В. Алфёрову) - А какой след в лесу может оставить человек? - По чьим же следам и зачем отправятся герои рассказа В. Бианки?
2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (комбинированное). Часть 1 учащиеся читают про себя. Задание. Найти в тексте предложение, которым можно было бы озаглавить 1-ю часть. Вопрос после чтения части 1: - Что узнали о героях? (Собираем всю фактуальную информацию, которую вычитали из этой части: Егорка - сын лесника, ему 13 лет, живёт с отцом в избушке, в лесу. Отец воспитывает мальчика в строгости, многому его научил: читать следы, стрелять, в лесу ориентироваться. Егорка любит охотиться, хочет найти по следу диковинного зверя…) Словарная работа. - Объясните следующие слова и выражения: • стадо куропачей (стая куропаток); • сапоги валеные (валенки); • без дела валандался (бездельничал); • охота пуще неволи (очень желать чего-то); • фузея, бердана (объяснения в тексте). - Какими словами из текста можно озаглавить первую часть?
1. «Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя!» Подчёркиваем или отмечаем эту строчку в тексте, запишем план потом целиком в тетради. Часть 2 читаем вслух (учитель или дети по цепочке). Приёмы анализа - диалог с автором и комментированное чтение.

2 Отложил лесник сапоги, взял топор, пошёл в сарай сани починять. (То есть… чинить, ремонтировать.)
Смеркаться стало. Кончил лесник топором стучать. Время ужинать, а парнишки нет. Слышно было: пальнуло раза три. А с тех пор ничего. Ещё время прошло. Лесник зашёл в избу, поправил фитиль в лампе, зажёг её. Вынул каши горшок из печи. Егорки всё нет. И где запропастился, поганец? (Отец волнуется, сердится… Где же Егорка? Уж не случилось ли с ним что-то?) Поел. Вышел на крыльцо. Темь непроглядная. (Обратите внимание: предложения стали короткие, какие-то тревожные.) Прислушался - ничего не слыхать. Стоит лес чёрный, суком не треснет. Тихо, а кто его знает, что в нём? (Тревога отца нарастает.) - Воууу-уу! Вздрогнул лесник - или показалось? (Показалось что?) Из лесу опять: - Воуу-уу!.. Так и есть, волк! Другой подхватил, третий... целая стая! Ёкнуло в груди: не иначе на Егоркин след напали звери! - Вуу-вооу-уу!.. Лесник заскочил в избу, выбежал - в руках двустволка. Вскинул к плечу, из дул полыхнул огонь, грохнули выстрелы. (Вскочил, выбежал, вскинул, полыхнул, грохнули… Лесник действует быстро: Егорке грозит опасность!) Волки пуще. Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка? И вот из лесу, из темноты, слабо-слабо: «Бумм!» (Это…? Похоже, Егорка отозвался, дал ответный выстрел.) Лесник сорвался с места, ружьё за спину, подвязал лыжи - и в темноту, туда, откуда донёсся Егоркин выстрел. - Какое предложение подчеркнём как заголовок к этой части? 2. «Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?» Части 3-6 читают дети и учитель. Здесь не требуется никаких особых комментариев: сюжет развивается динамично, читатель следит за действиями лесника, сопереживает ему. По ходу чтения нужно объяснить некоторые слова. Мышковать - охотиться на мышей. Пыж - прокладка из войлока или картона, которая отделяет порох в патроне от пули, дроби. Натропили - наделали тропинок из следов. Предложения для озаглавливания. 3. «Круг, значит, дал в темноте по лесу». 4. «Читает по снегу, как по книге <…> что с Егоркой приключилось за ночь». 5. «…подранка разве охотник бросит?» 6. «…Волки! Настигли, проклятые!» Часть 7 читает учитель. Приёмы анализа: диалог с автором, комментированное чтение. При чтении учитель выделяет голосом подчёркнутые слова, чтобы передать состояние отца, напряжённость момента.

7 Когда разошёлся пороховой дым, волков уже не было. В ушах звенело от выстрела. И сквозь звон ему чудился жалобный Егоркин голос: «Тять!» Лесник зачем-то снял шапку. (Зачем, вы поняли?) Хлопья снега падали на ресницы, мешали глядеть. - Тять!.. - так внятно опять почудился тихий Егоркин голос. - Егорушка! - простонал лесник. - Сними, тять! Лесник испуганно вскочил, обернулся... На суку большого дерева, обхватив руками толстый ствол, сидел живой Егорка. - Сынок! - вскрикнул лесник и без памяти кинулся к дереву. Окоченевший Егорка мешком свалился на руки отцу. Духом домчался лесник до дому с Егоркой на спине. Только раз пришлось ему остановиться - Егорка пристал, лепечет одно: - Тять, бердану мою подбери, бердану... (Егорка чуть живой, окоченевший, а ружье своё не оставляет. Настоящего охотника отец вырастил!) Часть 8 читают дети. Словарная работа. - Объясните, как вы понимаете следующее выражение: • мне невдомёк - не могу догадаться, сообразить. Предложения для озаглавливания: 7. «Сними, тять!» 8. «Здоровый барсучище…» 2. Обобщающая беседа. а) - Рассказ называется «По следам». Попробуйте объяснить смысл названия. б) - Попробуйте назвать по памяти всех птиц и зверей, которые упоминаются в этом рассказе. Каких из них вы видели? О каких читали? в) - Вы согласны, что зимний лес живёт по своим суровым законам? Какие это законы? Попытайтесь их сформулировать (Нужно засветло возвращаться к жилью, уметь «читать» следы, ориентироваться, знать повадки зверей, быть терпеливым, смелым…) г) - Докажите, что отец Егорки сам живёт по этим законам и сына научил тому же. д) Задание III в тетради (с. 47). Завершение цитатной характеристики: дети комментируют, какие черты характера лесника названы в каждом предложении. Просмотровое чтение частей 4, 6 и 8 и запись: 4. «…не пропускает ни следа, ни царапины. Читает по снегу, как по книге». 6. «Страшно вскрикнул лесник и, не целясь, выпалил сразу из обоих стволов». 8. «Барсук, говоришь? А мне и невдомёк». е) - Помог ли вам в чём-то этот рассказ? Что каждый из вас узнал нового о себе, прочитав рассказ «По следам»? (Какой я? Я знаю…, не знаю…, умею…, не умею…) Конспект по литературному чтению В. Бианки По следамКонспект по литературному чтению В. Бианки По следамКонспект по литературному чтению В. Бианки По следам- Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) - Какое умение формировали?

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.



ΙΙΙ. Итог.
- Что вам показалось на уроке самым интересным? - Как бы вы оценили свою работу на уроке?

ΙV. Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение части, которая понравилась. 2. Записать заголовки частей рассказа (выписать подчёркнутые предложения).

© ООО «Баласс», 2013

7

© 2010-2022