• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок литературного чтения в 3 классе на тему Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Урок литературного чтения в 3 классе на тему Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Цель: Познакомить с творчеством Д. Мамина-Сибиряка, развивать умение анализировать литературную сказку, составлять план к произведению; воспитывать чувство взаимопомощи. Планируемые результаты: предметные: знать сказку, уметь составлять план к произведению, осознавать последовательность и смысл событий; личностные: проявлять эмоции, умения сопереживать герою сказки; системно-деятельностные: применять умение обобщать Тип урока: урок изучения нового материала Материальное обеспечение: слайдовая презентация, дидактический раздаточный материал,. Межпредметные связи: познание мира.

Ход урока I. Организационный момент. Круг радости. Деление на группы (по цвету фигур). II. Мотивация к деятельности. 1. Проверка домашнего задания

- Какие бывают сказки? (литературные, народные)

- Какую сказку мы называем литературной? (это авторская сказка)

- Что общего у литературной сказки и народной? (зачин, концовка, образы животных, которые часто встречаются в народной сказке)

2. Ситуация для открытия темы и постановки цели урока. Загадка: Угадайте, что за шапка: Меха целая охапка. Шапка бегает в бору, У стволов грызет кору. (Заяц) Какими мы обычно видим зайцев в сказках? (робкими, трусливыми, беззащитными) Как вы думаете, о ком пойдёт речь на уроке? -Сегодня мы познакомимся с произведением Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост.» III. Актуализация опорных знаний. -С какими произведениями автора вы уже знакомы? («Серая шейка», «Приёмыш», «Старый воробей», «Лесная сказка») - Что вы знаете о писателе? IV. Усвоение новых знаний. 1. О писателе Д.Н. Мамине-Сибиряке (1852-1912) (рассказывают подготовленные ученик и ученица) Русский писатель Д. Мамин-Сибиряк родился в1852 году. Семья жила бедно, в доме на счету была каждая копейка. Но его родители любили людей, и люди тянулись к ним. По вечерам к ним домой заходили старые фабричные мастеровые. Мальчик ждал их с нетерпением. С ними было интересно, они многое могли рассказать из своей жизни, знали столько сказок и преданий, а иногда кто-нибудь затягивал старинную песню и остальные дружно подхватывали её. Родители научили мальчика любить книгу. Они выписывали для своих детей журнал «Детский мир». В мальчике рано проявилась страсть к литературе. Он зачитывался произведениями Пушкина, Гоголя, Тургенева, Некрасова. С 16 лет он вёл дневник, где записывал свои мысли и наблюдения. В детстве и юности Дмитрий немало исходил глухих деревень, горных рудников и приисков. Знал все тропинки, ведь лес начинался сразу за домом. В творчестве Д. Мамина-Сибиряка особое место занимают произведения для детей. Когда писателю было 40 лет, вышел его известный сборник «Алёнушкины сказки». Этот сборник переведён на многие языки мира. Автор признался: «Это моя любимая книжка - её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное ». Д. Мамин-Сибиряк сам воспитывал свою больную дочь. Каждый вечер писатель усаживался рядом с постелью маленькой дочки и, чтобы успокоить её рассказывал сказки, которые потом вошли в сборник «Алёнушкины сказки».

2. Знакомство с выставкой книг писателя Д. Мамина-Сибиряка

3. Чтение и анализ сказки. Чтение сказки по частям. 1 часть: читает ученик до слов…и вдруг надоело ему бояться -Почему зайцев называют трусами? (У зайцев много врагов: лиса, волк, рысь, да ещё хищные птицы: совы и коршуны.) -Как озаглавим эту часть сказки? ( Зайчик-трусишка.) 2 часть: читает учитель до слов …и все смеются - Объясните, почему зайцам стало очень смешно и весело, ведь они не поверили зайцу? (Смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только хвастается) - Как озаглавим эту часть сказки? (Заяц - хвастун.) Физминутка. 3 часть: читают учащиеся самостоятельно до слов …а этот был какой-то бешеный

Словарно-фразеологическая работа в парах с самопроверкой (сигнальная карта).

Установи соответствие. Объясните свой выбор.

Душа в пятки. Очень испугался.

Язык точно примёрз. Не мог говорить.

Задал стрекоча. Быстро бежал. - Как вы думаете, почему испугались и Заяц, и Волк? -Как озаглавим эту часть сказки? (Заяц - хвастун и волк.) 4 часть: чтение по цепочке - Расскажите, где нашли бесстрашного зайца? (Лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха) -Во что он сам поверил? (Заяц начал сам верить, что действительно никого не боится) -Как озаглавим эту часть сказки? (Храбрый Заяц.)

