Творческая работа Использование ИКТ в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Башкортостан

Отдел образования администрации муниципального района Бижбулякский район Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Кенгер-Менеуз





Творческий отчет:

Использование ИКТ

для повышения качества образования

в младших классах.











Выполнила: учитель начальных

классов МОБУ СОШ

с. Кенгер-Менеуз

Сабитова Файгуль Мидхатовна



2015 год

Содержание.

1. Введение . 2.Основная часть . 2.1Ведущая педагогическая идея. 2.2Теоретическая база . 2.3.Технология работы. 2.4.Результативность Заключение Список литературы . Интернет ресурсы.






Тема: Использование ИКТ для повышения качества образования в младших классах.


Цель работы: повышение качества образования по предметам через применение информационно-коммуникационных технологий.
Начальное образование - особая ступень в развитии ребенка. Впервые учебная деятельность становится ведущей. Но ученик начальной школы - это еще ребенок, который любит играть. Как построить свою работу так, чтобы детям на уроке было интересно, комфортно, но и в то же время, чтобы они учились думать, напряженно работать с учебным материалом, осваивая новые знания. Современному обществу нужен человек, который может успешно жить и полноценно трудиться в изменяющемся мире, который способен самостоятельно сделать выбор, принять нестандартное решение.
Перед учителем возникает проблема: как выполнить заказ современного общества, реализовать цели начального образования: научить младших школьников учиться, развивать их познавательный интерес, получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей.
Актуальность работы определяется необходимостью в получении качественных знаний учащихся. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Я считаю, что если процесс обучения построить на основе использования информационно-коммуникационных технологий, то это позволит организовать деятельность обучающихся на основе поиска, открытия знаний, развития самостоятельности, что приведет к повышению качества образования.






Введение.


Выбранная мною профессия - это сбывшаяся мечта. Я тоже когда-то была ученицей. Мне никогда не хотелось расставаться со школой, с учителями, друзьями. И вот уже 32 года, но уже в новой роли - учителя начальных классов, я имею возможность вернуться назад в детство: учиться, творить, фантазировать. Перед современной школой стоит очень важная задача - подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. И ключевую роль в решении этих задач играет компетенция современного человека в ИКТ. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств: компьютеров, мобильной связью, Интернет и т. д. Сегодняшнее поколение называют цифровым и, действительно, оно первое, которое будет жить в цифровой среде. Это заставляет нас, учителей начальной школы, задуматься о том, как учить и чему учить.

Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Я работаю учителем начальных классов в обыкновенной сельской школе, в которую приходят учиться дети с разным уровнем подготовки. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Поиск эффективных методик привели меня к новым компьютерным технологиям. Эта тема очень заинтересовала и воодушевила меня. Современное информационное общество движется по пути развития

творческого мышления человека. Творческий человек может успешно

адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам,

находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной их главных целей системы образования. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ призван обеспечить выполнение следующей основной цели: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. В основу стандарта положен системно- деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, а развитие личности обучающегося "на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» Актуальность опыта вытекает из потребностей совершенствования системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения.
2. Основная часть. 2.1 Ведущие педагогические идеи. Идея использования ИКТ в начальной школе исходит из современных требований к качеству российского образования и требований к современному учителю. Все мы прекрасно понимаем, что грамотное использование ИКТ в начальной школе способствует: -повышению качества знаний школьников, снижению дидактических затруднений; -обеспечению дифференциации обучения; -повышение объёма выполняемой на уроке работы ; -развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; -рационализации организации учебного процесса, - повышению эффективности урока; -повышению уровня комфортности обучения, повышению активности и инициативности школьников на уроке; - формированию информационно-коммуникативной компетенции. Уроки с применением ИКТ обладают большой вариативностью, различаются по типу, структуре, длительности учебного занятия. Особенности организации таких уроков следующие: - учебный материал дробится на небольшие порции;Творческая работа Использование ИКТ в начальной школе - учебный процесс строится из последовательных шагов, содержащих порцию знаний; -каждый шаг завершается контрольным вопросом или заданием; -новую порцию учебного материала учащихся получает при правильном выполнении контрольных заданий и выполняет следующий шаг обучения; - при неправильном ответе учащийся получает помощь компьютера и дополнительные разъяснения учителя.
2.2. Теоретическая база

.

С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии, которые дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.
Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
• усилить образовательные эффекты;
• повысить качество усвоения материала;
• построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
• осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
• организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:
1. Создание презентаций к урокам;

2. Работа на интерактивной доске.

