Конспект урока Падежи имён существительных 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА 3 КЛАСС

«ПАДЕЖИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

(базовый учебник С.В.Иванов)

В ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ











Подготовила

Лютова Любовь Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОБУ «СОШ № 21»









г. Дальнегорск

2014 год

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Падеж имён существительных

(с использованием технологии развития критического мышления) Цель урока: познакомить с системой падежей русского языка, с алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении; тренировать в определении падежа конкретного слова в предложении.

Задачи урока:

  1. Развивать навыки грамотного письма.
  2. Развивать и совершенствовать речь учащихся.
  3. Способствовать развитию мышления, продолжить учить делать выводы.
  4. Продолжить работу над формированием коммуникативной культуры при работе в парах.

Методы обучения:

  • Словесные (беседа, фронтальный опрос);

  • Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);

  • Практические (упражнения);

  • Поисковые (частично-поисковые);

  • Аналитический;

  • Самостоятельной работы учеников.

Форма работы: парная, индивидуальная, фронтальная

Средства обучения: Учебник, компьютер, интерактивная доска, ММП, карточки для парной и индивидуальной работы, словарь, листы самооценки, шкала оценки.

Ход урока.

1.Орг. момент. Настрой на работу.

I. Организационный момент - Начинаем новый урок. Мы спокойны, добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду. Забудьте о ней. Вдохните свежесть и красоту зимнего дня, тепло солнечных лучей. Возьмите за руку сидящего рядом с вами, ощутите тепло его рук. Желаю вам удачного урока.

А начать сегодняшний урок мне хотелось бы со слов А. С. Пушкина:

Слайд 1.

«О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух…»

-Каково значение слова «просвещенье» ?

В Толковом словаре русского языка Ожегова записано: Слайд 3. «Просвещение - знания, образованность, их распространенность» - Как вы думаете, почему мы начали урок с этих слов? (Нам предстоит сделать какие-то открытия, узнать что-то новое. Каждый урок- это открытие чего-то нового.)

Откройте тетради, запишите

Тридцатое января.

Классная работа.

2. Актуализация имеющихся знаний. Стадия вызова.

Слайд 4. Ключевые слова: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог, имя числительное, наречие.

Прочитайте слова. Какое общее название можно им дать? (части речи)

-Какая часть речи лишняя? (предлог)

-Почему? (это служебная часть речи, а остальные- самостоятельные части речи)

Слайд 5. Прочитайте стихотворение и скажите, о какой части речи мы будем сегодня говорить.

Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты -
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты -
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. Мы продолжаем работу в блоке «Как устроен наш язык» и сегодня на уроке откроем его новые тайны, но сначала я попрошу вас поработать с листами самооценки и попробовать оценить свои знания по этому блоку в начале урока. Давайте узнаем, хорошо ли вы знаете существительное, для этого поработаем с таблицей «Верные и неверные утверждения». Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Верно ли, что…». Если вы отвечаете «да», то ставьте «+», если нет, то «».

  • ….. Имя существительное это часть речи?

  • ….. Имя существительное изменяется по родам?

  • …. В предложении имя существительное бывает только главным членом предложения?

  • …. Число это непостоянный признак имён существительных.

  • …. Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые?

  • ….. У имени существительного только один непостоянный признак?

Сверьте свои ответы с таблицей. Слайд 6 и оцените свои успехи на шкале оценки, красным карандашом.

1

2

3

4

5

6

+

+

+

3. Пробуждение интереса к новой теме. Определение темы урока. Постановка учениками собственных целей. Давайте попробуем определить тему нашего урока и поставить задачи. А поможет нам в этом Приём «Инсерт». У вас на партах лежат листочки с текстами. Вы должны прочитать текст и сделать в нём пометы. Слайд 7-8.

Текст для чтения.

Существительное Имя существительное - часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? Выделяют две группы разрядов по значению: собственные и нарицательные. Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные изменяются по числам и падежам. Изменение имён существительных по падежам называется склонением. Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) - падение. Ученые заметили, что имя существительное имеет прямую форму (основную) и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин «склонение». В немецком языке 4 падежа, у финнов - 15, в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Каждый падеж русского языка имеет своё название. В предложении имена существительные обычно выступают в качестве подлежащего или дополнения, но могут быть и любыми другими членами предложения. В соответствии с вашими пометами давайте заполним таблицу. ( Таблица Инсерт на доске)

V

( уже известно)

-

(не согласны)

+

(интересно, неожиданно)

?

(хотим узнать больше)






Оцените свою работу на шкале оценки, синим карандашом.