V. Закрепление знаний и способов действий. 1. -Как автор называет зайца? В начале сказки (Зайчик) Когда начал хвастать (Заяц) В конце сказки (Храбрый Заяц )
2. Работа в группах по карточкам (задания выбирают по цвету своих фигур)

1 группа: Найдите слова, которые описывают действие Зайца:

2 группа: Найдите слова, которые описывают действие Волка: Крикнул на весь лес; расхрабрился; взобрался на пенёк; уселся на задние лапки; увидел волка; подпрыгнул кверху; слышит; остановился; понюхал воздух; начал подкрадываться; близко подошёл; упал со страху; перевернулся; задал стрекоча; бежал; выбился из сил; замертво свалился; вылез; встряхнулся; начал верить, что никого не боится; ходил; проголодался; подумал; начал выглядывать; бежал в другую сторону; ему показалось; убежал

3 группа: Разыграть, как Заяц хвастался, что ничего не боится

4 группа: Работа с пословицами Выберите пословицы к сказке. Объясните свой выбор. Волка ноги кормят. Заяц самого себя боится. Двух зайцев гонять - ни одного не поймать. Заяц трус - и тот охотиться любит. Зайца ноги носят. Трусливому зайке и пенёк волк. Пастух - сторожит, а волк - стережет. Волка ноги кормят. Волка бояться, так и в лес не ходить. Про волка речь, а он навстречь. Волк рыщет, хлеба ищет. Волка кормят зубы, а зайца спасают ноги. VI. Рефлексия. «Дерево чувств». На листе дерево прикрепить к нему листочки соответствующие настроению (зелёный - спокойное, оранжевый - радостное, синий - грустное, фиолетовый - тревожное).

VII. Домашнее задание. Пересказ сказки от имени Зайца

Приложение

Душа в пятки. Очень испугался.

Язык точно примёрз. Не мог говорить.

Задал стрекоча. Быстро бежал.


Душа в пятки. Очень испугался.

Язык точно примёрз. Не мог говорить.

Задал стрекоча. Быстро бежал.

Душа в пятки. Очень испугался.

Язык точно примёрз. Не мог говорить.

Задал стрекоча. Быстро бежал.

Душа в пятки. Очень испугался.

Язык точно примёрз. Не мог говорить.

Задал стрекоча. Быстро бежал.

Душа в пятки. Очень испугался.

Язык точно примёрз. Не мог говорить.

Задал стрекоча. Быстро бежал.

Душа в пятки. Очень испугался.

Язык точно примёрз. Не мог говорить.

Задал стрекоча. Быстро бежал.

Душа в пятки. Очень испугался.

Язык точно примёрз. Не мог говорить.

Задал стрекоча. Быстро бежал.

1 группа

Найдите слова, которые описывают действие Зайца:
Крикнул на весь лес; расхрабрился; взобрался на пенёк; уселся на задние лапки; увидел волка; подпрыгнул кверху; слышит; остановился; понюхал воздух; начал подкрадываться; близко подошёл; упал со страху; перевернулся; задал стрекоча; бежал; выбился из сил; замертво свалился; вылез; встряхнулся; начал верить, что никого не боится; ходил; проголодался; подумал; начал выглядывать; бежал в другую сторону; ему показалось; убежал




2 группа

Найдите слова, которые описывают действие Волка:
Крикнул на весь лес; расхрабрился; взобрался на пенёк; уселся на задние лапки; увидел волка; подпрыгнул кверху; слышит; остановился; понюхал воздух; начал подкрадываться; близко подошёл; упал со страху; перевернулся; задал стрекоча; бежал; выбился из сил; замертво свалился; вылез; встряхнулся; начал верить, что никого не боится; ходил; проголодался; подумал; начал выглядывать; бежал в другую сторону; ему показалось; убежал

3 группа Выберите пословицы к сказке. Объясните свой выбор. Волка ноги кормят. Заяц самого себя боится. Двух зайцев гонять - ни одного не поймать. Заяц трус - и тот охотиться любит. Зайца ноги носят. Трусливому зайке и пенёк волк. Пастух - сторожит, а волк - стережет. Волка ноги кормят. Волка бояться, так и в лес не ходить. Про волка речь, а он навстречь. Волк рыщет, хлеба ищет. Волка кормят зубы, а зайца спасают ноги.





4 группа Разыграть, как Заяц хвастался, что ничего не боится.



© 2010-2022