3.Использование различных обучающих программ.
4. Работа с ресурсами Интернет;
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Работа на интерактивной доске.
Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в образовании. Интерактивное оборудование создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс..
Основные способы использования интерактивных досок в начальной школе:
• делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;
•использование групповых форм работы;
• совместная работа над документами, таблицами или изображениями;
• использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.;
• изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;
• изменение любых документов или изображений на экране.
Использование различных обучающих программ
Основной проблемой, с которой сталкивается учитель при подготовке уроков, является поиск материалов. Источниками демонстрационных материалов могут служить имеющиеся в продаже мультимедийные диски. Среди мультимедийных дисков в первую очередь следует отметить диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Энциклопедия содержит множество полезных сведений об окружающем мире, о существующих и исчезнувших цивилизациях, великих эпохах и далеких мира, выдающихся деятелях прошлого и настоящего, о необычных явлениях природы, животных и растениях. Другим прекрасным диском для начальной школы является «Природа и человек. Естествознание для начальной школы». «Времена года», «Живая и неживая природа», «Живые организмы».Н у конечно главный помощник учителя - это «Семейный наставник по русскому языку и математике». Дети с удовольствием работают в этой программе, проверяют и закрепляют полученные знания.

Использование Интернет ресурсов.
Интернет - новое информационное явление .Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.
Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда. Интернет:
• Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);
• Дает возможности для профессионального роста;
• Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
• Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.
Для подготовки к урокам и внеклассным занятиям я использую Интернет-ресурсы:
- Сетевое объединение методистов center.fio.ru/som В разделе «Начальная школа»:

  • разработки к урокам;
  • новинки литературы;
  • программы по предметам;
  • официальные документы.

- Газета «Первое сентября»
nsc.1september.ru/ «Начальная школа»:

  • Избранные материалы газеты "Начальная школа". Лучшие публикации. Методические рекомендации, сценарии уроков, примеры тематического планирования по различным учебно-методическим комплектам, сценарии праздников, олимпиады, викторины ...

- Каталог ресурсов на Российском образовательном портале
school.edu.ru/catalog.asp Раздел «Начальная школа»

  • Интеллектуальное развитие и обучение (материалы по предметам);
  • Досуг;
  • Воспитание;
  • Психофизическое развитие

- Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com
  • Мультимедийные уроки
  • Воспитательная работа
  • Внеклассная работа по предметам
  • Учебные фильмы
Для уроков родного языка: salavatkupere.ru

mugallim.com

2.3 Технология работы. В своей работе использую информационные технологии в трех направлениях: - демонстрация слайдов (использование презентаций); - создание тестов (используя тестовую оболочку); - работа над проектами; - работа на интерактивной доске. Работая в первом направлении, пользуюсь самым простым, доступным и эффективным программным обеспечением, которым может пользоваться каждый учитель - средой MS Power Point, с помощью которой можно реализовать принцип наглядности на уроках начальной школы В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Использование таких презентаций дает хороший результат. Я использую созданные мною презентации на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий и др. Несмотря на трудоемкость их выполнения, я считаю, что они достаточно эффективно срабатывают. 1. Так, для мотивации на решение учебных задач, поставленных на уроке, эмоционального настроя, я использую такие варианты слайдов. - слайды с изображением картин природы. - музыкальное сопровождение. На фоне нежной, мелодичной музыки я читаю стихи,приглашаю полюбоваться красотой природы. 2. Для выхода на тему урока стараюсь в короткий промежуток времени представить зрительный ряд в широком, многогранном аспекте. Например: в презентации использую звуки природы. При изучении тем «царства живой природы», «Вода в жизни человека», включаю звуки голосов птиц и шум воды. Такой прием позволяет детям самим подойти к теме урока. В презентации включаю яркие красочные иллюстрации. При изучении темы горы, дети наблюдали: горный пейзаж, долины, ущелья, водопады. А при изучении темы «Царства живой природы» дети наглядно увидели представителей всех 4 царств. Разнообразный зрительный ряд способствует более качественному усвоению знаний. 3. Работая, над новым материалом преимущественно использую: - схемы, для моделирования учебного материала. Н-р,урок окружающего мира, темы: «Родник», «Вулканы» - таблицы, что позволяет мне абстрагировать его содержание. (Урок окружающего мира «Горы», «4 царства живой природы», Урок русского языка «Правописание окончаний существительных») - алгоритмы, что позволяет систематизировать учебный материал. Урок математики «Умножение на однозначное число». Работая, таким образом, учащиеся с интересом самостоятельно анализируют, делают выводы. Кроме, всего перечисленного, такая работа развивает мышление, формирует умение пользоваться таблицей, схемой, алгоритмом, то есть формируется информационная компетентность. 4. Для закрепления, полученных знаний, я использую видеофильмы.

Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного мира, природных явлений. Я на уроках и внеклассных занятиях стараюсь использовать краеведческий материал с видеофильмами и фото зарисовками «Родные просторы», «Цветы весны», «По земле гуляет лето», «Зимние зарисовки» и многие другие. 5. Для повышения познавательной эрудиции ребенка вывожу слайды под общей рубрикой: «А знаешь ли ты?» Урок окружающего мира «Вода в жизни человека», « Горы» 6. Необходимым компонентом каждого урока является физминутка. Они достаточно вариативны: - приглашаю ребят мысленно подойти к горному водопаду, умыться холодной водой, почувствовать прохладу горного воздуха. - вообразить, что мы на поляне, где растут цветы. Предлагаю вдохнуть удивительный аромат цветов. - для двигательной активности предлагаю слайд с анимационными рисунками. Ребята повторяют движения. 7. Рефлексию помогают осуществить такие слайды: - текстовые - табличные - эмоциональные. ( Приложение1) 8. Практическую деятельность, на мой взгляд, удобно осуществлять через самостоятельную работу, тестов. Плюсом этого вида деятельности является оперативность, обратная связь, прогнозирование следующего урока, с учетом пробелов сегодняшнего. (Урок окружающего мира тема: «Родник», «Грибы», «4 царства») Иногда на уроках окружаюжщего мира из-за неимением оборудования, условий, опыты я демонстрирую через слайд. На уроке трудового обучения во время изучения темы «Оригами. Изготовление игрушек» были сделаны слайды с изображением поделок (картинки взяты из Интернета), а также показана последовательность изготовления игрушки «Лягушонок». Так как эта картинка была перед детьми постоянно, то ребятам легче было делать поделку. Компьютерные технологии использую и при работе с родителями. На родительских собраниях теоретический материал выношу на слайды. Памятки для родителей, «Как развить графические навыки учащихся». «Как развивать мышление и воображение» и др. Считаю целесообразным применение презентаций при проведении внеклассных мероприятий. Например, каждый год к 9 мая провожу классный час, где использую иллюстрации по теме и видеофильм. Считаю, что мультимедийная поддержка - необходимый инструментарий современного урока. Второе направление работы - использование компьютерных тестов (Приложение 2). Преимущества тестового контроля: объективность оценки, достоверность информации, надежность. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты представляют собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов. . Для учащихся 2-4 классов использую сборник дидактических материалов «К грамотности ступенька», содержащий пакет комбинированных компьютерных программ, которые включают демонстрационно-тренировочный, контрольно-тренировочный и тестирующий модули. Сборник содержит богатый и разнообразный материал по грамматико-орфографическим темам, представленный в трех вариантах, для текущего изучения правил и обобщающего повторения. Третье направление работы - использование проектных форм. Младший школьник выполняет простой по содержанию проект в Microsoft Power Point. В проектной деятельности ученик осознает свою миссию - раскрыть другим значение освоенных им технологических способов деятельности. Он ставит цель развивать способности при освоении необходимого предметного содержания, составляет пошаговый план действий, затем воплощает его в рабочих слайдах, наконец, анализирует результат и путь, который привел к нему. Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность с использованием ИКТ обеспечивает условия для проявления творческого начала. Например, на уроках окружающего мира, ОРКСЭ, чтения дети сами готовят проектные презентации. (Приложение5) Работа учащейся 4 класса Биктяшевой Рульвины была представлена на школьной и районной научно-практической конференции. На уроке окружающего мира с первоклассниками мы начали проектную работу «Профессия моих родителей». Дети с желанием подключились к этой работе и хорошо выступили перед своими одноклассниками. (Приложение1)

2.4 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ использования ИКТ

Каковы же результаты использования ИКТ на моих уроках? · Рост положительной мотивации на уроках; · Повышение уровня использования наглядности на уроке; · Повышение производительности учебно-воспитательного процесса; · Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;

Самое главное - это повышение интереса к учебе. Мои ученики хорошо делают тесты, участвуют и побеждают на предметных олимпиадах, успешно участвуют в конкурсах, в конкурсах исследовательских работ.