  • О чём вы не нашли информации
  • Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. Слайд 9.
  • Какие задачи мы должны сегодня решить с вами? (Узнать названия падежей, вопросы каждого падеж. Начать приобретать навык определения падежей имён существительных, навык в правильном употреблении падежных форм имён существительных. Развивать навыки грамотного письма).
  1. Осмысление.
На прошлом уроке мы узнали, что изменение формы имени существительного называется изменением по падежам. Откройте учебник. а) Найдите урок 78. Давайте выполним упражнение 1. На месте пропусков ставьте слово река в нужной падежной форме. Почти каждая ………… начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ………………. . Начало ……………… называется истоком. То место, где ……………. впадает в море, озеро или другую ……………., называется устьем. Слова для справок: река, реки, реку, реке, рекой (Упражнение 1 повторяет понятие «падежная форма», отрабатывает умение поставить слово в форму нужного падежа. Выполняется фронтально устно.) б) Работа с рубрикой Давай подумаем! (Рубрика «Давай подумаем» предлагает учащимся еще раз самостоятельно сформулировать вывод: имена существительные включаются в предложение в определенной форме падежа (падежной форме). Падеж помогает существительным изменять свою форму, для того чтобы они стали членами определенного предложения. Рубрика «Обрати внимание» обобщает ответы учащихся, высказанные во время работы с рубрикой «Давай подумаем».)
Оцените свою работу на шкале оценки зелёным карандашом. Сегодня мы познакомимся с названиями падежей, их вопросами и вспомогательными словами. Рассмотрите таблицу падежей. Слайд 10. в) Пользуясь таблицей падежей имён существительных, попробуйте выполнить упражнение 2. (Упражнение 2, тренирует в определении падежа имён существительных. Выполняется фронтально письменно. Учащиеся поочередно выходят к доске, задают вопрос, записывают словосочетание и вопрос, определяют падеж.) г) Составление алгоритма определения падежа имени существительного в предложении. Мы определяли с вами падеж существительных в словосочетаниях. А если это существительное находится в предложении, то оно является каким-то членом предложения. Тогда к нему можно задать два вопроса: падежный и как к члену предложения. Как определить падеж имени существительного? Давайте, не обращаясь к учебнику, попробуем составить пошаговый алгоритм определения падежа существительного в предложении. Физминутка: Собрать слова и составить предложение Спишите предложение. Я стоял на берегу реки и любовался красивым закатом. Вам надо определить падеж выделенных имён существительных. Что выбудете делать сначала? (Надо найти слово в предложении, к которому относится существительное.) Какой вопрос будем задавать в первую очередь? ( Вопрос к имени существительному вопрос как к члену предложения.) Какой вопрос нужно задать для того, чтобы определить падеж имени существительного? (Нужно задать падежный вопрос из таблицы.) А чем мы воспользуемся для проверки? ( Подставим для проверки вспомогательное слово.) Таким образом, для правильного определения падежа имени существительного в предложении, необходимо выполнить все перечисленные действия и обязательно в определённом порядке. Слайд 11. (Логическая цепочка) 1.Найди слово в предложении, к которому относится существительное. 2. Задай от этого слова к имени существительному вопрос как к члену предложения. 3. Задай к имени существительному вопрос как к части речи (то есть задай падежный вопрос). 4. По падежному вопросу и окончанию определи падеж. Для проверки подбери вспомогательное слово. д) Закрепление. 1) Запишите предложения и определите падеж выделенных имен существительных. (работа по вариантам) 1 вариант: В тайге растет кедр. 2 вариант: Тропинка ведет к ручью. Оцените свою работу на шкале оценок жёлтым карандашом.

2) Игра «Эстафета» (Участвует весь класс, разбитый на 3 команды по рядам.

Каждый ряд получает карточку со словосочетанием по числу уч-ся. Каждый ученик должен письменно определить падеж одного существительного и передать карточку соседу или сидящему сзади. Последний в ряду возвращает карточку учителю.)

  • 1-й ряд. Растет на дереве, сидит за партой, поднялся в воздух, встретил брата, подарил товарищу, поставил на стол, читали о природе.

  • 2-й ряд. Зашел к другу, горжусь Родиной, мечтаю о лете, жил за рекой, закрыл кран, катиться с горки, пришёл из школы.

  • 3-й ряд. Лежать на траве, шли по дороге, любуюсь природой, петь песню, растет у забора, сидеть за столом, написала подруге.

  1. Рефлексия.
Какие задачи мы должны были решить на уроке? Смогли ли мы достичь поставленных целей. Давайте заполним последний столбец таблицы ЗХУ (Узнали.) Блиц-опрос.

Используйте для ответов страницы учебника.

  • Сколько падежей в русском языке? (6)

  • Перечислите их.

  • Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные)

  • Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)

  • Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)

  • В каком падеже имя существительное является в предложении

подлежащим? Давайте снова вернёмся к листам самооценки, оцените свою работу по теме нашего урока в конце урока.

Домашнее задание:

Сделать памятку «Падежи имён существительных», придумать сказку «Как появились названия падежей имён существительных.»






























© 2010-2022