В Международном игре-конкурсе «Русский медвежонок- 2009» участвовали 4 обучающихся, а в «Русском медвежоноке-2011» -8 обучающихся. В 2011 году в Молодежном чемпионате «Старт» приняли участие 11обучающихся. В 2009 году на районном конкурсе «Моя родословная в стихах и прозе» Ярмиев Денис занял 1 место, на районной олимпиаде по русскому языку Мингазова Лилия-1 место.В творческом конкурсе, посвященный Дню республики,450-летию добровольного присоединения башкирских племен в состав Русского государства, в номинации «Сочинение» и «Рисунок» Салаватов Линар и Мингазова Лилия стали призерами. В районном конкурсе сочинений, посвященный Дню Республики и Году укрепления межнационального согласия в Республике Башкортостан, Биктяшева Рульвина заняла 2место. Публикация в сборнике « Пою мою республику» -2011год. Личным вкладом в повышение качества образования считаю участие в педагогических конкурсах и мероприятиях на районном уровне:

2007-2008 учебный год - «Учитель года начальных классов-2008».Победитель в номинации «За преданность к профессии»; 2010-2011 учебный год - « Учитель года башкирского языка и литературы -2011» , победитель в номинации « За педагогическое мастерство». И все же, при очевидности положительного результата, нельзя не сказать о проблемах, которые возникают при использовании ИКТ в обучении:

  • Подготовка к уроку требует много времени, т.к. учителю необходимо тщательно просмотреть и выбрать нужный материал из различных источников, создать презентацию, а порою - и индивидуальные задания.
  • Отсутствие персональных компьютеров в учебном кабинете, несмотря на быстрое компьютерное оснащение школ.
  • Существующее программное обеспечение не подходит для полноценного использования в начальной школе, в лучшем случае возможно лишь использование отдельных модулей.
  • Дополнительная нагрузка на зрение и опорно-двигательный аппарат учащихся. Эта проблема порождает необходимость дозированного использования компьютера в начальной школе, доказывает важность обучения детей культуре общения с компьютером, осознанию того, что компьютер - это инструмент для получения знаний.




























Заключение

Урок с применением ИКТ требует от учителя немалой подготовки методических материалов, зато составленные таблицы, схемы, наглядные пособия могут многократно работать на следующих занятиях. Это помогает улучшить организацию урока, разнообразить его формы, повысить качество контроля знаний учащихся. Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют познавательную деятельность учеников и позволяют организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне. Дети моего класса с удовольствием воспринимают использование современных информационных технологий. Количество домашних компьютеров детей класса с каждым годом увеличивается. Родители с удовольствием помогают ребятам в подготовке и в работе над проектами. Значит, родители понимают значимость ИКТ в жизни современного ученика и работают в единстве со школой.

























1. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. // Начальная школа плюс До и После. 2007. №7. С. 32-34. 2. Горячев А. В. Программа по информатике и ИКТ для начальной школы в образовательной системе «Школа 2100». //Информатика и образование. 2007.№10. С.3-13. 3. Ефимов В. Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников // Начальная школа». 2009. №2. 4.Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии. «Начальная школа». №9 2009г 5.Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009г 9.Могилёв А.В. Интернет -проекты в системе образования. Справочник заместителя директора школы. №8 2012г. 10. Колесникова Ю. А. Первое место - компьютеру. //Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №7. - С. 34 - 37
Интернет ресурсы. center.fio.ru/som В разделе «Начальная школа»:
  • разработки к урокам;
  • новинки литературы;
  • программы по предметам;
  • официальные документы.

- Газета «Первое сентября»
nsc.1september.ru/ «Начальная школа»:

  • Избранные материалы газеты "Начальная школа". Лучшие публикации. Методические рекомендации, сценарии уроков, примеры тематического планирования по различным учебно-методическим комплектам, сценарии праздников, олимпиады, викторины ...

- Каталог ресурсов на Российском образовательном портале
school.edu.ru/catalog.asp Раздел «Начальная школа»

Творческая работа Использование ИКТ в начальной школеТворческая работа Использование ИКТ в начальной школеТворческая работа Использование ИКТ в начальной школеТворческая работа Использование ИКТ в начальной школеТворческая работа Использование ИКТ в начальной школеТворческая работа Использование ИКТ в начальной школеТворческая работа Использование ИКТ в начальной школе

© 2010-2022